Технологическая карта урока по литературному чтению. А.П. Платонов «Еще мама».. УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михеева Дарья Олеговна

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Познакомить обучающихся с биографией А.П. Платонова;

  2. Познакомить обучающихся с содержанием  произведения;

  3. Научить обучающихся находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие

  1. развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при  парных работах;

  2. развивать умения поиска необходимой информации в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;

  2. воспитывать бережное отношение к своей работе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Дата: 19.04.2021

Школа: МБОУ СОШ №131

Класс:  3Б

Урок: 4

Время: 11:45-12:25  Кабинет:

Студент: Михеева Дарья

Группа: 43

Учитель: Выползова Н.Ю..

Методист:

Тема урока: А.П. Платонов «Еще мама».

Тип урока:  «открытие» нового знания

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Еще мама».

Задачи урока

Дидактические:

  1. знать биографию А.П. Платонова;
  2. знать содержание  произведения, уметь находить главную мысль в произведении;
  3. знать и уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Развивающие:

  1. развивать умения учебного сотрудничества, взаимодействия, исследовательских умений при  парных работах;
  2. развивать умения поиска необходимой информации в тексте.

Воспитательные:

  1. воспитывать уважение друг к другу в процессе групповой работы и умение слушать своих товарищей;
  2. воспитывать бережное отношение к своей работе

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесный - разъяснение

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку

2. Создание эмоционального настроя.

-Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

-Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости

1. Показывают готовность к уроку.

2. Эмоционально настраиваются на урок.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Личностные :

принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; осознавать личностный смысл учения

Презентация (1 слайд)

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Фронтальная

Словесный

(речевая разминка)

Организует проведение речевой разминки

-А теперь посмотрите на слайд, вы видите стихотворение, давайте его прочитаем с разными эмоциями (радость, грусть, удивление, тревога)

Зайку бросила хозяйка -

Под дождем остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок

-Проверка домашнего задания

-На этом уроке мы продолжаем знакомится с творчеством А.П.Платонова – знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя.

 Отвечают на вопросы учителя

Выполняют речевую разминку

Проверка д/з

Предметные:

знать и уметь читать за учителем ,выполнять речевую разминку

Метапредметные:

П:

анализ, синтез

использование знаково-символических средств

Р:

контроль

коррекция

оценка

Презентация (2-3 слайд)

Постановка учебной задачи
(
3-4 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановкаели урока

Прием: подведение под понятие

 Определение темы урока. Постановка цели и задачей урока

- Вспомните свои чувства, когда вы впервые собирались идти в школу. Расскажите о них.

- Сегодня мы познакомимся с мальчиком, который тоже испытывал такие чувства, прочитав рассказ Андрея Платоновича «Еще мама». Прочитав это произведение, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из нас окружает ежедневно, а некоторым порой кажется обыденной и малоинтересной. Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему. Об этом и напоминает писатель.

-Посмотрите, какое интересное название у произведения.

-Как еще можно назвать маму?

Мама

Мамочка

Мамуля

Маменька

Матушка

Родимая

-На какое слово похоже слово родимая?

-Рассмотрите иллюстрации на с. 137, 141.

-О чём, по-вашему, рассказ?

-Кто герои рассказа?

-Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

Ответы на вопросы учителя:

Рассматривают иллюстрацию

-Родина.

-Предположение детей.

-Артём его мама и учительница.

Предметные:

Метапредметные:

П:

подведение под понятие

осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Л:

смыслообразование

Презентация (4-5 слайд)

«Открытие» детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Формы: фронта-льная.

Методы: практи-ческий, словес-ный.

Приёмы: чтение учащи-мися, беседа.

Работа над произведением

-В тексте вам могут встретится незнакомые слова. Давайте их разберём

-Послушаем, как объясняется значение слова в толковом словаре.

Оробел

Изгородь

Горевать

Спозаранку

Ступай

Первичное восприятие произведения (чтение хорошо читающими детьми или учителем).

-К какому жанру относится прочитанное произведение?

-Почему вы так решили? Докажите.

Давайте обратимся к словарю. В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова Н.Ю.Шведовой сказано: «Рассказ-…повествовательное произведение небольшого размера».

Анализ текста

-Кто главный герой в рассказе?

-Почему рассказ называется «Еще мама»?

-Правильно ли поступила мама, отправив одного Артема в школу?

-Кто из вас побежал бы следом за мамой, а кто пошел бы в школу, как Артем?

-С какими чувствами Артем расставался с матерью?

-С кем он встретился по дороге в школу?

-Как учительница встретила его в школе?

-Почему она оставила его на коленях?

-Почему Артем не слушал учительницу?

-Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

Динамическая пауза

Разбирают незнакомые слова.

Оробел - испугаться, бояться чего-либо, струсить.

Изгородь – лёгкий забор.

Горевать – сокрушаться, кручиниться, тосковать, печалиться, грустить.

Спозаранку – с раннего утра.

Ступай – шагать, ходить, идти.

-

Рассказ.

-Все события происходят в реальной жизни.

-Мальчик Артём.

-Потому что учительница в школе была Артёму как мама.

-Предположения детей.

-Боялся её оставить одну, думал, что будет скучать или что-то с ней случиться.

-С гусем, собакой и мальчишками которых не знал.

-Увидела, что он скучает по маме и взяла его на руки.

-Потому что он скучал по маме, она хотела его успокоить.

-Он думал о маме.

-Она поступила как заботливая мама, промыла его рану.

-Сказала, что если он не будет учиться, то мама расстроиться.

-Родина и мама, мальчик скучал по маме и поэтому старательно старался написать это слово.

П: смысловое чтение, построение речевого высказывания

П:поиск и выделение информации

П:анализ текста

Учебник\

Первичное закрепление
(
3 мин)

Усвоение нового способа действий

Фронтальная

Словесный : опрос

Вопросы по содержанию произведения

-Смелый, добрый, воспитанный, ответственный, заботливый

-О ком можно так сказать?

-Какими еще прилагательными можно описать характер героя?

-Попробуем дать характеристику маме Артема.

-Найдите, как автор описывает чувства матери при расставании с сыном.

-Как надо относиться к родителям?

-А теперь составим характеристику учительнице?

Добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая.

-Прочитайте, как автор описывает учительницу.

-С какими людьми вам хотелось бы общаться?

-Как надо относиться к учителям?

Отвечают на вопросы учителя

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-Находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение.

Метапредметные:

П:

установление причинно-следственных связей

Презентация (2-21 слайд)

Работа в рабочей тетради

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Пранаая работа

Практический: составление плана

Организует парную работу

-Сейчас самостоятельно в парах попробуйте составить план рассказа. Частей должно быть 7. -Расскажите, как вы будете составлять план?

1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверьте себя по книге, определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное?

Составление плана:

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

7. Пора снова в школу

Проверка.

-Ребята ответьте мне на вопрос:

-Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

-Запомните этот вопрос, на следующем уроке мы вернемся к нему.

Отвечают на вопросы

-1.Выделить главное в каждой части, отметив в тексте основные предложения.

2. Перечитайте выделенные предложения. Скажите своими словами, о чём главном говорится в каждой части. Подберите к ним заголовки.

3. Запишите свой заголовок к каждой части.

4. Проверь себя по книге , определите, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли заголовки, не пропущено ли что-либо важное.

П:

анализ, синтез

извлечение необходимой информации из текстов

Карточки с заданиями

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Фронтальная

Устный опрос  

Задает вопросы по теме урока

-С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

Отвечают на вопросы

- «Еще мама»

- А.П. Платонов

Предположения детей

Метапредметные:

П: структурирование знаний.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Неоконченное предложение

.Содержательная рефлексия

-Поднимите руки те, кто считает, что он хорошо поработал на уроке.

-Кому было все понятно?

-У кого остались вопросы?

Самооценка по содержанию урока.

Метапредметные:

Л:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Р:

оценка

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению А.П. Платонов «Цветок на земле».. УМК "Школа России" (3 класс)

Тип урока:  «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования читательской компетентности по произведению А.П. Платонов «Цветок на земле».Задачи урокаД...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Агния Львовна Барто "Верёвочка"" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе изучения стихотворения А. Л. Барто «Веревочка"Задачи урока:Дидактические:1. Продо...

Технологическая карта урока по литературному чтению "С.Д. Дрожжин "Родине"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся: умение анализировать произведения.Задачи урока:Дидактические:1. познакомить с биографией автора С.Д. Дрожжина, содержанием стихотворени...

Технологическая карта урока по литературному чтению "К. Булычев "Путешествие Алисы"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование читательской компетенции: знакомство обучающихся с фантастическим произведением К. Булычева «Путешествие Алисы».Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающих...

Технологическая карта урока по литературному чтению "Г.Х. Андерсен "Русалочка"" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: развитие читательской компетенции у обучающихся в процессе работы над произведением Г.Х.Андерсона "Русалочка".Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с биографией и...