Конспект открытого урока по теме: И.А.Крылов "Лебедь, Щука и Рак" (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Фаттахова Анна Сергеевна

Открытый урок  литературного чтения (Школа России, 2 класс)

Тема: И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Тип урока: изучение нового и первичное закрепление

Скачать:


Предварительный просмотр:

https://avatanplus.com/files/resources/original/5889fbd94de38159daffc8e7.png


Урок литературного чтения во 2 «В» классе

Тема  урока:   Иван Андреевич Крылов «Лебедь, Рак и Щука»

Тип  урока: изучение нового материала

Цель  урока:

- познакомить детей с басней И.А. Крылова "Лебедь, Рак и Щука», дать понятие о басне, её особенностях.


Задачи  урока  через  планируемые  результаты:

Личностные:

-формировать умения  положительного отношения к учебному труду,

 высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции

-формировать умение адекватно оценивать свою работу

-способствовать формированию нравственных качеств

Предметные:

- дать новые знания учащимся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, учить видеть в басне скрытый смысл (мораль)

- развивать умение выразительно читать, рассуждать, решать проблемные вопросы, сравнивать, наблюдать, делать выводы.

Матапредметные:

- регулятивные: формировать умение формулировать тему урока, умение принимать и сохранять учебную задачу

- коммуникативные: развивать умение работать с информацией на уроке, связно излагать свои мысли; принимать участие в работе парами, классом, отвечать на уроке, слушать и слышать

- познавательные: развивать речевые умения и творческие способности детей.

Средства обучения:  УМК  «Перспектива» (Л.Ф. Климанова, В.Г.  Горецкий,

М.В. Голованова, Л.В. Виноградская, М.В. Бойкина), аудиозапись, презентация, мультимедийное приложение, карточки для индивидуальной работы и работы в парах

ХОД  УРОКА

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧЕНИКА

ФОРМИРУЕМЫЕ

УУД

  1. Мотивация

-Ребята, поднимите, пожалуйста, руки, кому нравится каждый день узнавать что-то новое, интересное?

- Как называют таких людей?

- Все расселись по местам,

  Никому не тесно.

  По секрету вам скажу,

  Будет интересно!    (слайд)

Выполняют просьбу учителя

Регулятивные

(самооценка,

самоконтроль)

  1. Речевая разминка  (игра «Дождик»)

- Начинаем наш урок

  С речевой разминки.

  Постарайся повторить

  Чётко, без запинки.    (слайд)

Проговаривают всем классом:

- Говорим всегда красиво,

  Ясно, четко, говорим,

  Смело и неторопливо,

  Потому что не спешим.

Коммуникативные

(умение работать всем классом) 

  1. Актуализация знаний

- С какими видами литературных жанров мы уже познакомились? (слайд)

Отвечают на вопрос учителя:

- Фольклор, сказка, рассказ, стихотворение

Коммуникативные

  1. Проблемное объяснение и фиксирование новых знаний

- Чтобы узнать новый литературный жанр, вам надо в задании № 1 прочитать слово по первым буквам картинок.

- Какое слово получилось? (слайд)

- Что такое «басня»?

- В задании № 2 прочитайте имя и фамилию писателя справа налево (слайд)

- Как запишите?

-Забавой он людей исправил,

 Сметая с них пороков пыль;

 Он баснями себя прославил,

 И слава эта – наша быль.

 И не забудут этой были,

 Пока по-русски говорят.

 Её давно мы затвердили.

 Её и внуки затвердят.

(князь Пётр Вяземский – русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, мемуарист, гос. деятель 19 в.)

- Название басни Крылова узнаете,

  если загадки мои отгадаете(слайд)

1.Птица медленно плывёт,

   Словно белый теплоход,

   Горделива и красива,

   Терпелива и пуглива.

2.Все движутся вперёд,

   А он – наоборот.

   Он может два часа подряд

   Всё время  пятиться назад.

3.Полосатая злодейка

  Съест любого малыша:

  Пескаря, плотву, уклейку,

  Не проглотит лишь ерша.

- Кто догадался, как называется басня?                             (слайд)

Отвечают на вопросы учителя:

- Басня  ( сам-но вписывают)

- Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором вместо людей действуют звери, птицы, деревья, вещи           

- Иван Крылов (сам-но вписывают)

Отгадывают загадки:

- Лебедь

- Рак

- Щука

- «Лебедь, Рак и Щука»

Общеучебные познавательные

Коммуникативные

(умение работать всем классом)

Регулятивные

(прогнозирование)

  1. Постановка цели урока

- Выскажите, пожалуйста, свои предположения: чем сегодня будем заниматься на уроке? (слайд)

- Ребята, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

Отвечают на вопросы учителя:

Познакомимся … с жизнью и творчеством русского писателя И.А. Крылова, новым литературным жанром (басней)

Узнаем, что такое …басня, её особенности

Научимся …читать басню «Лебедь, Рак и Щука»

Регулятивные

(целеполагание)

  1. Открытие нового знания

Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова

- Ребята, а что вы уже знаете о писателе-баснописце  Иване  Андреевиче  Крылове? (слайд)

- Ребята, что нового вы узнали из сообщения учащихся?

Чтение статьи из учебника

- А что ребята нам не досказали, вы узнаете, самостоятельно прочитав статью в учебнике на с.102

Беседа о прочитанном по вопросам

// выборочное чтение (вопрос № 2):

  1. - Что нужно для того, чтобы писать хорошие басни?
  2. Что говорил современник Крылова художник Федотов?
  3. - Сколько черновых строчек было к басне  «Кукушка и Петух»?
  4. - Сколько строк в ней всего?
  5. - Чем занимался всю жизнь

И.А. Крылов?

  1. - Что удивило вас в этой статье?

Знакомство с басней (слайд)

- Назовите действующих персонажей

- Что они пытаются сделать?

- Получится ли у них?

- Давайте послушаем, что же вышло на самом деле…

– Ребята, я заметила, что во время прослушивания басни у вас на лицах появились улыбки??

– Что заставило вас улыбнуться?

- Оправдались ли наши прогнозы в том, что у героев басни ничего не получит-ся?  

Работа над басней:

1.Словарная работа

– Прочитайте басню самостоятельно и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо

- Как вы понимаете значение этих слов:

Лад -  

Мука - 

Поклажа -  

Воз –

Впряглись - 

Ныне -

«Из кожи лезут вон» -

Ответы учеников

Сообщение подготовленных учеников:

Иван Андреевич Крылов – знаменитый русский басно-писец. Родился в Москве в семье бедного армейского офицера. Детство прошло на Урале и Твери. Отец умер рано. Нужно было помочь матери прокормить семью. Вот и пошёл маленький мальчик работать в том воз-расте, когда другие дети за партой сидят.

На работе у него было своё место за столом, завален-ное бумагой. Что же он  делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты, чинил гусиные перья (в то время пи-сали ими) и потихоньку читал оставшиеся от отца кни-ги, за что хозяин не раз его бил. Мальчику тогда было 11 лет.

Прошло время, и стал Иван Андреевич  писать статьи для журналов и работать в городской библиотеке. Свои басни он начал писать в 37 лет и подписывался НАВИ ВОЛЫРК. Популярность и известность его была велика. Ещё при жизни писателя было опубликовано 9 книг с его баснями. А их около двухсот.

Умер великий баснописец  в 75 лет. Похоронен в Санкт-Петербурге. Скульптор Пётр Клодт установил бронзовую статую писателя на гранитном пьедестале, украшенном бронзовыми изображениями персонажей из басен Крылова. Эти басни бессмертны. Они подоб-но зеркалу: прочитает их человек и как бы посмотрит на себя со стороны, увидит свои недостатки и постара-ется от них избавиться.

Самостоятельное чтение

«птичьим базаром»

Отвечают на вопросы учителя:

- Надо быть очень трудолюбивым человеком.

- «Будет очень просто, как переделаешь раз сто»

- Около двухсот строк.

- 21 строка.

- Работал и учился.

- Начал учить греческий язык в 50 лет и за 2 года овладел им в совершенстве.

Рассматривают рисунки, отвечают на вопросы учителя:

- Лебедь, Рак и Щука

- Пытаются сдвинуть воз (телегу) с места

- …

Слушают аудиозапись

(сеанс воображения)

Отвечают на вопросы учителя:

- Глупые: тянут в разные стороны

-…

7. Первичное закрепление во внешней речи

-----------------------------------------------------------

Самостоятельная работа

(чтение «птичьим базаром»)

Отвечают на вопросы учителя:

- Действовать совместно, не расходясь

- Сильное физическое или нравственное   страдание

- Уложенные для перевозки вещи, груз, багаж

- Повозка или сани с какой-либо поклажей

- Вместо лошадей

- Теперь, в настоящее время

- Усердствовать, стараться изо всех сил

Познавательные

Коммуникативные

(согласованность действий

с партнерами)

Общеучебные

познавательные

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

//

Общеучебные

познавательные

(умение работать с текстом)

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

Регулятивные

(прогнозирование)

Регулятивные

(самоконтроль)

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

Регулятивные

(самоконтроль)

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

  1. Включение нового знания в систему знаний и повторение

2. Анализ произведения

– Как вы думаете, случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?

- Почему (что их связывает)?

- Какой синоним указывает на то, что они – друзья?

- Почему же у них ничего не получилось? Докажите словами из текста

- Дайте характеристики героям

«Мозговой штурм»:

- Возможно ли им было сдвинуть воз с места? Докажите словами из текста

- Почему же «воз и ныне там», ничего не получилось?

(В задании № 3 лишнее зачеркнуть)

«Мозговой штурм»:

- Найдите главную часть басни. Прочитайте.

- Почему она – главная (чему учит)?

- А как называется главная часть в басне, вы узнаете, если поменяете слоги местами  в задании №4?

- Так что такое «басня»?

3. Работа над выразительностью

4. Работа над пословицей

«Дружно не грузно, а врозь хоть брось»

- Соберите пословицу, объясните смысл

Рассуждают,

отвечают на вопросы учителя:

- Не случайно

- У всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями

- Товарищи

Выборочно читают:

- Лебедь рвется в облака,

  Рак пятится назад,

  Щука тянет в воду.

Рассуждают (работа в группах): 

«Лебедь рвётся в облака» –  стремительный, упрямый, быстрый

«Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, ползёт назад

«Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает

Выборочно читают:

- «Поклажа бы для них казалась и легка…»

Самостоятельно зачеркивают неподходящие выражения:

*очень спешили

*не договорились, как будут действовать

*не пригласили на помощь кого-то более сильного

Выборочно читают:

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука».

- Мораль

- Это небольшой нравоучительный рассказ в стихах или прозе, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи 

Выразительное чтение басни 

Игра «Собери пословицу»

(работа в парах)        

Коммуникативные

(построение речевых высказываний)

Общеучебные

познавательные

(умение работать с текстом, выделять существенное)

Коммуникативные

(умение работать в группах,

построение речевых высказываний)

Общеучебные

познавательные

(умение работать

с текстом,

выделять существенное)

Регулятивные

(самоконтроль)

Коммуникативные

(построение речевых высказываний

Коммуникативные

(умение работать с классом, в парах)

  1. Рефлексия учебной деятельности

- С каким новым жанром познакомились? (Возникновение басни как жанра относится к V веку до нашей эры, а создателем ее считается раб Эзоп (VI–V вв. до н.э.), который не имел возможности по-иному высказывать свои мысли. Эта иносказательная форма выражения своих мыслей и получила впоследствии название "эзопова языка". Лишь около II века до н. э. басни стали записывать, в том числе и басни Эзопа.

Басне «Лебедь, Рак и Щука» – 202 года (написана в 1814 г.)

Аллегория – иносказание)

- Как называется басня, с которой познакомились?

- Кто её написал?

- В заключение урока посмотрите мультфильм 

- Отразите свое отношение к уроку,

к своей работе на уроке.

- Д/з: выразительное чтение басни

         (по желанию – выучить наизусть)

- Спасибо всем, кто работал

старательно и слушал внимательно!

Отвечают на вопросы учителя:

-Басня

- «Лебедь, Рак и Щука»

- Иван Андреевич Крылов

Просмотр мультфильма

Показывают карточки, на карточке рисуют смайлики

Записывают в дневник

Коммуникативные

(построение речевых высказываний

Регулятивные

(самоконтроль,

самооценка)

  1. навИ  волырК

  1.   Почему же «воз и ныне там»?
  1.   Очень спешили;
  2.   Не договорились, как будут действовать;
  3.   Не позвали на помощь кого-то более сильного.

  1.  ральмо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект открытого урока на тему "Чудо хохломы"; 2 класс

Презентация открытого урока по Изобразительному Искусству , посвященного народным промыслам .Цель комплексной системы уроков : научить учащихся вести поисковую работу и самостоятельно выполнять творче...

Конспект открытого урока по теме "Органы чувств" для учащихся 3 класса

Цель: познакомить учащихся с органами чувств. Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, какнеобходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиениче...

Конспект открытого урока по теме "Орфограммы в корне слова. Итоговый урок" 2 класс. Для любого УМК

Урок отвечает всем требованиям ФГОС. Подходит для любого УМК. В урок включена словарная работа, фиксируются итоги плана урока....

Конспект открытого урока по теме Алфавит в 1 классе

Цель. Формирование осознанной необходимости знания последовательности букв (алфавита).Задачи.1. Открыть новый способ алфавитного расположения слов; способствовать прочному запоминанию алфавита, ф...

Конспект открытого урока по развитию речи (с использованием интерактивной доски) в 3 классе II вида, по теме: «Работа по серии картинок на основе сказки «Колобок».

К конспекту данного урока прилагается мультипликационный фильм "Колобок", в разделе видеозаписи.В данном конспекте проводится работа по серии картинок на основе сказки "Колобок"....

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс

Конспект открытого урока по теме "Животноводство нашего края" 3 класс...

Конспект открытого урока по теме "Неопределённая форма глагола" 4 класс

Урок русского языка в 4 классе по программе XXI век .Автор С. Иванов, А. Евдокимова...