Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Знакомство со стихотворением Е.Благининой "Посидим в тишине"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Рубцова Марина Олеговна

УМК "Школа России". Урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение. УМК «Школа России»

Тема: Знакомство со стихотворением Е. Благининой «Посидим в тишине».

Тип урока : Открытие новых знаний.

Цели урока: Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине»; работать над совершенствованием навыков чтения: правильность, беглость, выразительность, активизировать вдумчивое чтение, воспитывать у детей доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление ей помогать, радовать ее.

Планируемые результаты:

Предметные: - продолжить знакомство учащихся с произведениями о маме;

- формировать у младших школьников ценностную ориентацию, способность формировать нравственные суждения;

- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного текста, память мышление, речь;

Метапредметные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом;

- развивать воображение, фантазию, творческие способности;

- совершенствовать умения слушать, выдвигать предположения;

- расширять словарный запас детей, способствовать развитию читательского кругозора;

- учиться давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Личностные: - определять и высказывать правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия;

- воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям;

- учить оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Оборудование: мультимедийное оборудование, учебник «Литературное чтение 2 класс»Л.Ф.Климанова, портрет Благининой Е.А., презентация  о поэтессе, карточки для парной работы, для групповой, звукозапись, книги Е.Благининой.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок веселый,
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
Мы работать начинаем.

-Желаю всем удачи

Речевая разминка. (Слайд 1)

 -Для чего нам нужна речевая разминка? (подготовить речевой аппарат, уметь выразительно читать)

-Прочитайте самостоятельно и скажите о ком стихотворение?

Моя мама как весна.

То, как солнце засмеётся,

То, как лёгкий ветерок,

Головы моей коснётся.

1.Прочитать тихо, громко.

2.Прочитать медленно, быстро.

3.Прочитать,каждый раз выделяя голосом следующее слово в первом предложении.

4.Прочитать,соблюдая паузы.

5.Прочитайте с удивлением, огорчением,восхищением.

- С чем автор сравнивает маму?

-Молодцы! Мы подготовились к выразительному чтению.

II. Определение темы урока и постановка целей.

Отгадайте загадку.

В мире нет её роднее,

Справедливей и добрее.

Я скажу, друзья вам прямо –

Лучше всех на свете…

- С самого первого дня, с того самого момента, как малыш появился на свет, о нем заботится мама.

О ком будем сегодня говорить? (о маме)

-Продолжаем знакомиться с произведениями о маме.

-Прочитайте выразительно стихотворение, которое готовили дома.(Слайд 2)

-Вот какое стихотворение о маме написала Е.Благинина «Посидим в тишине» (Слайд 3)

-Каковы задачи урока? (Познакомимся с новым произведением, узнаем его автора, будем учиться читать выразительно и делать анализ произведения) (Слайд 4)

 .III. Введение в тему урока. Работа по теме . (Слайд 5)

Елена Александровна Благинина (1903 – 1989) родилась в селе Яковлево Орловской губернии, недалеко от Мценска, в многодетной семье железнодорожника. Члены её семьи хорошо знали и любили литературу, народное творчество (отец организовал домашний театр, бабушка была сказительницей и любительницей песен). В доме часто звучали песни – петь не только любили, но и умели. В обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Вот как Елена Благинина рассказывала об этом писателю Владимиру Приходько: (Слайд 6) «В домашнем театре инсценировали стихи, песни, сказки. Вечера, в которые устраивались представления, были особенно торжественны и любимы. Убогая обстановка преображалась словно по мановению палочки волшебника».(Слайд 7)

Именно для домашнего театра она начала писать свои первые стихи, сказки и пьесы. А было юному драматургу (сочинителю пьес) целых… восемь лет!(Слайд 8)   Еще Е.А. работала над переводами. (Слайд 9) Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.

-В нашей библиотеке есть книги Е.А.Благининой.

1. Вступительная беседа.

Мама – это самый родной и близкий человек, который заботится о вас.

-Какую заботу проявляет мама? Ответы детей

-Много работы делает мама и конечно устаёт.

-Как вы помогаете маме? Что вы делаете для того, чтобы она меньше уставала?

2.Первичное чтение.

-Послушайте стихотворение в исполнении Татьяны.

-Какую картину представили, слушая это произведение.

3.Словарная работа.

- Волчок, что это? (игрушка) — юла, детская игрушка, которая вращается и не падает.

-Крадётся - перемещаться, пробираться тайком, скрытно, стараясь быть незамеченным.

- Как понимаете: луч метнулся ?(устремился, бросился)

-Скользнул? (промелькнул)

4. Чтение детьми.

-Прочитайте стихотворение про себя.

-Почему девочка не играла с игрушками?

ФИЗМИНУТКА (Движения под музыку «Песенка Мамонтенка»)

-А сейчас пришло время отдохнуть. Повторяем за мной движения.

5. Анализ стихотворения.

- Что хотелось девочке? Прочитайте. (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

- Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, что бы ее никто не побеспокоил)

- Понравилось ли вам стихотворение? (Да понравилось)

- А чем оно вам понравилось? (Что девочка сидит тихонечко и не мешает маме, заботится о ней, любит свою маму)

6.Работа над выразительностью чтения (работа в парах)

-Поработаете над выразительностью в парах. Подумайте, с какой интонацией вы должны произносить слова героини, какие слова выделить голосом, где поставить паузу.

Прочитайте текст однокласснику выразительно, соблюдая все знаки препинания, передавая нужную интонацию голоса героини.

7.Целостное чтение.

-Прочитайте стихотворение выразительно вслух.

IV.Закрепление изученного.

1. Методики «Шесть шляп».

-Понравилась героиня этого стихотворения? Чем,какая она?

-Охарактеризуем нашу героиню с помощью игры «Шесть шляп». Каждая группа примеряет шляпы.

1группа. Белая шляпа- информация о девочке.(Маленькая, в школу не ходит, нет братьев и сестёр, хорошо воспитана).

2 группа. Жёлтая- что хорошего можно сказать о девочке?(Может себя сдерживать , контролировать, понимает почему нельзя шуметь, находит развлечение: разговаривает с лучом, любит маму).

3 группа. Чёрная – что плохого можно сказать о девочке? (Мы знаем, что двигаться это полезно. А девочка сидела, наверно, скучала. Это может плохо отразиться на её здоровье.)

4 группа. Красная- какие чувства у вас возникают?(Спокойствия, уважения, дружелюбия, доброты)

5 группа. Зелёная- как можно поступить иначе ?(Понаблюдать через окно за природой, порисовать, через наушники послушать музыку или мультфильм на телефоне или планшете).

6 группа. Синяя- выводы о девочке.(Девочка добрая и хорошая, очень любит маму, заботится о ней).

2.Выступления групп.

3.Беседа по теме. (Слайд 10)

Чему хочет нас научить автор?

- И вы тоже должны любить и заботится о своей маме. Ведь очень часто ваши родители могут быть уставшими. У взрослых людей очень много хлопот и работы. И вы тоже, как главная героиня стихотворения " Посидим в тишине" , должны знать это, и не мешать своим родителям шумными играми, когда они отдыхают.

4. Составление синквейна о маме. (Слайд 11, 12)

-Составим синквейн о маме. ( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

5. Составление кластера (Работа в группах)

-Бывает ли так, что вы огорчаете свою маму? Каким нужно быть, чтобы не огорчать маму? Выполните в виде кластера.

-Какими должны быть мы.      МЫ (правильным, послушный, добрый, ласковый, тихий, спокойный, нежный, понимающий, заботливый)

6. Инсценировка «Три мамы».

-Девочки приготовили сценку о мамах.

Действующие лица
Роль исполняет учитель: Ведущий
Роли исполняют дети: Камила, Мама Асем, Бабушка Вика

У доски стол, три стула.
На одном из стульев
 сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).

Ведущий:
Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Камила под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:
Входит Камила, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Камила:
Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Камилина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Входит мама, садится на стул около Камилы.
Мама:
Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий:
Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.
Бабушка:
Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд.
Нельзя же весь день сидеть без обеда.
Уж доктором стала, а все непоседа.
С этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий:
Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое:Ох, как не просто быть мамами!

V. Итог урока.

Какой опыт вы сегодня приобрели на уроке?(В семье нужно быть внимательными, терпеливыми, жалеть друг друга)

Почему важно в семье любить друг друга? (Чтобы семья была хорошая, дружная, крепкая, жизнь яркая, богатая, счастливая)

Как выразить свою любовь к маме?(Дарить открытки, объятия, улыбки, чаще говорить спасибо, рассказывать о себе)

Как проявить своё особое внимание, чтобы она почувствовала заботу о ней?(Слушаться, помогать, выполнять свои обязанности, поддерживать, уважать, любить).

VI.Рефлексия.

-Кто все понял и было интересно встали и подняли руку.

-Кто испытывал трудности на этапах урока, но с ними справился просто встали.

-Кому тема урока показалась трудной, тот не встает.

VII. Домашнее задание. (Слайд 13)

 Стр.119 выучить наизусть, Тане составить рассказ о маме, вставив в него пословицы о маме.

Дополнительно

Быть мамой это большой груз ответственности. Вот статистика одного журнала, который приводит такие цифры

Мамы проводят у постели больных детей более 3000 тысяч бессонных ночей

Мамы готовят в течение жизни более 500 видов самых разнообразных блюд

А еще они стирают горы белья. Если сложить постиранное ими белье, то получится гора по высоте с Эльбрус

Если сложить все выглаженные ими полотенца, то получится пояс для всего земного шара

Как звучит слово МАМА на других языках народов (Историческая справка).

- Мы сейчас много раз произносили слово «мама». Оно практически одинаково звучит на разных языках. (карточки)

Бенгальский – майера;  Каталонский – мааре;  Чешский – маминка;  Датский – моа;
Эстонский – эма;  Французский - маман (мамА);  Гаитянский креольский – манма; 
Иврит – има;  Хинди - мА; Исландский, Итальянский – мама;  Корейский – омма; 
Латынь – мАтрем; Словацкий – мамичка;  Испания, Италия – мадрэ; 

Персидский - маман, аннэ; Нидерланды – мА; Литва – мамитэ; Турция - ана

Болгария - мамо, майка; Швеция –мур; Украинский – мати, мамо; Греческий – митэра, мана.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая разминка Моя мама как весна. То, как солнце засмеётся, То, как лёгкий ветерок, Головы моей коснётся.

Слайд 2

Проверка домашнего задания

Слайд 3

ТЕМА УРОКА: ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА БЛАГИНИНА «ПОСИДИМ В ТИШИНЕ»

Слайд 4

Задачи урока: Мы познакомимся с … Мы узнаем… Мы будем учиться…

Слайд 5

Елена Александровна Благинина (1903-1989) — поэтесса, переводчик. Над рожью, дождиком примятой, Стоит денёк почти сквозной. Орловский ветер пахнет мятой, Полынью, мёдом, тишиной... Автор этих строк, уроженка Орловской деревни Елена Благинина, не сразу поняла, что родилась поэтом.

Слайд 6

Е.А.Благинина прожила долгую жизнь и работала постоянно. Она писала стихи, искрящиеся юмором, дразнилки, считалки, скороговорки, песенки, сказки.

Слайд 7

Работала она и над переводами, знакомила ребят с поэзией Тараса Шевченко, Марии Конопницкой, Юлиана Тувима, Льва Квитко. Лучшее из всего созданного Еленой Благининой вошло в сборники «Журавушка», «Улетают - улетели», «Гори-гори ясно!» .

Слайд 9

Мама – главное слово в жизни любого человека. А Елена Благинина в своих стихах учила детей любить, ценить, уважать, бережно и заботливо относиться к родному человеку.

Слайд 13

Молодцы! СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима" 3 класс УМК "Школа России"

План-конспект урока литературного  чтения  по теме: "Работа над анализом стихотворения И. Сурикова "Зима"  3 класс УМК  "Школа России"...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Урок литературного чтения 2 класс: " Учимся слушать друг друга. Стихотворения о семье"

Мы будем учиться, не только выразительно читать стихи, но и внимательно слушать друг друга. За каждым столом сидит команда....

Урок литературного чтения 4 класс (II вид) Сергей Есенин стихотворение "Пороша"

Данный урок проводился в классе для детей с нарушениями слуха (слабослышащие, имплантированные). На уроке использовались прием моделорования для создания обложки книжки-малышки....

Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс Тема урока: СТИХОТВОРЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ. С. А. ЕСЕНИН «БАБУШКИНЫ СКАЗКИ»

Создать условия для восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки», расширения словарного запаса, формирования навыка выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения,...

Технологическая карта урока. Литературное чтение 2 класс (национальная школа). Тема. Знакомство с отрывком стихотворения С.Есенина «Поет зима-аукает…»

В конспекте урока отражена коллективная творческая деятельность учащихся. Используются современные информационные технологии. Учителем отработаны универсальные учебные действия.Педагог использует на у...

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»/ Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природе

Урок литературного чтения 2 класс УМК «Перспектива»Тема Мы идём в библиотеку. Сборники стихотворений и рассказов о природеЦели урока: познакомить учащихся со сборниками стихотворений и рас...