Технологическая карта урока по литературному чтению Л.Н.Толстой «Акула».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Силантьева Елена Владимировна

Л.Н.Толстой "Акула". Анализ произведения. Характеристика героя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_l_tolstoy_akula.docx37.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по литературному чтению  Л.Н.Толстой «Акула».

 

Тема: Л.Н.Толстой «Акула»

Анализ произведения. Характеристика героя.

Тип: урок изучения нового материала (урок чтения и анализа  литературного произведения)

Цель урока: создать условия для развития читательских умений посредством анализа литературного произведения.

Планируемые результаты

Предметные:

1.Определять в тексте слова и выражения, которые помогают понять мотив поступков героев;

2. Находить средства художественной выразительности;

3. Характеризовать героя.

Метапредметные:

1.Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, с целью выявления мотивов поступков героев;

2.Понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать полученный результат.

Личностные:

1.Проявлять интерес к произведениям Л.Н.Толстого

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация к деятельности

Предлагает ученикам ответить на вопросы. Выслушивает ответы.  Предлагает рассмотреть (на слайде №1) иллюстрации  и назвать знакомые произведения Л.Н.Толстого, написанные для детей.  

Просит  назвать (знакомые) литературные жанры, в которых писал Л.Н.Толстой для детей.

Фиксирует на доске название жанров: сказка, басня, рассказ.

Предлагает составить слово из букв У, К, А, А, Л.

- Какой раздел литературного чтения мы сейчас изучаем? (Великие русские писатели)

- О каком писателе готовили сообщение на прошлом уроке? (о Л.Н.Толстом)

- Рассмотрите на экране иллюстрации и  назовите произведения Льва Николаевича, к которым они сделаны. («Собака и её тень»,  «Муравей и голубка», «Филиппок», «Белка и волк»,  «Котёнок»)

- В каких литературных жанрах писал Л.Н.Толстой для детей? (Сказка, басня, рассказ)

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писателя.

- Составьте слово из букв У, К, А, А, Л.

Отвечают на вопросы

Рассматривают иллюстрации, называют  произведения.

Перечисляют  жанры (сказка, басня, рассказ).

Составляют слово  АКУЛА.

Актуализация необходимых знаний

Демонстрирует слайд №2 с темой урока.

Предлагает ученикам ответить на вопрос.

Предлагает рассмотреть (на слайде №3) фотографии акулы.

Дополняет ответы детей.

Предлагает сделать прогноз (в парах).  

Фиксирует предположения детей, заполняя таблицу на доске.

Предлагает рассмотреть иллюстрацию в учебнике и  рассказать, что на ней происходит.

АКУЛА - такое название дал своему произведению автор.

- Какие чувства, эмоции возникают у вас при слове АКУЛА? (Страх,  угроза для жизни, ужас,…)

- Рассмотрите фотографии акулы на слайде.

- Что вы знаете об акулах, что можете о них рассказать?

 - Акулы… (дополнение ответов детей учителем)

- Работая в парах, предположите:

  • о чём (о ком) может идти речь в произведении с названием «Акула»?
  • в каком жанре оно может быть написано?
  • можно ли сейчас назвать  главного героя  и тему  текста?

о чём (о ком) речь?

жанр

тип текста

 

главный герой

тема

 

- Поделитесь своими предположениями.

 (Предположения детей выносятся на доску учителем во фронтальной работе)

о чём (о ком) речь?

……

……

……

жанр

сказка,   рассказ,   басня

тип текста

повествование описание рассуждение

главный герой

???????

тема

???????

- Обратите внимание,  левая часть таблицы – это план  урока.

- Попробуйте сформулировать, что будем делать на уроке? (Искать ответы на пункты плана)

- Что нам в этом поможет? (Учебник, текст автора)

- Откройте учебники на с.153, рассмотрите иллюстрацию. Что на ней происходит?

- Можем ли теперь ответить на вопросы плана?

(Нет, необходимо знать  текст)

Отвечают на вопросы

Рассматривают фотографии

Называют известные им факты об акулах.

Предполагают, о чём может идти речь в тексте, в каком жанре он может быть написан.

Делают вывод о невозможности назвать тему и главного героя до чтения текста (т.е. испытывают затруднения).

Знакомятся с планом урока, определяют учебную задачу: найти ответы на пункты плана.  

Рассматривают иллюстрацию в учебнике, рассказывают по ней.

Убеждаются в необходимости знакомства с текстом.

Организация познавательной деятельности

Организует прослушивание аудиотекста  Л.Н.Толстого «Акула» и беседу, выявляющую эмоциональный отклик.

Интересуется, какие слова были не понятны.

Организует работу по разъяснению и уточнению лексического значения слов.

Заполняет таблицу, слушая аргументы детей.

Предлагает  задать вопросы по содержанию рассказа.

Мотивирует детей к анализу текста с помощью «ряда  эмоций», организуя  наблюдение над его структурой.

Понравилось ли вам произведение?

Какие чувства вы испытали при чтении?  (Тревога, волнение, беспокойство, страх, ужас, радость, облегчение.)

Какие моменты вызвали самые сильные эмоции?

Когда было особенно страшно?

Какие слова были не понятны?

Кто может их объснить?

Где можем это проверить? ( В толковом словаре.)

На какие вопросы из плана урока мы можем ответить после прослушивания? (О чём идёт речь в произведении,  жанр и тип текста)

Аргументируйте свой ответ.

о ком (о чём) речь

о беде, едва не закончившейся гибелью

жанр

рассказ

тип текста

повествование

главный герой

???????

тема

???????

- Задайте вопросы по содержанию рассказа.

- Одинаковым ли было ваше настроение на протяжении всего рассказа?

- Ознакомьтесь с рядом слов на доске. (Азарт, Испуг, Радость, Страх, Облегчение, Ужас) Что они выражают? (Настроение, чувства, эмоции)

-  Давайте проследим по тексту как меняется настроение в рассказе. Рады ли были матросы приказу капитана «Купаться!»? Докажите.  (…и в одну минуту матросы попрыгали в воду…)

- Где они устроили купальню? (…в парусе…)

- Рады ли были мальчики  приказу капитана «Купаться!»? Найдите в тексте (…первые попрыгали в воду…)

- По какой причине дети оказались в открытом  море? (… им тесно было в парусе, вздумали плавать  наперегонки…)  

- Вызывает ли это опасение у вас, у читателей? А у автора?  А у отца одного из мальчиков?

- Какими пловцами были дети? Найдите. (Оба, как ящерицы...)

- Какой приём использует Толстой? (Сравнение)

- Что Толстой пишет об отце одного из мальчиков в этот момент? (Любовался…)

- Как понимаете это слово? ( Радовался, наслаждался, гордился)

- Какое  чувство переполняло отца? Радость  

-А когда сын стал отставать, как повёл себя артиллерист?

- Как надо прочитать слова «Не выдавай,….»?

- Что они означают? (Поддержку)

- Подберите синонимы. ( Поднажми, старайся, не сдавайся)

- Какое  чувство здесь у отца? Азарт

- Какое слово меняет настроение в рассказе? АКУЛА

- Как её называет автор? МОРСКОЕ  ЧУДОВИЩЕ

- Какое чувство вносит оно? Испуг

- Что предпринимает отец? (Кричит, пытается вернуть детей)

 - Как прочитаете  эти строки? (Взволнованно, с нетерпением)

- Как автор пишет об  артиллеристе, который понимает, что его не слышат? (Смотрел, не шевелясь, бледный как полотно)

- Какой приём использует Толстой? (Сравнение)

-  Был ли у детей шанс спастись? Как пишет об этом  автор?

- Какое чувство возникает теперь? Страх

- Отчего этот страх? (От невозможности изменить ситуацию, чтобы помочь детям спастись)

- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения? (Пронзительный визг.)

- Какой приём использует Толстой? (Эпитет)

- Как действует отец? (Он сорвался с …)

- Какие части речи использует  автор, показывая движение? Зачитайте.(..сорвался, побежал, повернул, прилёг, прицелился, взял…)

 - Какое решение он принимает?  (Стрелять)

- Легко ли ему было принять такое решение?

- Почему он пошёл на этот шаг? (Единственное, что могло изменить ситуацию)

- Уверен ли он, что удастся изменить ситуацию? (Нет)

- Как он ведёт себя после выстрела? (Падает, закрывает лицо руками)

- Почему? (Не знает исхода  событий)

- Когда мы так поступаем? (В отчаянии)

- Что он чувствует в этот момент? Ужас

- Когда меняется эмоция? (Слышит радостный крик, видит мёртвую акулу)

- Какое чувство испытывает? Облегчение

- Л.Н. Толстой за короткий рассказ заставляет читателя пережить бурю эмоций.

          Ужас

                                          Страх                                                                                

                                     

                                  Испуг

                       Азарт

         

          Радость                                                                     Облегчение

- Кто из героев  рассказа  переживает те же эмоции, что и читатель? (Отец.)

 - Кто же главный герой рассказа? (Артиллерист.)

о ком (о чём) речь

о беде, едва не закончившейся гибелью

жанр

рассказ

тип текста

повествование

главный герой

артиллерист

тема

???????

Слушают текст.

Делятся впечатлениями от услышанного произведения.

Называют непонятные по значению слова.

Уточняют лексическое значение слов.

Аргументируют свой ответ при выборе жанра и типа текста.

Рассказ, т.к.

  • небольшой  объём
  • мало героев
  • описан один случай
  • реальные события

Повествование, т.к. к тексту можно задать вопрос – что случилось? Что произошло?

Задают вопросы по содержанию рассказа, отвечают на них.

Знакомятся с «рядом эмоций» (Азарт, Испуг, Радость, Страх, Облегчение, Ужас)

Анализируют текст, с опорой на вопросы учителя.

Подтверждают свои ответы словами автора.

Моделируют композицию рассказа на доске с помощью слов из  «ряда эмоций»  по ходу анализа.

Делают вывод о том, что главным героем является артиллерист.

Рефлексия деятельности

Организует работу в группах.

Задаёт обобщающие вопросы.

Завершает  заполнение  таблицы.

Предлагает  высказаться об уроке, продолжив предложения на слайде №6

Информирует о домашнем задании.

Обсудите в группе,  каким вы увидели в рассказе артиллериста?  Запишите характеристику на с.40 рабочей тетради. Дополните свои ответы  подходящими  словами  с экрана.(Слайд №4)

- Зачитайте свои работы.

- Подумайте над вопросом: Легко ли было отцу  принять решение стрелять из пушки? Почему же он это делает? (Надеется, что это спасёт сына.)

- Какое чувство движет им в этот момент?  (Любовь к сыну.)

- Какую же тему поднимает в своём произведении Л.Н.Толстой? (Родительская  любовь.)

о ком (о чём) речь

о беде, едва не закончившейся гибелью

жанр

рассказ

тип текста

повествование

главный герой

артиллерист

тема

родительская любовь

 

- Сегодня на уроке вместе с героями произведения мы пережили бурю эмоций. Представьте себя на месте артиллериста. Попробуйте  найти слова, которые он скажет сыну в момент встречи.

- Выскажите свои мысли, продолжив  фразы:

     на уроке я узнал…

                   я сумел…

                  мне захотелось…

Дома я расскажу родителям ……

Домашнее задание по выбору учащегося

1.Выполнить задание №5  учебника с.155

Почему автор назвал свой рассказ «Акула»? Можно ли дать другое название?

2. Представьте себя на месте сына. Попробуйте  найти слова, которые он скажет отцу в момент встречи.

Обсуждают задание в группе.

Выполняют работу в рабочих тетрадях.

Выступают перед классом.

Отвечают на вопросы.

Подбирают слова для реплики отца в момент встречи с сыном.

Выбирают и записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению. 2 класс. Тема урока: «ПРИРОДА – ЛЮБИМАЯ И ЖИВАЯ».

Предмет: литературное чтение. Начальные классы.Тип: урок "открытия"нового знанияЖанр урока: интегрированныйВид урока: урок-размышление...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...