«Наш театр». Маленькие и большие секреты Литературии. Проверочная работа №1. 1 класс УМК "Перспектива".
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Вознюк Алла Алексеевна

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Наш театр207.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока.

Предмет: литературное чтение.

Класс: 1  класс

Тема урока: «Наш театр». Маленькие и большие секреты Литературии. Проверочная работа №1

Тип урока: усвоение новых знаний.

Учитель: Вознюк Алла Алексеевна

Цель: создать условия для развития интереса к литературному творчеству и чтению; развитие речевых умений, фонематического слуха.

Задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского; учить различать народные и авторские сказки; инсценировать отрывок из сказки «Айболит»; учить выделять слова автора и действующих лиц; отработать выразительное чтение через решение различных исполнительных задач; формировать понятие о дисциплине и порядке.

Планируемые результаты обучения:                    

Предметные: умение читать выразительно, умение читать по ролям, умение анализировать художественное произведение, творчески реализовать собственное отношение к героям в процессе подготовки и проведения инсценирования

Личностные: интерес к учебному труду, анализировать   поступки героев произведения, соотносить их с реальными жизненными ситуациями, делать свой нравственный выбор, внимание к переживаниям других людей, сопереживание, формирование позитивной самооценки.

Метапредметные:        

Познавательные: умение анализировать и сравнивать произведения, строить логические рассуждения при анализе собственного выбора средств выразительности

Регулятивные: умение самостоятельно оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей, принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: умение высказывать своё отношение к литературным произведениям и героям, ориентироваться на позицию партнёра, вырабатывая общую позицию, слушать и слышать собеседника, вести диалог                            

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, работа в парах    

Образовательные ресурсы:  

1.Учебник Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, В.Г. Горецкий Литературное чтение.1 класс (1-4). М.: «Просвещение», 2016г. в 2-х частях.

2.Мультимедийная установка для просмотра презентации

3. Презентация к уроку

4. Выставка книг

Ход урока.

Этап урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

Цель этапа урока: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне.

Чтение девиза.

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, у нас есть девиз. Давайте его повторим.

К чтению готов наш класс,

Нет бездельников у нас!

Ребята, какие задачи перед нами стоят на каждом уроке чтения? Давайте дополним девиз урока универсальными учебными на этом уроке: действиями, которые будем учиться совершать.

Тексты будем мы ........,

Рифму к слову ............,

На вопросы ...............,

И, конечно, без сомненья,

Речь при этом ..............!

(Слова-подсказки: читать, подбирать, отвечать, развивать)

Приветствуют учителя. Хором произносят слова девиза.

Коммуникативные:

развивается умение приветствовать учителя, договариваться с одноклассниками, соблюдать правила поведения и общения.

Личностные: 

смыслообразование (установление учащимися связи между целью деятельности и ее мотивом), умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами, этическая ориентация.


Актуализация знаний

Цель этапа урока:     выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Постановка учебной задачи

Цель этапа урока: обсуждение затруднений, проговаривание темы и цели урока

Усвоение новых знаний и способов действий

Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение способов действий

Беседа.

Беседа о писателе К. Чуковском

-Знаете ли вы чей это портрет? (Это К.И. Чуковский)

-Кто сможет назвать произведения, которые написал Чуковский?

-Кто догадался какова тема нашего сегодняшнего урока?

- Зная тему урока, поставьте цель урока.

Продолжите фразы:

Познакомиться ... (со сведениями из жизни К.И. Чуковского).

Учиться правильно ... (и выразительно читать “Доктор Айболит”).

Проанализировать ... (новое произведение)

- Ребята, сегодня мы поговорим о творчестве человека, произведения которого знакомы вам с раннего детства.  

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

- А сказки, которые он писал зародились случайно.

- Первым появился "Крокодил". Заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его в ночном поезде домой, и чтобы хоть чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать:

Жил да был Крокодил.

Папиросы курил,

По-турецки говорил -

Крокодил, Крокодил Крокодилович...

- А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилась на свет... попробуйте догадаться какая сказка? (“Федорино горе”)

Узнают портрет К.И. Чуковского.

Отвечают на вопросы

Формулируют тему. Ставят цель по опорным словам.

Узнают биографические сведения о писателе.

Регулятивные:

целеполагание, как постановка учебной задачи (формируется умение определять и формулировать цель на уроке)

Личностные: 

проявляется познавательная инициатива.

Коммуникативные:

слышать и слушать других, выражать свои мысли

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи

 Личностные:

формируется нравственно-этическая ориентация (оценивание усвоенного исходя из социальных и личностных ценностей).

Познавательные

формирование умения работать с информацией( отбирать, анализировать ее).

Коммуникативные:

слышать и слушать друг друга, полно и точно выражать свои мысли, договариваться и находить общее решение.

Регулятивные:

соотносить свои знания с предлагаемыми заданиями


Цель этапа урока:  избежать перегрузки и переутомления учащихся, сохранить мотивацию учения

Викторина “Сказки Чуковского”

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку
В Африку гулять. (Бармалей).
 

А слониха-щеголиха
Так отплясывала лихо
Что румяная луна
В небе задрожала. (Тараканище).
 

Не стерпел медведь,
Заревел медведь
И на злого врага налетел медведь. (Краденое солнце).
 

И к полосатым
Бежит он тигрятам
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам. (Доктор Айболит)
 

Сапоги скрипят,
Каблуки стучат.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. (Муха-Цокотуха).
 

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой…  (Мойдодыр) 

Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…

Но только я лёг –

Звонок!    (Телефон) 

Отвечают на вопросы.

Познавательные:

формирование умения работать с информацией и текстами

Регулятивные:

развитие саморегуляции, контроля, коррекции.

Личностные: нравственная ориентация

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, учёт позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участие в коллективном обсуждении.

.

Выставка книг К.И. Чуковского

Работа в парах

Конкурс инсценировки

Все эти сказки вы можете прочитать уже сами, ведь все буквы вы знаете. Обратите внимание на эту выставку книг, которую я подготовила для вас к сегодняшнему уроку. А особенно я хочу познакомить вас с книгой Корнея Ивановича Чуковского «От двух до пяти» (слайд).

А сейчас я предлагаю вам поработать в парах. У вас на партах лежат карточки с диалогами для инсценировки. Распределите роли и разыграйте сценку.

Карточка 1

- Вчера была сырая погода.

- А разве сегодня вареная?

Карточка 2

— Вот выпадет снег, ударят морозы...

— А я тогда не выйду на улицу.

— Почему?

— А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 3

— Наденька, скажи слово «рыба».

— Окунь.

Карточка 4

— Мама, ты была девочкой?

— Да, была.

— В школу ходила?

— Ходила.

— А с кем я дома оставался?

Карточка 5

— Что это ты шепчешь собаке?

— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.

Карточка 6

— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.

— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?

Карточка 7

- Сколько тебе лет?
- Скоро восемь, а пока три.

Карточка 8

- Мама, утки утьком идут!
- Гуськом.
- Нет, гуси - гуськом, а утки - утьком.

Карточка 9

- Вот зимой выпадет снег, ударят морозы...
- А я тогда не выйду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.

Карточка 10

- Мама, что такое война?
- Это когда люди убивают друг друга.
- Не друг друга, а враг врага!

 Учащиеся представляют книги. Чуковского сопровождая их небольшими рассказами

Инсценировка диалогов

Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения.

Познавательные: формирование умения слушать и выполнять действия по определенному плану

Регулятивные: владеть навыком самоконтроля.

Коммуникативные: сотрудничать в совместной деятельности

Физминутка

Осуществление профилактики утомления

Славный доктор Айболит,

Что под деревом сидит, (Приседание)

Лечит всех зверей в лесу,

Даже старую козу. (Изображают козу)

Вот бежит к нему зайчонок, (Прыгают)

Громко топает слоненок. (Топают ногами)

Вот летит, жужжа, пчела: (Изображают пчелу)

- Ох, разболелась голова! (Качают головой)

Добрый доктор Айболит

Лечит всех зверей и птиц. (Хлопают в ладоши)

Совместное выполнение физических упражнений

.

.

Первичное закрепление

Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение прочитанного

Предварительное прогнозирование содержания.

Чтение учителем

Проверка предположений и первых впечатлений.

Развитие кругозора.

- Скажите, а какая из сказок Корнея Чуковского на экране?

- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит.

Откройте учебник стр.24, прочитайте название сказки, кто главный ее герой, какие два слова мы слышим, произнося Айболит? Ай и Болит.

 Когда мы произносим эти слова? -Когда мы нездоровы и нуждаемся в помощи докторов.

- Помните ли вы как начинается сказка?

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

-А теперь я продолжу, а вы подумайте, какие непонятные слова встретились в этом отрывке.

Что такое, неужели…

-Какие слова были непонятны?

 -Все эти слова-это название болезней.

-Обратите внимание на глобусе и на карте, доктор Айболит ищет эти отдаленные места.

-Какие персонажи встретились в этом отрывке-Каким вы представили представили доктора Айболита?

-Совпадают ли ваши предположения с иллюстрациями в учебнике?

-А теперь самостоятельно прочитайте продолжение сказки в учебнике. Возьмите карандаш и распределите роли.

Рассматривают иллюстрации, высказывают предположения.

Читает наизусть подготовленный ученик

Слушают чтение учителя, подчеркивают непонятные слова.

Отвечают на вопросы.

Самооценивание.

Познавательные:

развитие навыка чтения, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений и доказательств.

Регулятивные:

развитие саморегуляции (умение слушать), умение дополнять, уточнять высказанные мнения.

Личностные: 

нравственная ориентация, умение выражать своё отношение к содержанию прочитанного, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается

Коммуникативные:

владение монологической речью, умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Самостоятельная работа (применение знаний и способов действий)

Цель этапа урока: решение устных задач и обсуждение проекта решения.

Самостоятельное чтение с заданием.

-Представьте, что мы режиссеры спектакля, давайте будем читать текст и определять кому принадлежат эти слова, как и с какой интонацией нужно читать их.

-Давайте прочитаем сказку по ролям.

-Ребята, что необходимо соблюдать при чтении роли? (правильно, вовремя и выразительно читать свои реплики).

-Оцените свое выступление и выступление своих одноклассников. По вашим аплодисментам мы все поняли.

-Что бы вы посоветовали своим одноклассникам делать, чтобы добиться выразительного чтения?

-Чем закончилась сказка?

Весь класс читает и выделяет слова автора, доктора Айболита и зверят

Читают по ролям.

Аплодируют участникам, анализируют и оценивают работу одноклассников

Читает наизусть подготовленный ученик

Личностные:

формирование нравственного взгляда, развитие доброжелательности и внимательности к людям, готовность оказать помощь тем, кто в ней нуждается, формирование творческих способностей.

 Регулятивные:

 планировать своё действие с учётом поставленной задачи, умение взаимодействовать в группах

Познавательные:

Умение выразительно  читать по ролям, при этом показывая  своё отношение к  героям,

контроль и оценка процесса и результатов деятельности, структурирование знаний; ориентироваться в своей

системе знаний, извлекать информацию, предоставленную в разной форме.

Коммуникативные:

Согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать другие мнения.

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта

 Рефлексия деятельности

Цель: осознание учащимися своей  учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

Выполнение проверочной работы после предварительного проговаривания.

Установите соответствие между репликой литературного персонажа и интонацией.

 - Давайте вернемся к учебным задачам, которые мы     определили в начале урока.

- Достигли ли мы поставленной цели?

- Что вам в этом помогло?

- Было ли вам в процессе урока легко и интересно?

- Что было сложно выполнять?

- Где пригодятся знания, полученные на уроке?

Выполняют самостоятельную работу

 Анализируют свою работу на уроке.

Познавательные:

контроль и оценка результатов деятельности

Регулятивные:

планировать свое действие с учетом поставленной задачи

Личностные:

смыслообразование, нравственно-эстетическая ориентация.

 Личностные:

формируется самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные:

оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные:

умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

развивается самоопределение, самооценка.

Приложение 1

Приложение 2

Литературный персонаж

Реплика

Интонация

Айболит

- Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?

Звери

-Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, холерина,

Дифтерит, аппендицит,

 Малярия и бронхит

Звери

-Приходите же скорее,

Добрый доктор Айболит!

Айболит

- Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу!

Айболит

-Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?

Звери

-Мы живём на Занзибаре,

 В Калахари и Сахаре,

На горе Фернандо – По,

Где гуляет Гиппо – по

По широкой Лимпопо

Слова для справок: жалобно; с уверенностью в голосе; просительно; с тревогой в голосе; выразить удивление, вопрос, озабоченность; жалобно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Самостоятельная работа . учащиеся повторяют и обобщают изученный материал; равивают умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их , творческие способности , речь, память , мышл...

УМК Перспектива Технологическая карта по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»

Тема: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Контрольная работа»Цели деятельности учителя: повторение и обобщение изученного материала по разделу; развитие умений находить средст...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.» (УМК Перспектива, 2 класс)

Тема урока: «Маленькие и большие секреты страны Литературии. Люблю всё живое.»Тип урока: рефлексияЦель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Люблю...

Технологическая карта урока литературного чтения Маленькие и большие секреты страны Литературии «Мои самые близкие и дорогие» (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: углубление и расширение содержания изученных произведений раздела «Мои самые близкие и дорогие»; повторение рассказов по разделу, стихотворений.Задачи урокаДидактические:Способ...