Юрий Коринец «Подарки под подушкой», стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Ланг Каролина Вячеславовна

Знакомство учащихся с рассказом «Подарки под подушкой», и стихотворением  «Разговор с дочкой».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Пустяк - это то, что своею незначительностью не заслуживает внимания, серьезного отношения Бодрствовать – не спать Подкарауливать – ждать Нарочно – специально, намеренно

Слайд 3

Агния Львовна Барто 1906 - 1981 Писательница поэтесса киносценарист



Предварительный просмотр:

Юрий Коринец «Подарки под подушкой», стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой

3 класс

Выполнила:

Ланг Каролина Вячеславовна

Тема: «Юрий Коринец «Подарки под подушкой», стихотворение А. Барто «Разговор с дочкой»

Класс: 3 «А»

Тип урока: сообщение нового материала.

Цель: Познакомить учащихся с рассказом «Подарки под подушкой», и стихотворением  «Разговор с дочкой».

Задачи:

Предметные:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

 • развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

 • развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Метапредметные:

Регулятивные:

- осознание качества и уровня усвоения;

-оценка результатов работы;

-саморегуляция.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации;

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-анализ объектов с целью выделения признаков;

-выбор оснований и критериев для сравнения;

-построение логической цепочки рассуждений.

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

-владение монологической и диалогической формами речи.

Личностные:

-смыслообразование;

-нравственно-этическая ориентация.

Оборудование: портрет,  мультимедиа.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний
  3. Работа с текстом до чтения
  4. Первичное чтение
  5. Вторичное чтение
  6. Вопросы после чтения
  7. Чтение стихотворения (первичное, вторичное)
  8. Работа со стихотворением  после чтения
  9. Итог. Рефлексия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Я Каролина Вячеславовна. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки, надеюсь, что и сегодняшний урок принесет вам радость. Присаживайтесь.

Приветствуют учителя.

Проверка домашнего задания

-Ребята, вам на дом было заданно выразительное чтение вслух любого отрывка на оценку. (Спрашиваю 5-6 учеников)

- Кто хочет поставить оценку? И объяснить почему.

Выразительно читают, на оценку.

Работа с текстом до чтения

-Откройте учебник на странице 109-ой.

-Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие, фамилию автора. Какие появляются предположения, мысли? (О герое, о содержании.)

-Как вы думаете о чем пойдет речь в тексте? (предположения учеников)

-Любите ли вы получать подарки? Кто их вам чаще всего дарит?

Умеете ли вы их дарить?

-Что приятнее: получать или дарить?

- Ребята, а вы знаете такого автора, как Юрий Коринец? Кто может мне о нем что-нибудь рассказать?

Ю́рий Ио́сифович Корине́ц (14 января 1923, Москва — 23 января 1989, Москва) — советский детский писатель, поэт и переводчик.

Юрий Коринец родился в Москве, в семье дипломата.

Учился Юрий в школе с углублённым изучением немецкого языка.

Ещё в детстве Юрий увлёкся рисованием. Ближайшая к месту ссылки школа рисования была в Самарканде, куда он и уехал учиться. Окончив школу стал дипломированным профессиональным художником. Он устроился в редакцию журнала «Пионер», где позднее были напечатаны его первые стихи. Но Коринец решил, что литературная деятельность ему ближе, чем художественная, и отправился в Москву. Там он поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в (1958) году. Тогда же стал членом Союза писателей СССР. Жил в Москве.

Отвечают на вопросы учителя, размышляют. Рассказывают об авторе.

Работа с текстом во время чтения

  1. Первичное чтение

  1. Вопросы после чтения

  1. Первичное чтение 2-й части

Физминутка

  1. Выявление первичного восприятия

  1. Обобщающая беседа

-Давайте ребята, сейчас прослушаем аудиокнигу с рассказом «Подарки под подушкой». Слушайте внимательно и если будут какие-то непонятные вам слова, то мы их разберем.

-Правильны ли были ваши предположения?

-Были ли вам какие-то слова непонятны?

Пустяк – это то, что своею незначительностью не заслуживает внимания, серьезного отношения.

Бодрствовать – не спать

Подкарауливать – ждать

Нарочно – специально, намеренно

-Теперь давайте прочитаем первую часть текста сами. Читаем по цепочке, по одному абзацу, сразу разбираем его.

Подарки под подушкой

В детстве я получал очень много подарков.
      Во-первых, конечно, в мой день рождения. В этот день я получал страшно много подарков. Я просто купался в этих подарках!
      Во-вторых, я получал подарки по большим праздникам.
      Я получал подарки 1 Мая, 7 Ноября, 1 сентября и в Новый год.
      В-третьих, я получал подарки по маленьким праздникам.
      Кроме того, я получал подарки по бабушкиным праздникам: у бабушки было очень много праздников, о которых знала одна только бабушка.
      Ещё я получал подарки за хорошее поведение, за хорошие отметки, за выздоровление после болезни и когда приходили гости.
      Но больше всего я получал подарков от дяди — от него я получал подарки просто так, не говоря уже о разных датах.
      Так что, как видите, подарков я получал очень много.
      Иногда я, правда, не получал никаких подарков.
      8 Марта, например. Тогда мне самому приходилось делать подарки. Мне также приходилось делать подарки в дни рождения папы, мамы и бабушки. И в дни рождения моих друзей. И соседям по квартире. И — конечно! — в дни рождения дяди. Но всё это была чепуха по сравнению с тем, что дарили мне.

-Кто выступает в роли рассказчика? (Взрослый человек, мужчина. Он вспоминает о своем детстве.)

-В каком предложении мы это узнаем? (Узнаем это из первого предложения.)

-За что он в детстве получал подарки? По каким праздникам? (Возможно религиозные: Пасха, Рождество)

- Когда приходилось самому рассказчику делать подарки?

-Выберите предложение, которым можно озаглавить эту часть («Я просто купался в этих подарках!»)

-Так, хорошо. Давайте прочитаем 2-ю часть. Продолжаем по цепочке, по ходу вашего чтения, я буду вас останавливать и мы будем разбирать все вместе текст.

С тех пор как я стал взрослым, я уже не получаю столько подарков. Я часто думаю: почему большее количество подарков падает у человека на детство? (В тексте нам встретился вопрос. Как бы вы на него ответили?)Почему, когда люди становятся взрослыми, они получают меньше подарков? (А действительно, почему?) Потому что меньше дарят!Считается, что подарки — это пустяки, детское дело! (Так отвечает на этот вопрос автор. Вы с ним согласны?) Но это совсем не пустяки! (Вы согласны с автором, что подарки – это совсем не пустяки? Объясните) Подарки украшают жизнь! Это очень хорошее дело. Серьёзное дело. (Вот какой главный аргумент приводит герой: «Подарки украшают жизнь».) Не забывайте об этом, ребята, когда станете взрослыми. Ходите друг к другу с подарками. Если вам с ними некуда ходить — дарите их своим соседям на лестнице. Или в соседнем доме. Можно дарить подарки и совсем незнакомым людям — например, в самолётах, в троллейбусах, в метро. А то и просто на улице. Ничего плохого в этом нет. Необходимо одно: чтобы все взялись за это дело дружно, чтобы никто не остался в стороне. Тогда всё будет в порядке и никто не останется без подарка! (Представили, что будет, если это действительно произойдет?)
      А пока что у взрослых дело с подарками обстоит хуже, чем у ребят. Взять хотя бы меня. Взять хотя бы мою подушку. Разве сейчас, когда я просыпаюсь в какое-нибудь прекрасное праздничное утро, я нахожу под подушкой подарки? В лучшем случае я найду там носовой платок или вчерашнюю газету. А в детстве? В детстве я всегда с нетерпением ждал праздничного утра, чтобы сунуть руку под подушку, — и что же вы думаете? Там всегда был подарок, а то и несколько!
(Догадались, откуда они там появились?)
      Конечно, в течение дня я получал ещё подарки, но самое приятное было, проснувшись утром, сунуть руку под подушку и найти там тёпленький подарок!
(Как замечательно сказано «Тепленький подарок».)
      Когда я просыпался ночью и шарил рукой под подушкой, никаких подарков я не находил. Я нарочно притворялся спящим, а сам бодрствовал целыми часами, подкарауливая появление подарков, но всё было напрасно: подарки появлялись, когда я спал.
      Как они попадали под подушку, я никогда не мог догадаться.
(А вы догадались? Расскажите.)

-Давайте немного отдохнем.

Я привстану на носочки,

Хорошенько подтянусь.

Раз- наклон, два- наклон,

Словно буква О свернусь.

И порыгаю немножко,

И руками покручу,

Постою на правой ножке

И головкой поверчу…

Тихо сяду, улыбнусь

И работою займусь!


-Как озаглавим эту часть (можно строчками из текста)? («Ходите друг к другу с подарками»)

  1. Вы задумывались когда-нибудь о том, часто ли вы радуете окружающих вас людей? Обязательно ли для этого покупать подарки?
  2. Что вы узнали о себе после прочтения этой главы?
  3. Что вы можете сказать об авторе? (Это мечтательный и добрый человек. Он умеет делать подарки)

Юрий Коринец – щедрый человек. Он подарил своим читателям много замечательных приключенческих произведений: роман, повести, рассказы, веселые и мудрые стихотворения, занимательные загадки. Юрий Коринец прекрасно рисовал и являлся художником-иллюстратором некоторых своих книг.

-Давайте прочитаем авторский текст, стр 111 выделено жирным шрифтом.

-Прочитайте текст про себя.

После чтения:

-Почему папа и Настя ведут себя так загадочно?

-Что бывает в вашей семье перед Женским днем?

-Прочитайте последний вопрос Насти. Как бы вы ей ответили, что посоветовали бы?

 

Прослушивают аудиозапись, отвечают на вопросы. Разбираем сложные слова.

Читают первую часть текста. Отвечают на вопросы.

Читают вторую часть текста, отвечают на вопросы.

Выполняют вместе с учителем физкультминутку

Отвечают на вопросы

Работа с авторским текстом

Первичное чтение стихотворения

-Посмотрите ниже на странице написано стихотворение. Рассмотрите иллюстрацию и прочитайте заглавие, фамилию автора. Какие появляются предположения, мысли? (О герое, о содержании.)

-Как вы думаете о чем пойдет речь в стихотворении? (предположения учеников)

-Знаете такого автора, как Агния Барто? Что вы знаете об этом авторе?

Агния Львовна Барто (1906 - 1981) – писательница, поэтесса, киносценарист.

Родилась Агния 4 февраля 1906 года в Москве в семье врача. Начальное образование было получено дома.

Первые стихи Агнии Барто были напечатаны в 1925 году. В основном все стихотворения поэтессы были предназначены детям. Барто верила, что своими произведениями сможет воспитать честных, высококультурных, патриотических граждан.

- Послушайте. Сейчас я прочитаю вам стихотворение. (Читаю вслух стихотворение «Разговор с дочкой»)

-Ребята, какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (веселое, серьезное, грустное).

-А какие эмоции? (грусть, печаль)

Отвечают на вопросы учителя, размышляют. Рассказывают об авторе.

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы.

Повторное чтение с комментариями

-Давайте еще раз прочитаем это стихотворение и разберем его.

Читаем по цепочке по 2 строчки.

-Мне не хватает теплоты,-

Она сказала дочке. (Вы догадались, кто это «она»? О какой теплоте говорит мама? Что можно предположить?)

Дочь удивилась: - Мёрзнешь ты

И в летние денечки? (А дочка как поняла? (Что маме холодно, она мерзнет.)

-Ты не поймешь, еще мала, -

Вздохнула мать устало. (Почему мама так сказала? Что можно предположить? Обратите внимание: мать «вздохнула устало». Наверное, дочка и раньше была не очень внимательной к маме.)

А дочь кричит: - Я поняла! –

И тащит одеяло. (Мама о какой теплоте говорит? (О душевной теплоте: заботе, близости, участии) А дочка это понимает? (Похоже, нет, раз несет одеяло).

-Попробуйте объяснить этой девочке, что нужно ее маме. Это будет и вашим ответом на вопрос Насти. (Нужно согреть маму любовью, вниманием, уметь понимать и помогать ей всегда, а не от случая к случаю.)

Читают и разбирают стихотворение

Итог

Обобщение.

-Мы прочитали у Ю. Коринца о том, что подарки украшают жизнь. А у Агнии Барто в стихах есть мысль, что подарком человеку могут быть … (продолжайте!)…любовь, забота, душевная теплота, помощь, радость общения.

Сравнивают текст и стихотворение. Отвечают на вопрос учителя.

Домашнее задание

  1. Выучить отрывок из рассказа (2-я часть, 1-й абзац со слов «Подарки украшают жизнь!» и до конца абзаца).

Записывают д/з

Рефлексия

-Ребята у вас на столах лежат вот такие подарочки, возьмите их в руки. На доске представлена лестница успеха. Прикрепите свои подарочки на самый верх, если вы сегодня все поняли и вам было интересно, на среднюю ступень, если было не совсем все понятно и не очень интересно. И на первую, низшую ступень, если вы совсем ничего не поняли.

Прикрепляют подарки к лестнице успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Заучивание стихотворения А.Барто "Кораблик" в 4 классе (VIII вида,2 вариант)

Этот урок предназначен для детей с множественными нарушениями здоровья....

Презентация "Иллюстрации к стихотворению А.Барто Веревочка."

В презентации представлены основные иллюстрации к стихотворению А.Барто "Веревочка"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме «Юрий Коринец. Из книги «Там, вдали, за рекой» «Подарки под подушкой»

Цели: 1. Формировать читательские умения и навыки: понимать характер героя, идею                 произведения, составлят...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕМУ: «Мультфильм по стихотворению А.Барто «Ути-ути» подготовительная группа «Звёздочка»

Описание процесса создания мультипликационного фильма "Ути-ути" в рамках детского сада...