Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого- педагогической литературе
статья по чтению

Кузьмина Марина Александровна

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность , считал С.Л. Рубинштейн , это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя » Следовательно , основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ped_mir.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого- педагогической литературе

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание ( ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность , считал С.Л. Рубинштейн , это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя » Следовательно , основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи.

В методике термин «связная речь», употребляется в нескольких значениях : 1)процесс, деятельность говорящего; 2)продукт, результат этой деятельности , текст, высказывание;3) название раздела работы по развитию речи. Как синонимические используются термины «высказывание», «текст». Высказывание – это и речевая деятельность , и результат этой деятельности : определенное речевое произведение  , большее, чем предложение. Его стержнем является смысл (Т.А.Ладыженская ,  М.Р. Львов и другие) Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически обьединенные , законные отрезки.

В посвященных развитию связной речи исследованиях Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой ,А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской , М.М. Кониной и других отмечается, что умение связно говорить развивается лишь при целенаправленном  руководстве педагогов и путем систематического обучения  на занятиях речь.

По данным психологов (С.Л. Рубинштейна, А.А. Люблинской и др.) , связная устная  речь старшего дошкольного возраста носит ярко выраженный ситуативный характер, когда они  пытаются передать свои мысли в форме развернутого устного высказывания. Тем не менее , несмотря на очевидную необходимость исследования природы связной речи  , этой проблеме, крайне мало . Нет и единого определения понятия «связная речь ».

Так, С.Л. Рубинштейн определяет связную речь как речь, которая отражает  в речевом плане все существенные связи своего предметного содержания. В этой речи все понятно из самого контекста речи, отсюда ее другое предметное название- контекстная речь. ПО мнению автора, ребенок переходит от ситуативной речи (в которой ее содержание понятно , если оно взято совместно с ситуацией) к овладению контекстной речью.

О.С. Ахматова рассматривает связную речь  в качестве «разновидности общения при помощи языка, определяемой в своих свойствах обстоятельствами и целями коммуникации» ( бытовая, деловая, обиходная и т.д.).

Н.П. Ерастов, не давая точного определения связной речи, тем не менее, обоснованно говорит о том, что в основе умения связно излагать свои мысли лежит «отождествляющая» деятельность мышления. «Чтобы научить школьников выражать одну т ту же мысль по разному, необходимо уметь отождествлять мысль ». Детей надо учить умению перефразировать- это основная мысль автора, которая , на наш взгляд, очень важна для методики развития связной речи младших школьников.

Многие методисты, говорят о связной речи, имеют в виду письменную. Нас же больше  интересует развитие связной речи детей, так как она является первичной в методике обучения родного языка. Однако устная речь изучена лингвистами не так широко и подробно, как письменная , и это общеизвестно. И поскольку лишь в последние два десятилетия этой проблеме стало уделяться повышенное внимание, то понятийный аппарат находится еще в стадии разработки, что, в свою очередь, приводит к тому, что ряд языковых явлений трактуется т определяется по – разному.

Основная функция связной речи- коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах- диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Вопросы развития изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М.Бородичем и др. «Связная речь,- подчеркивал Ф.А. Сохин ,-это не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования связной речи у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха.

Развитие связной речи у детей с нарушенным слухом в специально организованных условиях обучения и вос­питания (детских садах, дошкольных отделениях при школах, школах-ин...

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста.

Роль развития фонематического слуха в формировании речи детей дошкольного возраста....

«Приемы и методы формирования связной речи в классе со сложной структурой дефекта». Выступление на педагогическом совете.

В статье затрагивается проблема особенностей познавательной сферы и речи у детей со сложной структурой дефекта. Раскрываются некоторые приёмы и методы формирования связной речи детей со сложной структ...

Особенности коррекции связной речи младших школьников с нерезко выраженным общим недоразвитием речи в условиях реализации ФГОС НОО

Речь - это деятельность человека, которая формируется в процессе общения. Обучение детей речевой деятельности (чтение, говорение, письмо и слушание) в устной и письменной формах являются планомерным п...

Особенности формирования связной речи в дошкольном возрасте в психолого-педагогической литературе

Знание специфики связный речи и особенности её развития у детей позволяет определить задачи и содержание обучения. Обучение связный речи можно рассматривать как цель и как средства практического овлад...

Развитие связной речи в дошкольном возрасте

Презентация на тему "Развитие связной речи в дошкольном возрасте"...

Выявление особенностей формирования диалогической речи у детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Аннотация. В данной статье рассмотрено понятие «задержка речевого развития» (ЗРР), ее причины и признаки. Представлены результаты опытно-экспериментальной работы по выявлению особенн...