Технологическая карта урока литературного чтения по УМК "Школа России", 2 класс. Тема: "Стихи В. Берестова"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Звягинцева Варвара Сергеевна

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока литературного чтения.

Тема урока: «Стихи В. Берестова»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: формирование знаний о писателе В. Берестове и знакомство с его творчеством.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: прием «проблематизация», поиск информации; «толстые и тонкие вопросы»; творческий пересказ.

Задачи урока

Дидактические:

1)      познакомить с биографией и творчеством В. Берестова;

2)      формировать умение анализировать произведение;

3)      формировать навыка осознанного и выразительного чтения текста.

Развивающие:

1)      развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)      развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)      развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)      Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)      Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 20. 04. 2022

Школа: МАОУ «Академический лицей №148»

Класс: 2 Г

Урок: 4

Время: 15:10-15:50  Кабинет: 210

Студент: Звягинцева Варвара Сергеевна

Группа: 42

Учитель: Симинихина Юлия Алексеевна

Методист: Галиуллина Нажия Камиловна

Руководитель ВКР: Кошкарова Л.С.

Тема урока: «Стихи В. Берестова»

Тип урока: «открытие нового знания»

Цель урока: формирование знаний о писателе В. Берестове и знакомство с его творчеством.

Задача урока по практической части ВКР: формирование функциональной информационной грамотности через использование упражнений и заданий из методического материала: прием «проблематизация», поиск информации; «толстые и тонкие вопросы»; творческий пересказ.

Задачи урока

Дидактические:

  1. познакомить с биографией В. Берестова;
  2. познакомить с творчеством В.Берестова;

2)        формировать умение анализировать произведение;

3)        формировать навыка осознанного и выразительного чтения текста.

Развивающие:

1)        развивать умение определять главную мысль прочитанного;

2)        развивать умение ориентироваться в содержании прочитанного;

3)        развивать умение формулировать простые выводы;

4)       развивать умение составлять ответ на вопрос;

5)       развивать умение пересказывать содержание текста.

Воспитательные:

1)        Воспитывать интерес учащихся к литературному чтению;

2)        Воспитывать любовь к произведениям русских писателей.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно- значимом уровне

Методы: словесный

Формы: парная

Приёмы: самоопределение к деятельности учебный диалог

1.        Проверяет готовность учащихся к уроку.

2.        Эмоциональный настрой на урок.

- Здравствуйте. Меня зовут Варвара Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо,

Распрямитесь. Удивитесь.

Рассердитесь. Улыбнитесь.

Тихо за парты садитесь.

1. Показывают готовность к уроку.

Делают в парах.

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Методы: Проблемный, словесный, наглядный Формы: фронтальный, парная

Приёмы: самоопределение к деятельности, повторение, шифр

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Речевая разминка

– Умеете ли Вы проговаривать скороговорки?

Давайте я проверю, как вы умеете это делать. (Насчёт непонятных слов, уточнять)

Водовоз вёз воду из-под водопровода.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

2. Повторение пройденного

- Какие произведения нам встречаются? Каких авторов мы с Вами уже знаем?

3. Учитель выходит на тему урока.

- Перед Вами появится шифр. Вам необходимо разгадать его. В ответе должна получится фамилия писателя, с которым мы сегодня познакомимся. Чтобы разгадать его, необходимо читать через одну букву. Работаем в парах.

В Б Р Е З Р У Е М С Ж Т Щ О П В

Ученики работают фронтально.

Читаем хором, по одному, с ускорением.

Отвечают фронтально.

Юмористические.

Б. Заходер и Э. Успенский и другие

Работают в парах.

Берестов

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

П: структурирование знаний, постановка и формулирование проблемы

Л: смыслообразование, выбор оснований и критериев для сравнения, выведение следствий

К: планирование учебного сотрудничества, управление поведением партнёра

Презентация, слово учителя

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Методы: словесный, наглядный Формы: фронтальная, парная работа Приёмы: целеполагание, беседа

1. Подводит к формулированию темы и целей урока.

- Какая будет тема урока, как Вы думаете?

Поставьте перед собой цели.

Верно.

Теперь давайте составим план урока. Первые слова здесь потерялись в других пунктах. Найдите, пожалуйста.

План:

  1. Познакомимся с биографией В. Берестова.
  2. Познакомимся с творчеством В. Берестова.

3)Выполним анализ произведений.

4)Проведём самостоятельную работу.

5)Подведём итоги.

-Правильно. В процессе урок, мы будем опираться на этот план, и смотреть какие пункты мы выполнили. (Какой пункт плана мы выполнили?)

Отвечают на вопросы.

Стихи Берестова.

- Мы познакомимся с биографией и творчеством Э. Успенского и поработаем с его стихотворениями.

Работают в парах.

М: формировать умения определять цель урока, планировать последовательность действий,

Л: смыслообразование, анализ, синтез, подведение под понятие

П: самостоятельное выделение и формулирование цели, создание алгоритмов деятельности

Р: прогнозирование, целеполагание, контроль, планирование

К: планирование учебного сотрудничества

Презентация

Открытие нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Методы: словесный, практический, частично-поисковыйФормы: фронтальная Приёмы: Объяснение, беседа, учебный диалог.

1.Знакомство с автором.

- Как мы обычно работаем с биографией?

Верно. Сейчас я раздам фотографии и постепенно буду рассказывать информацию об авторе.

Учитель читает

Берестов Валентин Дмитриевич (1928–1998)

Валя очень рано научился читать — в возрасте 4 лет, и всё благодаря прабабушке, которая, несмотря на слабое зрение, выписывала газеты и журналы. С её помощью Валя выучил буквы и быстро овладел грамотой.

К интересным фактам из жизни Берестова стоит отнести его знакомство с Чуковским. Сверстники Валентина и их родители зачитывались его стихами, передавая их из рук в руки. Случайно они оказались у Корнея Ивановича, который разглядел в начинающем поэте большой талант. Так, благодаря его протекции Валентин Берестов смог поступить в школу при интернате для одарённых детей в Подмосковье.

Помимо литературы, у юного Берестова было ещё одно увлечение — археология. В итоге оно победило, и юноша закончил исторический факультет МГУ.

Валентин Дмитриевич обрёл всесоюзную популярность, прежде всего, как детский писатель. Его стихи, сказки и рассказы неизменно отличались добротой, мягким юмором и увлекательной игрой слов.

Берестов стал автором сразу двух букварей в стихах: «Весёлая азбука» и «Цирковая азбука». В краткой биографии Берестова стоит отметить, что писал он не только стихи, но и рассказы для своих маленьких читателей. Самыми известными стали работы «Как найти дорожку» и «Волшебный сад», написанный в соавторстве с женой.

Также Валентин Берестов был прекрасным переводчиком.

- Какие факты биографии вы запомнили?

2.Чтение произведения учителем.

Отвечают фронтально.

- Записываем годы жизни и вклеиваем фотографию.

Отвечают фронтально.

М: Осуществление

учебных действий,

обработка информации

П: сформировать знания о понятие, закрепление в устной речи, актуализация знаний, выведение правила, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

Р: саморегуляция

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Презентация, учебник, рабочая тетрадь

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Методы: словесный, частично-поисковый

Формы: фронтальная, парная Приёмы: практическая работа, беседа, поиск информации, выразительное чтение, толстые и тонкие вопросы, чтение по ролям

На странице 150 давайте поработаем с вопросами.

- - Кем оказался знакомый мальчика?

- Ожидаемым ли был такой конец стихотворения?

А теперь предлагаю прочитать стихотворение Вам. Выразительно.

- Теперь давайте разберём сколько здесь персонажей.

Расскажите, а какие необычные друзья есть у Вас.

Чтение по ролям 3 и 4 четверостишия.

- Следующее стихотворение «Путешественники». Послушайте его.

- Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему?

- Автор сочувствует героям или посмеивается над ними? Почему?

«Толстые и тонкие вопросы»

- Подумайте, какие вопросы своим одноклассникам Вы можете задать по этому стихотворению?

Зададим вопросы с односложными ответами. То есть, одно или два слова.

Кто…?

Что…?

Когда…?

Как звать…?

Было ли…?

Может ли…?

Будет ли …?

Как звали…?

Согласны ли вы…?

Зададим вопросы, которые требуют размышления.

Объясните почему…?

Почему, вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что, если…?

Мог ли…?

Согласны ли вы…?

Верно ли…?

Отвечают фронтально.

Выразительное чтение.

Персонажа 2. Но читать придётся за 3 человек.

М: Осуществление

учебных действий,

; сбор  информации  (извлечение  необходимой  информации  из  различных источников; обработка информации, контроль, коррекция

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания смысловое чтение

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности; анализдоказательство

Р: контроль, коррекция, саморегуляция

презентация, учебник

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Учитель проводит динамическую паузу.

ОСЕНЬ

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети выполняют.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Методы: практический, словесный

Формы: индивидуальная

Приёмы: самоконтроль, самооценка, закрепление, Самостоятельная работа, создание ситуаций успеха, поощрение, описание, творческий пересказ

  1. Организационный момент

- Какая тема нашего урока? С каким стихотворением мы с Вами познакомились?

  1. Самостоятельная работа

«Творческий пересказ»

Опиши в 5 предложениях, что произошло в стихотворении «Знакомый».

  1. Зачитывают вслух. Собираю работы.

.

Отвечают фронтально.

Стихотворения В.Берестова

Путешественники, Знакомый

Выполняют на карточках.

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Л: мотивация учебной

деятельности,  самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности;

П: Получать опыт организации своей деятельности, соотносить результаты

карточки

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Методы: практический, словесный

Формы: групповая работа Приёмы: выразительное чтение, театрализация

  1. Творческое задание.

- Составление набросков по произведениям.

В группах на 6 листочках Вам необходимо сделать наброски, чтобы получился сюжет. На одном листе Вы изображаете, к примеру, как мальчик вышел из дома, на следующем, как бежит его друг. Выберите любое из двух стихотворений.

Домашнее задание: подумайте, чтобы было, если бы ваша вещь ожила. Напишите рассказ о том, чтобы она Вам сказала (10 предложений)

Работают в группах.

Отвечают фронтально.

П: закреплять полученные знания

М: осуществлять контроль и коррекцию результатов;

Л: анализ, выведение следствий

П: Уметь отвечать на вопросы на данную тему, соотносить результаты, поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, построение речевого высказывания

учебник

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Методы: словесный Приёмы: самооценка, поощрение, эмоциональный настрой, рефлексия

1. Повторение пройденного на уроке, обратная связь по теме

- Как называется тема сегодня?

- Что вы сегодня узнали? Каких целей мы достигли?

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

Ответы учащихся.

Стихотворения В.Берестова

Ученики проводят саморефлексию.

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Л: смыслообразование, мотивация, самоопределение

П: получать опыт рефлексивной деятельности

презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Разноцветные страницы" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: «Разноцветные страницы»Цели деятельности учителя:расширять представление учащихся о жизненной мудрости с помощью пословиц;формировать навык качественного чтения скороговорок, ...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Полезные ископаемые" 2 класс, УМК "Школа России" + мультимедийная презентация)

Тема урока: Ф. Тютчев «Весенние воды»Цели деятельности учителя:познакомить учащихся с произведениями русских писателей о весне;способствовать развитию навыка чтения стихотворения выразительно, передав...

Презентация к уроку литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка эмоционального состояния автора.

Презентация к уроку  литературного чтения в 4-ом классе Тема: Стихи о Родине, о природе. К.Д. Бальмонт «Россия». Оценка  эмоционального состояния автора. УМК "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Золотые слова", 3 класс (УМК "Школа России", Л. Ф. Климанова)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для знакомства учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части...

Технологическая карта урока литературного чтения «Праздник поэзии», 3 класс, УМК «Школа России»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Праздник поэзии» Тип урока: урок общеметодологической направленности Цель урока: создание условий для систематизации з...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "Э.Успенский "Чебурашка"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока «Э. Н. Успенский «Чебурашка».Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: знакомство учащихся с жизнью и т...

Технологическая карта урока литературного чтения УМК "Школа России" 2 класс "В.Драгунский "Тайное становится явным"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема урока В. Драгунский «Тайное становится явным»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: ознакомление детей с жизнью и тво...