Технологическая карта урока литературного чтения "А.П. Платонов "Ещё мама"" (УМК Школа России, 3 класс )
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Баранова Александра Владимировна

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Ещё мама», о жизни и творчестве писателя.

Задачи урока

Дидактические:

  1. формировать знания о творчестве А.П. Платонова;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать; 
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 18.04.2022

Школа: №2

Класс: 3

Урок: 1

Время: 8:30 – 9:10

Кабинет:11

Студент: Баранова Александра

Группа: 45

Учитель: Колташева Н.А._______________________

Тема урока «А.П. Платонов «Ещё мама»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование знаний представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Ещё мама», о жизни и творчестве писателя.

Задачи урока

Дидактические:

формировать знанияформирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.

Успенского «Чебурашка»

  1. формирование знаний о творчестве Э. Успенского; воспитание любви к литературе с помощью работы над произведением Э.
  2. Успенского «Чебурашка»
  1. формировать знания о творчестве А.П. Платонова;
  2. развивать умение составлять план для дальнейшего пересказа прочитанного текста.

Развивающие:

  1. развивать умения выразительно читать;  
  2. развивать умения ориентироваться в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать у учащихся чувство доброты;
  2. воспитывать интерес к литературному чтению.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте пенала, учебника. Садитесь.

Создаёт эмоциональный настрой.

Сегодня на уроке мы с вами будем добывать новые знания.А вот какие, вы узнаете чуть позже. Желаю вам удачи в постижение новых знаний.

Показывают готовность к уроку.

Метапредметные:

Р.: выработать  учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом..

Л.: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа    

Читает стихотворение, подводящее к теме урока:

Хоть мама

Еще не вернулась с работы,

Нетрудно узнать

Ее думы-заботы:

«Вернусь – Хорошо бы

Пошить, почитать,

Да надо с уборкой возиться опять».

<…>

Стать добрым волшебников

Ну-ка попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особо:

Понять и исполнить

Желанья другого –

Одно удовольствие слово!

 Хоть мама еще

- Прочитайте выразительно.

- У меня пропущен отрывок, которой обозначен многоточием. Как вы думаете, о чем должна быть пропущенная часть? Бываете ли вы добрыми волшебниками дома?

- Это стихотворение Сергея Погореловского «Попробуй волшебником стать». Прочитаем отрывок из него еще раз. - Вы читаете хором выразительно первую часть, написанную на доске, я – пропущенную, и конец – вы все вместе.

- И ты совершаешь

Веселое чудо

Ковер засверкал,

Засияла посуда!

И ахнула мама,

Вернувшись домой:

- Да это как в сказке!

Волшебник ты мой!

Ученики слушают стихотворение. Отвечают на вопросы.

Метапредметные:

Р.: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

П.: структурирование знаний.

Л.: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа      

Проблемный метод: подводящий диалог

Подводит учащихся к постановке целей и темы урока, при помощи проблемной ситуации:

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 141. О чём, по-вашему, рассказ? Посмотрите на стихотворение, которое мы читали, на иллюстрацию. Кто герои рассказа?

- Откройте страницу 137. Прочитайте название произведения и его автора.

- Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Сформулируйте цель урока.

- Составим план урока.

Отвечают на вопросы:

- Возможно, о маме и о её сыне.

- Мама и сын.

- А. Платонов «Еще мама».

- Возможно у мальчика появилась еще мама.

- Рассказ «Еще мама».

- Познакомиться с произведение «Еще мама» и ответить на главный вопрос урока

1) Познакомиться с произведением.

2) Выразительно прочитать произведение.

3) Ответить на вопросы.

4) Обобщить урок.

Предметные:  уметь: определять цель урока, ставить задачи

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

 К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, аргументация своего мнения и позиции

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор. Слайд с темой урока и целью.

Учебник.

«Открытие» детьми нового знания

  (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

- На прошлом уроке вы познакомились с творчество Андрея Платоновича Платонова. Кто может рассказать об этом авторе? Расскажите, кто что запомнил.

- Итак, прежде чем начать знакомство с произведением «Еще мама», проведем небольшую словарную работу. - Прочитайте слова на слайде и постарайтесь дать им определение, раскрыть смысл.

Ступай, оробел

- Посмотрите на экран.

- Итак, теперь приступим к чтению, я начну, а вы следите глазками, читайте про себя, в любой момент я могу попросить вас продолжить. Начинает чтение.

-Итак, ребята, здесь мы остановимся.

-Каких главных героев мы встретили по ходу чтения рассказа?

- Как звали маму?

Ступай – делать шаг, идти куда-то. «Ступайте на юг: освежитесь, наберитесь новых впечатлений.» Оробел - испугаться, бояться чего, струсить, потеряться в испуге, придти в замешательство по несмелости своей, или по нечаянности случая.

- Дедушке и его внуке.

- Евдокия Алексеевна.

Метапредметные:

П.: рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Проектор.

Учебник.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового материала

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа

Выполняет упражнения на закрепление нового материала:

- Сколько лет Артему? Почему вы так решили?

- Как вы поняли название рассказа после чтения?

- Расскажите, пользуясь текстом, как Артем собирался в школу. Почему он не хотел туда идти?

- Какой наказ дала мама Артему, прочитайте диалог выразительно.

- Что приключилось с Артемом о дороге в школу?

- Прочитайте, как Артем появился в классе, что его беспокоило.

- Понравилась ли вам учительница? Чем?

- Как она «заставила» учиться Артема? Ведь он не хотел.

- Научился ли он чему - нибудь?

- Почему учительница дала для написания именно эти слова – «мама» и «родина»?

Физкультминутка.

Ночь. Темно на улице.

Надо нам зажмурится.

Раз, два, три, четыре, пять

Можно глазки открывать.

Снова до пяти считаем,

 Снова глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять

Открываем их опять.

Выполняют упражнения на закрепление нового материала:

- 6/7. Он впервые пошел в школу.

- Учительница как бы играет роль второй мамы. Заменяет ее. Поэтому для мальчика появилась еще мама.

- Он беспокоилась за маму, не хотел оставлять ее одну.

- Гусь защемил клювом штанину у Артема, а заодно захватил и кожу на его ноге.

- Она сказала, что мама расстроится. Ведь Артем пошел в школу учиться, а сам ничему не научился.

- Он научился красиво писать слова.

- Потому что дети впервые пошли в школу, самое важное для них – это их мама. Они с удовольствием и красиво напишут слово «мама». Родина – это страна, в которой ты вырос и живешь. Это тоже мать, только больше. Это твоя страна, твой дом.

Выполняют зрительную гимнастику.

Предметные:  уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста; находиь нужную информацию.

Метапредметные:

К.:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Р.: выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

 Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Учебник.

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: практическое задание.

Организует выполнение самостоятельной работы:

- Ваша задача письменно ответить на вопросы по первой половине произведения.

Вопросы:

1. О чём сказал Артём своей маме, когда был маленьким?

А. Когда вырасту, в школу ходить не буду.

Б. Хочу завести дома 2 собаки.

В. Пора навестить бабушку

2. Что пообещала мама к приходу Артёма из школы.

А. Прибраться в комнате

Б. Сходить в магазин за продуктами

В. Испечь оладьев

3. Что хотелось сделать Артёму, после того как мать указала ему дорогу до школы?

А. Заплакать по матери и вернуться к ней 

Б. Бежать навстречу новым приключениям

В. Быстрее найти себе новых друзей

4. Почему заплакал Артём?

А. Он забыл дома любимую игрушку

Б. Он забыл дорогу в школу

В. Он оглянулся, однако мамы уже не было видно

5. Кого признал Артёмка в лохматом животном?

А. Собаку Жучку

Б. Собаку Тузика

В. Собаку Бимку

6. Кто сидел на дворе школы?

А. Учителя

Б. Сторож

В. Ребята

7. Почему Артём решил, что ребята были все умные?

А. Артём не понимал, что они говорили

Б. У них в руках были учебники

В. Они решали сложную задачу

8. Как назвал мальчик Артёма, после того, как он остался сидеть на коленях у учительницы?

А. Важным гусем

Б. Толстым селезнем

В. Степным орлом

9. Написание каких слов показала учительница Артёму?

А. Дом, семья

Б. Россия, граница

В. Мама, Родина

- Обменяйтесь листочками с соседом. Проверяем друг друга. Проверяем с эталоном на экране.

- Если нет ни одной ошибки, ставим «5». Если есть одна-две ошибки, ставим «4».

Если есть три-четыре ошибки, ставим «3»

Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

1. а

2. в

3. а

4. в

5. а

6. в

7. а

8. б

9. в

Предметные: знать содержание произведения

Метапредметные:

Р.: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, построить логическую цепь рассуждений, доказательств

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса, достижение договоренностей и согласование общего решения

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Проектор.

Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного.

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Организует выполнение задания:

- Ребята, а как вы считаете, будет ли Артем дальше с удовольствием ходить в школу?

- Итак ребята, давайте подведем небольшой итог.

- Как вы поняли, какая основная мысль прочитанной части?

Выполняют задание.

- Возможно, да, потому что он любит маму, а в школе маму ему заменяет учительница. Значит и ее он тоже любит, и будет с удовольствием ходить учиться.

- На свете много добрых людей, мальчик Артемка вступает в новый этап своей жизни, встречает на своем пути доброту, Родина - еще мама для каждого человека.

Предметные: уметь отвечать на поставленные вопросы, на основе содержания текста.

Метапредметные:

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия. 

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

Оценивает деятельность учащихся на уроке:

- Ребята, вот и подошел к концу наш урок.

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Чем вам понравился данный рассказ?

- А сейчас, поднимите зелёный карандаш, если вам было интересно и вы справились с заданиями. Поднимите красный, если вам было неинтересно и вы не справились с заданиями.

- Ребята, всем спасибо за урок, мне было очень приятно с вами работать. 

-Давайте запишем домашнее задание: прочитать и подготовить пересказ произведения «Еще мама», страница 137 – 143.

Отвечают на вопросы:

- «Ещё мама»

Предметные: уметь грамотно построить свою речь

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: анализ, обобщение

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...

Технологическая карта урока литературного чтения «Александр Сергеевич Пушкин.».(УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции: сведения о жизни и творчестве А. С. Пушкина, его сказка.Задачи урокаДидактические:&bull...

Технологическая карта урока литературного чтения "Поэтическая тетрадь 2" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: урок рефлексии                                                  ...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Воспитатели» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Воспитатели».Задачи урокаДидактические:1.Вспомнить с обучающимися творчество Ю. Ермолаева...