Технологическая карта урока литературы «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)» 3 класс УМК « Перспективная начальная школа» Чуракова Н.А.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Симакова Вероника Анатольевна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)

Задачи урока

Дидактические:

· учить детей анализировать литературное произведение;

· выделять качества характера героя;

· формировать представление детей о честности, отзывчивости, смелости;

Развивающие:

· при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;

· работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные:

· воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;

· воспитывать уважение к мнению других учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatuy_nekrasov.doc95 КБ
Файл dopolnitelnyy_material.docx12.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧЕНИЯ

Дата: 13.04.21

Школа: МАОУ «МЛ №148»

Класс: 3 «е»

Урок: 3

Время: 9:50 - 10:30         Кабинет: 112

                         Студент: Симакова Вероника

                         Группа: 36

                         Учитель: Ляпина Оксана Валерьевна

                         Методист: Кондратьева Ирина Ивановна

Тема урока: Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся об особенностях характера героя произведения Н. А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова)

Задачи урока

Дидактические:

  • учить детей анализировать литературное произведение;
  • выделять качества характера героя;
  • формировать представление детей о честности, отзывчивости, смелости;

Развивающие:

  • при помощи системы вопросов побудить детей внимательно перечитывать и просматривать текст;
  • работать над развитием речи, мышления;

Воспитательные:

  • воспитывать осознание причастности каждого школьника к результату совместной учебной деятельности;
  • воспитывать уважение к мнению других учащихся.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты

(П М Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа

Проверяет готовность к уроку

Создание эмоционального настроя

Приветствует детей.

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Вероника Анатольевна, и сегодня я проведу у Вас урок литературного чтения. Я рада видеть вас в хорошем настроении, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. Присаживайтесь, пожалуйста.

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу

М: личностное

включение в учебную

деятельность (Р)

Учебная презентация

Актуализация знаний и мотивация

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайдов

Подводит детей к формированию темы урока

- Нам авторы произведенья написали,

Чтобы мы их внимательно читали.

Читая, должны мы героев понять

И через поступки их чувства узнать.»

- Для чего мы этому учимся?

- Что делает человека литературным героем?

- Чем отличаются сказочные герои от героев стихотворных произведений?

Проводит литературную игру

- Посмотрите на экран. Это мой друг Книгочей, он очень любит читать. И кажется он подготовил нам небольшое задание. У Книгочея есть несколько карточек на них есть отрывки из произведений. Но вот авторы произведений не указаны, давайте попробуем соотнести авторов и их произведения. А также вспомним, главных героев этих произведений.

Слушают учителя, отвечают на вопросы

- Для того чтобы понимать чувства героя, его переживания.

- Сказочный герой - выдуманный. Герой стихотворений - может быть реальным человеком.

Желающие называют русских поэтов

Играют, выполняют задания

М:

личностное

включение в учебную

деятельность

Учебная презентация

Постановка учебной задачи

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный:

беседа

Помогает детям сформулировать цель, тему и план урока

Задает наводящие вопросы

- У нас осталась пустая карточка. Кажется, наш Книгочей что-то напутал. Или же… Он не знает данное произведение, и поэтому не может ничего записать на своей карточке.

- Ребята, поможем Книгочею добавить в свою коллекцию ещё одну карточку?

- Отлично! Как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока?

- А какую цель мы перед собою поставим?

Формулирую цель и тему, отвечая на вопросы учителя

- Да.

- Произведение Николая Некрасова «На Волге».

- Познакомиться с произведением Н. А. Некрасова «На Волге», охарактеризовать героя этого произведения.

М: самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной цели

(П);

М: планирование (П)

Учебная презентация

- Совершенно верно. Сегодня на уроке мы познакомимся с Николаем Некрасовым «На Волге». В этом произведении он вспоминает о своем детстве. Хотя пишет и от третьего лица - Валежникова.

«Открытие» нового знания

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Метод: Словесный: диалог, беседа

Фронтальная форма работы

Наглядный слайд

Повторяют биографию Некрасова

- Перед тем как познакомиться с произведением давайте немного поговорим об авторе.

- Что вы знаете об Н. А. Некрасове?

-Где маленький Николай проводил большинство своего времени?

- С кем дружил маленький Николай Некрасов?

- Вы совершенно правы. Некрасов дружил с крестьянскими детьми, с увлечением слушал рассказы местных бурлаков, изучал природу вдоль берегов Волги. Всё это отразилось в его произведениях.

- Я предлагаю вам прослушать одно из его стихотворений. Слушайте внимательно, постарайтесь определить ваше отношение к герою. Мы будем говорить об этом герое более подробно на уроке, вы сможете сравнить или уточнить свои предположения.

Включает аудио с чтением стихотворения

Организует работу в группах

-Нам встретились трудные слова. Книгочей выписал их. Давайте попробуем разобраться с их значением. Сейчас я раздам карточки с определением этих слов. Работу вы будете выполнять в группах. Ваша задача прочитать определения и выбрать одного человека из группы, который сможет рассказать определение всему классу.

- Но перед тем как начать работу, давайте повторим правила работы в группах.

- Кто хочет прочитать?

- Я вижу вы готовы. Тогда приглашаю к доске человека из 1 группы.

- Приглашаю к доске человека из 2 группы.

- Приглашаю к доске человека из 3 группы.

- Приглашаю к доске человека из 4 группы.

- Приглашаю к доске человека из 5 группы.

- Приглашаю к доске человека из 6 группы.

- Вы отлично поработали!

Повторяют биографию Некрасова

Отвечают на вопросы

- (Ответы детей)

- На Волге.

- С крестьянскими детьми.

 

Слушают произведение

Слушают учителя

Повторяют правила работы в парах

По очереди выходят к доске и рассказывают определения

- Бурлак… Глушь …

- Кулик… Челнок…

- Круча… Удаль…

- Леший… Чёрт…

- Рига…  Всезрящий…

- Взвиться…  Говор…

М:

Понимание и выражение в речи цели задания (Л);

Принятие учебной задачи к исполнению (Р);

Принятие и освоение социальной роли обучающегося (Л);

Знание хода работы (П)

Учебная презентация

Карточки с парной работой

Динамическая пауза

Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности

Практические: выполнение физических упражнений

Организует динамическую паузу

Включает видео файл

Выполняют упражнения

М: умение соотносить свои действия с действиями учителя(Р)

Учебная презентация

Первичное

закрепление

во внешней

речи

Усвоение нового способа действий

Ф, П Практические: выполнение заданий Словесные: беседа, учебный диалог, чтение, выборочное чтение, анализ текста

Наглядность:

Прослушивание аудиозаписи

Знакомит детей с произведением

- Предлагаю поработать с первой частью произведения. Во время чтения стихотворения, постарайтесь запоминать предложения, характеризующие героя.

- Кто хочет прочитать первый отрывок? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого.

- Хорошо. У Книгочея возникло несколько вопросов, давайте поможем ему с ними разобраться.

1. Любит ли мальчик мир природы? Почему?

2.С кем сравнивает себя герой? Что автор подчёркивает этим сравнением? 

3. Как вы думаете: сколько лет мальчику? Почему вы так решили? 

 - Молодцы. Кто хочет прочитать второй отрывок? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого.

- Хорошо. Давайте посмотрим какие ещё задания нам подготовил Книгочей.

1.Подтвердите строчкой из стихотворения, что герой не взрослый юноша, а мальчик.

2.Верит ли герой в нянины сказки? Подтвердите словами отрывка.

3.Можно ли мальчика назвать послушным? Докажите.

 

- Отлично. Кто хочет прочитать третью часть стихотворения? Остальные следите по тексту. В любой момент я могу остановить чтение и спросить другого.

- Хорошо. Давайте посмотрим какие вопросы остались у Книгочея.

1.Какой показалась природа главному герою? 

2.Страшно ли было мальчику на пути к пруду? 

3. Что заставило героя идти на пруд, несмотря на нянин запрет? 

Желающий читает первый отрывок

- Любит: Он видит красоту природы.

- С играющим зверьком. (ловкий, вольный, свободный)

- 10-12 лет. Он играет, бросает камешки, прыгает с кручи.

-  «Не бегай ночью – волк сидит за нашей ригой, а в саду гуляют черти на пруду»

- «И в ту же ночь пошёл я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, а так – хотелось видеть их.»

- Нет. Он, несмотря на запрет няни всё-таки выходит в сад.

- Всезрящей, она наблюдала за ним, кругом была тишина.

- Да. «…не воротиться ли домой?»

- Любопытство.

П: уметь работать с картой;

М: уметь работать в парах

Учебная презентация

Карточки

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф

Методы: словесный: беседа

Наглядный: слайд, наглядный материал для работы

Проводит самостоятельную работу

- Сейчас обобщим всё что мы рассказали, для этого я предлагаю вам выполнить не большую самостоятельную работу. Перед вами лежат карточки с заданием. Ваша задача ответить на вопросы. Обратите внимание. На вопрос 1 и 3 нужно ответить письменно. В задние номер 2 подчеркнуть верные варианты ответа. Можете приступать к выполнению задания.

1. Кто главный герой произведения «На Волге»?

2. Какие качества присущи герою?

Умный, трудолюбивый, злой, любящий природу, любопытный, общительный, непослушный, ленивый

3. Опишите ваше отношение к герою произведения.

4. Можно ли назвать данного героя сказочным?

- Кто хочет рассказать какие ответы у него получились?

Выполняют самостоятельную работу

Выполняют взаимопроверку и оценивание работы товарища

Желающие рассказывают получившиеся ответы

М: владение общим приемом решения учебных задач

Учебная презентация

Включение

в систему

знаний,

повторение

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесные: учебный диалог Практический: упражнении

Организует работу с иллюстрациями учебника

- Книгочей очень заинтересовался картинками на страницах учебника. Давайте рассмотрим иллюстрацию на стр.138.

- Что на ней изображено? 

- Найдите в произведении строчки, которые подходят к иллюстрации.

- Теперь рассмотрим иллюстрацию на стр. 139. Какие строчки подходят к этой иллюстрации.

-Какую иллюстрацию мы еще не рассмотрели? (На стр.140

- А какие строки подходят к ней?

- Вы большие молодцы мы отлично поработали. Как вы думаете теперь Книгочей сможет заполнить свою карточку новым произведением?

- Абсолютно верно.

Работает с иллюстрациями учебника

Описывают иллюстрации

Приводят предложения

- Да.

П: знать страны и их столицы

М: контроль, коррекция, оценка (Р)

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа, диалог

Наглядный: критерии, работы учеников

Организует предметную рефлексию

- Наш урок подходит к концу.

- Давайте вспомним, тему нашего урока?

- Какая была цель нашего урока?

- Что вам запомнилось больше всего?

- Помогли мы Книгочею заполнить его карточку?

- Верно. Вы большие молодцы, хорошо поработали на уроке.

Организует эмоциональную рефлексию

-Оцените свою работу на уроке.

- «Не понял(а) тему»

- «Понял(а), но не до конца»

 - «Всё понял»

 Наш урок закончен, всем спасибо.

Подводят итоги урока

- Николай Некрасов «На Волге».

- Знакомство с биографией Н. А. Некрасова и его произведением «На Волге»

- Мне запомнилось…

- Да.

Проводят эмоциональную рефлексию

М: рефлексия способов и условий действия (П); М: контроль и оценка процесса и результативность деятельности (П); Л: самооценка

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

Бурлак - крестьянин, уходивший на заработки, преимущественно на речные суда.

Глушь - отдалённое, глухое место.

Кулик - небольшая болотная птица с длинными ногами.

Челнок - выдолбленная из дерева лодка.

Круча - крутой спуск, обрыв.

Удаль - лихая смелость.

Леший - человекообразное сказочное существо.

Чёрт - в суеверии: злое рогатое существо.

Рига - большой сарай для сушки и обмолачивании снопов хлеба.

Всезрящий – всевидящий, человек который видит всё.

Взвиться - стремительно подняться, взлететь вверх.

Говор – это разновидность языка, используемая в общении на определённой территории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа

Технологическая карта урока окружающего мира в разнотрансформируемом пространстве "Твоя безопасность на улице" 2 класс. УМК: Перспективная начальная школа...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 1 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 2 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 2 частью.Планируемые резьутатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова «...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 3 часть». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: знакомство детей с произведением Н.А. Некрасова «На Волге» (детство Валежникова) 3 частью.Планируемые результатыПредметные: знать произведение Н. Некрасова &laqu...

Конспект урока литературного чтения «Отрывки из поэмы Николая Некрасова «На Волге» (Детство Валежникова) 1 часть» 3 класс

Цели деятельности учителя:Ознакомление с автором Николаем Некрасовым и с его произведением «На Волге»  Планируемые результаты:Предметные:Уметь выразительно читать произведение «...

Технологическая карта урока технологии "Прямое плетение из бумажных полос» Изделие: открытка «Рыбка" (3 класс), УМК "Перспективная начальная школа"

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Цель урока: создание условий для освоения технологии прямого плетения из полосок бумаги.Задачи урокаДидактические:Познакомить с понятием «плет...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Георгий Юдин "Вытри лапы и входи" (2 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения произведения Г. Юдина «Вытри лапы и входи».Зада...