Технологическая карта урока по литературному чтению «Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». УМК "Школа России" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Михеева Дарья Олеговна

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условия для формирования читательской компетенции в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать читательскую компетентность в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

  2. Формировать представление об авторе Б.В. Шергине.

  3. Охарактеризовать героев рассказа.

Развивающие: 

  1. Развивать технику чтения.

  2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной и групповой работы.

  3. Развивать умения поиска необходимой информации в тексте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику посредством парной и групповой работы.

  2. Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.

  3. Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, 3 класс, 2 часть; учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата: 15. 04. 2022 г.

Школа: МБОУ СОШ №131

Класс:

Урок: 1

Время: 8:00 – 8:40   Кабинет: 1

Студент: Михеева Дарья

Группа: 43

Учитель: Выползова Н.Ю.

Методист:

Тема урока «Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: создание условия для формирования читательской компетенции в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формировать читательскую компетентность в процессе изучения рассказа Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».
  2. Формировать представление об авторе Б.В. Шергине.
  3. Охарактеризовать героев рассказа.

Развивающие: 

  1. Развивать технику чтения.
  2. Развивать коммуникативные навыки посредством парной и групповой работы.
  3. Развивать умения поиска необходимой информации в тексте.

Воспитательные:

  1. Воспитывать уважение к собеседнику посредством парной и групповой работы.
  2. Обеспечивать условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету.
  3. Оборудование: Учебник «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, 3 класс, 2 часть; учебная презентация, раздаточный материал, видеофрагмент.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образователь-ная цель урока

Формы, методы и приёмы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопреде-ление к деятельности (1 – 2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М: словесный

П: слово учителя, беседа

  • Активизирует внимание обучающихся, настраивает их на урок

- Ребята, присаживайтесь.

- Урок мы начнём со стихов Виктора Бокова:

«Книга – учитель,

Книга – наставник,

Книга – надёжный товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук».

- Кто прочитает вслух классу эти стихи?

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

- Как автор называет книгу?

- Согласны ли вы с тем, что мы можем так назвать книгу?

  • Настраиваются на урок

  • Отвечают на вопросы учителя

Л: самоопределение к деятельности; смыслообразо-вание;

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Презентация

Актуализа-ция знаний и мотивация

(4 – 5 мин)

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: парная, фронтальная

М: практический, наглядный, словесный

П: упражнение, просмотр видеофрагмента, беседа

  • Организует работу над упражнениями 7, 8, 9 из пособия
  • Организует парную работу

- Для того, чтобы узнать, с произведением какого автора мы сегодня познакомимся, вам необходимо выполнить задание на карточках. Ваша задача: соотнести имя писателя или поэта и название его произведения. Имя одного из писателей не будет задействовано, именно с его произведением мы сегодня будем работать. Эту работу вы выполните в парах.

Автор

Произведение

К. Паустовский          

И. Крылов

А. Пушкин

С. Есенин

В. Бианки

Л. Толстой

Б. Шергин

А. Куприн

«Черёмуха»

«Лев и собачка»

«Мышонок Пик»

«Слон»

«Растрёпанный воробей»

«Мартышка и очки»

«Зимнее утро»

  • Организует проверку выполненного задания
  • Знакомит обучающихся с автором

- Ребята, скажите, с каким автором мы сегодня познакомимся.

- Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик, чтобы узнать больше об этом замечательном писателе.

- Что интересного о Шергине вы узнали из видеоролика? Что вас впечатлило?

  • Выполняют упражнения

  • Работают в парах

Автор

Произведение

К. Паустовский          

И. Крылов

А. Пушкин

С. Есенин

В. Бианки

Л. Толстой

Б. Шергин

А. Куприн

«Растрёпанный воробей»

«Мартышка и очки» «Зимнее утро» «Черёмуха»

«Мышонок Пик»

 «Лев и собачка»

 

«Слон»

  • Проверяют правильность выполнения задания

- Б.В. Шергин.

  • Отвечают на вопросы учителя

М: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

П: соотнесение автора и названия прочитанных произведений;

М: извлечение необходимой информации;

М: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Раздаточный материал

Видеоролик

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: словесный, наглядный

П: подводящий диалог, предугадывание работа с иллюстрацией

  • Предлагает высказать предположения о произведении

- Откройте ваши учебники на странице 124 и прочитайте название произведения.

- Предположите, чем является это выражение.

- Обратите внимание на иллюстрацию. Кто это может быть?

- Предположите, как эта иллюстрация может быть связана с названием рассказа.

- А знаем ли мы что-то о характере героев?

- Какие герои этого рассказа – пока секрет. Именно это нам предстоит узнать.

  • Предлагает сформулировать тему и цель урока

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Какую цель мы поставим перед собой?

  • Высказывают предположения

о произведении

- «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Пословицей.

- На иллюстрации герои рассказа.

- Нет.

- «Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

- Познакомиться с героями произведения, дать им характеристику.

М: анализ; построение логической цепи рассуждений;

М: целеполагание; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Учебник

«Открытие» детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная.

М: практический, словесный

П: чтение учащимися, беседа.

  • Организует первичное знакомство с текстом произведения

- Прочитаем рассказ по цепочке.

- Верны ли были наши предположения о том, кто изображён на иллюстрации?

- О ком этот рассказ?

- Как в рассказе охарактеризована бабушка? Приведите примеры из текста.

- На стр. 125 обратите внимание на выделенные слова: штукатурное и малярное. Найдите значения этих слов в словарике.

- В чём заключалась суть работы Мити?

- Почему Митя радовался новому заданию от мастера?

- Какой совет мастер дал Мите?

- Митя успел выполнить работу?

- Что значит пословица, которую в конце сказала бабушка.

  • Первично знакомятся с текстом произведения

  • Отвечают на вопросы учителя

П: читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст;

при чтении отражать настроение автора читаемого текста; соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с

его заголовком; извлечение необходимой информации из текста.

Учебник

Первичное закрепление

(4 – 5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: групповая

М: словесный

П: беседа

  • Организует групповую работу

- Давайте ещё раз перечитаем отрывок, где описывают бабушку?

- Какой вы ее себе представляете?

- Какую особенность вы заметили в тексте?

- Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача – объяснить значение пословиц, которые мы встретили в тексте:

  1. Работа любит молодца, а незалёживого
  2. Глаза страшатся, руки делают
  3. Комар носа не подточит
  4. Собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

- Обсудите в группе значение каждой пословицы.

  • Отвечают на вопросы учителя

- Много пословиц.

  • Работают в группе

М: принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения; участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

М: анализ.

Презентация

Самостоя-тельная работа с самопровер-кой
(4 – 5 мин)

Интериориза-ция (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуаль-ная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: парная, фронтальная

М: словесный

П: выразительное чтение, беседа

  • Организует выразительное чтение в парах

- Сейчас прочитайте диалог Мити и мастера в парах. Передайте при чтении волнение и беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя.

- Почему мастер не стал ругать Митю?

- Что мастер предложил Мите сделать?

  • Выразительно читают в парах

  • Отвечают на вопросы учителя

М: выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий; различать основную и второстепенную информацию.

Учебник

Включение в систему знаний, повторение

(7 – 8 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

М: словесный

П: беседа

  • Организует обобщение по теме урока

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Как вы думаете, для чего бабушка рассказала Ване про Митю?

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

  • Отвечают на вопросы учителя

М: извлечение необходимой информации из текста; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Рефлексия деятельности (2 – 3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: словесный

П: беседа

  • Организует проведение рефлексии

- Ребята, вспомните, какую цель мы поставили перед собой на этот урок?

- Как вы считаете, достигли мы этой цели?

Д/З:

Составить рассказ о бабушке. Написать о ней синквейн.

  • Отвечают на вопросы учителя

  • Записывают домашнее задание

М: рефлексия способов и условий действий;

Л: адекватное понимание причин успеха неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПредмет...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые ре...

Конспект урока по литературному чтению, тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: продолжение работы над произведением Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»; осознание детьми смысла рассказа и выполнение пересказа.Планируемые ...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок», 3 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шергина и  с рассказом «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»Планируемые результатыПр...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые р...

Конспект урока по литературному чтению «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок» (3 класс УМК "Школа России)

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «Б.В. Шергин. Собирай по ягодке, наберёшь кузовок» Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством писателя Б. В. Шерг...