Технологическая карта урока литературного чтения "Великие путешественники" , М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о биографии  М. Зощенко, о произведении М. Зощенко «Великие путешественники»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Великие путешественники»;
  2. Познакомить с героями произведения;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развиватьинтерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (самостоятельная работа).

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 8.04.2022

Школа: ФГКОУ «СОШ №138»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:10 – 9:50

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: «М. Зощенко «Великие путешественники»»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования представления о биографии  М. Зощенко, о произведении М. Зощенко «Великие путешественники»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с сюжетом произведения М. Зощенко «Великие путешественники»;
  2. Познакомить с героями произведения;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развиватьинтерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал (самостоятельная работа).

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

 (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: учебный диалог

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

- Посмотрите друг на друга. Подарите своим одноклассникам улыбку и частичку своего хорошего настроения, которое мы пронесём через весь наш урок. Я вам тоже дарю частичку своего хорошего настроения.

Руки – на месте.

Ноги – на месте.

Локти – у края.

Спинка – прямая.

Здороваются с учителем

Занимают свои места

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация

Организует работу по открытию нового знания при помощи наглядности и учебного диалога.

- Ребята, чтобы настроится на хорошую работу, сейчас мы с вами проведем разминку. Для разминки мы с вами возьмем скороговорку.  

Читаем с повышением тона, с понижением тона.

Читаем с грустной интонацией, с веселой интонацией.

Читаем вместе со мной хором выразительно.

Читаем выразительно без меня.

Читаем медленно, быстро.

У Киры и Фиры

В квартире был пир:

Факир ел зефир и

Кефир пил Факир.

А Фира и Кира

Не пили кефира,

Не ели зефира –

Кормили Факира.

-На доске картинки данных предметов: рюкзак, палатка, котелок, костер, спички, спальный мешок.

-С чем у вас ассоциируются эти предметы?

-Поднимите руки, кто любит ходить в походы?

Или те, кто ходил в походы с родителями.

 -Хорошо! Подберите к слову поход синоним?

-А как вы думаете, кто эти люди? (на слайде портреты путешественников) Что их объединяет? Христофор Колумб – именно с его именем связывают открытие в 1492 году целого континента – Америки. Васко да Гама – командующий португальской экспедицией, которому в 1498 году удалось проложить прямой торговый путь из Европы в Азию.

 -Что же делают великие путешественники в начале своего пути?

-Хорошо! Молодцы!

Читают с определённой интонацией

Отвечают на вопросы

С походом

Путешествие

Прокладывают маршрут

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: умение анализировать

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

- Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок?

Составляет план урока вместе с младшими школьниками.

- Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас с вами уже есть пункты плана, но они, к сожалению, перепутались.

  1. Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»
  2. Познакомиться с биографией писателя М. Зощенко
  3. Дать характеристику героям
  4. Познакомиться с текстом рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы

М. Зощенко «Великие путешественники»

- узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Великие путешественники»

1.Познакомиться с биографией писателя М. Зощенко

2.Познакомиться с текстом рассказа М. Зощенко «Великие путешественники»

3.Дать характеристику героям

4.Ответить на вопрос: «Чему нас научил рассказ?»

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Практический: упражнения, работа в парах, работа в группах

Организует знакомство младших школьников с автором М. Зощенко.

-Прежде чем приступить к изучению рассказа, давайте вспомним, что вы запомнили об авторе.  

-Что вы знаете о Михаиле Зощенко?

 -Где родился?

 -Кто его родители?

-Какая семья?

 -Какими были его рассказы?

 - Сегодня мы познакомимся с рассказом «Великие путешественники». Может быть, кто-то из вас в героях рассказа узнает себя.

Словарная работа.

/На доске записаны слова. Дети стараются пояснить, если затрудняются, учитель зачитывает слова в контексте./

Рукомойник- небольшой висячий умывальник. Выбилась из сил- очень устала

Куда Макар телят не водил- очень далеко

Блаженная (улыбка) – в высшей степени счастливый, очень счастливая

В аккурат похожа – в точности, очень сильно похожа Всыплю не меньше 20 розог – пучками из прутиков различных деревьев наказание порка

Космография – наука, изучающая Вселенную.

У детей на партах лежат задание «Найди соответствие», ребята работают в парах.

-Как вы думаете, о чем этот рассказ?

Динамическая пауза

- Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться;

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть за парту тихо сесть.

- Молодцы, ребята! Занимайте свои места.

Внимательно слушают рассказ про писателя.

10 августа 1894г. Санкт-Петербург

Высказывают предположения о сюжете рассказа

Встают из-за парт

Повторяют движения за учителем

Садятся на свои места

П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: воспитание патриотических чувств

М: саморегуляция

Л: осознание ответственности за общее дело

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

Презентация, учебник, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Организует групповую работу по анализированию текста произведения с помощью вопросов.

Чтение с остановками. Текст разбит на смысловые части, каждая остановка предполагает дальнейшее размышление, прогнозирование.

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…мы покинули нашу деревню Пески».)

-От чего имени ведѐтся рассказ?

- Что ребята взяли с собой в путешествие?

Свои ответы дети подтверждают словами из текста. -Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «…Тут Степка решил сделать привал…».)

-Что случилось у ребят? Почему в мешке разбилась посуда?

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?

Почему?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

3 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… …».)

-Как поступали все великие путешественники?

-Что Степка собрался делать с теми, кто захочет вернуться домой?

-Что случилось с Минькой?

Чтение рассказа до конца.

- Что сделали Минька и Леля?

-Чему удивлялся Степка, когда они отправились в путешествие дальше?

 -Что подумала нянька?

-Что предложила бабушка?

-Что сказал папа?

-Как наказали Степку?

- Отлично, ребята. Молодцы!

Читают и отвечают на вопросы.

Рассказ ведѐтся от имени главного героя Миньки, от автора.

Читают, отвечают на вопросы, подтверждая это чтением фрагментов из текста

Высказывают о своих впечатлениях/чувствах

П: строить логические рассуждении, умозаключения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация, раздаточный материал

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу.

-Выполните задания в рабочем листе. Ответь на вопросы. У вас есть 5 минут. А затем передайте с последних парт свои работы на первые.

1.Кто рассказал Миньке, что Земля имеет форму шара?________________

2.Что подарил Минька Стѐпке, чтобы отправится в путешествие?___________________

3.Где Стѐпка устроил общее собрание для путешественников?_____________

4.Что приготовил Минька для ловли тропических бабочек?______________

5. Почему Минька захотел вернуться домой?_________________________

6. На чём продолжили дети своё путешествие??________________________

7.Как бабушка предложила наказать детей?________________

Время вышло, передавайте свои работы.

Выполняют самостоятельную работу

1.Хозяйский сын Стёпка

2. "Но мне хотелось путешествовать, и я подарил Степке перочинный ножик. Степке понравился мой ножик, и он согласился взять меня в кругосветное путешествие"

3.На огороде

4. Три рогатки, удочку и сачок

5. Его ужалила пчела

6.На телеге

7.Выпороть

М: саморегуляция

М: осуществлять контроль по результату действия;

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Организует работу по анализу произведения посредством восстановления правильной последовательности событий в рассказе и описания главных героев рассказа

1.Восстанови порядок событий в рассказе с соседом по парте. У вас на это есть 4 минуты.

1)Стѐпка предлагает Лѐле и Миньке отправиться в кругосветное путешествие и устраивает общее собрание путешественников.

2)Лѐля и Минька встречаются с родителями.

3)Дети готовятся к путешествию.

4)Путешественники устраиваются на ночлег в лесу. 5)Хитрость Лѐли.

6)Дети возвращаются домой.

7)Путешественники отправляются в путь.

2. Опишите главных героев рассказа Минька_______________________________________________________________________________________ Стѐпка________________________________________Лѐля__________________________________________

Откройте дневники и запишите домашнее задание.

Перечитать рассказ и подготовить пересказ.

Восстанавливают последовательность и описывают главных героев

1. Правильный порядок событий в рассказе:

1)Стёпка предлагает отправиться в кругосветное путешествие.

2)Дети готовятся к путешествию.

3)Путешественники отправляются в путь.

4)Ночлег в лесу.

5)Хитрость Лёли.

6)Путешественники возвращаются.

7)Встреча с родителями.

- Леля боязливая, сообразительная, находчивая

Минька слабый, любопытный, терпеливый, робкий

Степа организатор, целеустремленный, лидер, храбрый

Записывают домашнее задание

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Ребята, напомните тему и цель нашего урока.

- Как вы думаете, мы с вами выполнили цель? Что нового вы узнали?

- Какая главная мысль произведения?

- Ребята, вы сегодня все хорошо поработали. На экране вы видите лестницу успеха.

Если вы усвоили материал полностью, то поднимите руку те, у кого человечек на верхней ступеньке.

Если вы поняли тему урока, но у вас остались вопросы, то ваш человечек на ступеньке посередине. - Есть ли у нас сегодня такие ребята, у кого человечек на самой нижней ступеньке?

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- М. Зощенко «Великие путешественники», узнать что-то новое о М. Зощенко, познакомиться с его произведением «Великие путешественники»

- Главная мысль – прежде чем идти в кругосветное путешествие, надо многому научиться. И вообще, надо много учиться, чтобы не попадать в глупые ситуации и не «приходить к печальным результатам»

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М.Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о произведении М.М.Зощенко «Великие путешественники»Задачи урокаДидактические:уметь находить слова и выражения, которые...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема «М. Зощенко \'Великие путешественники ».(УМК Школа России, 3 класс)

Тема урока «М.М. Зощенко «Великие путешественники»» Тип урока: рефлексияЦель урока: формирование навыков выразительного чтения и умение давать характеристику герою через х...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведен...

Технологическая карта урока литературного чтения М.М. Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: М.М. Зощенко «Великие путешественники»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования читательской компетенции в процессе работы над произведе...

Технологическая карта урока литературного чтения "М.М. Зощенко "Великие путешественники" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М. Зощенко «Великие путешественники»: совершенствование...

Технологическая карта урока литературное чтение "М.М.Зощенко "Великие путешественники"" 1 урок, 3 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о рассказе М.М. Зощенко «Великие путешественники».Задачи урока Дидактические:Актуализация знаний о писателе М. М. ЗощенкоФормирование умения выразитель...

Технологическая карта урока литературного чтения «М. М. Зощенко «Великие путешественники» 3 класс

Технологическая карта урока литературного чтения «М. М. Зощенко «Великие путешественники» 3 класс...