План- конспект урока по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа» , 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Хамаева Наталия Васильевна

План- конспект урока по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hamaeva_n.v._n.n.nosov_zhivaya_shlyapa.docx31.23 КБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока по теме: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

УМК:Школа России

Учебник: 2 класс 2 часть Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

Основная цель темы: Подвести учащихся к основной идее  рассказа Н.Н. Носова «Живая шляпа».

Основная идея рассказа: автор по-доброму высмеивает свойственную людям способность в минуты страха преувеличивать уровень опасности.

Задачи

С точки зрения учителя

С точки зрения ученика

Образовательные

Сформировать у учащихся представление о рассказе Н.Н. Носова «Живая шляпа», о его содержании, подвести к формулировке главной мысли рассказа; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения, активизировать «вдумчивое» чтение, продолжить обучение выразительному чтению сказок.

Развивающие

Развивать образное и логическое мышление; развивать умение анализировать, обобщать;

Воспитательные

 Произведение воспитывает в учащихся смелость, доброту. Учит  трезво оценивать ситуацию, находить выход из сложных жизненных ситуаций.

Предмет усвоения: рассказ Н.Н. Носова «Живая Шляпа»

Средства усвоения:

Опорные знания

Опорные умения

 Знают жанр рассказ.

 Знают, что такое анализ текста; идея.

- умение находить главного героя; давать характеристику; отвечать на вопросы по содержанию произведения;

- определять основную мысль произведения;
-
анализировать произведение.

Тип урока – Открытие нового знания.

Ресурсы урока (средства обучения) – презентация, учебник литературного чтения, рабочая тетрадь.

Соответствие этапов усвоения и этапов данного урока

Этапы усвоения:

Этапы урока:

1.Организация начала урока, мотивация к учебной деятельности.

Цель: создать психологический и эмоциональный настрой для продуктивной работы учащихся .

Здравствуйте, ребята. Я приготовила для нашего урока девиз. (На экране появляется девиз).

Сначала я вам его прочитаю, а затем мы все вместе дружно его повторим:

«Сегодня на уроке мы будем:

Не просто слушать, а слышать.

Не просто отвечать, а думать и размышлять.

Дружно и плодотворно работать.

-Итак ребята, вы готовы работать так же, как говорится в девизе?

-Да!

Отлично, тогда проверьте, всё ли у вас готово к уроку учебник, тетрадь и можете садиться.

1. Подготовка к восприятию

Актуализация знаний. Постановка проблемы.

Цель:проверить знания учащихся о рассказе «Затейники»

Учебное задание 1

Учебная задача для учителя: организовать беседу по рассказу Н.Н. Носова «Затейники»

Учебная задача для учащихся:продемонстрировать знание рассказа Н.Н. Носова «Затейники»

Содержание:

-Ребята, помните ли вы, о чём мы говорили на прошлом уроке?

-О писателе Н.Н. Носове и его произведении «Затейники»

-Хорошо. Сейчас я проверю, помните ли вы о чём рассказ.

-Как звали главных героев рассказа?

(Валя и Петя)

-Как ребята себя называли?

(Затейники)

-В какую игру они играли?

(Три поросёнка)

-Из-за чего игра прервалась?

(Из-за того, что кто-то схватил Петю за ногу)

-Какими качествами обладали герои? Можно ли назвать их трусливыми?

(Учащиеся высказывают своё мнение).

Форма организации: учитель задаёт вопросы, учащиеся отвечают на них.

Форма контроля: учитель слушает и анализирует ответы детей.

Определение темы урока:

На прошлом занятии мы только начали знакомиться с произведениями Н.Н. Носова.

Ребята, как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Послушайте стихотворение:

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

-Значение слова «шляпа» в толковом словаре Ожегова трактуется так: (шляпа-это головной убор с высокими полями).

 О чём это стихотворение?

(О шляпе)

Ребята, какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

К шляпе дружно подойдем,

Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

-Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-Мы найдем ответ на этот вопрос, прочитав очень интересный рассказ.

2. Восприятие

3. Осмысление

3.  Открытие нового знания

Цель: Познакомить учащихся с произведением «Живая шляпа»

Учебное задание №2: Чтение произведения

Учебная задача для учителя: показать образец выразительного чтения.

Учебная задача для учащихся: усвоить содержание произведения.

- Учитель выразительно начинает читать рассказ Н.Н. Носова «Живая шляпа»

Содержание: стр. учебника 54

Вопрос до чтения:

Давайте посмотрим на название рассказа и подумаем, о чём будет этот рассказ? (предположения детей)

Сейчас я буду читать текст и останавливаться на определённом моменте, мы будем обсуждать прочитанный фрагмент и читать дальше и так до самого конца рассказа. Вы должны внимательно слушать и следить глазами по тексту. А также подчёркивать непонятные слова, которые мы затем будем разбирать. Всем понятно? (Да)

Учитель начинает читать текст от слов: «Котёнок Васька…»

До слов: «Накрыла его сверху…»

С чего начинается рассказ? (С того, что котёнок Васька сидел на комоде)

Зачем котёнку понадобилась прыгать с комода? (Он увидел муху, сидящую на шляпе и решил его поймать)

Когда котёнок спрыгнул на пол, что с ним произошло? (Шляпа упала на него сверху)

Учитель читает рассказ дальше от слов «А в комнате сидели…»

До слов «Упало на пол…»

Кто находился в комнате помимо котёнка? (Два мальчика Володя и Васька)

Что они делали в это время? (Раскрашивали картинки)

Как вы думаете, почему автор употребил именно слово «Плюхнулось"? Как вы понимаете его значение?

(Плюхнулось – что-то глухо упало)

Учитель читает рассказ от слов «Володя обернулся…» до слов «Стал смотреть не шляпу…»

Что сделали ребята, когда услышали звук? (Володя пошёл поднять шляпу)

Что случилось дальше? (Володя с криком «Шляпа живая» отпрыгнул в сторону)

Какие действия предпринял Вадик? (Подошёл поближе, чтобы рассмотреть шляпу и проверить правда ли она живая).

Учитель читает рассказ от слов «Вдруг шляпа…» до слов «Дверь за собой закрыли…»

Что произошло, когда Вадик подошёл к шляпе? (Шляпа начала двигаться прямо на него, он испугался и запрыгнул на диван вместе с Володей)

Почему ребята подумали, что шляпа живая? (Потому что они не видели как шляпа упала на котёнка, а значит они думали, что она передвигалась сама)

Какие события произошли после того, как ребята запрыгнули на диван? (Ребята испугались, спрыгнув с дивана они побежали на кухню и закрыли дверь).

Учитель читает рассказ от слов «Я у-у-хо-хожу…» до слов «Пусть только подлезет ближе…»

Что Володя сказал своему другу, когда они прибежали на кухню?(Я ухожу домой).

Почему друг Вадика захотел уйти? (Потому что он думал, что шляпа живая, а он не привык, чтобы шляпы ходят по дому)

Какую версию выдвинул Вадик? (Что шляпу кто-то дёргает за верёвочку)

Что решили предпринять ребята? (Взять кочергу и лыжную палку, пойти проверить дёргает ли кто-то шляпу за верёвочку)

Учитель читает рассказ со слов «Но шляпа…»до слов «Предложил Володя…».

Что придало ребятам больше смелости? (То что шляпа лежала на полу и не двигалась)

Что начали делать мальчики? (Вадик стал стучать по полу кочергой и кричать: «Эй ты, шляпа!»)

Как шляпа отреагировала на действия Вадика (Она не сдвинулась с места)

Что решили сделать ребята? (Володя предложил набрать картошки и кидаться ею в шляпу)

Учитель читает рассказ от слов «Они вернулись на кухню…» до слов «Он только фыркал и жмурился от света»

Что происходило после предложения Володи набрать картошки и кидаться ею в шляпу? (Ребята начали кидаться картошкой в шляпу, Вадик попал. Шляпа подскочила с громким «Мяяу»)

Что увидели ребята? (Как из под шляпы высовывается серый хвост, затем лапа, а потом и сам котёнок Васька)

О чём догадался Володя? (О том, что шляпа была не живая о том, что она упала с Комода на Ваську)

О чём ребята спросили Ваську? (О том, как он попал под шляпу)

Форма организации: учащиеся следят по тексту, подчеркивая непонятные слова, отвечая на вопросы учителя.

Форма контроля:учитель задает вопрос (до чтения), читает рассказ и останавливаясь по ходу чтения, задаёт учащимся вопросы по содержанию текста.

Учебное задание №3:Словарная работа. (слайд 5)

Учебная задача для учителя: познакомить учащихся с лексическим значением новых слов.
Учебная задача для учащихся: усвоитьлексическое значение новых слов.

Содержание:

Где сидел котёнок Васька? (На комоде) Как вы думаете, что такое комод? (Предложения учащихся)

Что взяли с собой ребята для защиты от шляпы? (Кочергу и лыжную палку) Знаете ли вы, что такое кочерга (Да/нет) Можете представить её внешний вид (Предложения учащихся)

Комод- Предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья, различных мелких вещей).

Кочерга- приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом. (Мешать угли кочергой).

Форма организации: сопровождение на слайдах; спросить у учащихся какие слова они подчеркнули, что обозначают.

Форма контроля: учитель выслушивает мнение учащихся, и анализирует ответы.

5. Первичный анализ произведения

Цель: Проанализировать произведение с учащимися для осознания идеи.

Учебное задание №4: Беседа по рассказу

Учебная задача для учителя: подвести учащихся к осознанию идеи произведения.

Учебная задача для учащихся: проанализировать произведение и понять, что хотел сказать автор.

Кто главные герои рассказа? (Вадик и Володя)

Как вы понимаете название рассказа?

Почему шляпа оказалась живой? (Под ней оказался котёнок Васька, который двигался под шляпой, ребята не заметили, как шляпа упала на Ваську поэтому думали, что она двигается сама по себе)

Какие чувства вы испытывали при прослушивании рассказа? (Рассказ был смешной и лёгкий). Этот рассказ – юмористический. Автор как бы высмеивает страхи наших героев, но по-доброму.

Знаете ли вы, что такое юмор? (Ответы учащихся)

Юмор-понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-н. Чувство юмора.

Как вы думаете, какова главная идея произведения? (Когда нам страшно, мы преувеличиваем уровень опасности и видим то, чего на самом деле нет).

Форма организации: учитель беседует с учащимися по прочитанному произведению  

Форма контроля: учитель выслушивает учащихся и контролирует их ответы

Физкультминутка:

Большая буква

Если названные мною слова надо писать с большой буквы — поднимайте руки вверх, если с маленькой — приседайте: Васька, котёнок, город, Воронеж, Володя, второклассник, река, Дон, Волга, собака, корова, Вадик, Зорька, воробей, урок.

4.Закрепление 5.Применение

6. Вторичный синтез.

Цель: формировать умение выразительного чтение, умение доказывать свою точку зрения, проверить внимательность учащихся.

Учебное задание №5: Работа с по тексту произведения.

Учебная задача для учителя: проверить как учащиеся усвоили основную идею произведения

Учебная задача для учащихся:осознать идею произведения и сделать вывод

Содержание: Что ты можешь сказать о ребятах? Какими они показали себя в момент сражения со шляпой?

(Учитель выводит на слайд текст)

Смелыми

Шутливыми

Любопытными

Находчивыми

Догадливыми

Добрыми?

Аргументируй свой ответ. Найди среди этих прилагательных похожие по смыслу слова. Объясни их значение.

Форма организации: учитель работает с классом, задаёт вопросы. Учащиеся отвечают, аргументируя свой ответ

Форма контроля: учитель выслушивает мнения детей

Учебное задание №6:Чтение по ролям.

Учебная задача для учителя:проверить выразительное чтение учащихся, понимание эмоций героев произведения.

Учебная задача для учащихся: продемонстрировать выразительное чтение, понимание эмоций героев произведения.

Содержание:

Ребята, а теперь мы будем читать по ролям. Ваша задача внимательно слушать и следить глазами по тексту учебника, в любой момент я могу остановить и поменять читающего. (Учитель распределяет роли между учащимися, во время чтения учитель может дать роль другому ученику)

Форма организации: учитель распределяет роли, учащиеся читают вслух с выражением.

Форма контроля:учитель слушает чтение учащихся, корректирует интонацию.

Учебное задание 7: Работа с текстом произведения

Учебная задача для учителя: проверить умение доказывать свою учащихся доказывать свою точку зрения.

Учебная задача для учащихся: продемонстрироватьумениедоказыватьсвоюточкузрения.

Содержание:

Ребята, сейчас вы поработаете в парах. Каждому из вас нужно найти фрагмент текста произведения, который ему больше всего понравился, выразительно прочитать его соседу и рассказать почему вы выбрали именно этот фрагмент. Я буду спрашивать по две пары с каждого ряда.

Форма организации: работа в парах

Форма контроля: учитель слушает и анализирует мнение учащихся.

7. Подведение итогов.

Цель: обобщить полученные знания. Чётко сформулировать главную идею произведения.

Содержание:

Ребята, какое произведение мы с вами изучили сегодня?

(«Живая шляпа»)

Кто его автор? (Николай Николаевич Носов)

Какую главную мысль рассказа мы с вами выделили? (Когда людям страшно, они не могут трезво оценить ситуацию. Они начинают преувеличивать уровень опасности)

Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Провести самоанализ и самооценку своей деятельности.

Что нового вы узнали на уроке?

Какую мысль до вас донесло произведение «Живая шляпа»?

О чём вы бы рассказали своим родителям/другу?

Оцените свою деятельность на уроке:

Если вы хорошо работали и усвоили главную мысль произведения – поднимите руку с пятью разогнутыми пальцами.

Если вы не очень активно работали на уроке и вам не совсем понятна главная мысль произведения – поднимите угу с четырьмя разогнутыми пальцами.

Если вы не работали на уроке и вам совсем не понятна главная мысль произведения – поднимите руку с тремя разогнутыми пальцами.

Домашнее задание:

Подготовьте пересказ произведения «Живая шляпа по плану:

-Котёнок Васька ловил мух.

-Шляпа – живая?

- Мальчики швыряют картошку в шляпу.

- Из под шляпы высунулся серый хвост.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Правописание приставок"(русский язык 4 класс, система Л.В.Занкова)

Урок плановый.  Дети систематизируют и закрепляют свои знания о приставках, их отличиях от   корня и предлога, о правописании. В процессе работы выявляют наличие приставок в середине сложных...

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"

Конспект урока литературного чтения. Н.Н. Носов "Живая шляпа"...

План-конспект урока по теме "Столбчатые и линейные диаграммы" (4 класс, УМК "Перспектива")

Для проведения уроков по теме "Диаграмма" можно подобрать интересную информацию, используя энциклопедии, справочники, Интернет-ресурсы. При проведении урока "Столбчатые и линейные диаграммы" была испо...

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"

Конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему Н.Н. Носов"Живая шляпа"...

План-конспект урока по теме "Дикие и домашние животные " 2 класс

Данная разработка  содержит конспект урока  по окружающему миру во 2 классе УМК " Школа России".В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя и учеников,есть   мат...

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"

конспект урока литературного чтения "Н.Н.Носов "Живая шляпа"...

Конспект урока, литературное чтение 2 класс. Тема: Н.Н.Носов "Живая шляпа".

Конспект урока литературного чтения во втором классе Н.Н.Носов «Живая шляпа»ФИО (полностью)Кравченко Надежда ГригорьевнаМесто работыМБОУ «КСОШ №1»Должностьучитель начальных кла...