Конспект урока литературного чтения для 4 класса Н. Носов «Дневник Коли Синицына».
план-конспект урока по чтению (4 класс)

шаумян каринэ георгиевна

Учащиеся знакомятся с творчеством Н. Носова; Учатся читать выразительно; прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения для 4 класса Н. Носов «Дневник Коли Синицына».

Цели: познакомить обучающихся с творчеством Н. Носова; Учить читать выразительно; прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря; высказывать свое мнение; рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним; составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-по- знавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно.

Каждый хочет быть красивым,

На красивое смотреть.

И вполне возможно это —

Стоит только захотеть:

Присмотреться — и увидеть,

Потрудиться — и создать,

Жизнь свою самим стараться

Обновлять и украшать.

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, с сердитой интонацией, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Как бы вы его озаглавили? (Предположения детей.)

— Называется оно «Эстетичность».

— Как вы понимаете значение этого слова? (Изысканность, изящность, художественность, живописность, тонкость, красота.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— Прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня изучать.

— Знакомы ли вы с этим произведением?

— Как вы думаете, о чем оно?

— Что вы знаете об авторе? Какие произведения вы читали?

Однажды Николай Николаевич Носов, отвечая на вопрос о том, как он стал детским писателем, сказал так: «Детским писателем я стал потому, что, когда я вырос, мне вообще захотелось стать писателем. А стать писателем мне захотелось потому, что у меня была интересная жизнь и у меня было о чем порассказать людям». В самом деле, Носову «было о чем порассказать людям». Он много знал, обладал от природы разнообразными талантами, и многое в жизни ему пришлось испробовать. Еще в юности ему случалось быть землекопом и косарем, возчиком бревен и рабочим кирпичного завода, он увлекался химией и фотографией, учился играть на скрипке и мандолине, играл в шахматы, выпускал рукописный журнал «Икс». А потом поступил в Московский институт кинематографии и стал работать в кино, снимать разные учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался очень важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды.

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носов сначала сочинял сказки и рассказы для своего маленького сынишки. А потом один свой рассказ, он назывался «Затейники», он отнес в журнал «Мурзилка». Рассказ напечатали. Это было в 1938 г. За этим рассказом последовали другие: «Живая шляпа», «Огурцы», «Фантазеры», «Заплатка»... Главными героями этих рассказов стали симпатичные мальчишки Мишка и Коля. Главным инициатором всех проказ выступает обычно Мишка, неутомимый фантазер. К своим затеям он подключает и друга Колю.

Кроме веселых рассказов, Н. Носов написал несколько повестей о школьной жизни: «Веселая семейка» (1949), «Дневник Коли v иницына», «Витя Малеев в школе и дома» (1952).

Позднее к этим веселым героям присоединился еще один, на этот раз сказочный. Этот герой — Незнайка.

Незнайка и компания веселых и шумных друзей-коротышек принесли Носову наибольшую известность. Им посвящена целая серия романов-сказок: «Приключения Незнайки и его друзей». «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне» (1954, 1958,1965).

Персонажи этих книг, хотя и сказочные, очень похожи на своих маленьких читателей, особенно Незнайка. Поэтому и полюбились они ребятам, и не только нашим, но и зарубежным, так как стараниями переводчиков эти герои заговорили на многих языках мира, даже по-японски!

(Чтение рассказа учителем.)

— Какие чувства вы испытывали, слушая этот рассказ? Что вам особенно понравилось в нем?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Что обычно пишут в дневниках: правду или вымысел?

— Докажите с помощью текста, что Коля благодаря дневнику научился думать и размышлять о себе.

(Дети зачитывают отрывки. Затем чтение по ролям записи за 31 мая.)

— Есть ли у вас дневник? Что интересного вы успели записать в нем?

— Представьте, что вы делаете записи в своем дневнике. Опишите любой день вашей жизни: грустный или веселый, какой вам особенно запомнился.

— Прочитайте, что у вас получилось.

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли, каким по характеру был Коля?

— Полезно ли вести дневник? Докажите свою точку зрения.

VIII Составление синквейна

Домашнее задание

Подготовиться к уроку внеклассного чтения.

Автор: Кутявина С. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения 1 класс Н. Носов. Ступеньки. (НШ 21 век)

Конспект урока разработан с учетом требований ФГОС, с использованием критериального оценивания  деятельности учащихся на уроке....

Конспект урока литературного чтения 3 класс Носов."Федина задача"

Технологическая карта урока литернатурного чтения 3 класс по теме Н.Н.Носов " Федина задача"...

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)

Н.Носов "На горке". Конспект урока литературного чтения (2 класс)...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Телефон»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Телефон»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением «...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «Н. Носов «Федина задача»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: Н. Носов «Федина задача»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве Н. Носова; ознакомление с художественным произведением ...

Конспект урока литературного чтения (3 класс). Тема: Н.Н. Носов "Федина задача". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством Н.Н. Носова, с рассказом «Федина задача».Планируемые результаты:Предметные:знать: жизнь и творчество Н.Н. Носовауметь:...