Технологическая карта урока литературного чтения "Отметки Риммы Лебедевой" Л. Кассиль, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для  формирования читательской компетентности младшего школьника

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Л.А.Кассиля;
  2. Познакомить с рассказом Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за своё государство посредством прочтения рассказов о Великой Отечественной войне;
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 25.04.2022

Школа: ФГКОУ «СОШ №138»

Класс: 3

Урок: 2

Время: 9:10 – 9:50

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: Л. Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для  формирования читательской компетентности младшего школьника

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Л.А.Кассиля;
  2. Познакомить с рассказом Л.А.Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать чувство гордости и патриотизма за своё государство посредством прочтения рассказов о Великой Отечественной войне;
  3. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: учебный диалог

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

- Ребята, начинаем урок литературного чтения. Для того, чтобы настроиться на продуктивную работу, начнем урок со стихотворения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Здороваются с учителем

Занимают свои места

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Организует речевую разминку

-Прослушайте стихотворение и скажите, какие эмоции, чувства оно у вас вызвало. 

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

Испуганный котенок белый,

Обломок печки и трубы –

И это все, что уцелело

От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

С. Маршак.

-Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса 

Мальчик из села Поповки

Среди сугробов и воронок

В селе, разрушенном дотла,

Стоит, зажмурившись, ребенок –

Последний гражданин села.

-Прочитайте с грустью про себя

Стоит белоголовый Петя

И плачет, как старик, без слез,

Три года прожил он на свете,

А что узнал и перенес.

При нем избу его спалили,

Угнали маму со двора,

И в наспех вырытой могиле

Лежит убитая сестра

-Прочитайте выразительно, торжественно, призывая к действию 

Не выпускай, боец, винтовки,

Пока не отомстишь врагу

За кровь, пролитую в Поповке,

И за ребенка на снегу.

-Замечательно!

-Вы прочитали стихотворение. О чем оно?

-Что вы знаете о войне?

-А когда началась Великая Отечественная Война?

-Поднимите руки у кого прадедушка, дедушка или бабушка участвовали в ВОВ?

Слушают учителя

Читают стихотворение

Отвечают на вопросы

Стихотворение о военном времени

1 ученик: 22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.

2 ученик: Великая Отечественная война – самая крупная война в истории человечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Каждый человек в мирное время имел свою профессию, но на войне была одна – «Защищать Родину».

3 ученик: Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Русские люди делали всё, чтобы остановить фашистов.

4 ученик: Война закончилась Победой 9 Мая 1945 года. И в честь этого праздника, в честь героев нашей Родины в этот день вечером всегда гремит салют. И люди никогда не забывают тех, кто отдал жизнь за нас, за наше мирное небо. И мы тоже будем о них помнить.

22 июня в 4 часа утра 1941 года.

Рассказы детей

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: умение анализировать

 

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

- Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок?

Составляет план урока вместе с младшими школьниками.

- Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока. Посмотрите, пожалуйста, на экран. У нас с вами уже есть пункты плана, но они, к сожалению, перепутались.

1.Познакомиться с биографией Л.А. Кассиля

2.Познакомиться с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»

3.Провести словарную работу

- Молодцы, ребята!

Определяют тему, цель урока

- Рассказ о войне

- Познакомиться с рассказом Л. Кассиля «Отметки Риммы Лебедовой»

Составляют план работы

1.Познакомиться с биографией Л.А. Кассиля

2.Провести словарную работу

3.Познакомиться с рассказом «Отметки Риммы Лебедевой»

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог

Организует знакомство с автором Л. А. Кассиль

Кассиль Лев Абрамович (1905–1970), русский писатель.

Родился 27 июня 1905 года в Покровской слободе (ныне г. Энгельс) Саратовской губернии в семье врача и учительницы музыки. С детства был фантазёром.

Разносторонняя одарённость Льва Кассиля проявилась уже в школе. Воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играл на пианино, с успехом изучал иностранные языки, прекрасно рисовал, был сильным шахматистом, способным математиком. Особенно он любил сочинять разные истории, а в 9 лет написал своё первое стихотворение. По окончании школы за активную общественную работу Кассиль получил направление в вуз. Все свободное время отдавал чтению русской классики.

Годы его жизни совпали с событиями, которые потрясли весь мир: Великая Отечественная война. Во время войны работал корреспондентом, выступал по радио, в школах, воинских частях. Лев Кассиль многие свои рассказы посвятил Великой Отечественной войне: «Рассказ об отсутствующих», «Линия связи», «У классной доски», «Отметки Риммы Лебедевой» и др.

Умер Кассиль в Москве 21 июня 1970 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

В любой книге Льва Кассиля всегда есть настоящий герой – человек внешне мало отличимый от окружающих, но наделён прекрасными качествами души. Да, Лев Абрамович Кассиль, много писал о войне. Он считал войну страшным испытанием, выпавшим на долю не только всему народу, но и каждому человеку лично. Каждому необходимо было выиграть собственное сражение. Сегодня мы будем знакомиться с одним из произведений Льва Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой»

- Сейчас перед вами понятия, которые могут встретиться в рассказе «Отметки Риммы Лебедевой»

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

- Давайте озвучим определение этих слов.

Динамическая пауза

- Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам.

Как солдаты на параде,

Мы шагаем ряд за рядом,

Левой - раз, левой – раз,

Посмотрите все на нас.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик.

Снова выстроились в ряд,

Словно вышли на парад.

Раз – два, раз-два,

Заниматься нам пора!

- Молодцы, ребята! Занимайте свои места.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Фронт – обращенная к противнику сторона боевого расположения войск или отдельной войсковой единицы.

Госпиталь – лечебное учреждение, больница (обычно для военнослужащих).

Кисет – мешочек для табака, затягивающийся шнурком.

Встают из-за парт

Повторяют движения за учителем

Садятся на свои места

П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: воспитание патриотических чувств

М: саморегуляция

Л: осознание ответственности за общее дело

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

Презентация, учебник, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа (ответы на вопросы)

Наглядный: просмотр видеофрагмента

Организует просмотр записи рассказа «Отметки Риммы Лебедевой»

- Сейчас я предлагаю вам послушать рассказ, а после ответить на несколько вопросов.

1.В какое время происходит действие в рассказе? (мирное или военное)

2. Назовите героев произведения?

3. От чьего имени ведётся рассказ?

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

1.В военное время

2.РиммаЛебедева, учительница, тетка Риммы, лейтенант

3.Рассказ ведётся от лица автора

П: строить логические рассуждении, умозаключения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: восстановление последовательности событий

Организует самостоятельную работу посредством восстановления правильной последовательности событий из рассказа

Мы очень хорошо изучили текст, и перед вами стоит следующая задача: Восстановить последовательность событий в тексте.

 1. Недостаточная успеваемость Риммы.

2. Хорошие оценки.

3. Походы в госпиталь.

4. Помощь лейтенанта в учёбе.

5. Лейтенант выздоровел.

6 Просьба лейтенанта.

7. Беда в родном селе.

8. Переезд Риммы.

9. Ошибки девочки.

Выполняют самостоятельную работу

1.Переезд Риммы.

2.Беда в родном селе.

3.Недостаточная успеваемость Риммы.

4.Походы в госпиталь.

5.Просьба лейтенанта.

6.Ошибки девочки.

7.Помощь лейтенанта в учёбе.

8.Хорошие оценки.

9.Лейтенант выздоровел

Проверяют

М: саморегуляция

М: осуществлять контроль по результату действия;

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа (ответы на вопросы)

Практический:

Организует прочтение рассказа по цепочке

-Сейчас, откройте книги на странице 175.Приготовьтесь читать по цепочке, по одному абзацу. Начитаем с первого ряда. Читать текст мы будем в сокращении, как написано в книге.

1.В какой город приехала Римма со своей мамой?

2. Знаете ли Вы, как сейчас называется этот город?

3.В какой класс поступила Римма?

4.Что сказала учительнице тетка девочки?

5.Зачем Римма Лебедева приехала с мамой в город Свердловск?

6.Выполнила просьбу тетки Анастасия Дмитриевна ?

7.Римма старалась учиться?

8.Соглашались ребята с Риммой или спорили?

9.Почему ребята не брали Римму с собой?

10.О чем мог попросить лейтенант Римму?

11.Почему лейтенант нахмурился и огорчённо просвистел?

12.Почему Римма отвернулась?

13.Поддержал лейтенант Маню Петлину?

14.Приняла предложение лейтенанта Римма?

15.Какие отметки увидел лейтенант в ведомости Риммы?

- Итак, мы прочитали рассказ, скажите, как ребята относились к Римме? Прочитайте строчки из теста. При чтении называем страницу, абзац сверху, чтобы все нашли

- Как объясняла Римма учительнице тот факт, что она не учила уроки? Прочитайте строчки из текста.

– Куда часто ходили ребята?

– Что сшила Римма?

– Кому подарила Римма табачный кисет?

– Как вел себя лейтенант, когда прочитал письмо, написанное под диктовку Риммой? Прочитайте строчки из текста.

– Какие слова сказал Римме лейтенант? Прочитайте.

– Что делала Римма каждый день после уроков в госпитале?

– Что принесла Римма через два месяца в госпиталь?

– Почему лейтенант расписался в ведомости Риммы?

– Какие рассказы о войне вы читали?

-Ребята, я принесла вам показать несколько книг, в которых затрагивается тема ВОВ.

-Я рекомендую их к прочтению, так как очень важно знать историю своей страны и чтить память тех, кто ее защищал.

- Понравился ли вам рассказ?

- Познакомились ли мы с героем?

- Что мы узнали о нашем герое?

- А сейчас давайте сделаем свой плакат «Мы голосуем за мир!».

У вас на столе лежат ваши вырезанные « ладошки». Наклеим их на наш плакат.

Организует запись домашнего задания

А сейчас я попрошу вас открыть дневники и записать домашнее задание: найти в рассказе диалог Риммы и лейтенанта и приготовиться прочитать его по ролям.

Отвечают на вопросы

1.В Свердловск

2.Екатеринбург

3.В 3 класс

4. Вы к ней, пожалуйста, строго не подходите. Они ведь с матерью еле выбрались. Свободно могли немцам в лапы попасть. На их село бомбы кидали. На нее все это очень подействовало. Я думаю, что она теперь нервная. Наверное, она не в силах нормально учиться. Вы это имейте в виду.

Потому что

-Думали, что она вспомнит о том, как бомбили её село

-Да, приняла.

В госпиталь

Табачный кисет

Лейтенанту, лежавшему в палате

№ 8.

Прочел, нахмурился и огорченно присвистнул.

– Так, – промолвил лейтенант. – Не совсем это правильный разговор. Бедой и горем долго не хвастаются. Или уж терпят, или помочь горю-беде стараются, чтобы не стало их. Я вот за то и правую руку свою отдал, наверное, а многие и головы совсем сложили, чтобы ребята у нас учились как следует, как мы хотим, чтобы у них жизнь была по всем нашим правилам… Вот что, Римма: приходите-ка завтра после уроков на часок, потолкуем, и я вам еще письмецо продиктую, – неожиданно закончил он.

Училась правильно писать

Ведомость с отметками за 2ую четверть.

Больше не кому. ответственность за нее

Ответы детей.

Приклеивают ладошки на плакат

Записывают домашнее задание

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:  беседа

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Какая тема была урока?

- Какую цель ставили на сегодняшний урок?

-Какие были трудности?

- Что понравилось больше всего?

- Поднимите жёлтый карандаш, если вам сегодняшний урок понравился

- Поднимите красный карандаш, если вы бы хотели провести время иначе, а не на этом уроке литературного чтения

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Л.Кассиль «Отметки Риммы Лебедевой»

- Познакомиться и прочитать рассказ «Отметки Риммы Лебедевой»

- Трудности при восстановлении правильного порядка событий

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Технологическая карта урока литературного чтения «Стихотворения И.Токмаковой» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: продолжение работы с произведениями И. Токмаковой; развитие навыков выразительного беглого чтения, умения анализировать поступки героев, память, внимание, воображение.    За...

Технологическая карта урока литературного чтения «Литература зарубежных стран» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: знакомство учащихся с новым разделом; формирование представления у учащихся знаний о зарубежной литературе.Задачи урокаДидактические:знать: значения незнакомых слов, зарубежных героев...

Технологическая карта урока литературного чтения «Мы вместе фантазёры!» ( УМК " Школа России", 3 класс)

Тема урока «Мы вместе фантазёры!»Тип урока: урок рефлексияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Н. Н. Носова «Федина задача&raq...