Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для учащихся 1-4 классов
рабочая программа по чтению (1 класс)

Инна Михайловна Шарова

Приложение №1

к основной образовательной программе начального общего образования

МБОУ СОШ с. Девица  в соответствии с ФГОС НОО

 Рабочая программа

по учебному курсу

«Литературное чтение»

для учащихся 1-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._oop_noo_rp_lit.chtenie_1b.docx68.06 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

к основной образовательной программе начального общего образования

МБОУ СОШ с. Девица  в соответствии с ФГОС НОО

 

Рабочая программа

по учебному курсу

«Литературное чтение»

для учащихся 1-4 классов

2021-2022 учебный год

                                                                             Учитель: 

                                                                                             Шарова И.М.

                                                                             

                                                                                             

                                                                                                 

  1.  Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • способность к оценке своей учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • установка на здоровый образ жизни;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции учащегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
  • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
  • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
  • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии;
  • владеть рядом общих приёмов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

              Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

    В результате изучения всех без исключения учебных предметов при получении начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

    У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Учащиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

     Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

     Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

     Выпускник научится:

–        находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

–        определять тему и главную мысль текста;

–        делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

–        вычленять содержащиеся в тексте основные события и

устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

–        сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

–        понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

–        понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

–        понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

–        использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

–        ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

     Выпускник получит возможность научиться:

–        использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

–        работать с несколькими источниками информации;

–        сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

     Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

     Выпускник научится:

–        пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

–        соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

–        формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

–        сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

–        составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

     Выпускник получит возможность научиться:

        делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

–        составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

    Работа с текстом: оценка информации

    Выпускник научится:

–        высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

–        оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

–        на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

–        участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

     Выпускник получит возможность научиться:

        сопоставлять различные точки зрения;

–        соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

–        в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

В результате изучения курса «Литературное чтение» учащиеся на уровне начального общего образования осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам на основе осознания и развития школьного и внешкольного опыта, связанного с художественной литературой. У учащихся будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники будут с интересом читать художественные, научно-популярные и учебные тексты, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.

     Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями для развития этических чувств и эмоционально-нравственной отзывчивости.

     Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, воспроизводить в воображении словесные художественные образы, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства как источниками формирования эстетических потребностей и чувств, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях, научатся соотносить собственный жизненный опыт с художественными впечатлениями.

     К концу обучения в начальной школе дети будут готовы к дальнейшему обучению и систематическому изучению литературы в средней школе, будет достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы, основы элементарной оценочной деятельности.

     Выпускники овладеют техникой чтения (правильным плавным чтением, приближающимся к темпу нормальной речи), приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приемами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

      Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).

      Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.

      Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.

      Виды речевой и читательской деятельности

      Выпускник научится:

–        осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;

–        прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, жанру и осознавать цель чтения;

–        читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;

–        различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;

–        читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;

–        использовать различные виды чтения: изучающее, выборочное ознакомительное, выборочное поисковое, выборочное просмотровое в соответствии с целью чтения (для всех видов текстов);

–        ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании):

–         для художественных текстов: определять главную мысль и героев произведения; воспроизводить в воображении словесные художественные образы и картины жизни, изображенные автором; этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; определять основные события и устанавливать их последовательность; озаглавливать текст, передавая в заголовке главную мысль текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию произведения и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

–        для научно-популярных текстов: определять основное содержание текста; озаглавливать текст, в краткой форме отражая в названии основное содержание текста; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, описания явлений, процессов), заданную в явном виде; задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них, подтверждая ответ примерами из текста; объяснять значение слова с опорой на контекст, с использованием словарей и другой справочной литературы;

–        использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов:

–        для художественных текстов: устанавливать взаимосвязь между событиями, фактами, поступками (мотивы, последствия), мыслями, чувствами героев, опираясь на содержание текста;

–        для научно-популярных текстов: устанавливать взаимосвязь между отдельными фактами, событиями, явлениями, описаниями, процессами и между отдельными частями текста, опираясь на его содержание;

–        использовать различные формы интерпретации содержания текстов:

–        для художественных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; составлять характеристику персонажа; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, опираясь на содержание текста;

–        для научно-популярных текстов: формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста;

–        ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами (только для художественных текстов);

–        различать на практическом уровне виды текстов (художественный и научно-популярный), опираясь на особенности каждого вида текста (для всех видов текстов);

–        передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики текста в виде пересказа (полного или краткого) (для всех видов текстов);

–        участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдая правила речевого этикета и правила работы в группе), опираясь на текст или собственный опыт (для всех видов текстов).

      Выпускник получит возможность научиться:

–        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;

–        осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

–        высказывать собственное суждение о прочитанном (прослушанном) произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст;

–        устанавливать ассоциации с жизненным опытом, с впечатлениями от восприятия других видов искусства;

–        составлять по аналогии устные рассказы (повествование, рассуждение, описание).

    Круг детского чтения (для всех видов текстов)

    Выпускник научится:

–        осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию;

–        вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения;

–        составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу.

    Выпускник получит возможность научиться:

–        работать с тематическим каталогом;

–        работать с детской периодикой;

–        самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).

      Литературоведческая пропедевтика (только для художественных текстов)

      Выпускник научится:

        распознавать некоторые отличительные особенности художественных произведений (на примерах художественных образов и средств художественной выразительности);

–        отличать на практическом уровне прозаический текст

от стихотворного, приводить примеры прозаических и стихотворных текстов;

–        различать художественные произведения разных жанров (рассказ, басня, сказка, загадка, пословица), приводить примеры этих произведений;

–        находить средства художественной выразительности (метафора, олицетворение, эпитет).

      Выпускник получит возможность научиться:

        воспринимать художественную литературу как вид искусства, приводить примеры проявления художественного вымысла в произведениях;

–        сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (иносказание, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет);

–        определять позиции героев художественного текста, позицию автора художественного текста.

      Творческая деятельность (только для художественных текстов)

      Выпускник научится:

–        создавать по аналогии собственный текст в жанре сказки и загадки;

–        восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями;

–        составлять устный рассказ по репродукциям картин художников и/или на основе личного опыта;

–        составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи (для разных адресатов).

      Выпускник получит возможность научиться:

        вести рассказ (или повествование) на основе сюжета известного литературного произведения, дополняя и/или изменяя его содержание, например, рассказывать известное литературное произведение от имени одного из действующих лиц или неодушевленного предмета;

–        писать сочинения по поводу прочитанного в виде читательских аннотации или отзыва;

–        создавать серии иллюстраций с короткими текстами по содержанию прочитанного (прослушанного) произведения;

–        создавать проекты в виде книжек-самоделок, презентаций с аудиовизуальной поддержкой и пояснениями;

–        работать в группе, создавая сценарии и инсценируя прочитанное (прослушанное, созданное самостоятельно) художественное произведение, в том числе и в виде мультимедийного продукта (мультфильма).

 2.Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

 

1 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному, художественному произведению.

Чтение

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробныйи краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода.

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной, зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи  средств выразительности: синонимов, антонимов, сравнений.

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их.

2 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий.

Чтение

Чтение вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Умение находить в тексте необходимую информацию.

Работа с разными видами текста.

Особенности фольклорного текста.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание.

Библиографическая культура.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России).

Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.

Говорение (культура речевого общения)

Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос.

Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование).

Короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей.

3 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение последовательности событий. Осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения, высказывания.

Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Особенности фольклорного текста.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по ее названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка.  Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.

Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики, рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).

Говорение (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса.

Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

 Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору).

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Фольклор и авторские художественные произведения (различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование. Знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий).  Устное изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

4 класс

Виды речевой и читательской деятельности

Аудирование (слушание)

Чтение Определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и художественному произведению.

Чтение вслух. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.

Работа с разными видами текста. Особенности фольклорного текста.

Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга учебная, художественная, справочная. Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).

Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Алфавитный каталог.

Работа с текстом художественного произведения. Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе. Схожесть тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ, мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имен героев.

Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста. Составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов былин, мифов, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам). Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое основе текста).

Говорение (культура речевого общения)

Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий.

В вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту).

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.

Круг детского чтения

Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы и зарубежной литературы. Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по выбору). Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре и красоте, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.

Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли; отношение автора к герою.

Общее представление о композиционных особенностях разных видов высказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня - общее представление о жанре, особенностях построения и выразительных средствах.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

 

Тематическое планирование по литературному чтению с указанием количества  часов, отводимых на освоение каждой темы

 

№ п/п

Название раздела, тема урока

Кол-во часов

Обучение грамоте

86 часов

Азбука – первая учебная книга.  Здравствуй, школа.

1

Речь устная и письменная.

1

Слово и предложение.

1

Слог и слово.

1

Слог и ударение.

1

Звуки в окружающем мире.

1

Гласные и согласные  звуки.

1

Как образуется слог.

1

Повторение – мать учения.

1

Звук [а].  Буквы А, а.

2

Звук [о]. Буквы О, о.

2

Звук [и].   Буквы  И, и.

2

Звук [ы],  буква ы.

2

Звук [у].  Буквы У, у

2

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.

2

Звуки [с], [с']. Буквы С, с.

2

Звуки [к], [к'].  Буквы К, к.

2

Звуки [т], [т'].  Буквы Т, т.

2

Звуки [л], [л'].  Буквы Л, л.

2

Звуки [р], [р'].  Буквы Р, р.

2

Звуки [в], [в'].  Буквы В, в.

2

Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е.

2

Звуки [п], [п'].    Буквы П, п.

2

Звуки [м], [м']. Буквы М, м.

2

Звуки [з], [з'].Буквы 3, з.

2

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б.

2

Звуки [д], [д'].   Буквы Д, д.

2

Звуки [й'а], ['а].Буквы Я, я.        

2

Звуки [й'а], ['а]. Буквы  Я, я. Закрепление изученного.

1

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.   Сопоставление слогов и слов с буквами к  и г.

2

Звук [ч'].  Буквы Ч, ч.

2

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

2

Звук [ш].  Буквы Ш, ш.

1

Звук [ш].  Буквы Ш, ш. Сочетание шн.

1

Звук  [ж].  Буквы   Ж, ж .

2

Звуки  [й'о].   Буквы Ё,  ё.

2

Звук [й']. Буквы Й, й.

2

Звуки [х], [х'], Буквы X, х.

2

Звуки [й'у], ['у] Буквы Ю, ю.

2

 Звук [ц], буквы Ц, ц

2

Гласный звук [э]. Буквы  Э, э.

2

Звук [щ'], буквы Щ, щ.

1

Звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ша-щу.

2

Звуки [ф], [ф'].  Буквы Ф, ф.

2

Творческая деятельность учащихся.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

2

Русский алфавит.

1

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина.        

1

К. Д. Ушинский. Наше Отечество.

1

В. Крупин. Первоучители словенские.

Первый букварь

1

Творчество А. С. Пушкина. Сказки.

1

Творчество   Л.Н. Толстого. Творчество   К.Д. Ушинского.

1

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»). В. В. Бианки. Первая охота.

1

Творчество С. Я. Маршака. Творчество М. М. Пришвина. Творчество А.Л. Барто.

1

Творчество С. В. Михалкова.

Творчество Б. В. Заходера. Произведения  В.Д. Берестова.

1

Творческая деятельность учащихся. Прощание с Азбукой.

1

Литературное чтение

30 часов

Знакомство с новым учебником и его основными компонентами.

1

В. Данько «Загадочные буквы».

1

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

1

Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

1

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелкой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова и  Е. Григорьева «Живая азбука».

1

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть.

1

Из старинных книг. «Жили-были буквы»

1

Творческая деятельность.     Е. Чарушин «Теремок».

1

Письменная культура.      Русская народная сказка «Рукавичка.» Загадки, песенки.

1

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

1

А.С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поет…»

1

Русская народная сказка «Петух и собака».

Урок – обобщение «Сказки, загадки, небылицы».

1

А. Майков «Ласточка примчалась…»  А. Плещеев «Сельская песенка». Белозёров «Подснежники», С. Маршак   «Апрель»,   И. Токмакова  «Ручей».

1

Стихи- загадки писателей   Л. Яхтина, Е. Трутневой, И.  Токмаковой, Л. Ульяницкой,.

1

Из старинных книг. В. Берестов, Р. Сеф. «Апрель, апрель» Звенит капель…».

1

Творческая деятельность.   И . Токмакова  «Мы играли в хохотушки».    Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

1

Н. Артюхова  «Саша- дразнилка».

1

К. Чуковский «Федотка».  О. Дриз «Привет».

О. Григорьев  «Стук»

1

И. Токмакова   «Разговор Лютика и Жучка»,  И. Пивоварова  «Кулинаки-пулинаки», К.И. Чуковский  «Телефон».

1

Письменная культура. М. Пляцковский «Помощник».

1

Из старинных книг. «И в шутку и всерьез».

1

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый»,С. Михалков  «Бараны».

1

Р. Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить», И. Пивоварова «Вежливый ослик».    

1

С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

1

Из старинных книг. Д. Тихомиров  «Мальчики и лягушки», «Находка».

1

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

1

С. Михалков  «Трезор».  Р. Сеф «Кто любит собак…». В.Осеева «Собака яростно лаяла»,  И. Токмакова  «Купите  собаку».

1

Контрольное чтение. Письменная культура.  М. Пляцковский   «Цап  Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата»

1

Работа с учебными и научно-популярными текстами. В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». Д. Хармс   «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».

1

Из старинных книг. Обобщение по теме

«О братьях наших меньших».

1

116

Приложение к рабочей программе по литературному чтению

                                                  1б класс на 2021-2022 учебный год

                                                  учитель: Шарова И.М.

Календарно-тематическое планирование к учебнику В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин.

№ п/п

№ урока

в теме

Название темы

Дата

провед.

Дата

факт.

Обучение грамоте - 86 часов

1

1

Азбука – первая учебная книга.  Здравствуй, школа.

02.09.

2

2

Речь устная и письменная.

06.09.

3

3

Слово и предложение.

07.09.

4

4

Слог и слово.

09.09.

5

5

Слог и ударение.

10.09.

6

6

Звуки в окружающем мире.

13.09.

7

7

Гласные и согласные  звуки.

14.09.

8

8

Как образуется слог.

16.09.

9

9

Повторение – мать учения.

20.09.

10

10-

11

Звук [а].  Буквы А, а.

21.09.

23.09.

11

12-

13

Звук [о]. Буквы О, о.

24.09.

27.09.

12

14-

15

Звук [и].   Буквы  И, и.

28.09.

30.09

13

16-

17

Звук [ы],  буква ы.

04.10.

05.10

14

18-

19

Звук [у].  Буквы У, у

07.10

08.10.

15

20-

21

Звуки [н], [н']. Буквы Н, н.

11.10.

12.10.

16

22-

23

Звуки [с], [с']. Буквы С, с.

14.10.

18.10.

17

24-

25

Звуки [к], [к'].  Буквы К, к.

19.10.

21.10.

18

26-

27

Звуки [т], [т'].  Буквы Т, т.

22.10.

25.10.

19

28-

29

Звуки [л], [л'].  Буквы Л, л.

26.10.

Звуки [л], [л'].  Буквы Л, л.

28.10.

2 четверть

20

30

Звуки [р], [р'].  Буквы Р, р.

08.11

21

31

Звуки [р], [р'].  Буквы Р, р.

09.11.

22

32

-

33

Звуки [в], [в'].  Буквы В, в.

11.11.

Звуки [в], [в'].  Буквы В, в.

15.11

23

34-

35

Звуки [й'э], ['э]. Буквы Е, е.

16.11.

18.11

24

36-

37

Звуки [п], [п'].    Буквы П, п.

19.11.

22.11.

25

38-

39

Звуки [м], [м']. Буквы М, м.

23.11.

25.11

26

40-

41

Звуки [з], [з'].Буквы 3, з.

29.11  30.11

27

42-

43

Звуки [б], [б']. Буквы Б, б.

02.12

03.12

28

44-

45

Звуки [д], [д'].   Буквы Д, д.

06.12.

07.12.

29

46-

47

Звуки [й'а], ['а].Буквы Я, я.        

09.12.

13.12.

30

48

Звуки [й'а], ['а]. Буквы  Я, я. Закрепление изученного.

14.12.

31

49-

50

Звуки [г], [г']. Буквы Г, г.   Сопоставление слогов и слов с буквами к  и г.

16.12.

17.12.

32

51-

52

Звук [ч'].  Буквы Ч, ч.

20.12.

21.12.

33

53-

54

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

23.12.

27.12.

34

55

Звук [ш].  Буквы Ш, ш.

28.12.

3 четверть

35

56

Звук [ш].  Буквы Ш, ш. Сочетание шн.

10.01

36

57

Звук  [ж].  Буквы   Ж, ж .

11.01

37

58

Звук  [ж].  Буквы   Ж, ж .

13.01

38

59-

60

Звуки  [й'о].   Буквы Ё,  ё.

14.01

17.01.

39

61-

62

Звук [й']. Буквы Й, й.

18.01.

20.01.

40

63-

64

Звуки [х], [х'], Буквы X, х.

24.01

25.01

41

65-

66

Звуки [й'у], ['у] Буквы Ю, ю.

27.01

28.01

42

67-

68

 Звук [ц], буквы Ц, ц

31.01

01.02

43

69-

70

Гласный звук [э]. Буквы  Э, э.

03.02

07.02.

44

71

Звук [щ'], буквы Щ, щ.

08.02.

45

72

Звук [щ'], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ша-щу.

10.02.

11.02.

46

73-

74

Звуки [ф], [ф'].  Буквы Ф, ф.

14.02.

15.02

47

75-

76

Творческая деятельность учащихся.

Мягкий и твердый разделительные знаки.

26.02 01.03

48

77

Русский алфавит.

02.03

49

78

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е. Чарушина.        

04.03.

50

79

К. Д. Ушинский. Наше Отечество.

05.03.

51

80

В. Крупин. Первоучители словенские.

Первый букварь

09.03.

52

81

Творчество       А. С. Пушкина. Сказки.

11.03.

53

82

Творчество   Л.Н. Толстого

Творчество   К.Д. Ушинского.

12.03.

54

83

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»). В. В. Бианки. Первая охота.

15.03.

55

84

Творчество С. Я. Маршака. Творчество М. М. Пришвина. Творчество А.Л. Барто.

16.03.

56

85

Творчество С. В. Михалкова.

Творчество Б. В. Заходера. Произведения  В.Д. Берестова.

18.03

57

86

Творческая деятельность учащихся. Прощание с Азбукой.

22.03.

Литературное чтение – 30 часов

1

1

Знакомство с новым учебником и его основными компонентами.

23.03.

2

2

В. Данько «Загадочные буквы».

01.04.

4 четверть

3

3

И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А».

02.04

4

4

Саша Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет».

5

5

Г. Сапгир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелкой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». И. Гамазкова и  Е. Григорьева «Живая азбука».

05.04

6

6

С. Маршак «Автобус номер двадцать шесть.

06.04

7

7

Из старинных книг. «Жили-были буквы»

08.04.

8

8

Творческая деятельность.     Е. Чарушин «Теремок».

9.04

9

9

Письменная культура.      Русская народная сказка «Рукавичка.» Загадки, песенки.

12.04.

10

10

Небылицы. Русские народные потешки. Стишки и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни».

11

11

А.С. Пушкин «Ветер, ветер…», «Ветер по морю гуляет…», «Белка песенки поет…»

13.04.

12

12

Русская народная сказка «Петух и собака».

Урок – обобщение «Сказки, загадки, небылицы».

15.04.

13

13

А. Майков «Ласточка примчалась…»

А. Плещеев «Сельская песенка». Белозёров «Подснежники», С. Маршак   «Апрель»,   И. Токмакова  «Ручей».

19.04.

14

14

Стихи- загадки писателей   Л. Яхтина, Е. Трутневой, И.  Токмаковой, Л. Ульяницкой,.

22.04.

15

15

Из старинных книг. В. Берестов, Р. Сеф. «Апрель, апрель» Звенит капель…».

23.04.

16

16

Творческая деятельность.   И . Токмакова  «Мы играли в хохотушки».    Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!»

26.04.

17

17

Н. Артюхова  «Саша- дразнилка».

27.04.

18

18

К. Чуковский «Федотка».  О. Дриз «Привет».

О. Григорьев  «Стук»

29.04.

19

19

И. Токмакова   «Разговор Лютика и Жучка»,

И. Пивоварова  «Кулинаки-пулинаки».

К.И. Чуковский  «Телефон».

04.04.

20

20

Письменная культура. М. Пляцковский «Помощник».

01.05.

21

21

Из старинных книг. «И в шутку и всерьез».

04.05.

22

22

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». В. Орлов «Кто первый»,

 С. Михалков  «Бараны».

06.05.

23

23

Р. Сеф «Совет», В.Берестов «В магазине игрушек», В.Орлов «Если дружбой дорожить», И. Пивоварова «Вежливый ослик».    

07.05.

24

24

С. Маршак «Хороший день» М. Пляцковский «Сердитый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

11.05.

25

25

Из старинных книг. Д. Тихомиров  «Мальчики и лягушки», «Находка».

13.05.

26

26

Повторение и обобщение по теме «Я и мои друзья».

14.05.

27

27

С. Михалков  «Трезор».  Р. Сеф «Кто любит собак…». В.Осеева «Собака яростно лаяла»,  

И. Токмакова  «Купите  собаку».

17.05.

28

28

Контрольное чтение. Письменная культура.  

М. Пляцковский   «Цап  Царапыч». Г. Сапгир «Кошка». В. Берестов «Лягушата»

18.05.

29

29

Работа с учебными и научно-популярными текстами. В. Лунин «Никого не обижай», С.Михалков «Важный совет». Д. Хармс   «Храбрый ёж». Н. Сладков «Лисица и ёж».

20.05

30

30

Из старинных книг. Обобщение по теме

«О братьях наших меньших».

21.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"

Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов  в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение".1 класс.

Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение". 1 класс. Программа "Школа России."...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана на основе:примерной образовательной программы по литературному чтению федерального государственного образова...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов (2)

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов разработана на основе:примерной образовательной программы по литературному чтению федерального государственного образова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Литературное чтение» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма р...

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» во 2 классе

Рабочая программа создана на основе программы «Литературное чтение» авторов Л.Ф.Климановой, М.В.Бойкиной.Литературное чтение — один из основных предметов в об­учении младших школьников. Он формирует о...