Люблю природу русскую Весна.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Попович Ольга Сергеевна

Лирические стихотворения А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

 

Цель. Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektliteraturnoe_chtenie.docx21.47 КБ
Office presentation icon literaturnoe_chtenie_a.pleshcheev.ppt986 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Составитель: учитель начальных классов Попович Ольга Сергеевна

Раздел 11.  Люблю природу русскую Весна.

Урок 101

Тип урока: комбинированный.

Тема урока.

Лирические стихотворения А.Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

Цель. Научатся осознанно читать художественное произведение; оценивать события; прогнозировать содержание по заголовку; анализировать стихотворный текст.

УУД. Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

Познавательные:

- строить рассуждения в форме простых суждений;

- осуществлять поиск необходимой информации;

-учиться основам смыслового чтения; выделять существенную информацию из текстов;

Коммуникативные:

-строить понятные для партнёра высказывания

-контролировать свои действия и действия партнёра.

Личностные: Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; формирование чувства прекрасного.

Оборудование: портрет А.Н. Плещеева, репродукция картины И.С. Остроухова «Ранняя весна»,   мультимедийная презентация к уроку, учебник Л.Ф.Климановой «Литературное чтение.» для 2 класса, Издательство Просвещение2014г.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний. Введение в тему урока.

Предлагаю литературную разминку, которая поможет определить тему урока. Для этого необходимо Ваше внимание. Итак, послушайте и дайте ответ.

Я – (Весна – красна), бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход!

- Назовите кто это?

- Кто может сформулировать тему урока?

3. Изучение нового материала.

1. Подготовка к восприятию текста.

- Чем отличаются стихи от прозы?
(Рифма, ритм)

- Кто может предположить, с какой целью читают стихи?
(Получить удовольствие, почувствовать настроение…)

- Сегодня мы познакомимся с произведениями великого русского поэта А.Н. Плещеева.

Слайд № 2. (портрет А.Н. Плещеева)

2. Краткие библиографические сведения о поэте.

- Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893). Поэт, переводчик, литературный критик. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде. Воспитанием занималась его мама, Елена Александровна, которая сумела дать сыну хорошее образование. Алексей Николаевич написал достаточно много произведений не только для детей, но и для взрослых.

3. Подготовка к восприятию текста.

- Первое стихотворение, которое мы будем читать, называется «Весна».

- По названию произведения можем ли мы предположить о чём (о ком) расскажет поэт?

4. Чтение стихотворения «Весна» учителем. Проверка первичного восприятия.

- Оправдались ли предположения, касающиеся названия стихотворения?

- Что описывает поэт?

5. Словарная работа. Подготовка к чтению произведения вслух.

- Перечитайте текст. Отметьте слова, требующие пояснения.

- Толкование слова «лазурь».
(светло - синий цвет, синева)

4. Чтение стихотворения. Работа с текстом.

1. Первичная проверка понимания.

- Какие картины весны наблюдает поэт?

- С каким настроением говорит о них?

- Где надо делать паузы при чтении стихотворения?

- Какие знаки препинания указаны во второй строке? Почему?

- Теперь, когда мы постарались понять настроение поэта, попробуем прочитать стихотворение выразительно.

2. Работа над выразительностью чтения.

- Какие выразительные средства языка использует поэт в стихотворении?

( лит. приём - олицетворение)

3. Выборочное чтение.

- Какие слова помогают нам понять, что весна уже наступила?

- Что сказано о лесе и соловьях? (Слайд № 3)

В поведении соловьев существуют интересные факты. Кто весной раньше прилетает, самки или самцы? Где обустраивают жилища? В какое время суток выводят звонкие трели? (Уч-ся даётся домашнее задание: найти информацию о птицах к следующему уроку).

5. - Словесное рисование.

- Какие образы природы смогли бы вы отразить в своих картинах?

- Весна пробуждает не только природу, но и душу человека. Картины родной природы особенно чувствуют художники.

6. Слайд № 4.

Работа по репродукции картины И.С. Остроухова «Ранняя весна».

- Что вы видите на переднем плане?

- Какие признаки весны, указанные в стихотворении «Весна», можно увидеть на репродукции картины?

(тает снег, ярко светит солнце…)

- Какое настроение, какие чувства хотел передать художник?

- Что заинтересовало в этой картине?

- Почему автор дал картине такое название?

5. Физкультминутка.

6. Продолжение работы над новым материалом.

- Продолжим изучать творчество поэта. Произведение, которое авторы учебника предлагают нам для работы на уроке называется «Сельская песенка».

- О чем (о ком) пойдёт речь в стихотворении?

1. Словарная работа.

- Что означает слово «сени»?

(Сени – нежилая часть дома, соединяющая жилое помещение с улицей).

2. Первичное чтение стихотворения А.Н. Плещеева

- Почему автор дал такое название?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Слышали ли раньше это произведение?

(Стих. звучит в фильме, мультфильме  «12 месяцев»)

3. Самостоятельное чтение стихотворения.

(Обращается внимание детей на расстановку знаков препинания).

4. Работа над выразительным чтением текста. Выборочное чтение.

- Радуется поэт приходу весны или нет?

- В каких строках это выражено?

- Какие приметы весны можно увидеть, а какие услышать? Найдите и прочитайте их.

- Что объединяет произведения А.Н. Плещеева?

- Представьте, что вы композиторы. Какую бы музыку написали для этого произведения? (Весёлую, задорную, грустную?)

5. Краеведческий материал.

- О какой птице на протяжении всего текста говорит поэт в стихотворении «Сельская песенка»?

- Догадались, почему автор дал стихотворению такое название?

- Является ли ласточка весенней птицей? (Слайды 5-7)

- Что вы знаете о них?

          К сведению: деревенские ласточки возвращаются в мае и селятся под крышами деревянных строений. Гнездо слеплено из грязи, которую ласточка собирает по краям луж и скрепляет слюной, конским волосом и соломинками.

         Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений. Два вида этих ласточек находятся под защитой человека.

         Есть ещё и береговые ласточки.

- Почему некоторые виды птиц занесены в Красную книгу?

- Какую пользу приносят птицы?

- Что нужно сделать, чтобы сократилось количество видов птиц, занесённых в Красную книгу?

6. Произведения поэтов о природе.

- Чтение стихотворения В. Нестеренко «Весёлые почки».

Посмотри: на ветках почки.
Вот они надули щёчки.
Разобрал подружек смех –
Убегает с поля снег.
Он спешит, а им потеха –
Почки лопнули от смеха.

- О чём рассказал нам поэт?

- Чему так радовались почки?

- Что с ними случилось?

- Использует ли приём сравнения поэт?

(убегает снег…)

- Какое настроение у вас после чтения стихотворения?

- Почему?

- Предположите, что вдохновило поэта на сочинение стихотворения?

7. Мини – тест. Слайды № 8.

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка».

А. Барто, А. Плещеев, Ф. Тютчев.

2. Время года, которое описывает поэт?

Весна, зима, осень.

3. Название птиц из стихотворения «Весна».

Ласточки, воробьи, соловьи.

4. Что является источником творческого вдохновения А.Н. Плещеева?

Природа, солнце, птицы.

8. Итог урока. Рефлексия.

  1. Что нового узнали на уроке?
  2. Как вы поработали на уроке?
  3. Какое стихотворение запомнилось?
  4. Что понравилось на уроке?
  5. Что вызвало затруднение?
  6. Появился ли интерес к поэзии?

Вы довольны своей работой на уроке? Оцените свою работу.

Выставление оценок.

Запись Д/з выразительное чтение стихотворений стр. 112-113.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ» Стихотворения А.Плещеева о весне . Подготовила: Попович Ольга Сергеевна учитель начальных классов МОУ «Вольновская школа» п.Вольное,2017

Слайд 2

А.Н. Плещеев 1825 – 1893г.

Слайд 4

И.С. Остроухов «Ранняя весна»

Слайд 5

Гнездо деревенской ласточки Гнездо деревенской ласточки

Слайд 6

Городские ласточки гнездятся под крышами каменных строений

Слайд 7

Для гнезда береговушки роют норы на обрывистом берегу водоёмов.

Слайд 8

1. Автор стихотворений «Весна», «Сельская песенка» А.Барто, А.Плещеев, Ф.Тютчев 2 . Время года, которое описывает поэт А.Плещеев Весна, зима, осень 3. Название птиц из стихотворения «Весна» Ласточки, воробьи, соловьи 4. Что является источником творческого вдохновения А.Н.Плещеева? Природа, солнце, птицы А.Плещеев Весна Соловьи Природа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Люблю природу русскую. Весна.

Урок литературного чтения во 2 классе. «Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна.»». Учебник «Родная речь» (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова. УМК "Школа России"....

Проверочная работа по теме "Люблю природу русскую. Весна"

Презентация к уроку литературного чтения по теме "Люблю природу русскую. Весна". Проверочная работа....

Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Литературное чтение. 2 класс. (Климанова Л.Ф. с. 124, 2 часть)...

Люблю природу русскую. Весна.

Литературное чтение. 2 класс. (Климанова Л.Ф. с. 124, 2 часть)Презентация....

Презентация к урокам литературного чтение во 2 классе. Раздел "Люблю природу русскую. Весна"

Данный материал  целесообразно демонстрировать в начале урока,он предназначен для разминки перед чтением произведений.  Речевые разминки способствуют формированию навыка беглого, осознанного...

Литературное чтение 2 класс.Люблю природу русскую.Весна.

Технологическая карта по уроку литератуное чтение....