Технологическая карта урока литературного чтения "Проговорился" Ю. И. Ермолаев, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Костромина Анастасия Вячеславовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника посредством прочтения рассказа Ю.И.Ермолаева «Проговорился»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Ю.И. Ермолаева;
  2. Познакомить с рассказом Ю.И. Ермолаева «Проговорился»;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, учебная презентация.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Ю. И. Ермолаев "Проговорился"35.03 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 26.04.2022

Школа: ФГКОУ «СОШ №138»

Класс: 3

Урок: 4

Время: 11:10 – 11:50

Студент: Костромина Анастасия Вячеславовна

Группа: 46

Учитель: Забелина Юлия Владимировна

Тема урока: Ю.И. Ермолаев «Проговорился»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности младшего школьника посредством прочтения рассказа Ю.И.Ермолаева «Проговорился»

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Ю.И. Ермолаева;
  2. Познакомить с рассказом Ю.И. Ермолаева «Проговорился»;
  3. Познакомить с главной мыслью текста произведения.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного чтения при работе с текстом произведения;
  2. Развивать культуру речи посредством полных ответов на поставленные вопросы;
  3. Развивать интерес к предмету.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к чтению, нравственные качества личности;
  2. Воспитывать бережное отношение к учебнику.

Оборудование: УМК «Школа России»: учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В, 3 класс 2 часть, учебная презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  (1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный: учебный диалог

1. Учитель проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создает эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята.

- Ребята, начинаем урок литературного чтения. Для того, чтобы настроиться на продуктивную работу, начнем урок со стихотворения.

Вот звонок нам дал сигнал –

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Здороваются с учителем

Занимают свои места

Л:

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: учебный диалог

Организует речевую разминку

- Прочитайте скороговорку по слогам.

– Прочитайте сердито, удивленно.

– Прочитайте скороговоркой 3 раза.

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

– Попугай, попугай, попугай!

Организует проверку домашнего задания

- Напомните мне ваше домашнее задание.

Сейчас проступим к проверке домашнего задания.

- Вернемся к нашей скороговорки, я взяла ее не просто так. О чем говорится в этой скороговорки?

- Предположите, о чем будет рассказ, который мы сегодня с вами изучим?

- Ребята, тема нашего урока, чуть не проговорилась. Когда так говорят: «Проговорился»?

Слушают учителя

Читают стихотворение

Выразительно читают

Отвечают на вопросы

 о попугае

- когда, мы говорим то, о чем не хотели говорить.

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: умение анализировать

 

Презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: учебный диалог

Формулирует совместно с учениками тему урока.

- Ребята, какой будет тема нашего с вами сегодняшнего урока?

Формулирует совместно с учениками цели на урок.

- Ребята, а какие цели мы можем поставить на урок?

Составляет план урока вместе с младшими школьниками.

- Ребята, но для начала нам с вами необходимо составить план урока.

1. Узнать………

2. Понять……….

3. Определить…….

- Отлично! Молодцы!

Определяют тему, цель урока

- Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

- Познакомиться с рассказом Ю. И. Ермолаева «Проговорился»

Составляют план работы

  1. Узнать про Ю. И. Ермолаева
  2. Понять, почему рассказ называется именно так
  3. Определить главную мысль рассказа

П: Научатся самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

М: Научатся составлять план и последовательность действий;

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
(7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Словесный: учебный диалог

Организует знакомство с автором Ю. И. Ермолаевым

–Ю. И. Ермолаев - детский писатель, драматург, актер. Он родился в 1921 году в Москве, в семье рабочего. Окончив школу, Юрий Иванович поступил учиться в театральное училище им. М. Щепкина и стал актером. Играл в спектаклях московских театров, но его не покидала мечта писать для детей. Потом работал корреспондентом на радио. Но ему хотелось создавать своих героев, передавать детям свой жизненный опыт. На радио Юрий Иванович прочитал свои первые рассказы, которые имели успех у слушателей. С тех пор книги Ермолаева Юрия Ивановича выходили довольно регулярно. Писательский труд увлек его. Все свое творчество он посвятил только детям и их наставникам.

- Юрий Иванович обладает чувством юмора, умением по-доброму посмеяться над своим героем.

- Свои произведения Ермолаев называл «грустными шутками, забавность которых таит в себе много важного и поучительного». Дети любят писателя за его чувство юмора, умение по - доброму посмеяться над своим героем. Читая его рассказы, можно получить много полезных советов о том, как нужно поступать.

- Как вы думаете, почему рассказ называется именно так?

- Сейчас перед вами понятия, которые могут встретиться в рассказе «Проговорился»

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться.

- Давайте озвучим определение этих слов.

Динамическая пауза

- Впереди нас ждет очень интересная работа, а, чтобы результат был хорошим, мы немного отдохнем. Встаньте. Выйдите из-за парт. Встаньте так, чтобы не мешать одноклассникам.

- Молодцы, ребята! Занимайте свои места.

Слушают учителя

Отвечают на вопросы.

Тренировка – систематические упражнения для приобретения или совершенствования какого-либо навыка, умения.

Дрессировщик – тот, кто занимается дрессировкой животных.

Похвала – одобрение.

Смущаться – испытывать неловкость, застенчивость, замешательство; стесняться

Встают из-за парт

Повторяют движения из видеоролика

Садятся на свои места

П: анализ языкового материлаМ: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Л: воспитание патриотических чувств

М: саморегуляция

Л: осознание ответственности за общее дело

П: анализ, синтез; определение основной и второстепенной информации

М: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии;

Презентация, учебник, раздаточный материал

Первичное закрепление

(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа (ответы на вопросы)

Практический: чтение рассказа

Организует прочтение рассказа.

- Сейчас я предлагаю вам прочитать рассказ. Я начну, а затем по цепочке продолжим.

 О чем же проговорился попугай

- Почему же это произошло?

- Вам нравится такое поведение девочки? А почему не нравится?

- Можно ли так общаться со взрослыми? А с друзьями или знакомыми?

- Как же была наказана Ирина за свое поведение?

- Какие же действующие лица в данном рассказе?

1. Чему учила Ирочка попугая?

2. С каким настроением Ирочка шла в школу?

3. Как ребята догадались о непослушании Иры?

4. Найдите описание погоды.  Ответьте, почему автор включил описание погоды?

5. Как вёл себя попугай? В ответе используйте только глаголы.

Слушают рассказ

Отвечают на вопросы

 Попугай «проговорился» о том, какая Ира на самом деле грубая и невоспитанная

- Ирина такими словами, как «Вот еще», «Отстань», «Мне некогда», разговаривает с бабушкой, отмахиваясь от любой работы. Поэтому попугай часто слышал эти слова и запомнил.

- Это некрасиво и плохо.

Ирина, бабушка, ученики, попугай Чико, автор.

 Улыбалась, ожидала похвалы одноклассников.

Попугай повторял её грубые слова.

Чтобы помочь нам представить настроение Ирочки.

Взъерошился, покосился, отвернулся.

П: строить логические рассуждении, умозаключения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: составлении характеристики девочки Ирочки

Организует самостоятельную работу в парах посредством составления характеристики девочки.

 Нравится ли вам Ирочка? Дайте характеристику девочке. Расскажите о ней. Какая она?

На слайде слова: грубая, умная, невоспитанная, капризная, добрая, упрямая, отзывчивая, ласковая, настойчивая, беззаботная, упорная, ответственная.

Составляют характеристику девочки

М: саморегуляция

М: осуществлять контроль по результату действия;

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа (работа с пословицами)

Организует работу с пословицами. 2.Набор пословиц.

- Посмотрите на экран.  Что вы видите?

- Это пословицы. Вам необходимо подумать и выбрать подходящую для нашего рассказа.

Варианты пословиц:

Изба красна пирогами, а человек делами.

Труд кормит, а лень портит.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.

Землю красит солнце, а человека - труд.

Все тайное становится явным.

Не по виду суди, а по делам гляди.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Ученье – свет, а неученье - тьма.

Правда, что шило в мешке – не утаишь.

Вежливым человек должен быть всегда.

Организует запись домашнего задания

А сейчас я попрошу вас открыть дневники и записать домашнее задание: с.179 – 181 подготовиться к чтению по ролям

Отвечают на вопросы

-Это пословицы

Вежливым человек должен быть всегда!

Записывают домашнее задание

Л: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

П: устанавливать причинно-следственные связи;

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный:  беседа

Повторяют цель урока, что нового узнали. Организует самооценивание.

- Какая тема была урока?

- Какую цель ставили на сегодняшний урок?

-Какие были трудности?

- Что понравилось больше всего?

- Поднимите жёлтый карандаш, если вам сегодняшний урок понравился

- Поднимите красный карандаш, если вы бы хотели провести время иначе, а не на этом уроке литературного чтения

- Спасибо вам за работу! Вы большие молодцы!

1. Анализируют урок с точки зрения достижения поставленных целей.

2. Дают оценку своей работе на уроке.

- Ю.И Ермолаев «Проговорился»

- Познакомиться и прочитать рассказ «Проговорился»

- Трудности при объяснении пословиц/Не возникало трудностей

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе программа "Школа России"

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе по учебнику Л.Ф.Климановой по теме " Ещё раз про Мальку" В.И.Белов...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе «Школа России» Тема «Зимние загадки». Нравится ли вам зима?

технологическая карта урока литературного чтения с элементами технологии эффективного чтения...

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по учебнику Климановой Л.Ф., Горецкого(Школа России)по теме Писатели-детям. С.В. Михалков "Сила воли"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО, ориентирован на формирование универсальных учебных действий обучающихся. Использованы приёмы технологии развития критического мышления, проблемн...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина) Тема урока: «Что такое части речи»

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе УМК «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, Т.Б. Бабушкина)Тема урока: «Что такое части речи»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Федина задача", (УМК "Школа России", 3 класс, Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством Н. Н. Носова. Задачи урокаДидактические:знать о жизни и творчеств...

Технологическая карта урока литературное чтение «Ю. Ермолаев «Два пирожных» ( УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа Юрия Ермолаева «Два пирожных» Задачи урока: Дидактические: 1. познакомить детей c некоторыми сведениями об...

Технологическая карта урока литературного чтения «Ю. Ермолаев «Проговорился» (УМК «Школа России», 3 класс).

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с содержанием произведения Ю. Ермолаева «Проговорился».Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с творчеством Ю. Ермола...