Урок литературного чтения Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Основная цель: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народная мудрость сказки С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Тип урока: урок обобщения, проблемное обучение

Педагогические задачи: создать условия для пробуждения в детях чувства справедливости, сострадания, добра; учить сопереживанию; способствовать развитию мышления, речи; воспитывать положительные качества в процессе коллективной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

научатся: называть специфические особенности жанра литературной сказки, выделять главную мысль произведения под руководством учителя, характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков, находить в тексте художественные средства выразительности

Метапредметные:

Познавательные: определять основную идею произведения (эпического и лирического), выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.

Регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини-группе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу.

Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивания событий; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы

Личностные:осознанно готовиться к урокам литературного чтения, выполнять задания, формулировать свои вопросы и задания для одноклассников

Оборудование. Учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова); портрет писателя С. Т. Аксакова; мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями, шаблоны цветов, зеркало, венец, аленький цветочек, шкатулка, Толковый словарь.

Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

- Здравствуйте!

Я настрой себе нашел,

Чтобы быть везучим.

У меня все хорошо,

А будет еще лучше!

Повторю сто раз его –

Разойдутся тучи.

У меня все хорошо,

А будет еще лучше!

- Урок начнем с улыбки! Подарите друг другу и мне улыбки. Улыбка так украшает нашу жизнь. (слайд № 1-улыбка.

2. Актуализация знаний.

Речевая разминка.

Та-та-та-всем нужна доброта.

Ты-ты-ты- не жалейте доброты.

Ту-ту-ту –всем желаем доброту.

Самоопределение к деятельности.

-Как вы думаете, почему именно этот текст я использовала на уроке?

-Потому что сегодня будем говорить о доброте.

-Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?

-Кто автор этой сказки? Сергей Тимофеевич Аксаков.

-Когда он родился? (20 сентября 1791 года)

-В чём отличие русской народной от литературной сказки?   Литературная сказка очень близка народной сказке, однако отличие заключается в том, что у нее есть автор. 

А какие бывают сказки? (о животных, волшебные, социально-бытовые, фольклорные, литературные авторские)

Сказка «Аленький цветочек» к какому виду сказки относится? (Волшебная, литературная сказка)

- Назовите фамилии писателей- сказочников и их произведения, которые мы читали?

( А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне», П.П. Ершов « Конек-горбунок», П.П.Бажов «Серебряное копытце», В.М.Гаршин «Жаба и роза»).

Проверка домашнего задания.

1 группа. Айза, Айрат, Чингис, Субедей. «Чему учит сказка «Аленький цветочек»

Сказка эта учит всегда держать данное слово, учит не обращать внимания на внешний вид и верить своему сердцу. Учит тому, что даже в самом страшном теле может жить прекрасная и добрая душа. Учить тому, что зависть - это плохо, а отзывчивость - хорошо. Учит тому, что всегда следует верить в лучшее

2 группа. Ильяз, Найыр, Айчек. «Главная мысль и тема сказки»

Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.

3 группа. Диана, Самир, Сайын-Б.,Настя. «Признаки волшебной сказки в сказке «Аленький цветочек».

  1. Волшебный помощник - перстень для перемещений
  2. Заколдованный королевич - чудище
  3. Сказочный замок, невидимые слуги
  4. Победа добра над злом

4 группа. Отзыв на сказку «Аленький цветочек»

Сказка "Аленький цветочек" мне очень понравилась. Это необычайно красивая и трогательная история о том, как красавица полюбила чудище и тем самым расколдовала его. Мне очень понравился образ младшей дочери, которая была и верная и добрая, и готова на все ради любимых. Она не желала золота и драгоценностей, но хотела чтобы те, кто ей дорог были счастливы

5 группа. Дамба, Сайлаша, Начын, Очур. «Пословицы к сказке «Аленький цветочек»

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу
Добрый конец всему делу венец.

6 группа. Иллюстрации и рисунки к сказке «Аленький цветочек»

Определение темы и цели урока.

-Прочитайте пословицу, которая является эпиграфом к нашему уроку.

Не ищи красоты, а  ищи доброты.

-В чём смысл этой пословицы?

Лучше общаться с добрыми людьми, независимо от их внешности-она обманчива!!!

-Вы, наверно, догадались, о чем сегодня будем говорить. (о доброте, о том что красота не самое главное в человеке, а главное -доброе сердце)

-К какой сказке  можно отнести эту пословицу? (К  сказке  Сергея Тимофеевича Аксакова «Аленький цветочек»)

-Определите  цель урока. (Работать над содержанием сказки. Определить отрицательные и положительные герои. Определить добрые и злые герои).

Сегодня на уроке должны решить проблему: «Какие уроки доброты и мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Проблемное изучение новой темы.

3. А вы знаете, как появилась на свет сказка «Аленький цветочек»?

        Ключница Пелагея - прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Она была великая мастерица рассказывать сказки. Сергей очень любил сказку "Аленький цветочек". Он слышал ее в продолжение нескольких лет не один десяток раз, потому что она очень ему нравилась. Впоследствии выучил ее наизусть Потом он написал эту сказку своей внучке Оле, когда той исполнилось 6 лет.

Б. - Но чтобы решить проблему, мы должны вспомнить содержание сказки.

Вопросы:

  • Сколько дочерей было у купца?  У купца было три дочери
  • Куда собирался уезжать купец?  Собирается богатый купец по делам торговым в тридевятое царство, в тридесятое государство. 
  • Какие гостинцы просили привезти его дочери?  Старшая - «золотой венец из камениев самоцветных», средняя - «тувалет из хрусталю восточного», младшая - «аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете».) 
  • Где увидел отец цветок?  В саду на пригорочке зеленом.
  • Как купец понял, что это именно тот цветок? Купец сразу понял, что лучше этого цветка не найти на всем белом свете. Именно об этом чуде просила его дочь. 
  • Что случилось, когда он сорвал цветок? Сорвал купец цветочек, в тот же миг блеснула молния, ударил гром, и появился перед купцом зверь не зверь, человек не человек, чудище страшное и мохнатое. 
  • Как можно было попасть во дворец к «зверю лесному»?  (При помощи перстня: «кто наденет его на правый мизинец, тот очутится там, где  пожелает.)
  • Довелось ли купецкой дочери повидаться с отцом и сёстрами? Да, довелось.
  • Почему девушка не смогла вернуться во дворец в срок?    (Старшие сестры перевели стрелки часов на час назад; а зверь лесной бездыханный лежал на пригорке, обхватив аленький цветочек лапами.)
  • Чем закончилась сказка?    Чудище- лесной зверь стал опять человеком и купец дал благословение младшей, любимой дочери и принцу-королевичу.
  • Что победило заклятие  злой волшебницы?  Добро и любовь

Вывод. Молодцы, вы очень внимательно читали. Я думаю, что вы тоже справитесь со следующим заданием. У вас на столе лежат задания. Это задание выполняем в парах.

Работа в парах.

  • -Нужно восстановить порядок событий в сказке. Прочитайте карточку и пронумеруйте порядок. Что идет первым? И т.д.
  • Нашел купец подарки для старших сестер.
  • Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.
  • Жил купец и было у него три дочери.
  • Младшая дочь у зверя лесного.
  • Скучает Настенька по батюшке и сестрам.
  • Купец встретился со зверем лесным.
  • Превращение зверя в принца.
  • Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

3.Нашел купец подарки для старших сестер.

2.Три дня и три ночи думали дочери и выбрали себе подарки.

1.Жил купец и было у него три дочери.

6. Младшая дочь у зверя лесного.

7. Скучает Настенька по батюшке и сестрам.

4. Купец встретился со зверем лесным.

8. Превращение зверя в принца.

5. Опечалился купец, возвращаться к «лесному зверю» надо

Вывод.

Проверка по образцу.

Поднимите руку, кто выполнил так, как я?

- Молодцы.

Физминутка.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли -

Быть по-моему вели.

Работа в группах.

- Давайте вернемся к нашему вопросу (теме). Я думаю, теперь мы можем приступить к решению этой проблемы. Я предлагаю поработать в группе. Каждая группа, выполняя задания, сделает вывод: Какой урок мудрости преподносит автор, но у каждой группы он будет свой.

Повторим правила работы в группе! (слайд № 5)

  1. Распределите роли в группе.
  2. Внимательно прочитайте задание.
  3. При обсуждении задания выслушивайте мнение каждого.
  4. Не перебивай говорящего.
  5. Дайте характеристику героям сказки.

Первая группа. Младшая сестра. Младшая сестра – добрая, отзывчивая, преданная, смелая девушка, щедрая душой…  Дайте примеры , где проявляются эти качества  у младшей сестры.

Вторая группа. Купец. Купец-добрый, отзывчивый, любит своих дочерей. Дайте примеры , где проявляются эти качества  у купца.

Третья группа. Лесной зверь. Чудище – ласковый, добрый, щедрый, любящий,… Дайте примеры , где проявляются эти качества  у лесного зверя.

Четвертая группа. Сёстры- девушки завистливы, они хотят навредить третьей сестре.

Дайте примеры , где проявляются эти качества  у старших сестёр

Пятая группа. Злая ведьма- наложила проклятие на юношу за то, что отверг ее любовь

Шестая группа. Разделите всех персонажей на две группы. Добрые - младшая сестра, лесной зверь, купец. Злые -старшие сёстры, злая ведьма. Докажите.

Вывод. Какие герои вам больше нравится? Чем? А какие не нравится? Почему. Доброта победила зло. Оценка.

Игра- задание: «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки зачитать.

Следующее задание: «Оживи картинку», учитель показывает иллюстрации, дети должны соответствующий отрывок сказки зачитать.

 «В некотором царстве…» (с 193

 «..а привези ты мне венец из каменьев…» (с 194)

 « …а привези ты мне тувалет ..» (с 194)

 «…а привези ты мне аленький цветочек…» (с 195)

 «стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец..» (с 197)

«И вдруг видит он, на пригорочке зелёном цветёт цветок цвета алого…» (с 198)

(дети могут зачитать несколько вариантов с 198 или с199

 «Вынимает он перстень зверя лесного…» (с 203)

«Ты одна полюбила меня...» (с 213)

Вывод.

Какие уроки доброты и мудрости преподает читателям С.Т. Аксаков в сказке “Аленький цветочек”

Честность

Самопожертвование

Доброта

Любовь

Какова главная мысль сказки? Учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Верность и доброта являются самыми дорогими вещами в мире.

Вернемся к девизу нашего урока. Не ищи красоты, а  ищи доброты.

К кому из персонажей можно отнести эту пословицу? (К лесному зверю.  Внешне он безобразный, страшный, а в душе он добрый)

    Вывод. Но ведь в жизни тоже случается такое, когда за непривлекательной внешностью скрывается прекрасная душа. Увидеть, понять это может далеко не каждый. В основном люди привыкли полагаться на первое чисто внешнее впечатление, забывая, что, возможно, за привлекательной внешностью может не оказаться ничего: ни души, ни чувств. Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу.

Итог урока. Рефлексия.

- Проблему мы решили, и урок подходит к концу. Прочитайте слова на листочках и сделайте вывод. Какие слова много раз повторяются. Любовь, доброта. Вот чему учит нас сказка Аксакова.

Подведем итог нашего урока. На столах лежат алые лепестки. Напишите на лепестке от цветочка: чему научила вас сказка. Прикрепите свои лепестки к стебельку на доске.(Звучит песня «Аленький цветочек»)

Сказка учит ценить в человеке самые важные человеческие качества - любовь, доброту, заботу. Сказка называет человека красивым только тогда, когда он красив душой. Сказка учит ценить самих людей, понимать разницу между добром и злом, правдой и ложью. Она учит нас жить. Учит нас быть добрым, отзывчивым, честным, любить близким.

Сказка «Аленький цветочек» живет очень много лет-160 лет.  Она не стареет, потому что люди всегда будут верить в ...(добро, любовь). Значит, в душе каждого человека будет цвести аленький цветочек.

Давайте растить свой «аленький цветочек». - Как? (Попробуем, даже когда нам не хочется, помочь кому-то. Иногда ведь достаточно только одного взгляда, улыбки, чтобы кому-то стало веселее, легче. Делать Добро другим людям: маме, сестрёнке, товарищам, незнакомым. Пусть будет кому-то теплее от нашей доброты).

Ты лети , наш цветок!

 Через запад на восток.

Ты по всей Земле лети,

Семена добра дари!

 Домашнее задание. 

Разноуровневые задания: 1 уровень: Предлагаю и вам поучаствовать в создании сказки - придумайте начало истории, ведь мы не знаем, по какой причине злая волшебница прогневалась на королевича. Напишите небольшое сочинение на тему: "Почему появилось на свет чудище?"

2 уровень: Найдите в сказке пословицы и выпишите их.

3 уровень: иллюстрации к понравившемуся эпизоду.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Народная мудрость сказки С.Аксакова "Аленький цветочек" (с презентацией)

Урок по теме "Народная мудрость сказки С Аксакова "Аленький цветочек"  был проведен как обощающий после самостоятельного чтения "Наедине с книгой" из раздела "Реальный и волшебный миры в авторско...

Урок литературного чтения в 4 классе «Любовь к ближнему в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек».

На уроке составляется цитатный план. Дети дают характеристику героям, оценку их поступкам....

урок литературного чтения в 4 классе С.Т. Аксаков "Аленький цветочек"

Рабочая  программа по литературному чтению для 2 класса по "Школе России"...

Открытый урок литературного чтения"Сказка С.Т.Аксакова "Аленький цветочек"

Урок разработан  для 4 класса .Программа "Школа России".Урок был разработан и проведен в рамках районного семинара "Роль уроков литературного чтения в духовно-нравственном развитии...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"

Технологическая карта урока по литературному чтению "Герои сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»"...