Технологическая карта урока обучения грамоты в 1 классе по теме «Согласные звуки [м], [м'], буква М, м»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок разработан по УМК "Школа России" для 1 класса в период обучения грамоты. Дидактическая цель урока: создать условия для полноценного знакомства с согласными звуками [м], [м'],буквами М,м, способами их графического обозначения, умением обнаруживать звуки и  буквы в слове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_bukva_m.docx37.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока обучения грамоте

Ф.И.О учителя: Кокорина Анастасия Денисовна

Класс: 1 класс

Дата: 26.10.2019

Предмет: обучение грамоте

Тема урока: «Согласные звуки [м], [м'], буква М, м »

Тип урока: урок открытия нового знания

Дидактическая цель: создать условия для полноценного знакомства с согласными звуками [м], [м'],буквами М,м, способами их графического обозначения, умением обнаруживать звуки и  буквы в слове.

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;

2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;

3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;

Метапредметные УУД:

Регулятивные: 

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

2.Работать по предложенному плану, инструкции;

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Познавательные: 

1.Ориентироваться в учебнике;
2.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: 

1.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

2.Определять общие для всех правила поведения.

Форма организации: урок

Форма работы: индивидуальная, фронтальная

Ресурсы: учебник «Азбука» 1 класс 1 часть. Горецкий В. Г. Школа России, презентация, интерактивная доска, музыкальная композиция Олега Газманова «Москва! Звонят колокола», ленты атласные, солнышки и тучки.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Денисовна. Сегодня я проведу для вас урок русского языка.

Давайте проверим вашу готовность к уроку, всё ли на месте? Садитесь.

Ножки на пол все поставим,

Спинку прямо разогнем,

Ручку левую на стол,

Сверху правую кладем.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

Актуализация имеющихся знаний

-Читаем  хором А И П У О Е

- Какая буква «лишняя»?

- Дайте характеристику этого звука.

- Какие буквы указывают на мягкость согласного?

- Назовите «хитрую» букву. Почему мы ее так назвали?

-Ребята, сейчас я проверю вас, насколько вы внимательны. В течение нескольких секунд я показываю вам карточку с напечатанным словом, а вы должны успеть прочитать слово, а потом назвать его.

Пила, повар, пенал, папка, павлин, репа, укроп.

-Вы справились с заданием! В каких словах звук П - мягкий?

- Посмотрите на иллюстрации, произнесите что изображено на иллюстрации, определите с каких звуков они начинаются сформулируйте  тему нашего урока. (Медведь, Москва, малина)

-Раз мы говорим о звуках  [м], [м'] и буква, которая их обозначает. Давайте определим цели нашего урока:

  • Познакомиться со …
  • Узнать, какой … они обозначаются на …

-Буква П – обозначает согласный звук.

-Звук П - согласный, глухой, может быть и твёрдым и мягким.

-Буквы И, Е.

-Это буква Е. Она может обозначать два звука, когда находится в начале предложения, после гласного.

-В словах: пила, пенал.

-Все эти слова начинаются со звука  [м] или  [м']. Значит тема урока: звуки [м], [м'] и буква, которая их обозначает.

-Познакомиться со звуками [м], [м'] ;Узнать, какой буквой они обозначаются на письме.

Регулятивные: 

1.Определять и формулировать цель деятельности на уроке;

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Выделение слова для звукового анализа и составления слого-звуковой модели слова

Выделение звука из сильной позиции, его характеристика(по артикуляции, наличию голоса, по способности к слогообразованию)

(Звучит песня в исполнении Олега Газманова «Москва! Звонят колокола». На фоне этой песни появляются изображения Москвы).

-Ребята, сейчас вы прослушали песню, что вы в ней услышали?

-Понравилась ли вам данная композиция?

В старину люди говорили: «Град Москва – всей Руси глава». Для многих россиян главный город страны является родным домом. Основал Москву князь Юрий Долгорукий. В давние времена на берегу реки, среди семи холмов стояло село Московия. «Быть здесь граду», - воскликнул Долгорукий. Так более 800 лет назад началась строиться Москва. Москва столица нашей великой Родины. В Москве праздновались самые главные праздники и самые большие победы. И самой главной площадью России считается главная площадь Москвы – Красная. Красная – значит красивая, а не как принято считать из-за её цвета. Ведь в древней Руси кремль был сначала деревянным, а потом белым. И только спустя несколько столетий он стал из красного камня.

-Откроем учебники на странице 84. Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

-Верно. А так же там изображены: Спасская башня, резиденция президента Российской Федерации, другие башни кремля, Храм Василия Блаженного и Исторический музей.

-А кто-нибудь уже посещал Москву?

-Послушайте, как восхищается столицей России великий русский поэт А.С. Пушкин:

Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

-Как он говорит о Москве?

-Всё верно ребята. Москва древний и красивый город, с многовековой историей.

-Произнесем слово МОСКВА. В какой части слова мы слышим звук [м]?

-Произнесите звук несколько раз пред зеркальцем, и , расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении.

-Ещё раз произнесите этот звук и определите, как проходит воздух при его произнесении.

-Приложите ладошку на горлышко и ещё раз произнесите звук [м]. Сделайте вывод.

-Сколько слогов в слове Москва?

-Составим слого-звуковую схему слова Москва.(на доске интерактивной составляют)

-Итак, сколько в слове Москва букв, звуков и слогов?

-Верно. Слушайте загадку, а потом скажите ответ:

Над землёю солнце светит,
На траве играют дети,
Речка синяя, а вот —
Пароход по ней плывёт.
Вот дома — до неба прямо!
Вот цветы, а это — мама,
Рядом с ней сестра моя…
какое слово задумал я?

-Произнесите слово МИР, выделяя в нём звук [м'].

-Произнесите звук несколько раз перед зеркальцем, и расскажите, как располагаются органы речи при его произнесении?

-Ещё раз произнесите этот звук и определите, как проходит воздух при его произнесении.

-Положите ладошку на горлышко и ещё раз произнесите звук [м']. Сделайте вывод.

-Сколько слогов в слове мир?

-Составим слого-звуковую схему слова Москва.(на доске интерактивной составляют)

-Ребята, давайте сравним схемы слова и сделаем вывод.

-Дайте характеристику звуку [м].

-Дайте характеристику звуку [м'].

-Ребята, давайте проведём физкультминутку.

Буратино потянулся

Раз-нагнулся, два-нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл

Чтобы ключик нам достать

Нужно нам поприседать.

-Садимся.

-Там поётся о Москве и о Кремле.

Отвечают на вопрос.

-На нём изображен Красная площадь.

Отвечают на вопрос.

-Город чудный, город древний.

-Звук [м] мы слышим в начале слова.

-При произнесении звук [м] губы тесно смыкаются, зубы не касаются друг друга, язычок лежит свободно.

-При произнесении звук [м] воздух встречает преграду, значит звук [м]-согласный.

-При произнесении звука [м] участвует голос, значит звук звонкий.

-В слове Москва 2 гласных звука, значит 2 слога.

Дети делают слого-звуковую схему слова.

-В слове Москва 6 букв, 6 звуков, и 2 слога.

-Слово мир.

-При произнесении звука [м'] губы тесно смыкаются, зубы не касаются друг друга, язычок лежит свободно.

-При произнесении звука [м'] воздух встречает преграду, значит звук  [м']-согласный.

-При произнесении звука [м'] участвует голос, значит звук звонкий.

-В слове мир 1 гласный, значит 1 слог.

Дети делают слого-звуковую схему слова.

-В слове Москва звук[м] твёрдый, а в слове мир звук [м']   мягкий.

-Звук [м] согласный, звонкий, твёрдый.

-Звук [м'] согласный, звонкий, мягкий.

Регулятивные: 

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Познавательные: 

1.Ориентироваться в учебнике;
2.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные УУД: 

1.Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

2.Определять общие для всех правила поведения.

Предметные:

1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;

2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;

Регулятивные: 

2.Работать по предложенному плану, инструкции;

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Слушание нового звука в других словах

-А сейчас поиграем в игру, я читаю слова, а ыв если услышите в этих словах звуки  [м] и [м'], хлопайте в ладоши.

(мама, тигр, белка, мороженное, гном, бобёр, метро,малыш)

Дети хлопают в ладоши, когда слышат звуки [м] и [м'], объясняют в какой части слова слышен звук.

Предметные:

1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;

3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;

Знакомство с буквой нового звука

-Ребята откройте страницу 85, вы увидите букву м, которая графически обозначает звуки [м] и [м'].  На что похожа буква м?

-А вот мне буква м напоминает качели:

Вот качели – буква М!
Здесь кататься можно всем!

Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем:
Получилась буква М.

-У вас на столах лежат ленты. Изобразите букву М с помощью ленточки.

-Ребята, в какой квадратик на ленте букв мы поместим букву М?

Высказывают своё мнение.

Из ленты конструируют букву м.

Мы поместим в синий квадратик, потому что буква б обозначает звонкий, согласный звук.

Познавательные: 

1.Ориентироваться в учебнике;
Личностные УУД: 

2.Определять общие для всех правила поведения.

Чтение слогов-слияний (позиционное чтение)

-Мы с вами дали характеристику новым звукам, узнали какой буквой  они обозначаются графически. Сейчас мы будем читать слоги с буквой м. В них разные гласные буквы.  Назовите их.

-В каких слогах произноситься твёрдый [м], а в каких мягкий звук [м']?

-Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук твёрдый. Составьте схему слогов.

- Читайте слоги-слияния, в которых согласный звук мягкий. Составьте схему слогов.

-А сейчас давайте поиграем в игру «Составь слово».

Дети читают знакомые им гласные буквы в слогах: ма, мо, му, ми, ме, мы

- Твёрдый [м]-в слогах с буквами а,о,у,ы, мягкий звук [м']: вс логах с буквами и, е.

-Дети читают: ма, мо, му, мы.

Составляют схему слогов.

-Дети читают: ми,ме.

Составляют схему слогов.

Дети работают в парах. Один читает слог, другой придумывает другой слог, чтобы получилось слово.

Предметные:

1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;

2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;

3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;

Регулятивные: 

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Чтение столбиков слов с новой буквой

-Ребята, давайте прочитаем столбики слов (на слайде: метро, мир Мила -1 столбик; мама, Москва, Маша- 2 столбик)

-Что общего во всех словах?

-Что общего в первом столбике?

-Что общего во втором столбике?

-Сравните слово Мила первого столбика и слово Маша из второго столбика, что вы заметили?

-Читаем слова ёщё раз.

Дети читают столбики.

-В этих словах одинаковая буква м в начале слова.

-Там везде мягкий звук м

-Там везде твёрдый звук м.

-В слове Мила м обозначает мягкий звук [м'], а в слове Маша буква м обозначает твёрдый звук [м].

Предметные:

1.Научиться выделять звуки [м], [м'] в словах;

2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;

3.Научиться распознавать в словах новые звуки, читать слоги и слова с изученной буквой;

Чтение текста и работа с сюжетной иллюстрацией

-Найдите на странице 85 текст «На уроке». Прочитайте слова с новой буквой, начиная с первого предложения.(появляется иллюстрация на слайде)

- Какие слова написал Рома?

- Почему дети написали именно эти слова: «мама», «Москва», «мир»?

-Действительно. У каждого человека есть мама, есть свой дом. И каждому человеку хочется, чтобы в его доме, в его стране, на всей планете всегда был мир. Ведь недаром говорят: «Кто сеет мир, пожнет и счастье». 

Читают текст.

- Рома написал слова: мама, Москва, мир

-Это важные слова в нашей жизни.

Регулятивные: 

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Познавательные: 

1.Ориентироваться в учебнике;
2.Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт.

Самостоятельная работа над материалом букварных страниц

-Сегодня мы говорили о столице нашей страны – Москве. Велика Москва и красива. И с каждым годом всё больше и красивее становится. Поэтому я предлагаю вам интересное задание на пару. Придумайте небольшой рассказ о Москве (3-5 предложений). Можно пользоваться словами: Красная площадь, Кремль, разные  народы, очень красиво. А вот что получилось у меня.

Москва-столица России. Это очень древний и красивый город. Здесь много замечательных мест, например Красная площадь, Кремль и другие. Из-за того что Москва столица России, здесь живёт много людей. Я люблю этот город!

Придумывают и рассказывают свои предложения.

Регулятивные: 

3.Высказывать свое предположение на основе учебного материала.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Подведение итогов

-Подведём итог нашего урока, всё ли нам удалось сегодня сделать (слайд с целями).

-С какими звуками мы познакомились сегодня на уроке?

-Какой буквой они изображаются графически?

-Дайте характеристику звукам [м] и [м']?

-О каком городе мы сегодня говорили?

-Звуки [м] и [м'].

-Буквой М

-Звук [м]-согласный, звонкий, твёрдый.

Звук [м']- согласный, звонкий, мягкий

-Мы сегодня говорили о городе Москва.

Предметные:

2.Научиться характеризовать и сравнивать звуки [м], [м'], обозначать их на письме буквой Б,б;

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

2.Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия

- Оцените свою работу. («Солнышко» - всё удалось, «солнышко и тучка» - не всё удалось, «тучка» - ничего не получилось)

-Вы работали сегодня очень хорошо. Урок окончен.

Коммуникативные: 

1.Слушать и понимать речь других;

Личностные УУД: 

2.Определять общие для всех правила поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте с презентацией по теме: Согласные звуки (ф) и (ф,),буква ф. Строчная буква ф.

Урок  по развитию умений и навыков всех видов речевой деятельности: чтения, говорения , письма и слушания.На уроке использованы разные виды работы, методы и приемы....

Методическая разработка к уроку литературного чтения (обучение грамоте) 1 класс по теме: «Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д»

Литературное чтение 1 класс, программа «Школа России»Учитель: Предаль Светлана Павловна, учитель высшей квалификационной категорииТема урока: «Согласные звуки [д],  [д’],  буквы Д, д»Тип уро...

Конспект урока по литературному чтению (обучение грамоте) 1 класс по тема: "Согласные звуки [ф] [ф,], буквы Ф, ф".

Урок литературного чтения (обучение грамоте)  для 1 класса  по теме  "Согласные звуки  и буквы Фф"  разработан с учетом ФГОС по УМК "Школа России".  Данный урок явля...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс. Тема: «Звук [и]. Буквы И,и»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс "Согласная буква Н"...

Технологическая карта урока обучения грамоты(1 класс). Тема: "Звук [й]’, буква й"

Цель урока: формирование знаний учащихся о мягком звонком согласном звуке [й’] и обозначении его буквой «й», обучение правильному произношению звука [й’], чтению слогов, с...

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"

Технологическая карта урока обучения грамоте 1 класс по теме "Сопоставление слогов и слов с буквами Г и К"...