Технологическая карта урока литературного чтения "Леонид Пантелеев "Честное слово"" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Смирнова Владислава Марковна

Тип урока: «открытия» нового знания.

 

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида

Пантелеева.

 

Задачи урока:

Дидактические:

1.Познакомить с произведением Л. Пантелеева «Честное слово»;

2.Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в речи

Развивающие:

1.Развивать навыки правильного чтения;

2.Развивать творческую деятельность обучающихся;

3.Развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся вежливую и культурную речь;

2.Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Леонид Пантелеев "Честное слово"330.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 06.04.2022

Школа: МАОУ «Лицей №35»

Класс: 3-1

Урок: 4

Время: 10:45-11:25              Кабинет: 202

Студент: Смирнова Владислава Марковна

Группа: 46

Учитель: Шайхисламова Сония Фаридовна

Тема урока: «Леонид Пантелеев "Честное слово"»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида

Пантелеева.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Познакомить с произведением Л. Пантелеева «Честное слово»;
  2. Содействовать развитию речи у учащихся, обогащению словарного запаса путём осмысления лексического значения слов и через употребление их в речи

Развивающие:

  1. Развивать навыки правильного чтения;
  2. Развивать творческую деятельность обучающихся;
  3. Развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.

Воспитательные:

  1. Воспитывать у учащихся вежливую и культурную речь;
  2. Способствовать воспитанию таких качеств характера, как честность, отзывчивость, смелость.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение», авторы: Н.А Чуракова., класс 3 часть 2 УМК «Перспективная начальная школа», учебная презентация, раздаточный материал.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф, И

Словесные: беседа, рассуждение по цитате

Учитель приветствует учеников, настраивает их на

учебу, вспоминает вместе с учениками гигиенические

требования к уроку.

-Здравствуйте, ребята!

«Чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Будь это стих или рассказ

Вы учите их, они учат вас».

Как вы понимаете последнюю строчку?

- Они учит нас размышлять, воображать, переживать и сочувствовать. Иногда она просто помогает нам приятно провести время, а иногда становится незаменимым другом и советчиком. Книга дает нам мудрые советы. Наблюдая за мыслями, чувствами, переживаниями и поступками литературных персонажей, мы учимся не совершать их ошибок в своей жизни, стараемся брать пример только с положительных героев.        

Показывают свою готовность к уроку. Проявляют эмоциональную

отзывчивость на слова учителя:

приветствуют учителя

- Когда мы читаем произведения, учим стихи. Мы анализируем, заучиваем, а они в свою очередь учат нас. Что хорошо, а что

плохо, как поступать в сложных

ситуациях.

М: личностное включение в учебную деятельность (Р);

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Учебная презентация

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесные: подводящий диалог

Наглядные: ребус

Создание проблемной ситуации, повторение

пройденного материала

- На прошлом уроке мы познакомились с интересным

произведением «Детство Тёмы». Кто автор данного произведения?

-Какой поступок совершил Тёма?

-Можно ли его назвать героем? 

- Посмотрите на ребус. Разгадайте его. Подсказка: у военных точно есть

 Подготовительная работа перед чтением

произведения.

- Подберите родственные слова к слову «честный»

- Как понимаете слово честь?

- Мне ваши мнения интересны, а теперь давайте прочитаем, как толкует слово честь С.И. Ожегов:

  • достойные уважения и гордости моральные качества человека;
  • хорошая, незапятнанная репутация, доброе имя;
  • почет, уважение.

Вспоминают то, что узнали на прошлых уроках.

- Николай Гарин-Михайловский.

- Отважно спас собаку Жучку.

- Да, можно.

- Честь, честность

- Правда

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М:  аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

Пред: знания о прочитанных произведениях

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесные: формирующий диалог

Подведение к теме урока, постановка цели.

-Откройте учебник на странице 127 и прочитайте название рассказа, с которым познакомимся на уроке.

Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением

Леонида Пантелеева «Честное слово».

- Как выдумаете, о чём пойдёт речь в этом произведении?

- Давайте определим, в чём предстоит разобраться нам

сегодня на уроке? Какой план составим на урок?

Формулируют тему, ставят цель.

- Честное дело

- О человеке, который был честным

- 1. Познакомиться с автором;

2. Познакомимся с текстом произведения;

3. Понять главную мысль произведения.

М: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П);

М: планирование (П)

Учебная презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесные: работа с книгой

Учитель знакомит с биографией автора.

- Давайте с вами сейчас приступим к первому пункту

плана. Сегодня мы начнем знакомство с интересным

человеком и известным писателем, который сказал о

своем творчестве так: «В детских книгах должны быть и юмор, и героика, и настоящие страсти, и большая мысль»

Еремеев Алексей Иванович (настоящее имя) родился

в Санкт-Петербурге. Рано полюбил чтение, театр. Из-за смены власти в России, в 1921 году остался без родителей, воровал, попал в тюрьму, из которой был направлен в школу для беспризорных имени Ф. Достоевского. Беспризорник - бездомный, не имеющий семьи или оторвавшийся от нее, никем не воспитываемый ребенок, подросток. Уже будучи взрослым он написал для детей и юношества написал

рассказы «Пакет», «Ночка», автобиографическую повесть «Ленька Пантелеев», «Честное слово». Многие произведения Л. Пантелеева переведены на иностранные языки. Он очень много писал для детей, писал о героизме, о подвигах.

- Ребята, предлагаю открыть ваши учебники на странице

127.

Последовательное чтение рассказа.

Слушают учителя.

Читают по цепочке рассказ.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

Пред: знания о биографии Леонида Пантелеева

Учебная презентация, учебник

Динамическая пауза (1 мин)

Отдых от умственных нагрузок, смена вида деятельности

Ф

Практические: выполнение физических упражнений

Динамическая пауза.

- Раз –налево, два – направо,

Три –наверх, четыре - вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир

Изображают действия.

М: волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесные: учебный диалог

Практические: анализ произведения

Обсуждение прочитанного произведения.

- От чьего лица ведётся рассказ?

- Где происходит действие рассказа?

- Почему мальчик плакал?

- В какую ситуацию он попал?

- Как к этому отнесся рассказчик?

- Почему мальчик не ушел с поста, когда рассказчик

предложил ему пойти домой поужинать?

- Как сначала воспринял слова рассказчика майор? Найдите и прочитайте.

- Прочитайте, как изменил свое поведение после

Объяснения. Почему изменилось его поведение?

Отвечают на вопросы по тексту.

- От лица рассказчика.

- В городском саду.

-Мальчик остался один, боялся поэтому плакал.

-Ситуация: старшие ребята пригласили играть и забыли про него.

- Сначала улыбнулся, а затем задумался над ситуацией.

- Мальчик играл честно, не хотел

подводить других ребят. Он как в жизни, так и в игре дорожил своим честным словом.

- «Командир захлопал глазами и

посмотрел на меня с испугом…

- Идемте, идемте. Конечно. Что же вы мне сразу не сказали?».

- Понял серьезность происходящего

М: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);

Учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И, Ф

Практические: словарная работа

Словарная работа.

-Какие слова непонятны?

-Прочитаем объяснение новых для нас слов на доске:

СТОРОЖКА – помещение для сторожа.

БЕЗУТЕШНО – не находя утешения.

ЧАСОВОЙ – военнослужащий, стоящий на посту, на часах.

КАРАУЛ – воинское подразделение, несущее охрану

кого-либо или чего-либо.

ПРОТИСКИВАТЬСЯ – кое - как пробраться, протиснуться через что-нибудь.

КРАСНОАРМЕЕЦ - боец Красной Армии.

МАРШАЛ – самое высокое воинское звание.

МАЙОР – офицерское звание.

СЕРЖАНТ – звание младшего начальствующего состава в армии.

Дети читают по 1 слову, пытаются объяснить их значение. Сравнивают со значением, предложенным учителем.

М: использование знаково-символических средств (П);

М: коррекция (Р)

Учебник, учебная презентация

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

П, Ф

Практические: выполнение упражнений

Учитель организует работу в парах на понимание прочитанного.

- Перед вами карточки с заданием. Вам необходимо

определить правильность высказывания. Напишите возле

каждого высказывания «да», если оно соответствует

поставьте +, если не соответствует -. Работайте с ними в парах.

Да

Нет

Действия происходят осенью на детской площадке.

Главный герой рассказа - мальчик.

Мальчик заблудился в парке, не знал, куда идти, и поэтому горько плакал.

Рассказчик сам снял мальчика с караула и тот ушёл домой

Мальчик согласился покинуть пост, если его снимет с караула военный

Рассказчик считает, что мальчик не будет бояться и

вырастет настоящим человеком.

- Проверьте, сравнив с образцом на экране.

Задаёт домашнее задание.

- Перечитайте рассказ дома, обратите особое внимание на характеристики, которые рассказчик даёт действующим лицам.

Работают с карточками в парах. Сравнивают с образцом.

Записывают домашнее задание.

М: использование знаково-символических средств (П);

Пред: понимание прочитанного текста рассказа «Честное слово»

Карточки, учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесные: беседа

Проведение рефлексии по итогу урока.

- Итак, с каким мы рассказом сегодня познакомились?

-Кто написал «Честное слово»?

-Написав это произведение, Пантелеев хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну важную вещь: В жизни, каждый человек выбирает свой путь. Каким он будет, зависит только от него. И уже с детства нужно формировать в себе некоторые черты характера. Путь жизненный всегда очень сложный и что бы в жизни не

произошло, нужно всегда оставаться человеком. Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями?

- У кого возникли трудности? Какие трудности возникли?

- Спасибо за урок. Вы отлично потрудились!

Рефлексия по пройденному материалу.

 - Честное слово.

- Леонид Пантелеев.

Поднимают руки.

Рассказывают о своих трудностях.

Л: самооценка;

М: рефлексия способов и условий действия (П)

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полная технологическая карта урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа". Тема урока "Твердые и мягкие согласные звуки. Звуковой анализ слов".

Технологическая карта открытого урока русского языка для городского семинара:«Создание особой пространственной образовательной среды для детей, испытывающих трудности в обучении»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока русского языка "Разбор слова по составу" (3 класс), УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: создание условий для повторения и закрепления алгоритма разбора слова по составу.Задачи урокаДидактические:повторить части слова и алгоритм разбора слова по состав...

Технологическая карта урока русского языка «Значение слова» (УМК "Начальная школа XXI века"); 2 класс

Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: формирование умения самостоятельно толковать значение слова и выделять слова с общим элементом значения.Задачи урока:Дидактические:1....

Технологическая карта урока литературного чтения «Г.Х. Андерсен «Русалочка»», 4 класс, УМК «Перспективная начальная школа»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Г.Х. Андерсен «Русалочка»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирован...

Технологическая карта урока литературного чтения «Честное слово» Леонид Пантелеев. 3 класс УМК «ПНШ»

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования представлений учащихся о жизни и творчестве Леонида Пантелеева. Задачи урокаДидактические: Познакомить с произведением Л. П...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова" М. Зощенко, 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока: М. Зощенко «Золотые слова»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представл...