конспект урока "литературное чтение"; 3 класс. Тема: "Мифы Древней Греции" (+презентация)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Cвинцова Софья Николаевна

Паспорт урока

Класс: 3

Тема: «Знакомство с названием раздела. Мифы Древней Греции»,

Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию представлений о мифах Древней Греции.

Задачи:

Образовательные:

1.Расширить знания обучающихся о Древней Греции;

2.Сформироват представление о системе греческих богов;

3.Познакомить обучающихся с древнегреческими мифами;

4.Организовать чтение и анализ мифов «Огонь Прометея» и «Ящик Пандоры»

5.Учить через содержание мифа объяснять события жизни людей;

6.Способствовать обучению давать характеристику героям произведений;

7. Сформировать представление о мифе, как об особом жанре;

Развивающие:

1.Развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать;

2.Развивать умение извлекать информацию из произведений;

3.Развивать умение взаимодействовать в парах;

4.Развивать умение составлять устный ответ на заданный вопрос;

5.Развивать творческое мышление учащихся;

6.Развивать умение учащихся работать по плану учителя;

Воспитательные:

1.Формировать негативное отношение к человеческим порокам;

1.Воспитывать уважительное отношение к благородным поступкам героев мифов;

2.Воспитывать уважительное отношение к зарубежному творчеству;

3.Воспитывать в детях трудолюбие, усидчивость и терпение;

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Читают выразительно миф «Огонь Прометея» и «Ящик Пандоры»;

2.Знают систему Богов в древнегреческих мифах;

3.Дают характеристику персонажам мифов;

Метапредметные:

П.1 Умеют отвечать на поставленный вопрос

П.2 Умеют формулировать собственные мысли;

Р.1 Умеют оценивать свою деятельность

Р.2 Умеют оценивать деятельность одноклассников

К1 Умеют составлять устный ответ на вопросы

К2 Умеют взаимодействовать друг с другом

К3 Уважительно слушают своих одноклассников

Личностные:

Л.1 усердно трудятся на уроке

Л2 доброжелательно реагируют на мнение одноклассников

Методы:

Основной дидактический метод: технология продуктивного чтения

Частные методы и приёмы: прогнозирование, чтение вслух, беседа, рассказ

Наглядный: демонстрация видео

Практический: выполняют задания на карточках

Ресурсы урока: предметные картинки, раздаточный материал

Дидактические: рассказ учителя

План урока

  1. Организационное начало (1 мин.)
  2. Мотивация к учебной деятельности (2 мин.)
  3. Введение в раздел (4 мин)
  4. Подготовка к восприятию (7 мин.)
  5. Чтение и анализ мифа «Огонь Прометея» (8 мин.)
  6. Физкультминутка (2 мин.)
  7. Чтение и анализ мифа «Ящик Пандоры» (8 мин.)
  8. Обобщение (7 мин.)
  9. Итог урока (3 мин.)
  10. Рефлексия (2 мин.)
  11. Домашнее задание (1 мин.)

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

  1. Организационное начало урока (1 мин)

У: Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь! Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Меня зовут Софья Николаевна.

Д: Здравствуйте.

У: На ваших столах должен лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник.

Д: проверяют рабочие места

  1. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

У: Улыбнитесь друг другу. Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится.  Поддержите друг друга перед нашей предстоящей работой. Улыбнитесь еще раз, повернувшись к нашим гостям, одарите их тоже теплом своей улыбки, чтобы наш класс наполнился светом.

Д: (слушают)

  1. Введение в раздел (4 мин)

У: Посмотрите внимательно на нашу выставку, что объединяет все эти книги?

Д: Зарубежная литература

У:Ребята, каких зарубежных писателей вы знаете? Например Шарля Пьеро?(франция) Или Ганса Христиана Андерсена?(дания) А может кто-то читал сказки братьев Гримм (германия) или Астрид Линдгрен (швеция)?

Д: Кот в сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Снежная королева, Гадкий утенок, Дюймовочка, Белоснежка, Бременские музыканты, Пеппи длинный чулок, Малыш и Карлсон…

У:Мы назвали с вами авторов 17-19вв, но зарубежная литература зародилась намного раньше. Какие древние жанры вы знаете?

Д: Пословицы, поговорки, потешки, колыбельные

У: Да, все это – устное творчество, но есть жанры, которые созданы намного раньше и связаны они с мифологией. На Руси мифология не имеет таких ярких примеров, как мифы одной страны.

У: Сегодня мы с вами будем путешествовать. А как называются люди, которые путешествуют по разным странам?

Д: путешественники

У: Верно! Сегодня мы – путешественники.

     4. Подготовка к восприятию (7 мин)

У: А что бы узнать, куда мы отправимся, посмотрите на слайд, там подсказка. Как вы думаете, в каком государстве есть яркие примеры мифов?

Д: Греция

У: Верно! Сегодня мы с вами отправимся в Древнюю Грецию. А что вы знаете про Древнюю Грецию?

Д: Родина Олимпийских игр, окружает Средиземное море, дерево Оливы, Боги, Мифы.

У: Существует на нашей земле древнейшая страна, страна, где всё напоминает сказку, легенду, миф. Это страна Греция, земля тёмных скал, голубых морей, древних руин, развалин. Знаете, что такое Олимпийские игры? Родиной Олимпийских игр является Древняя Греция, именно здесь придумали эти соревнования. Олимпийские игры были самыми древними и главными соревнованиями. На время Олимпийских игр прекращались все войны. Театр тоже придумали древние греки. В древней Греции в театре ставили трагедии и комедии. Все роли, даже женские, исполняли мужчины. Актеры выступали в масках. Греки смотрели спектакли в огромных театрах под открытым небом. Древней Греции были сложены различные предания о прекрасных и могучих богах и богинях, отважных и мудрых героях, фантастических чудовищах. Мешая правду и вымысел, придумывали они и рассказывали друг другу удивительные истории. Эти истории мы называем греческим словом «мифы».

У: А кто-то знает, что такое миф?

Д: (говорят свои варианты)

У: Миф – это древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле.

А знаете ли вы какие-нибудь мифы?

Д: затрудняются ответить

У: Тогда это нам предстоит сегодня узнать. Давайте запишем число в тетрадях. Сегодня 29 апреля. Тема нашего урока «Мифы Древней Греции». И запишем определение понятия «миф».

У: Т.к. миф – это сказание о Богах, знаете ли вы каких-нибудь древнегреческих Богов?

Д: затрудняются ответить

У: Значит это нам и нужно узнать сегодня. Посмотрите внимательно видео и скажите, сколько же Богов было в Древней Греции

Д: смотрят видео

У: Так сколько же основных Богов было в Древней Греции?

Д: 16

У: Верно! Давайте вместе назовем их

Д: Зевс - Бог молний, Гера - Богиня семьи и верности, Посейдон - Бог моря, Аид - Бог мертвых, Диметра - Богиня смены времен года, Персефона - Богиня царства мертвых, Афродита - Богиня любви, Гефест - Бог огня, Апполон - Бог искусства, Арес - Бог войны, Гермес - Бог торговли, Артемида - Богиня охоты и плодородия, Асклепий - Бог медицины, Гестия - Богиня домашнего очага, Дионис - Бог виноделия, Афина - Богиня мудрости и войны.

У: Боги Древней Греции могущественны и коварны, – так считали древние греки. Они боялись и почитали своих богов, потому что боги покровительствовали их занятиям. Что бы задобрить своих богов греки приносили жертвы богам, возводили в их честь храмы, создавали о них сказания.

  1. Чтение и анализ мифа «Огонь Прометея» (8 мин)

У: Сейчас я предлагаю вам прослушать миф «Огонь Прометея». Как вы думаете, по названию, о чем будет этот миф?

Д: об огне, о Боге Прометее.

У: А что может случиться с огнем Прометея?

Д: Случился пожар, он помог людям, спас кого-нибудь (догадки детей)

У: Давайте же мы с вами сейчас и узнаем.

У: Итак, что же вы поняли из услышанного текста? (спрашиваю несколько детей)

Д: Прометей, без спроса Зевса, отдал огонь людям, за что был жестоко наказан.   

У: Я вижу, что вы все внимательно прослушали миф. А как вы думаете, почему Прометей, несмотря на запрет Зевса, отдал огонь людям?

Д: Потому что он был добр к людям, обучал их ремеслам.

У: Верно!

У: Как вы думаете, с какой интонацией нужно читать отрывок, где Зевс приказал приковать Прометея к горе?

Д: Зловеще, таинственно, нагнетающим голос.

У: А есть те, кто хочет нам выразительно прочитать этот отрывок? (спрашиваю несколько учеников)

Д: Зевс, видя, что ему никак не удается истребить человеческий род, обрушил свой гнев на Прометея. Он призвал своих верных слуг и приказал им отвести Прометея на самый край света. Там, бог-кузнец Гефест приковал его цепями к скале. Гефест был другом Прометея, но не смел ослушаться Зевса.

Зевс осудил Прометея на вечные оковы, но Прометей знал, что власть самого Зевса не вечна. Проходили годы и века. Бессмертный титан Прометей все томился, прикованный к скале в горах Кавказа. Его мучили зной и холод, терзали голод и жажда.

Желая сломить Прометея, Зевс подверг его новым мукам - послал свою священную птицу-орла — терзать Прометея. Когтями и клювом страшная птица раздирала живот титана и клевала его печень. На другой день рана затягивалась, и орел прилетал вновь. Эти муки длились около 30 тысяч лет…

У: Ребята, за что же так жестко Зевс наказал Прометея?

Д: За то, что Прометей ослушался Зевса, украл огонь и отдал людям.

У: А какую жестокую Кару придумал Зевс?

Д: Приковал к скале, послал орла, чтобы тот терзал Прометея.

У: Да, вы правы! А тогда о каких качествах Зевса можно говорить? Прометея?

Д: Зевс – властный, самый главных Бог, его все боятся. Прометей – добродушный, отзывчивый.

У: Мы с вами сказали, что миф – это сказание о происхождении жизни и мира на Земле. А о чем же этот миф?

Д: О важности огня в жизни людей. С появление огня появилось много возможностей заниматься новыми ремеслами, огонь изменил жизнь.

У: Молодцы! Я вижу, вы отлично усвоили этот миф. Я вижу, что вы немного устали. Давайте отдохнем.

  1. Физкультминутка (2 мин)

Мы немного отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки вверх, вперед и вниз

Вправо, влево повернись.

Дружно хлопнем мы руками 1-2-3

Дружно топнем мы ногами 1-2-3

Тихо сядем мы за стол

И продолжим разговор.

Молодцы! Присаживайтесь.

  1. Чтение и анализ мифа «Ящик Пандоры» (8 мин)

У: А теперь я предлагаю вам обратить внимание на другой миф. Как он называется?

Д: Ящик Пандоры

У: Слышали ли вы такое выражение «Ящик Пандоры»? Как думаете, о чем будет этот миф?

Д: Ящик Пандоры – это источник всех бед.

У: Верно! На самом деле именно из-за этого мифа и пошло крылатое выражение «Ящик Пандоры». Как вы думаете, по названию и фразеологизму, который мы сейчас обозначили, о чем будет этот миф?

Д:ответы детей.

У: Это мы сейчас и узнаем. Давайте начнем читать по цепочке, по предложению.

Д: После того, как Прометей принес людям огонь из кузницы Гефеста и научил их разному ремеслу, люди трудились, и жизнь их стала счастливее. Да и сами люди стали лучше, добрее и внимательнее друг к другу. Ведь у них теперь всего было много, а если чего не хватало, то все они могли сделать сами. Не нравилось это великому громовержцу, и он решил опять испытать людей и послал им на землю Зло. А чтобы люди не поняли, что это Зло, оно должно было прийти к ним в образе прекрасной девушки.

У: Как изменилась жизнь людей после появления огня?

Д: Жили дружно и счастливо, относились внимательно друг к другу.

У: Какого Бога звали «громовержец»

Д: Зевс

У: Почему ему не нравилось, что люди стали жить дружно на земле?

У: Какое новое испытание послал на землю Зевс?

Д: послал «зло».

У: Почему послал именно прекрасную девушку?

Д: Чтобы на нее сразу обратили внимание, никто не подумал бы, что она несет что-то плохое.

У: Читаем дальше.

Д: Позвал Зевс своего сына, бога Гефеста, и повелел ему смешать землю с водой и сделать девушку необыкновенной красоты. Афина Паллада соткала для нее чудесную одежду из серебряных нитей и надела на голову золотой венец. Афродита подарила девушке неотразимую прелесть, а Гермес вложил в ее грудь лживую и хитрую душу.

Назвали девушку Пандорой, что означало – «наделенная всеми богами». И это действительно было так, ведь она получила дары от всех богов.

Когда девушка была готова, Зевс велел Гермесу отвести ее в дом Эпиметия – брата Прометея.

У: Какие дары от Богов получила Пандора?

Д: Чудесную одежду от Афины, неотразимую прелесть от Афродиты, Лживую и хитрую душу от Гермеса.

У: Как назвали девушку и что обозначало ее имя?

Д: Пандора – наделенная всеми Богами.

У: читаем дальше

Д: Когда девушка была готова, Зевс велел Гермесу отвести ее в дом Эпиметия – брата Прометея. Когда девушка была готова, Зевс велел Гермесу отвести ее в дом Эпиметия – брата Прометея. Прометей всегда предупреждал своего неразумного брата, чтобы он не принимал никаких даров от хитроумного Зевса. Он знал, что дары эти могут принести людям одни только бедствия и невзгоды.

У: Кто принял Пандору в своём доме?

Д: Эпиметий

У: О чем Прометей предупреждал брата?

Д: чтобы он не принимал никаких даров от хитроумного Зевса, дары могут принести беды.

У: читаем дальше

Д: Но Эпиметий не послушался мудрых советов своего брата, а кроме всего, девушка была так прекрасна собою, что он с радостью принял ее и взял Пандору себе в жены.

Вскоре Эпиметий убедился, что и на этот раз прав был его мудрый брат. Вместе с Пандорой в доме Эпиметия появился большой сосуд. Он долго стоял в темном углу, и его никто никогда не открывал. Все знали откуда-то, что, если сосуд открыть большая беда обрушится на землю. Так сосуд и стоял себе в укромном месте, и никто даже и думать не смел близко к нему подойти.

У: Что появилось в доме Эпиметия вместе с Пандорой?

Д: большой сосуд

У: Почему никто не смел близко подходить к сосуду?

Д: Все знали, что если открыть сосуд – случится беда.

У: читаем дальше

Д: Но однажды любопытная и хитрая Пандора, изнывая от любопытства, потихоньку пробралась к сосуду.

– Я не буду его открывать, – подумала она, – а лишь чуть-чуть приоткрою крышечку и загляну внутрь, что же там лежит.

И она чуть приоткрыла сосуд. Но этой щелочки оказалось достаточно, чтобы сразу все зло, все людские пороки и несчастья, болезни и невзгоды, которые были заключены в сосуде вылетели из него.

Перепуганная Пандора захлопнула крышку, но было уже поздно. Все людские пороки и несчастья успели разлететься по земле, а на самом донышке сосуда осталась одна только надежда. Так что теперь люди были лишены даже маленькой надежды на лучшую жизнь.

Опять зло поселилось на земле, люди страдали от разных бедствий, которые обрушивались на них одно за другим. Появились новые болезни, их уже не могли исцелить те лекарства, которые дал людям Прометей.

У: По какой причине Пандора открыла сосуд?

Д: любопытство

У: Как она себя оправдала?

Д: «..я лишь чуть приоткрою крышечку»

У: Что обьяснет данный миф?

Д: Появление людских пороков, вражды между людьми

У: А с чем это связано?

Д: это связано с любопытством Пандоры

  1. Обобщение (7 мин)

У: Ребята, мы познакомились с вами с двумя древнегреческими мифами. Теперь перед нами стоит новая задача. На доске вы видите пословицы и два столбика «Огонь Прометея» и «Ящик Пандоры». Вам необходимо разделить эти пословицы по смыслу в разные столбики.

«Огонь Прометея»

Кто смел и стоек, тот десятерых стоит

Жизнь дана на добрые дела

Мир не без добрых людей

Бывает добро, да не всякому дано

Искра мала велик пламень родит

Братская любовь пуще каменных стен.

«Ящик Пандоры».

Надеждою жив человек.                    

Любопытством не проживешь.

Не родись красивым, а родись счастливым

Любопытничай меньше, а делай больше.

Надежда умирает последней.

Зло тихо лежать не может

 

  1. Итог урока (3 мин)

 У: Итак, что мы сегодня с вами обсуждали?

Д: Мифы древней Греции

У: А что мы о них узнали?

Д: Миф – это древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на земле.

У: Совершенно верно! А каких Богов древней Греции вы запомнили?

Д: называют

У: Молодцы! Все верно. Какие мифы мы сегодня прочитали?

Д: «Огонь Прометея» и «Ящик Пандоры»

У: Какие события жизни людей они объясняют?

Д: Важность огня и пороки людей.

  1. Рефлексия (2 мин)

У: Ребята, перед вами лежит листочек, переверните его. Что вы видите?

Д: Лестница

У: Верно. Это лестница успеха. Оцените свою работу на уроке, нарисовав смайлик на нужной ступеньке.

  1. Домашнее задание (1 мин)

У: А сейчас откройте ваши дневники и запишите домашнее задание. Дома вам нужно будет ознакомиться с мифом «храбрый Персей» на стр.190 учебника

У: Сегодня я бы хотела отметить за активную работу (имена детей), вы активно поработали. Ну а те, кто сегодня работал не так активно, я надеюсь, что в следующий раз вы будете работать ещё лучше.

У:Спасибо вам за урок! На этом у меня всё, до свидания!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 4 классе по теме: "мифы Древней Греции"

Урок внеклассного чтения в 4 классе по программе " Школа России"...

Сценарий классного часа или инсценировки к урокам литературного чтения изучения темы "Мифы Древней Греции"

Чтобы дети лучше запомнили древних богов Греции, им предлагается перевоплотиться в них......

Тестовая работа по литературному чтению по теме "Мифы и легенды Древней Греции. Персей"

Тестовая работа может быть использована для групповой и индивидуальной работы учащихся на этапе осмысления прочитанного материала мифа или на этапе контроля прочитанного....

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по теме: Мифы Древней Греции. "Дедал и Икар"

Конспект урока литературного чтения с учащимися 4 классаТема: Мифы Древней Греции. «Дедал и Икар»Задачи:1)    познакомить с новым мифологическим произведением;2)    разви...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Мифы древней Греции «Храбрый Персей» (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о мифах древней Греции; формирование умения анализировать, воспринимать выраженные в них чувства, настроение. Планируемые результаты Предметные: ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: "Мифы Древней Греции. "Храбрый Персей" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с древнегреческим мифом «Храбрый Персей», развитие навыков выразительного беглого чтения, знакомство с особенностями жанра мифа.Планир...