Урок литературного чтения Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится"
методическая разработка по чтению (2 класс)

Конспект урока по литературному чтению на тему Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов Малькова Е.В.

Предмет: литературное чтение

Класс:  2 «Б» класс

Тип урока: урок «открытия новых знаний»

Учебно-методический комплекс:  «Школа России»

Технологическая карта урока

Тема

«Анализ  произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Цель

Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится".

Задачи

  • формирование у детей навыков осознанного чтения;
  • формирование навыков работы над поэтическим произведением: разбор поэтических приемов,
  • расширение лексических знаний о слове;
  • расширить знания об окружающем мире;
  • воспитание чувства прекрасного на примерах произведений поэтов и художников.

Решаемые проблемы

- раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; продолжить работу над содержанием понятия «образ»;

- учить выразительному чтению стихотворений, формировать навыки анализа поэтического произведения (уметь определять тему, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, определять рифму, настроение, которым проникнуто стихотворение);

- воспитывать любовь к родной природе.

Понятия

 «Образ», настроение, тема произведения, литературные приемы-олицетворения, рифма.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем).

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в группе.

Планируемый результат

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:  оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя литературные термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Оборудование

Учебник «Литературное чтение» 2 класс , портрет Ф.И.Тютчева, проектор, презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

1. Организационная часть

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Здороваются с гостями.

Предполагают.

Отвечают.

Отвечают.

Работают в парах. Находят слова в тексте. Отвечают.

Берут листы, знакомятся с ними.

Отвечают.

(Хлопоты могут быть приятными, а могут быть бесполезными).

Отвечают.

Выполняют работу в парах.

Проверяют.

Слушают

Отвечают

Находят, читают.

Отвечают.

Отвечают

(весна очень близко)

Обсуждают. Читают

Предметные:  учащиеся получат возможность научиться анализировать лирическое стихотворение.

Формируемые УУД        Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познаватель-ные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений использовать при  вычислениях черновик, находить рациональные пути решения.

Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

II.

Актуализация знаний

III. Постановка учебной задачи

IV. Словарная работа

V.

Знакомство с биографией писателя и с текстом.

VI.

Работа с

 текстом

VII. Рефлексия

VIII. Запись домашнего задания.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир поэзии. Давайте вспомним, что такое поэзия? Поэзия – это красота.

Давайте посмотрим в словаре Ожегова.

  1. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное.
  2. Это стихи, произведения, написанные стихами.
  3. Это изящество и красота чего-либо.

Тему сегодняшнего урока нам сообщит в своем стихотворении В.Орлов

Когда от весны удирала зима,
Такая вокруг началась кутерьма
И столько на землю свалилось хлопот,
Что утром, не выдержав, тронулся лёд. 

 О чем в стихотворении нам рассказывает поэт В.Орлов?

Зима как реагирует на приход весны?

Какая главная мысль спрятана этих строчках?

Словарная работа.

Какие слова нам подсказывают, что происходит смена времен года? Поработайте в парах.

Удирает- спасается бегством. (словарь Д.Н.Ушакова)

Что это за часть речи? 

Как вы понимаете значение этого глагола?

Началась кутерьма-беспорядок, суматоха (словарь под ред. А.П.Евгеньевой)

Что это за часть речи? Значит это существует.

Как вы понимаете значение этого существительного?

Свалилось хлопот- дела, связанные с заботами, беспокойством. (словарь под ред. А.П.Евгеньевой)

Сегодня на уроке мы с вами будем наблюдателями. Наблюдать мы будем за природой. Чтобы нам ничего не забыть, все что увидим, будем записывать в наши специальные листы- наблюдения.

Все слова, которые вы нашли в наших листах записаны. Я уже похлопотала за вас. Какие могут быть хлопоты?

Все слова в тексте нам говорят , что наступают перемены. Можно так сказать? Что происходит в природе?

Какое настроение возникает у нас при прочтении этого стихотворения? Почему?

В.Орлов нам рассказал, что происходит с в природе с наступает время смены времен года. А как вы думаете, Зима хочет уходить, передав власть весне?

Сегодня мы познакомимся со стихотворением Фёдора Ивановича Тютчева «Зима недаром злится», в котором а втор рассказывает, что именно происходит между зимой и весной.

- А для того, чтобы нам лучше понять стихотворение, выясним значение трудных слов. Но вот беда – пока я печатала – значения слов поменялись местами. Ваша задача – соединить слово и его значение в паре. Начали.

Хлопочет                      звон церковных колоколов в

                              особых  торжественных случаях                                                                         взбесилась            вопреки

наперекор             очень сильно разозлилась

трезвон                 еще больше

пуще                     заниматься чем-то очень усердно

Проверим.

Кто из вас без ошибок сделал это задание? Какое слово вызвало затруднение?

Первичное восприятие стихотворения.

https://www.youtube.com/watch?v=sVJ5U6hu890

C:\Users\CAVI-N53TK\Desktop\ScreenHunter_02 Mar. 27 07.14.jpg

Что привлекло ваше внимание в этом стихотворении? Что запомнилось?

Какие два героя созданы автором? Найдите и прочитайте эти строчки.

 Вспомните, как называется литературный прием?

Олицетворение – приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.

- Сейчас мы будем читать это стихотворение еще раз, и понаблюдаем за картинами, которые рисует Ф.И. Тютчев, с помощью слов и подготовимся к  выразительному чтению. По ходу работы мы будем записывать наши наблюдения.

Прочитаем 1 строфу.

Скажите, почему начала злиться Зима?

В каких словах говориться, что весна скоро придет? Найдите и прочитайте их.

Как вы понимаете эти строки?

Как прочитаем эти строчки  тоскливо, радостно или  игриво?

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках? (тренировка)

Прочитаем 2 строфу

"И все засуетилось", говорит поэт. Как вы понимаете это выражение (светит солнышко, просыпаются животные и растения, снег стал таять и бегут ручейки, поют птицы)

Какой синоним можно подобрать к слову засуетилось?

К какому герою мы припишем это беспокойство?

Как пробуждающаяся природа  относится к Зиме.  (Она заставляет Зиму уйти)

Какое слово использует Тютчев для  показа недовольства? (Он использует глагол нудит)  Значение этого слова мы не найдем ни в одном словаре. Это слово Ф.И. Тютчев образовал от слова нудный,  то есть монотонный, надоедливый, докучливый.  И введя этот глагол в стихотворение, поэту  удалось показать большое недовольство природы Зимой, все вокруг постоянно гонит зиму  вон.  

Каким синонимом можно заменить глагол нудит?(заставляет, вынуждает)

К какой героине мы отнесем эти действия?

Какие птицы встречают весну  своим пением? (жаворонки)

Рады ли  жаворонки весне?  Как автору удалось показать  эту радость?

(автор использует слова подняли трезвон, в трезвон, это  торжественный радостный звон колоколов)

Звукопись. Прослушивание пение птиц.

Как прочитаем эту строфу ( оживленно)

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

С каким героем мы соотнесем пение птиц?

Обратим внимание на наши наблюдения, на то, что происходит между нашими героями. Зима что делает? (злится)

Весна? (стучится, гонит, засуетилась, трезвонят).

Как мы видим Весна активнее Зимы.

Прочитаем 3 строфу

Найдите слова, передающие настроение Зимы и Весны.(хлопочет-ворчит и хохочет- шумит )

Как вы вспомните значение слова "пуще". Как Весна может шуметь? Еще быстрее бегут ручьи, ярче светит солнышко).

Запишем эти действия к нашем героиням.

Как прочитаем эту строфу ( оживленно, как будто споря) (тренируемся)

Какое настроение  удалось передать автору  в этих строчках?

Как мы видим, Зима не хочет сдаваться.

Прочитаем 4 строфу

Выберите из текста слова, которые показывают, что Зима очень недовольна, она разозлилась.(взбесилась)

Как автор назвал Зиму? Почему?

А Весну как называет? Почему?

Нарисуйте словесную картину, как будет вести себя Зима в этой строфе, что она делает.

Отменим эти слова в наших листах-наблюдениях.

Как прочитаем эту строфу?

Прочитаем 5 строфу

Как Весна ведет себя в ответ на проказы Зимы? (она не переживает)

Найдите в тексте слова, которые доказывают ваше мнение.

Как их надо прочитать? (беззаботно, без злобы, радостно)

Но чтобы вспомнить что же происходит между нашими героинями, как меняется настроение, какие эмоции выражают наши герои, мы с вами в группах соберем картины в той последовательности, как они идут в тексте. А потом  прочитайте  это стихотворение друг другу и  кто-то из вас прочитаете его всему классу.

Как мы видим, героини Ф.И.Тютчева разыграли целый спектакль. Понравились вам наши сегодняшние персонажи?

Какой вы представили Весну? Зиму?

Какое задание оказалось самым трудным? Интересным?

Оцените свою работу с помощью символов.

Если урок полезный, заставил задуматься, прикрепите на доске цветочек.

Если на уроке было не интересно, скучно прикрепите на доску снежинку.

Оценивание учащихся

Домашнее задание

По выбору:

стр. 110, выучить наизусть;

стр. 110, выразительно читать;

нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Приложение №2

C:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\raskraski-snezhinki-3-goda-795x900.jpg

C:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\4958ab61-7b52-4976-b9a3-0351fdd6a6bc.jpg

Приложение №1

C:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\2b6ea7302628ef07f3eef22358f5e02d93199ce0.jpgC:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\2b6ea7302628ef07f3eef22358f5e02d93199ce0.jpgC:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\2b6ea7302628ef07f3eef22358f5e02d93199ce0.jpgC:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\2b6ea7302628ef07f3eef22358f5e02d93199ce0.jpgC:\Users\CAVI-N53TK\Pictures\raskraska-podsnejnik14.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»

Слайд 2

Поэзия – это красота. Словарь Ожегова. Словесное, художественное творчество, преимущественно стихотворное . Это стихи, произведения, написанные стихами. Это изящество и красота чего-либо.

Слайд 3

В.Орлов Когда от весны удирала зима, Такая вокруг началась кутерьма И столько на землю свалилось хлопот, Что утром, не выдержав, тронулся лёд. Удирает - спасается бегством. (словарь Д.Н.Ушакова) Началась кутерьма - беспорядок , суматоха (словарь под ред. А.П.Евгеньевой) Свалилось хлопот - дела, связанные с заботами, беспокойством. (словарь под ред. А.П.Евгеньевой)

Слайд 4

Фёдор Иванович Тютчева «Зима недаром злится»

Слайд 6

Хлопочет взбесилась наперекор трезвон пуще Словарная работа вопреки заниматься чем-то очень усердно еще больше очень сильно разозлилась звон церковных колоколов в особых торжественных случаях

Слайд 7

Зима Весна

Слайд 8

злится хлопочет ворчит взбесилась пустила шумит хохочет нудит стучится всё засуетилось гонит умылась и румяней стала

Слайд 11

Информационные источники Фон раскрытая книга Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но должны указать источники и автора шаблона. Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна, педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДИЮ Каменского района Пензенской области © Полшкова В.В., 2019 Сайт http://minus-plus-mus.ucoz.ru/ Автор шаблона: Полшкова Виктория Валерьяновна В шаблоне применен переход «Листание», что создает эффект перелистывания страниц книги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения. Ф.Тютчев "Зима недаром злится..."

Знакомство с поэзией  Ф.Тютчева – стихотворением «Зима недаром злится…», стихотворными строчками о зиме А.Тарковского, Г.Державина, Ю. Мориц, С.Черного. Учить сопоставлять поэтические строч...

Урок литературного чтения по теме Ф.И.Тютчев "Зима недаром злится".

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Ф.И.Тютчев. Зима недаром злится. Технология:"Обучение в сотрудничестве"...

урок Литературного чтения "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится..."

тема урока: "Стихотворение Ф.И. Тютчева "Зима недаром злится...""...

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема "Зима недаром злится" Ф. Тютчев

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК "Начальная школа 21 века". Тема урока "зима недаром злится" Ф.Тютчев. На данном уроке используется технология критического мышления....

Урок литературного чтения с использованием исследовательской работы в группах. 2 класс «Школа России» стихотворение: ФИ Тютчев "Зима недаром злится..."

Урок литературного чтения во 2 классе, тема: Ф.И. Тютчев "Зима недаром злится..." с использованием исследовательской работы в группах. Работа на уроке нестандартная, материал хорошо запоминается....