Технологическая карта урока по литературному чтению Тема урока Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи». УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

.Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?».

Дидактические:

  • Познакомиться с новым разделом и с произведением Б. Заходера «Что такое стихи?»
  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать произведение, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • Развивать навыки осознанного, выразительного чтения.

 

Развивающие:

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным произведением;
  • Развивать творческое воображение путем интерпретации художественного произведения;

 

Воспитательные:

  • Воспитывать читательскую компетентность через содержания художественного произведения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 30.04.2021

Студентка: Кистанова Анна

Школа: № 95

Группа: 32

Класс: 3-3 

Урок: 1 

Время: 8:00-8:40       

Кабинет: 219

Учитель: Белоярова Татьяна Валерьевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Тема урока: Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи?».

Тип урока: «открытие» нового знания.

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомство с новым разделом и процессе чтения и анализа стихотворения Б. Заходера «Что такое стихи?».

Дидактические:

  • Познакомиться с новым разделом и с произведением Б. Заходера «Что такое стихи?»
  • Формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать произведение, сравнивать свои предположения с замыслом автора;
  • Развивать навыки осознанного, выразительного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным произведением;
  • Развивать творческое воображение путем интерпретации художественного произведения;

Воспитательные:

  • Воспитывать читательскую компетентность через содержания художественного произведения;


ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты (П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

I.Самоопределение к деятельности (1-2мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Метод: Ф

Словесный: учебный диалог

1.Создает эмоциональное поле.

2.Приветствует учащихся.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Анна Николаевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. 

Закройте глазки и повторяйте за мной. - Я настрой себе нашел, повторю сто раз его чтобы быть везучим. Разойдутся тучи. У меня все хорошо – У меня все хорошо – А будет еще лучше! А будет еще лучше!

1.Приветствуют учителя.

2.Проверяют готовность к уроку. 

Л:личностное самоопределение.

Презентация

Слайд 1

II.Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Метод: Ф, И

Словесный: учебный диалог.

1.Выдает артикуляционную гимнастику

Веселая путаница

Есть сладкое слово — ракета,

Есть быстрое слово — конфета,

Есть кислое слово — вагон,

Есть слово с окошком — лимон.

Есть слово колючее — дождик,

Есть слово промокшее — ежик.

Есть слово зеленое — цель,

Есть слово упрямое — ель,

Есть книжное слово — синица,

Есть слово лесное — страница.

Есть слово пушистое — смех,

Есть слово веселое — снег.

М. Пляцковский

— Понравилось вам стихотворение?

Проговорим:

1р. - медленно, 2р. - быстро, 3р. - тихо, 4р - громко.

2.Организует проверку домашнего задания.

3.Осуществляет проверку знаний предыдущего урока.

— Какой раздел мы закончили изучать?

— Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с их героями. Какие произведения вы запомнили из этого раздела?

-Сейчас мы с вами проведем викторины по данному разделу. На слайдах будут появляться отрывки из рассказов, стихотворений, часть рисунка. Ваша задача отгадать название этого произведение.

-Сегодня мы откроем дверь в новый раздел.

- Закройте глаза и послушайте стихотворение Татьяны Коти.

1.Выполняют артикуляционную гимнастику

2.Осуществляют пересказ домашнего текста, опираясь на пункты плана.

3.Отвечают на вопросы:

 

-«Литературная сказка».

Ответы детей

Ответы детей

Ответы детей

Слушают стихотворения

Пред:

Восстанавливать деформированный план к рассказу.

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Р:Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания

Презентация

Слайд 2

Слайд 3-8

III.Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Метод: Ф

Словесный: подводящий диалог.

1.Формулирует с учащимися тему и цели урока.

- Ребята, о чём это стихотворение?

- Когда вы закрытыми глазами слушали стихотворение, что вы представляли?

-Ребята, как вы думаете какой раздел мы будем с вами изучать?

- А для этого давайте расшифруем слова.

ЫZXДSWОLKРMJИRTРDП ЙQAОPLНIOДYTОREРU ЫVWНQSИNТIРOIUАCDК. Надо прочитать не только русские буквы, но и справа на лево.

-Кто скажет какой раздел мы с вами будем изучать?

-Если вы помните, вы уже изучали разделы с таким названием. Как вы думаете, о чем будет этот раздел, какие произведения нам здесь встретятся?

- С одним из произведений мы сегодня познакомился.

-Прочитайте диалог Ани и Вани на с. 138 учебника. Что вы из него узнали?

— Какие слова будут главными в теме урока?

-Прочитайте ещё раз название раздела. Подберите ассоциативный ряд к слову родной.

— О чем предстоит разговор на уроке?

Работа с портретом

-Посмотрите внимательно на портрет автора, кто-нибудь его узнал?

-Что вы знаете о нём?

Сегодня мы с вами познакомимся, с творчеством талантливого писателя с Борисом Заходером.

-На стр.139 прочитайте произведение.

- Значит, тема нашего урока?

-Тему определили, теперь давайте поставим с вами цели на урок по опорным словам

- Познакомиться...

 

- Учиться правильно и …

-Проанализировать... 

-Молодцы!

-Чтобы достичь этих целей давайте спланируем нашу работу.

1.Определяют тему и цели урока.

- О родном крае.

-Природу, одуванчики, небо и т.д.

КАРТИНЫ РОДНОЙ ПРИРОДЫ

Ответы детей

 

- Творчество, стихотворение, рассказ, настроение.

Ответы детей

Высказывают свои предположения

-Это Борис Заходер.

Ответы детей

Картины родной природы. Б. Заходер «Что такое стихи?»

- со сведениями из биографии Б. Заходера

-выразительно читать его произведение “Что такое стихи?”.

-новое произведение.

План

  1. Ответим на вопросы и выясним, что такое творчество, стихотворение?
  2. Прослушаем аудиозапись о писателе.
  3. Прочитаем произведение и проанализируем его.  
  4. Перечитаем произведение по смысловым частям, попробуем о чём говорится в стихотворении.
  5. Определим главную мысль
  6. Сделаем выводы

Пред: самостоятельное формулирование цели и темы урока.

Пред:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. 

К:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.                                                                

Р:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.                                                      Л:

Уметь устанавливать связь между целью учебной  деятельности и ее мотивом.

Презентация

Слайд 9-10

Учебник стр. 138

Слайд 11-12

Учебник с.139

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15-16

IV.Открытие нового знания (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Метод: Ф,И,Г Словесный: учебный диалог, чтение учителем.

Объяснение нового материала.

- Что такое творчество?

-Можно ли объединять писателя и читателя? Приведите примеры
- Можно ли созданные вами книгу, иллюстрацию, написанное сочинение назвать творчеством?

- Посмотрите видеосюжет, можно ли назвать это творчеством?

-Ребята, как вы думаете, что такое стихотворение?

-Ребята, а вы пробовали писать стихи?

-Как вы думаете легко ли писать стихотворение?

-Ребята, давайте посмотрим, как в своем произведение Б. Заходер говорит об этом.

Биография Б. Заходера

Включает аудиозапись о биографии Б. Заходера.

-Прежде чем знакомиться с произведением, давайте поближе познакомимся с автором.

Формулирует задание

Еще я подготовила для вас сведения на карточках. Кому я раздала карточки должны ответить на вопросы.

Включает аудиозапись стихотворения.

-Ребята, давайте прослушаем стихотворение.

-Как вы думаете о чём в нём будет говориться?

-Прочитайте про себя стихотворение и найдите слова где автор отвечает. В какой форме он рассуждает об этом в начале стихотворения?

- Прочитайте эти строки.

-Прочитайте строчки, в которых стихотворение делает оговорку, со слов «Но..»


Динамическая пауза

-приглашаю всех на физминутку.

Слушают новый материал

-Творчество - это такая деятельность человека, в результате которой создается что-то новое, до того еще не существовавшее.

Ответы детей

-это небольшое по объему произведение, созданное по законам стихотворной речи, выражающее душевное переживание.  

Слушают аудио, работают в парах.

Годы жизни, детство, творческая жизнь.

-ответы детей

-читаю стихотворение


-сначала он использует вопросительную форму
- автору отвечает стихотворение
-читают последние 8 строчек

Выполняют соответствующие движения

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (чтение учителя,  аудиозапись).

К:

Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста.

Формулировать ответы на вопросы.

Принимать участие общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации

К:

Уметь воспринимать на слух художественное произведение.

П:

Извлекать информацию, представленную в различных формах (текст).

К:

Формулировать ответы на вопросы.

Формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Слайд 17-20

Слайд 21

Учебник с. 139

V.Первичное закрепление (4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Метод: Ф Словесный: учебный диалог.

Практический:выполнение задания.

Перечитывание рассказа и деление его на смысловые части

Работа с текстом во время чтения

- Прочитайте стихотворение друг другу выразительно. Один за автора, другой за его произведение.

- Прочитайте выразительно. Как нужно читать?

- От чьего имени написано стихотворение?

- Как вы поняли, что же такое стихотворение?

- Все ли слова были понятны?

- Когда мы слышим музыку сердца?

- Когда поёт разум? Может ли разум петь?

- Что такое вдохновение? Когда нас посещает вдохновение? Озарение? Неповторимое повторение? Бессмысленная болтовня? Жду. Приходи

- Что такое творчество читателя и поэта?

- Отвечает ли автор стихотворения на вопрос, который вынесен в заголовок?

- Как бы вы озаглавили это стихотворение? Почему?

- записывают средства выразительности
-ответы детей
- оно написано от имени  автора и стихотворения

-ответы детей

- ответы детей

Презентация

Учебник с.139

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: И Практический:самостоятельная работа.

1.Выдает задание на самостоятельное выполнение

2.Контролирует процесс выполнения

- Приготовитесь читать выразительно. Не забудьте: чтобы прочитать выразительно, надо читать….

-Подготовьте в парах выразительное чтение. Попробуйте передать позиции автора и стихотворения. Сделать вывод.

1.Выполняют самостоятельную работу

- так, как читаешь для себя
-читают стихотворения

Критерии:

  1. Правильность
  2. Выразительность
  3. Темп чтения

Пред:

Уметь самостоятельно  выполнять учебные задания.

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

К: умеют излагать свое мнение.

Л: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Презентация

Слайд 22

VII.Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение ранее изученного

Метод: Ф,И Словесный: учебный диалог

1.Предлагает задание в группах для закрепления темы.

- Какой раздел учебника мы начали изучать?
- С каким, произведение работали?
- Как вы думаете, можно ли эти стихи положить на музыку?

- Кто хочет попробовать прочитать данное стихотворение под музыку?

-Почему автор учебника включил это стихотворения в этот раздел?

-Какие средства выразительности помогают сделать его необыкновенным?

- Какая главная мысль этого стихотворения?

1.Выполняют работу в группе

«Картины родной природы»

Ответы детей

- раскрытие сути поэзии, поиск путей её постижения

П: анализ, синтез, обобщение, аналогия.

П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Презентация

VIII.Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Метод: Ф Словесный: учебный диалог

  1. Подводит итоги урока.

Давайте подведем итоги.

- Какая тема урока?

-Какие цели мы ставили? Достигли мы наши цели?

- Какие 2 понятия мы сегодня изучили

-С каким настроением вы завершаете урок?

2.Оценивает работу учащихся на уроке

Оцените свою работу на уроке.

Используя фразы, закончите ее, оценивая свою работу на уроке.

• было трудно…

• я научился…

• было интересно…

• мое настроение..

1.Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность на уроке.

«Картины родной природы. Б.Заходер «Что такое стихи»

- ответы детей

2.Оценивают себя

Л:самооценка.

Предметныеопределять главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;

Р: оценивают свою работу на уроке; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища.

Презентация

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25-26

Слайд 27


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению Тема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного текстов»

Технологическая карта урока по литературному чтениюТема: «В. Берестов «Хитрые грибы», «Грибы» (Из энциклопедии). Сравнение художественного и научно-популярного ...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Обобщающий урок по теме "Родина"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование знаний обучающихся об истории ВОВ, о ее героях, последствиях и значении для русского народа.Задачи урока:Дидактические:1. Обобщить знания обучающихся по теме «Родина&raq...