Конспект урока по литературному чтению на тему: "«Г. Х. Андерсен «Русалочка»", 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект занятия по чтению (4 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсена и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора Г. Х. Андерсена, содержание произведения «Русалочка»;
  • уметь прогнозировать содержание произведения.
  • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                .

                                                                                                                                    ФИ студента: Меркасимова Алина

Класс: 4 «В»                                                                                                                        .    

Кабинет: 206

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: «Г. Х. Андерсон «Русалочка»»

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсона и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • знать биографию автора Г. Х. Андерсона, содержание произведения «Русалочка»;
  • уметь прогнозировать содержание произведения.
  • развитие навыков правильного, выразительного чтения.

Личностные:

  • способствовать развитию интереса к письму, формированию мотивационной основы учебной деятельности;
  • проводить самооценку своих действий;
  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа.

1 мин

- Здравствуйте!

- Посмотрите друг на друга и подарите улыбку.

- Желаю вам сегодня продуктивной работы на уроке.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный: диалог.

Практический: работа в тетради.

3 мин

 Речевая разминка (работа в парах).

-А начнем мы наш урок с речевой разминки. Работать будем со скороговоркой в парах.

-Как вы думаете, что должно стать итогом нашей работы со скороговоркой?

Скороговорка: Тощий немощный Кощей

Тащит ящик овощей.

-Прочитайте: весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно.

-Можем подвести итог? Каков он?

Отвечают на вопросы учителя

Работают со скороговоркой

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: диалог.

5 мин

-Проведем разминку для ума. Разгадайте анаграммы и угадайте героев.

Анаграммы:

одймвокюач - Дюймовочка

аспинрецс - Принцесса

аусакрлоч – Русалочка

-Кто является автором этих литературных героев?

-Какие произведения Г. Х. Андерсена вы читали? Назовите их.

-Сформулируйте пожалуйста тему и задачи урока.

Разгадывают анаграммы

Г.Х.Андерсен

Ответы детей

Г.Х.Андерсен «Русалочка»

Цели: познакомиться с произведением Г.Х.Андерсена «Русалочка», познакомиться с биографией Г.Х.Андерсена.

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

IV.Открытие нового знания

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация, учебник, видеофрагмент.

8 мин

Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена

- Прочитайте название раздела, который мы начнём сегодня изучать.

- Как вы понимаете его?

- Начнём изучение раздела с произведения автора, который жил в Дании. Это знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника.

- Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу для викторины, которую проведём на следующем уроке.

Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.

Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то, ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь».

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым.

В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр.

Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи.

Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него дома был собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к беднякам.

На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».

На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.

В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз переводились и издавались на русском языке.

Слушают учителя и составляют по рассказу материал для викторины

Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

П.: поиск и выделение необходимой информации.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Словесный: беседа.

Наглядный: учебник, учебная презентация.

5 мин

- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

- А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?

- Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

- Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки.

- Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно  все задания,  чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

Русалочку

Ответы детей

Слушают учителя

относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой

слушают учителя

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа.

Наглядный: учебная презентация.

Практический: работа в тетради.

7 мин

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

(на карточках записаны слова и их значение)

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

Работают со значениями слов

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П.: структурирование знаний.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа.

8 мин

- Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168).

- Где разворачивается действие сказки?

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка?

- Как вы думаете, кто была младшая внучка?

- Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171)

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет.

- Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

- Какой праздник отмечали на корабле?

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему?

- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

в море

о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

русалочка, героиня сказки

- бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность

- день рождения принца

- да, потому что на корабле было красиво и ей понравился принц

Р.: контроль в форме сличения способа действий и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

VIII.Рефлексия деятельности

Словесный: беседа.

3 мин

- Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках.

- Итак, на этом остановимся. Сейчас похлопайте те, кто доволен своей работой на уроке. Теперь потопайте те, кому было трудно и что-то непонятно.  А с чем именно возникли трудности?

- Откройте дневники и запишите задание на дом.  (Задаётся по выбору)

(Записано на листочках со словарными словами)

  1. Прочитать сказку дальше (до слов «Дворец был из светло-жёлтого блестящего камня…», с.171-174).
  2. Составить и записать в тетрадь по чтению несколько вопросов по содержанию прочитанного.
  3. Поделить эту часть на части и озаглавить их.

Пересказать эту часть.

Урок окончен, вы большие молодцы!

Записывают домашнее задание.

К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П.:рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:  Н.Носов «На горке» (УМК Школа России) 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению  на тему: Н.Носов «Живая шляпа» (УМК "Школа России") 2 класс...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»"Школа России 4 класс...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Х.К. Андерсен "Ель" (2 урок) 3 класс

В конспекте показана работа с текстом сказки "Ель" на втором уроке. Чтобы проверить как дети усвоили содержание сказки, им предлагается работа с деформированным планом, работа по карточкам....

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Г.Х. Андерсен сказка "Ромашка".

Помещаемый материал будет полезен учителям начальных классов на уроках литературного чтения....

Конспект урока по литературному чтению по теме «С.А. Есенин «Лебёдушка»». (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетенции, в процессе работы над стихотворением С. А. Есенина «Лебедушка».Планируемые результаты:Предметные:знать биографию автора; о...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "«Г. Х. Андерсон «Русалочка»", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство с биографией Г. Х. Андерсона и произведением зарубежной литературы «Русалочка», развитие творческих способностей.Планируемые результаты:Предметные:зна...