Технологическая карта урока литературного чтения " Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

 

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.знать основную мысль произведения;

2.уметь определять главную мысль произведения.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы.

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: ознакомление  учащихся с произведением Б. Шергина «Собирай по ягодке - наберешь кузовок», развитие умения определять главную мысль произведения.

Задачи урока

Дидактические:

1.знать основную мысль произведения;

2.уметь определять главную мысль произведения.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); тетрадь к учебнику 3 класс 2 часть, учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Создаёт эмоциональный настрой.

 Речевая разминка.

Начинаем урок с пословицы

— Давайте прочитаем. Объясните ее смысл.

  • Терпенье и труд всё перетрут.

— Прочитайте с удивлением, с вопросительной интонацией, радостью, выразительно.

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

- Ребята, откройте учебник на стр. 123 и прочитайте название раздела.

- Что необычного в названии этого раздела? Что это?

- Какой смысл заключён в ней?

- Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Чему они нас будут учить?

- С произведениями, каких авторов мы познакомимся в этом разделе?

- Чему мы научимся в этом разделе?

- Чему мы будем учиться?

- Переверните страницу и прочитайте название рассказа, который будем читать сегодня.

- Какое сходство вы заметили?

- Кто автор этого произведения?

Показывают знания, полученные на предыдущих уроках, отвечают по поднятой руке

- Это пословица.

Предположения детей.

Название рассказа совпадает с названием раздела.

Борис Викторович Шергин

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

 - Кто догадался, какая сегодня тема урока?

- Какие цели мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

Б.В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1) познакомиться с биографией Бориса Викторовича Шергина;

2) прочитать произведение Б.В. Шергина «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа, объяснение

Работа над новой темой

-Сейчас я вам расскажу об авторе, а вы внимательно слушайте, потому что в конце рассказа вы будете формулировать вопросы для своих одноклассников, а они будут на них отвечать.

Борис Викторович Шергин (1896-1973 гг.)

Русский писатель. Родился в Архангельске, там же провел детство и юность. Отец будущего писателя «был и кораблестроителем, и мореходцем... он сорок пять лет ходил в море... Зимой в свободный час он мастерил модели фрегатов, бригов, шхун». Свою мать Б. Шергин называл «хранительницей слова». Впоследствии он записал былины, рассказанные ею. Первым своим «серьезным рассказом» Б. Шергин считал легенду «Любовь сильнее смерти», напечатанную в 1912 г. Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски». Многие книги со своими произведениями Б. Шергин оформлял сам, для многих создал иллюстрации.

В Архангельске установлен памятник Борису Шергину и названа библиотека его именем.

- Какие вопросы вы сформулировали?

- В каком году и где родился писатель?

- Как он называл свою мать?

- Где учился писатель и почему?

Открывают учебники.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы. 

- В 1896 году

- Хранительницей слова

- Учился писатель в Москве в художественном училище так, как его «с детских лет... интересовали кисти и краски».

М:Р: выработать учебную  мотивацию, устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

К: отвечать за себя и других участников учебного процесса

Л : принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Предметные: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Словарная работа.

- В тексте вам встретятся такие слова, как: штукатурное, малярное.

- Найдите значение этих слов в словаре учебника, договорившись в парах, кто какое слово ищет, а затем объясните соседу значение найденного слова.

- Ещё вам встретятся такие слова как:

 АКАДЕМИЯ - высшее учреждение.

ВЫЛОЩИЛ ВОЛЧЬИМ ЗУБОМ – натёр до блеска.

ПАРКЕТЧИК – мастер, который составляет из дощечек узоры.

Динамическая пауза.

Выполняют задание.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Организует выполнение самостоятельной работы.

- Прослушайте внимательно произведение и ответьте на вопрос: Какой совет дал мастер Мите?

Чтение рассказа по цепочке.

- А сейчас вы будете читать текст по цепочке, по абзацам.

Какой вопрос я задала в начале?

Работа с пословицами и фразеологизмами.

- Какую особенность вы заметили в тексте?

- Назовите некоторые из них

- Сейчас некоторые дети будут работать в группах. Ваша задача заключается в том, чтобы как можно точнее передать смысл пословицы или фразеологизма.

1) Из песен сделана, из пословиц сложена;

2) Работа любит не молодца, а незалёжливого;

3) Глаза страшатся, руки делают;

4) Работа не продвинулась ни на полмизинца;

5) Комар носа не подточит;

6) Вылощил волчьим зубом;

7) Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Но для начала мы вспомним правила работы в парах:

1. Выслушивай товарища до конца.

2. Говори только по делу.

3. Помни: от твоей работы зависит итоговый результат.

4. Работай дружно.

6. Хорошее настроение – успех в работе.

А мы продолжим с вами работу, пока ваши одноклассники заняты.

- Рассмотрите картинку на стр.124. Кто на ней изображён?

- Что они делают?

- Как вы думаете, о чём они беседуют? К какому отрывку из произведения относится эта картинка? Зачитайте его.

- А теперь откройте стр. 127, кто изображён на ней?

- Видел ли Витя на самом деле работы Мити?

- А как он узнал о них?

- Молодцы, ребята! Всё верно.

- Я приглашаю одного из группы к доске, чтобы доложить о результатах проделанной работы вашей группы.

Восстановите цепь событий в рассказе.

«И в один день закончил верхний угол»

«За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца».

«Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу».

«Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь».

«Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Молодцы, ребята! Все верно.

Выполняют самостоятельно работу.

- Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь. Ни меньше, ни больше. И дело будет продвигаться, и отделку будешь производить не спеша, в твоем вкусе.

- Добрая, приветливая. С малышами говорила весело, каждого утешит и рассмешит. Со стариками беседовала рассудительно. Приветливая улыбка всегда была на ее лице …

Снял газету, которою была прикрыта доска, и смутился, и испугался. Прекрасно сделанный узор одиноко красовался, как цветок на фоне голой земли.

В тексте встретилось много пословиц и фразеологизмов.

1) Из песен сделана, из пословиц сложена;

2) Работа любит не молодца, а незалёжливого;

3) Глаза страшатся, руки делают;

4) Работа не продвинулась ни на полмизинца;

5) Комар носа не подточит;

6) Вылощил волчьим зубом;

7) Собирай по ягодке – наберешь кузовок.

Выполняют задание учителя.

- Они беседуют.

- Дети читают отрывок из произведения.

- На картинке изображены бабушка и Ваня, они наблюдают за работой Мити.

-Нет, не видел.

- О Митиных работах Вите рассказала бабушка.

- Объяснение смысла пословиц и фразеологизмов.

Читают текст по цепочке.

1) Недавно мастер поручил Мите выклеить столешницу.

2) И в один день закончил верхний угол.

3) За неделю работа не продвинулась ни на полмизинца.

4) Каждый день выклеивай и отделывай на доске столько, сколько покроет твоя ладонь.

5) Бабушка закончила свой рассказ словами: «Собирай по ягодке – наберешь кузовок».

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

Организует работу с текстом.

-К какому жанру отнесем произведение?

-Кто главные герои рассказа?

- Кто владел штукарным и малярным ремеслом?

-А какая она бабушка?

-А какое звание было у бабушки?

-За кого из них мы больше всего переживали? Почему?

-Какое дело поручили Мите?

-Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Физминутка для глаз.

2. Выразительное чтение

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах. (Передайте при чтении волнение, озабоченность, беспокойство Мити о том, что он не сможет выполнить работу вовремя).

- Почему мастер не стал ругать Митю?

- Что мастер предложил Мите сделать?

- А зачем бабушка рассказала Ване про Митю?

-Прочтите, какими словами бабушка закончила свой рассказ.

Как это относится к Мите, ведь он же ягодки никакие не собирал?

3. Выборочное чтение

— Прочитайте строчки, из которых можно узнать о Ваниной бабушке.

— Почему Ваня назвал Митю паркетчиком, а бабушка — художником?

— Как вы думаете, почему автор не сразу начал рассказывать эту историю, а написал зачем-то о бабушке и Ване?

Отвечают на вопросы учителя.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

-Какими словами бабушка закончила свой рассказ? А можно ли название рассказа отнести и к урокам в школе? А ещё где можно употребить эту пословицу?

- Пригодятся нам в нашей жизни слова бабушки?

- Давайте вспомним какие мы ставили перед собой цели в начале урока?
- Мы достигли всех целей?

-У каждого на парте лежат листики разных цветов. Напишите на листике слова-качества человека, которые помогают нам выполнять любую работу качественно, хорошо, в срок и стать настоящим мастером в любом деле.

У нас с вами получился свой красивый узор.

Для того, чтобы стать настоящим мастером своего дела, добиться высот в жизни, хорошо учиться, необходимо воспитывать в себе те качества, которые вы написали.

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения «Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 3 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: формирование читательской компетентности в процессе изучения Б. Шергина и его произведении «Собирай по ягодке – наберешь кузовок», формирование умений анал...

Технологическая карта литературного чтения "Произведение Б.И. Шергина "Собирай по ягодке - наберешь кузовок" УМК "Школа России" (3 класс)

Тема урока «Произведение Б.И.Шергина «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»Тип урока: открытие нового знания;Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представле...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Б.В. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением Б.В.Шергина «Собирай п ягодке – наберешь кузовок»...

Технологическая карта урока литературного чтения "Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»" 3 класс.

Тема урока «Главная мысль. Учимся определять главную мысль произведения на основе пословицы. Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» Тип урока: открытие нового зн...

Технологическая карта урока литературного чтения "Б.Шергин "Собирай по ягодке-наберешь кузовок"" (УМК "Школа России", 3 класс,2 ч.)

Тип урока:  открытие «нового» знанияЦель урока: формирование читательской компетенции у обучающихся по средствам прочтения произведения Б.Шергина «Собирай по ягодке- наберешь ку...