Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Вишнякова Анастасия Александровна

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

 

Тип урока: урок-рефлексии

Цель урока: анализирование произведения М.М. Зощенко «Великие путешественники»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

 

Задачи урока

 

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Дата:

Школа: ОЦ №5

Класс: 3-7

Кабинет: 3-49

Студент:  Вишнякова А.А.

Учитель: Седых Е.Ю.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова.

М.М. Зощенко «Великие путешественники»

Тип урока: урок-рефлексии

Цель урока: анализирование произведения М.М. Зощенко «Великие путешественники»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

Задачи урока

Дидактические:

1.понимать основную мысль произведения;

2.делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части;

3.анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Развивающие:

  1. развивать навыки выразительного, осознанного чтения, навыки анализа, обобщения, сравнения;
  2. способствовать развитию коллективных навыков в работе.

Воспитательные:

  1. воспитывать чувство коллективизма при совместной работе
  2. воспитывать бережное отношение к учебнику

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация, раздаточный материал.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне

Формы: фронтальная

Словесный метод: беседа.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Проверьте вашу готовность к уроку, наличие на парте тетради, ручки, учебника.

Показывают готовность к уроку.

П: знать правила русского языка при оформлении записи в тетради.

М: К: планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

Л: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться.

Л:проявляют мотивы к учебной деятельности

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Форма: фронтальная, индивидуальная

Словесный метод: беседа

1. Мотивирование учащихся к пробному учебному процессу.

Речевая разминка.

та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

 ат – ат – ат – берём с собою самокат.

 - А сейчас начнем читать в медленном темпе с постепенным переходом к очень быстрому.

2. Проверка домашнего задания.

- Начнем урок с проверки домашнего задания? Что вам было задано?

- Сейчас вы будете читать рассказ по очереди на оценку.

Выполняют речевую разминку.

М: Р: выработать учебную мотивацию, целеполагание

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Форма: фронт. Словесный метод: беседа

Формулирует тему и цель урока:

 - Сегодня мы продолжим работать над произведением М.М. Зощенко «Великие путешественники»

- Откройте учебник на стр. 154.

- Какую цель мы поставим на урок?

Внимательно слушают учителя, формулируют тему и цель урока.

М: Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: построение логической цепи рассуждений, доказательств

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Формы: индивидуальная, фронтальная

Словесный метод: беседа            Взаимопроверка

Практический метод: словарная работа работа в тетрадях, упражнение

Организует выполнение задания в парах на закрепление первичных знаний:

Работа с текстом.

- Понравился ли вам рассказ? Какой он по настроению?

- Давайте подумаем, зачем М. М. Зощенко написал это произведение?

- Почему же писатель именно так назвал свой рассказ?

- На самом ли деле Лёля, Минька и Стёпка – великие путешественники?

- Кто такие Великие путешественники по вашему мнению?

- Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»?

- Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?

- Выберите черты своего героя, обоснуйте свой выбор. Попробуйте дать характеристику своему герою.

- На доске даны черты характера одного из героев, посмотрите и предположите, к какому из героев они подходят?

Любознательный, решительный, задиристый, самоуверенный

- Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии?

- Кто из ребят вам понравился? И Чем?

– Сравните реакцию родителей Миньки и Лели с реакцией мамы Степки на возвращение путешественников.
- Почему родители не наказали Лёлю и Миньку за их путешествие?

- Какие слова сказал по этому поводу папа детей? Прочитайте их. (с.163)
- Согласны ли вы с ним?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать.

Нет.

Нужно думать перед тем, как что-то делать.

Степка.

Родители Лели и Миньки узнали все подробности путешествия, они выразили свое отношение к происходящему. По-другому поступила мама Степки. Она наказала сына без объяснения причин.

Слова папы «А те, которые пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам, достойным сожаления» являются назиданием детям. И наконец, во время обеда поахали и посмеялись над рассказами детей.

П: знать алгоритм объяснения нахождения частного способом подбора, уметь решать примеры на деление

М: Р: выработать учебную  мотивацию

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план,

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Формы: индивидуальная

Практический метод: самостоятельная работа, упражнение

Работа с поговоркой (синтез).

- Какая поговорка вам встретилась в тексте? Как вы её поняли? (с.160)

- В каком предложении заключена главная мысль рассказа? (с.163)

Физминутка

-А сейчас мы отдохнем, а заодно посмотрим как вы внимательно читали текст . Я буду читать сроки из произведения. Если я верно читаю -хлопни 2 раза в ладоши, а неверно- топни ногой.

+Я подарил Стёпке перочинный ножик.

-Из моей копилки возьмём 7 рублей.

-Стёпка принёс маленький мешок.

+Я свалился в канаву странным образом.

-Одна оса ужалила Лёлю.

+Упавшая шишка с дерева напугала Миньку.

+Тузик бежал за телегой целый час.

Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Куда Макар телят не гонял. Значит очень далеко.

те, кто пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам

П: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание

М:Р: выработать учебную мотивацию, контроль, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

П: работать по предложенному плану

Л: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности,

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Форма: фронтальная, индивидуальная

Практический метод: работа с текстом

ТЕСТ

1. Как называлась деревня, в которой родители Лёли и Миньки снимали дачу?

а)Бережки              б)Дубки                              в)Мостки                     г) Пески

2. Что подарил Минька Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

а)велосипед                 б)компас           в)перочинный ножик                 г)фонарик

3. Сколько денег взяла Лёля из копилки в поход?

а) 3 рубля         б)5 рублей           в)1 рубль                г) 10 рублей

4. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?

а) покупать еду                                            в)покупать одежду

б)покупать семечки и конфеты                г) на всякий случай

5. Что ели дети во время первого привала?

а) семечки         б)конфеты               в)хлеб               г) хлеб с сахаром

6. Кого из детей во время привала ужалила оса?

а) Лёля           б)Минька            в)Стёпка             г) оса не жалила никого

7. За что приняла сухую ветку над головой Лёля, когда дети ночевали в лесу?

а) за верёвку               б)за змею             в)она её не заметила                 г) за ящерицу

8. Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик?

а) волчий вой        б)гром             в)шум ветра                г) упавшая шишка

9. На чём дети вернулись из путешествия?

а) на телеге                  б)на лодке                  в)на поезде     г) дети пришли пешком

Читают текст по цепочке.

Предметные: знать таблицу умножения, уметь выполнять деление, сложение, вычитание, уметь решать задачи и составлять краткую запись

Метапредметные:

Р: контроль, коррекция, оценка

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план, анализ, обобщение

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Форма: фронтальная

Словесный метод: беседа

Проводит рефлексию деятельности:

- Давайте подведем итоги:

- Понравился ли вам рассказ?

- Чему вас научил этот рассказ?

-Что нового вы узнали?

-Что запомнили?

- Что смогли сделать?

-Что понравилось на уроке?

-Перед вами лежат 3 цвета карандашей:

Зелёный цвет– Мне все понятно. Я молодец!

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее!

-Спасибо за урок, вы большие молодцы, можете быть свободны!

Урок окончен. Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы учителя.

Метапредметные:

Р: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (2 класс, УМК "Перспектива").

Технологическая карта урока литературного чтения: «Анализ лирического произведения Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех вид...

Технологическая карта урока литературного чтения на тему: Русская народная сказка "У страха глаза велики" 2 класс

Класс: 2УМК: «Начальная школа XXI века»Тема: Русская народная сказка "У страха глаза велики".Тип урока: Открытие новых знанийЦель: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза ...

Технологическая карта урока литературного чтения В.А. Осеева «Волшебное слово» 2 класс УМК "Школа России"

Задачи урокаДидактические:Знать особенности и структуру рассказа как литературного жанра...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема:"Т.Бокова "Родина слово большое, большое...""(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: “открытие” нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции при чтении и анализе произведения Т.Бокова “Родина слово большое, большое...”.Задачи...

Технологическая карта урока литературного чтения «В.А. Осеева «Волшебное слово»» ("Школа России", 2 класс)

Тема урока: «В.А. Осеева «Волшебное слово»»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над  произвед...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М.М. Зощенко «Великие путешественники» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с рассказом М.М. З...