Открытый урок по литературному чтению 4 кл. Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?»
методическая разработка по чтению (4 класс)

Малыхина Елена Николаевна

Открытый урок по литературному чтению 4 кл.  Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?» .  УРОК  знакомит учащихся с писателем, с его рассказом.Позволяет учащимся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.  Воспитывает милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде. Развивает  творческие способности  учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_na_rodnom_yazyke_4kl.docx22.38 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Среднеапоченская средняя общеобразовательная школа»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

4 КЛАСС

Тема: К.Д. Воробьев «У кого поселяются аисты?»

                                                                       Учитель: Малыхина Елена Николаевна

                                                                  2020г.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ

4 КЛАСС

Тема: К.Д. Воробьев «Укого поселяются аисты?»

Цели урока

  1. Познакомить учащихся с писателем, с его рассказом.
  2. Побудить учащихся задуматься над тем, что есть добро и зло, каким должен быть человек.
  3. Подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе милосердие, сострадание, способность не оставаться равнодушными к чужой беде.
  4. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся.

Форма: урок – размышление.

  • Личностные результаты:
  • Готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.
  • Регулятивные УУД:
  • 1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • 2. Следовать режиму организации учебной деятельности.
  • 3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.
  • Познавательные УУД:
  • 1. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в книге.
  • 2. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
  • Коммуникативные УУД:
  • 1.Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события.
  • 2.Оформлять свои мысли в устной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятии:

  1. Дыхательная гимнастика.
  2. Частая смена деятельности за счёт разнообразия видов работы.
  3. Создание положительного психологического климата.
  4. Ориентация учащихся на успех.

Ход урока

  1. Оргмомент

Психологический настрой.

- Закройте глаза  и послушайте.

/звуки природы/

-Что вы представили? (Лес, луг, поющих птиц)

- В какой области  мы живем?

- У каждого человека есть родина, где жили их предки, где родились и мы. И наша Родина – наш Курский край. Наш край очень красив и богат талантливыми людьми. На наших занятиях мы уже знакомились с творчеством некоторых из них.

  1. Актуализация знаний.

- С творчеством какого писателя познакомились на предыдущих уроках?

/Е.И. Носов/

- Что вы можете о нем рассказать?

-Какие рассказы Е.Носова прочитали?

  1. Самоопределение к деятельности

- На нашей книговыставке вы видите книги Е. Носова. Но здесь есть книги и другого писателя.

- О ком идет речь? /К.Д. Воробьев/

- Слышали ли вы  это имя? /на уроках краеведения/

 -Сформулируйте тему  нашего урока. /Знакомство с творчеством К. Воробьева/

  1. Работа по теме урока

  1. Биография автора.

 Константин Дмитриевич Воробьев родился 24 сентября 1919 году в одном из красивейших мест Курского края - селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Семья была небольшая: мать, отец, бабка. А из детей, кроме Константина, были ещё 2 старшие сестры. Мальчик родился в тяжёлое время: Гражданская война, холод, голод. Но детское сердце впитывало только хорошее. С раннего детства мальчик учился наблюдать за тем, как встает солнце, как шумит высокая трава, как   « говорят» в ночном лошади .

В 1941 Воробьев вместе с другими кремлевскими курсантами защищал Москву. Под Клином попал в плен и оказался в фашистском концлагере в Литве. В 1943 бежал из лагеря и организовал партизанскую группу, которая затем вошла в состав крупного партизанского соединения.

С сентября 1943 по август 1944 года командовал отдельной партизанской группой, состоящей из военнопленных, бежавших из лагерей. Принимал участие в освобождении Литвы. Эта земля для него стала его второй родиной. 

К.Д. Воробьёв всю жизнь тосковал по России. Ему нужна была русская почва, русский язык. Образы и видения родного края встают со страниц его книг, но вернуться на родину он не смог.  

Умер Константин Дмитриевич Воробьев 2 марта 1975 года в Литве, а в 1995 году он был перезахоронен в Курске, на Офицерском кладбище.

В своих произведениях писатель рассказывает о о трагических событиях Великой Отечественной войны, о любви, о таинственно-романтических отношениях человека с миром природы, об открытых и добрых сердцах не только взрослых, но и детских.

Специально для детей К. Д. Воробьёв не писал. Однако рассказы разных лет «Синель» (1955), «Настя»(1957) «У кого поселяются аисты» (1961) и другие вошли в круг детского чтения.

Его произведения часто автобиографичны. Это рассказы о жизни самого писателя. В них живёт душа: добрая, чистая, светлая, как перезвон солнечных лучей.

Рядом с домиком писателя часто поселялись аисты и один случай из жизни пернатых и семьи деревенского мальчишки лег в основу будущего рассказа  , написанного в 1961 году, К.Воробьева «У кого поселяются аисты»

  1. Работа по содержанию рассказа.

Дома вы прочитали рассказ К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты», и сегодня  в конце урока мы попробуем ответить на этот вопрос.

 И прежде чем мы начнем с вами беседу, мне бы хотелось вам рассказать одну легенду.

Легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец, мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся. Красные языки пламени скользили по стенам на крышу. Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы, не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов. 

Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и работящих людей.

  1. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты? (Костик добрый, любит животных, но кошку или собаку завести нельзя, потому что нечем кормить, а аисты сами прокормятся.)
  2. Как Костя помогает аистам устроить гнездо?
  3. Какая трагедия случилась в семье аистов?

4. А как живется семье Костика? Зачитайте.

5. «И всё одно плохо не бывает долго на свете. Всё одно когда-нибудь наступает хорошо, если всем ждать»,- думает Костик. Докажите, что так бывает не только у людей, но и у аистов. (Тоскующему по погибшей «жене» аисту встречается другая аистиха.)

6. Расскажите  дальнейшую историю жизни «семьи» аиста.

7. Как Костя  помогал Кольке?

8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.

9. Автор пишет: «Горе пришло разом с зимой».

10. Кто виноват в гибели аиста? (Бабка.)

3. Характеристика героев(работа в группах)

Имя

Имя

Костя

Бабка

Поступки

Поступки

Характер

Характер

11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка –злой, плохой человек? (Трудной. Нет. Сочувствуем ей.)

12. Костик. Какой он? (Добрый.) Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.

13. Для чего же автор ввел в свое произведение такой персонаж? (Чтобы мы сравнили ДОБРО и ЗЛО)

14. Почему Костя Мухин не закончил свой рассказ?(Ему было очень тяжело еще раз переживать потерю друга)

  1. Физкультминутка

Под песню «Аист на крыше»

  1. Продолжение работы по теме.
  1. Лексическая работа. Работа в группах

-Был ли мальчик  добрым?

 -Был ли мальчик  милосердным?

-Найдите в толковом словаре слова:

1-я гр.- «доброта»

2-я гр. «милосердие»

 

2. Защита мнений

- Главный герой рассказа К.Воробьева «Костик» был добрым к городским жителям, к своей бабушке. Он никогда не делал им зла, относился к своей бабке хорошо , даже после того, как она поступила с аистом.

Защита мнений

Костик был милосердным .Он помогал аистенку выжить. Когда аист был ещё птенцом, мама не любила его, потому что он был ей не родной. Она не давала ему пищу, постоянно хотела столкнуть его с гнезда. Но мальчик не давал ей этого делать. Аиста никто не любил, кроме Костика. Даже когда он прилетел зимой весь замерзший, растрёпанный, с засохшей кровью, мальчик приютил его у себя дома. Они были настоящими друзьями! Если бы не Костик, то аистёнок бы погиб.

 Герой рассказа К.Воробьева «Костик» доказывает, что можно быть и добрым, и милосердными одновременно. Нужно стремиться стать именно таким человеком.

  1. Обобщение.

Доброта и милосердие часто используют в качестве синонимов. Тем не менее, их значение несколько отличается. Чем доброта отличается от милосердия? 
Доброта – это душевное качество, присущее всем людям. Другое дело, что одни его подавляют, а другие – нет. Доброта – это хорошее отношение к окружающим. Не всегда это качество реализуется в соответствующих поступках. Некоторые люди безгранично добры, но помогают другим крайне редко. 
Милосердие – это проявление доброты, поступки, совершенные ради других, причем совершенные совершенно бескорыстно. Можно сказать, что это доброта в действии. Милосердный человек-это человек, с чувством достоинства, который защищает слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Таким образом, понятия милосердие и доброта близкие, но не тождественные.

Доброта – это состояние души, а милосердие – поступки.

  1. Итог

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока

- У кого поселяются аисты?

-Живут ли аисты в нашем селе?

- В соседнем селе Никольское тоже живут аисты. Недавно в газете «Маяк» опубликована статья «Там, где живут аисты», которая рассказывает о людях этого села. /Показ газеты/. Вы можете прочитать.

Будьте добрыми, Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.

  1. Рефлексия

-Оцените свою работу. Выберите и прикрепите к дереву листочки: зеленый- было интересно,

Коричневый- было скучно,

Желый – рассказ заставил меня сопереживать героям;

Красный – захотелось прочитать другие рассказы К. Воробьева.

  1. Дом. задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: Русская народная сказка «Журавль и цапля»2 класс...

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья» 2 класс

Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья»2 класс...

Конспект открытого урока по литературному чтению на тему;Н.А. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".

В материале представлен конспект открытого урока по литературному чтению...

План-конспект открытого урока по литературному чтению по теме «Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средства», проведенного в 4б классе

Тема урока: Неповторимый красочный образ Родины в стихотворении И.А.Бунин «Листопад». Образные языковые средстваЗадачи:формировать знания учащихся о творчестве И.А.Бунина;развивать способность внимате...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Сказка о Воробье Воробеиче" 3 класс...