План-конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Чудесный мир классики. Изучение стихотворения А.С Пушкина «Няне» (1826 г.)"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Фурсова Маргарита Валерьевна

Конспект урока литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_konspekt.docx35.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературное чтение

УМК: «Начальная Школа XXI века» 3 класс

(Виноградова Н.Ф, Литературное чтение, 3 класс 1 ч. стр. 115-119)

Организационно-деятельностный компонент:

Дата: 14.10.2021 г.

Время: 10:50 - 11:30

Место: МАОУ СОШ №1, кабинет № 2

Класс: 3 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Чудесный мир классики. Изучение стихотворения А.С Пушкина «Няне» (1826 г.)

Цель: Познакомить обучающихся со стихотворением А.С Пушкина «Няне».

Задачи:

Образовательные: углубить и расширить представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина, обучить детей умению понимать эмоционально-образное содержание стихотворения, обучить детей осмысливать значение устаревших русских слов, обучить умению выразительно и эмоционально читать стихотворение.

Развивающие: способствовать развитию познавательной активности обучающихся, произвольного внимания, воображения, произвольной памяти, наглядно-образного мышления; совершенствовать навык выразительного чтения (правильность, сознательность, выразительность, беглость); развивать связную речь, любознательность, умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, уметь выделять жанровые особенности лирического стихотворения; развивать читательскую самостоятельность, расширять кругозор,  словарный запас.

Воспитательные: формировать эстетические (видеть и ценить красоту природы) и  нравственные (уважение к старшим, ценность человеческой жизни) представления.

Здоровье сберегающие: соблюдать СанПиН, гигиенические условия в кабинете, чередовать виды деятельности, применять методы, способствующие активизации учебной деятельности обучающихся, создавать положительный эмоциональный микроклимат (позитивный психический и эмоциональный микроклимат), применять на уроке ТСО и ИКТ в соответствии с гигиеническими нормами, проводить физминутки.

Планируемые результаты:

Личностные: понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают; высказывают свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: ориентируются в учебнике; находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делают выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: определяют и формируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; учатся высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; составляют план решения учебной проблемы совместно с учителем; в диалоге с учителем вырабатывают критерии оценки и определяют степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Формирование коммуникативных  универсальных учебных действий: оформляют свои мысли в устной и письменной форме; слушают и понимают речь других; выразительно читают текст; договариваются с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следуют им; учатся работать в паре, группе; выполняют различные роли.

Предметные: умеют прогнозировать содержание произведения, читают вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивают темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимают на слух художественное произведение; умеют работать со словариком учебника.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, проектор, презентация, рабочая тетрадь.

Содержательный компонент урока:

Ход урока:

I. Организация начала урока.

1) Здравствуйте, ребята! Я рада нашей с вами встрече! Зовут меня Маргарита Валерьевна. Сегодня мы с вами продолжим знакомиться c творчеством великого русского писателя А.С Пушкина.

2) Давайте проверим все ли у нас готово к уроку. Сегодня нам с вами понадобится учебник, тетрадь для классных работ, карандаш и ручка. Готовим рабочее место для занятия, всё лишнее убираем!

3) Ребята, звонок прозвенел, урок начинается!

Давайте дружно встанем, выдохнем и вдохнем, и сядем на свои места. Всё своё внимание переводим на меня.

II. Актуализация умений и знаний.

У: Ребята, скажите, какое стихотворение вы учили дома наизусть?

Д: Стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер»

У: О чём оно?

Д: О том, как в один из зимних вечеров поэт слушал сказки няни, а за окном была слышна буря. Он сравнивает бурю то со зверем, то с маленьким ребёнком, то с запоздалым путником. Обращается к своей няне, к доброй старушке, чтобы она рассказала ему сказку.

У: А теперь прочитаем стихотворение наизусть (6-7 человек) и постараемся предать в своём чтении настроение и чувства поэта.

Чтение наизусть

Оценка «5» - твёрдо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.

Оценка «4» - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка «3» - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвёрдое усвоение текста.

Оценка «2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Д: Чтение стихотворения наизусть.

У: Оцените чтение товарищей. Кому из ребят удалось наиболее ярко предать настроение поэта?

Д: Высказывание учащихся.

У: Как вы думаете, какие чувства питал поэт к своей няне?

Д: Он очень любил свою няню, уважал её. Он относился к ней с нежностью, благодарностью и сочувствием. Няня сыграла важную роль в жизни Пушкина – она открыла ему мир сказок, была внимательной и заботливой к Александру Сергеевичу.

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

  1. Работа в группах.

У: Игра «Угадай-ка!». На экране даны имена близких и родных людей для А.С. Пушкина. Вам нужно отгадать, кем они были поэту. Будем работать в группах.

У: Осип Абрамович, Мария Алексеевна, Лев Александрович, Ольга Васильевна, Сергей Львович, Надежда Осиповна, Арина Родионовна.

Д: Отвечают на задание учителя.

  1. Фронтальная работа.

У: Ребята, сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством А.С. Пушкина. Как вы думаете, кому посвящено следующее стихотворение Пушкина?

Д: Следующее стихотворение, с которым мы будем знакомиться, посвящено няне А. С. Пушкина.

У: А поможет вам высказывание замечательного человека, писателя И. С. Аксакова: (Слайд 2) «Так вот кто первая вдохновительница первая муза первого истинно русского поэта, это – няня. Да будет же ей, этой няне, от лица русского общества вечная благодарность».

У: Так с чем же мы познакомимся сегодня на уроке?

Д: Предполагаемые ответы детей (Мы будем изучать стихотворение А.С. Пушкина «Няне»).

У: Да, действительно, наш урок мы посвятим простой русской женщине, крестьянке, няне А. С. Пушкина. У него много стихотворений, в которых он пишет про свою няню.

У: А чему мы сегодня на уроке с вами научимся?

У: Сегодня мы будем учиться выразительно читать, анализировать стихотворение А. С. Пушкина «Няне».

IV. Открытие новых умений, знаний.

1.Подготовка к первичному восприятию. Слово учителя.

У: Как звали няню поэта?

Д: Няню звали Арина Родионовна.

У: Что вы знаете об этой женщине?

Д: Она была доброй женщиной с истинно русской душой, оказала огромное влияние на развитие творчества поэта.

У: (Слайд 6)

Арина Родионовна Яковлева (в замужестве Матвеева) родилась в 1758 году в Петербургской губернии в семье крепостных крестьян. С 1759 г. это село стало принадлежать Абраму Петровичу Ганнибалу (прадед Пушкина).

В дом Пушкиных Арина Родионовна была взята в 1797 г. нянькой при рождении первенца. Этим первым ребенком была старшая сестра поэта Ольга. Арина Родионовна вынянчила всех детей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных. (Слайд 7) Когда ей и ее детям дали вольную, она отказалась от свободы и осталась жить в семье Пушкиных до последних дней. Она умерла в доме Ольги Сергеевны Павлищевой (Пушкиной) в 1828 г.

В памяти воспитанников Арина Родионовна осталась как добрая, любящая и очень много знавшая женщина. Она «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками», - вспоминала Ольга Сергеевна. Пушкин слушал в ее исполнении народные песни. Он отразил это в стихотворении «Зимний вечер»:

Спой мне песню, как синица    

Тихо за морем жила;                                                        

Спой мне песню, как девица                                        

 За водой поутру шла.

(Слайд 8) Арина Родионовна нежно любила Александра Сергеевича, была рядом с ним и в радости, и в горе. Он отвечал взаимностью.

(Слайд 9) Биограф Пушкина П.В. Анненков сообщал: "Арина Родионовна принадлежала к типичнейшим и благороднейшим лицам русского мира. Соединение добродушия и ворчливости, нежного расположения к молодости с притворной строгостью оставили в сердце Пушкина неизгладимое впечатление. ...Весь сказочный русский мир был известен ей как нельзя короче, и передавала она его чрезвычайно оригинально".

Ей поэт посвятил свое стихотворение «Няне». Послушайте его. (Слайд 10)

2.Первичное восприятие текста. Чтение учителя.

У: Чтение учителя.

Д: Слушание учащимися.

3.Проверка первичного восприятия.

У: Каким чувством проникнуто это стихотворение?

Д: Грустным, печальным.

У: Как вы определили его настроение?

Д: Поэт тоскует, поэтому грустно. Он передаёт своё главное ощущение: преданность, любовь, тоску.

У: Какой вы представляете себе няню Пушкина? Опишите.

Д: Очень тихой, спокойной и одновременно волнующейся за своего воспитанника.

У: Как вы думаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?

Д: Наверное, автор что – то не успел сказать о своей няне, о её переживаниях в ожиданиях Пушкина.

У: Правильно, это стихотворение не закончено. Оно неожиданно оборвалось. Многое, наверное, мог еще сказать о своей няне Пушкин. Но и в этом маленьком по объему, «отрывочном» произведении поэт сказал много. Надо просто внимательно вчитаться в текст и постараться открыть его потаенный смысл, авторское отношение к изображаемому.

V. Физминутка.  

У: Перед тем, как мы начнём работать над стихотворением, проведём подготовку к чтению, выполним упражнения для артикуляции и дыхания. (Слайд 5)

У: «Губы трубочкой – губы в улыбочке» - повторите несколько раз.

«Барабаны» - плотно сожмите губы, наполните щёки воздухом, легонько постукивайте по щекам ладошкой, как будто играете на барабане. Не выдувайте воздух – для этого нужно напрягать губы.  

Д: Выполняют дыхательную гимнастику.

4.Вторичное восприятие. Чтение текста детьми. Словарная работа.

У: Прочитайте стихотворение «тихим шёпотом» (учебник с. 118) и постарайтесь глубже определить его настроение.

Д: Самостоятельное чтение учащихся.

У: Какие слова и выражения вам были не понятны при чтении?

Д: Светлица, вороты, всечасно, теснят заботы.

У: Как вы их понимаете? (Слайд 11)

У: Светлица – светлая парадная комната в доме.

У: Спицы – тонкие палочки для вязания.

У: Вороты – старинная форма ворот.

У: Всечасно – всегда, каждый час.

У: Теснят заботы – печалится, переживает.

5.Анализ. Подготовка к выразительному чтению.

У: (Слайд 12) Прочитайте стихотворение вслух, постарайтесь интонационно передать настроение стихотворения.

Д: Чтение учащихся вслух (3-4 человека).

У: Каково же настроение данного произведения?

Д: Настроение пронизывающее, щемящее сердце, грустное.

У: С чем связана эта грусть? Подтвердите свое мнение строчками из текста.

Д: Причина грусти - в одиночестве. Автор подчеркивает заброшенность своей няни в далекой деревне. В полном одиночестве. Она в ожидании смотрит в окно, не приедет ли ее любимец Сашенька. Она боится за него, тревожится.

У: Найдите слова, которые подтверждают, что настроение грустное, тревожное.

Д: «Дней суровых», «одна», «в глуши», «давно, давно», «горюешь», «наморщенных руках», «забытые ворота», «черный отдаленный путь», «тоска, предчувствия, заботы».

У: Все верно. Стихотворение с первой до последней строчки наполнено грустью, тревожным предчувствием, одиночеством.

У: Какой здесь главный образ?

Д: Няни.

У: Он один в этом стихотворении? Есть ли другой образ, с которым няня сравнивается?

Д: Нет. Один образ. Всё стихотворение посвящено няне.

У: Прочитайте еще раз стихотворение, как поэт называет няню?

Д: «Няня», «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».

У: Почему он использует такие разные слова, обращаясь к Арине Родионовне? Разберемся в их значении. Что выражается словом «няня»? Кто такая няня?

Д: Няня заботится о ребенке, одевает его, кормит, гуляет с ним. Няня добрая,

любящая.

У: Но ведь Пушкин был уже не маленьким ребенком. Зачем ему няня?

Д: Она сама не хотела с ним расставаться, любила его, продолжала о нем заботиться, как мать. Она с ним в ссылки ездила, помогала ему.

У: Только ли заботливой няней была Арина Родионовна для Пушкина? Как еще он называет ее? Почему?

Д: Няня была Пушкину настоящим другом, с которым можно было говорить о самом главном, о самом важном и о мелочах - обо всем. Друг не бросит в беде. Он готов разделить и радость, и печаль. Друг - это еще и добрый наставник. Это ласковое обращение.

VI. Физминутка.

У: Ребята, давайте с вами немножко отдохнем и разомнемся! Вставайте все дружно и повторяйте движения!

Потрудились – отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили!

VII. Открытие новых умений, знаний (продолжение).

У: (Слайд 13)

 Почему поэт называет свою няню «голубка дряхлая моя»?

 Попробуйте заменить это выражение похожим по смыслу. (голубка старая, старушка, дряхлая моя.) 

 Прочитайте еще раз первые строки, заменив пушкинские выражения. Какой вариант вам нравится больше? Почему?

Подруга дней моих суровых,

Голубка старая моя! –

Д: Как-то грубо получается, здесь нужно слово «дряхлая». Оно вызывает жалость, нежность.

Подруга дней моих суровых,                              

Старушка дряхлая моя!

Д: Тоже грубо звучит: «старушка» и так старая, да еще и «дряхлая». А «голубка» означает «любимая», это ласковое обращение к кому-либо.

У: Получается, что Пушкин, соединив в одной строчке два таких далеких друг от друга слова: «голубка» - «дряхлая», - смог выразить свою любовь, нежность, заботу о няне. Она совсем старенькая, а живет одна, в «глуши лесов сосновых». Она все еще живет любовью к своему повзрослевшему воспитаннику, тревожится о нем, печалится тяжкими предчувствиями. А ведь ее самой нужна помощь, забота и ласка.

У: (Слайд 14) Мог ли Пушкин ограничиться, назвав Арину Родионовну просто «няней»? Выражает ли это слово всю гамму чувств поэта?

Д: Конечно же, нет. Именно используя данные слова и выражения, поэт показывает свою любовь и привязанность к Арине Родионовне.

У: А теперь прочитаем стихотворение выразительно, показав чтением всю любовь поэта к своей няне.

Д: Выразительное чтение учащихся.

У: А теперь поработаем с рабочей тетрадью на стр. 62, номер упражнений №1,2 самостоятельно.

Д: Открывают рабочие тетради и выполняют упражнения.

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

У: (Слайд 15) Почему стихотворение «Няне» - это послание?

Д: Его стихотворение обращено к любимому другу – няне. Это как бы письмо – послание в стихах.

У: С чем связано грустное настроение стихотворения?

Д: Пушкин очень скучал по своей няне, ему очень хотелось опять быть рядом с ней, почувствовать покой и тишину, послушать сказки няни, которые он так любил.

У: Почему оно заканчивается многоточием?

Д: Наверное, поэт хотел написать то, как няня за него переживала, скучала по нему. Да и у Пушкина было ещё много слов, которые отразили бы его любовь к няне. Ведь его чувства были безграничны. Он любил её как мать, ласково называя мамушкой.

У: Как вы думаете, что чудится няне? (Последняя строка стихотворения)

Д: Ей чудится, что её любимый воспитанник снова с ней рядом, он снова приехал к своей няне.

У: (Слайд 16) Оцените свою работу на уроке.

Продолжите предложение:

Мне понравилось …

Сегодня я познакомился (ась) …

Я научился (ась) …

Урок заставил меня задуматься о …

VIIII. Домашнее задание.

У: Выучить стихотворение наизусть (учебник часть 1 с. 118), рабочая тетрадь с.62 № 1,2.          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс Обобщение к разделу "Зарубежная литература".

План-конспект у уроку литературного чтения 2 класс по учебнику Л.Ф. Климановой Обобщение к разделу "Зарубежная литература".Презентация позволяет подвести итоги знаний  по сказкам зарубежных писат...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  «Е.Л. ШВАРЦ «СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ». Интегрированный урок с элементами профориентации, с применением современных образовательных тех...

План-конспект к уроку литературного чтения 2 класс С.В.Михалков "Мой щенок"

Конспект урока по литературному чтению: "Мой щенок" С.В. Михалков, 2 класс "Школа России"...

Конспект урока литературного чтения 2 класс «ЧЕРТЫ СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА «СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ» И БРАТЬЕВ ГРИММ «СКАЗКА О РЫБАКЕ И ЕГО ЖЕНЕ».

Урок представлен в виде технологической карты с 11 приложениями: кроссвордами,инструкциями от Кота Ученого, тестом, критериями оценивания и заданиями для работы с интерактивной доской....