Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».

Задачи урока

Дидактические:

•        формирование понятия о жанровых особенностях юмористического произведения;

•        развитие навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие:

•        развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;

•        стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. 

Воспитательные:

•        воспитывать культуру общения,  доброжелательность и чувство доброты;

воспитывать любовь к книгам и чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературному чтению

Дата: 20.04.2021

Школа: МБОУ №152

Класс:

Урок: 1

Время: 14.00-14.40

Кабинет: 209

                Студентка: Абдрашитова Диана Фанильевна

                      Группа: 35

                      Учитель: Евстифеева Наталья Алексанровна

         Методист: Кошкарова Любовь  Сергеевна

Тема урока

М.М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».

Задачи урока

Дидактические:

  • формирование понятия о жанровых особенностях юмористического произведения;
  • развитие навыка вдумчивого чтения, формирования умения работать с текстом.

Развивающие:

  • развивать интерес к чтению, способствовать развитию речи и обогащению словарного запаса детей;
  • стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся на уроке. 

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения,  доброжелательность и чувство доброты;
  • воспитывать любовь к книгам и чтению.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Методы и приемы.

Формы организации учебной деятельности

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Дидактические средства, интерактивное оборудование

 Формируемые

УУД

Самоопределение к деятельности (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на

личностно значимом уровне

Словесный: беседа

Формы организации: фронтальный

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Меня зовут Диана Фанильевна, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь ему. Теперь посмотрите на меня и так же подарите мне хорошее настроение. Спасибо!

1. Показывают готовность к уроку.

-Здравствуйте

Метапредметные:Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные:проявлять мотивы к учебной деятельности, осознавать личностный смысл учения.

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению

 нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: презентация

Форма организации фронтальная

1.Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

- Объясните смысл скороговорки. Почему именно сороки?

-Посмотрите на слайд и прочитайте слова.

        

-Это какие слова? Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

-Слово обладает великой силой. Мне бы очень хотелось, чтобы в вашей речи такие слова были в постоянном употреблении.

 -А как можно назвать  человека, который всегда  говорит такие волшебные слова?

-Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

На доске записаны два слова: Этика, этикет.

-Что общего у этих слов? (однокоренные)

-Кто объяснит значения этих слов?

-В толковом словаре  В. Даля дано такое толкование слов (на слайде).

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика– это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

1.Воспроизведение учащимися умений и навыков.

-болтливого человека сравнивают с сорокой

Читают слова со слайда

-Вежливые, волшебные слова

-Воспитанный человек

-однокоренные

Учащиеся пробуют объяснить

Читают определения

Предметные:

Знать: смысл скороговорки

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях.

Постановка учебной задачи (4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

 Словесный: беседа

Формы организации: фронтальная

1. Умение использовать имеющиеся знания и умения.

 (на слайде портрет  писателя М.М. Зощенко)

-Знаете ли вы этого человека?

- Это М.М.Зощенко. Он всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

- Посмотрите на выставку книг. Писатель создал целые циклы рассказов, адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне».

-С какими произведениями вы уже знакомы? Какие произведения М.Зощенко вы слышали или читали самостоятельно?

-  Попробуйте определить тему урока.

- Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Михаила Михайловича Зощенко. Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности. Произведение называется «Золотые слова».

-Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

-Составим план сегодняшнего урока:

- План:

1. Познакомиться с произведением.

2. Закрепить полученные знания.

3. Поработать самостоятельно.

4. Подвести итоги.

1. Применяют полученные знания и умения.

Высказывают предположения

-познакомиться с его произведением «Золотые слова»

- План:

1. Познакомиться с произведением.

2. Закрепить полученные знания.

3. Поработать самостоятельно.

4. Подвести итоги.

Предметные:

Знать: некоторые произведения писателя.

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач

К: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

1.Знакомство с новым материалом.

- М.Зощенко был писателем – сатириком.  Посмотрим  (на слайде) значение слова – сатирик.

Сатирик  — писатель, осмеивающий современные пороки и слабости.

-В чем отличие произведений М.М.Зощенко?

-Михаил Зощенко умел подмечать в нашей жизни комическое. Он высмеивал недостатки, или как он говорил сам «печальные черты» характеров. В его произведениях многие узнавали себя. Не каждый человек достойно может пережить такую «встречу с самим собой» в рассказе, над которым смеются тысячи читателей.

 - Рассказ «Золотые слова». Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»?

-Когда  нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

-Перед знакомством с текстом обратим  внимание на некоторые слова.

Словарная  работа.

(На слайде записаны слова (в столбик с ударениями), дети стараются пояснить, если они затрудняются, то учитель зачитывает слова в контексте)

Прельщала стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться –сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.    Физминутка 

Читают определение

Отвечают на вопросы

-В переносном значении, потому что слова не могут быть сделаны из золота

-волшебные, ценные

-когда хочешь что-нибудь попросить у человека, пожелать ему добра или поблагодарить

Стараются пояснить значение слов

Выполняют упражнения

Предметные

Знать: план работы на уроке

Уметь: понимать смысл произведения

Метапредметные

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Личностные : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Первичное закрепление  во внешней речи(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

 Формы: парная фронтальная

Словесный метод: беседа

- Откройте страницу учебника 144. Я начну читать рассказ, а вы следите внимательно и будете продолжать. (можно включить чтение по ролям)

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

  1. Читает учитель и хорошо читающие учащиеся.

Прием «Чтение с остановками». Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается  предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми? (свои ответы можно подтверждать словами из текста)

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как,  нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

-Какой жанр произведения?

-Какой рассказ?

-Это юмористический рассказ, я рассказывала вам, что М. Зощенко писал юмористические рассказы.

-Ребята, что такое юмор?

-Какие строчки, слова подтверждают юмор в рассказе?

-Что ещё подчеркивает юмор произведения?

-В чём отличие обычного рассказа от юмористического?

1.Работа с учебником. Читают хорошо читающие учащиеся.

-от имени мальчика Миньки

-им было интересно слушать разговоры взрослых

-дети перебивали его рассказ

-запретил садиться за стол со взрослыми

-не разговаривать, сидеть спокойно и тщательно пережёвывать пищу…

Предположение ребят

-Рассказ

-Юмористический рассказ

-Юмор – это насмешка

Находят по тексту

-Само поведение героев и речь героев

Метапредметные:

Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Предметные: Знать: значение непонятных слов

Уметь: работать с произведением

Самостоятельная работа с самопроверкой

(6-7 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа

действий, индивидуальная ситуация успеха

Практический: викторина

Формы организации: фронтальная; индивидуальная

1.Выполнение самостоятельно задания

2. Организация самопроверки учащимися выполненной работы.

-Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу на карточках.

- Возьмите карточки, подпишите их.

1. Что любили дети, когда были маленькими?
А. Ужинать со взрослыми
Б. Есть конфеты
В. Ходить в магазин с родителями
2. Выберите правильное лексическое значение слова «прельщать»
А. Восторженно радоваться
Б. Испугаться
В. Привлекать, манить, увлекать
3. Как стали вести себя за столом дети, после того как осмелели?
А. Молча уходили после замечания родителей
Б. Вмешивались в разговоры, делали замечания
В. Тихо сидели и внимательно слушали
4. О чём стал рассказывать папин начальник?
А. О плохой погоде
Б. О спасении пожарного
В. О морском путешествии
5. Что Лёля получила от мамы?
А. Конфету
Б. Шлепок
В. Красивую куклу
6. Дети не садились со взрослыми…
А. Два месяца
Б. Три недели
В. Восемь дней

-Сдаём работы, я их проверю и выставлю оценки.

1.Выполняют задание.

  1. А
  2. В
  3. Б
  4. Б
  5. Б
  6. А

Предметные:

Уметь: применять полученные знания

Знать: первую часть рассказа

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение

и закрепление ранее изученного

Практический: упражнение

Формы организации: фронтальная, парная

1.Повторение изученного материала.  

Лексическая работа. Работа в парах.

Учитель: Поработайте в парах и постарайтесь объяснить, как вы понимаете устойчивые словосочетания. У каждого ряда свое задание.

1 ряд «Тараторила без конца» .

2 ряд «Сидела как на иголках» .

3 ряд «Желала загладить происшествие» .

После обсуждения названные ученики дают ответы:

1 ряд «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки.

2 ряд «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3 ряд «Желала загладить происшествие» - исправить положение

1.Выполняют задание.

 

1 ряд «Тараторила без конца» – говорила очень быстро без остановки.

2 ряд «Сидела как на иголках» – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3 ряд «Желала загладить происшествие» - исправить положение

Предметные:

Уметь: применять полученные знания

Знать: первую часть рассказа

Метапредметные:

Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

П: работать по предложенному плану;

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в данных социальных ситуациях

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Форма организации: фронтальная

1. Создание ситуации для оценки учащимися своей деятельности.

- С каким новым рассказом М.Зощенко мы познакомились сегодня?

-Какая была цель на уроке? Как мы ее достигли?

-Прочитав рассказ, какой вывод вы сделали для себя?

-Продолжите высказывания (на слайде)

-До прочтения рассказа я думал(а), что…

-После прочтения я думаю, что…

-Мы сегодня прочитали только часть рассказа, хотелось бы вам дочитать и узнать, что же было дальше?

-Ребята, ваше домашнее задание дочитать рассказ!

-Спасибо за урок! До свидания!

1.Оценка учащимися своей деятельности на уроке.

-Зощенко «Золотые слова»

Высказывают своё мнение

Предметные:

Уметь: анализировать собственную деятельность;

Метапредметные:

Р: адекватно воспринимать оценку учителя;

П: строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Ветхая избушка»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению А.А.Блок «Сны», «Ворона»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемы коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению С.Я. Маршак «Гроза днём»; 3 класс; УМК "Школа России"

Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию конспект урока по литературному чтению....

Технологическая карта урока по литературному чтению Н. Булгаков «Анна, не грусти…» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Н. Булгакова "Анна, не грусти!», понимания текста и специфики его литературной формы.Задача ...

Технологическая карта урока по литературе «М.М.Зощенко «Золотые слова" (УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока: «М.М.Зощенко «Золотые слова»» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористи...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники»...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Золотые слова»" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Золотые слова»Задачи урока...