Дидактические игры 1 класс
материал по чтению (1 класс)

сборник речевых игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_did_igr_razv_rechi_moi.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСЕНЬ 

             

                                 ДТДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

                                                                  1 КЛАСС

                                                                     

                                                                                                ПОДГОТОВИЛА

                                                                                                           Т.М.Игнатова

Д

«Что бывает осенью?

Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля – капли, лист – листья, гриб – грибы, зонт – зонты, плащ — плащи, птица – птицы.

«Осенние листья» (лото)

Цель: расширить словарь по теме «Осень. Деревья», научить правильно употреблять существительные в родительном падеже.

Оборудование: осенние листья березы, дуба, клена и липы, наклеенные на одну большую карточку, и на отдельные карточки.

Ход. Игра проводится после знакомства с осенними листьями на прогулке. Перед ребенком лежит большая карточка. Рядом сложены в стопку маленькие. Он берет одну маленькую карточку и определяет,  лист какого дерева у него оказался: «Это лист клена» и т. п. Затем ищет такой же лист на большой карточке и накладывает на него маленькую.

«Листопад»

Цель: : расширить словарь по теме «Осень»,закреплять знание цветов (красного и желтого); учить соблюдать правила подвижной коллективной игры.

Описание игры. Дайте детям в руки по два  кленовых листочка  , вырезанные из бумаги красного и желтого цвета, наклеенные на палочки. Попросите детей показать, как осенью кружатся и падают на землю с деревьев разноцветные листья.

Читайте стихотворение М. Ивенсен и одновременно показывайте детям движения с листочками: качайте руками над головой, кружитесь на месте, совершайте волнообразные движения руками.

Падают, падают листья —

В нашем саду листопад...

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

При слове «летят» подбросьте листочки вверх. Предложите детям собрать с пола листочки, рассказать и показать, какого они цвета. (У каждого должно быть по два листочка.) Игру можно повторить несколько раз.

«Кого позвали?»

Цель: учить детей соблюдать правила подвижной коллективной игры, развивать голос, слуховое внимание и фонематический слух — умение различать близкие по звучанию имена.

Описание игры. Расскажите детям, что осенью в лесу собирают не только красивые осенние листья, но и грибы, ягоды.

Расставьте на полу муляжи грибов, дайте детям корзиночки. Предложите малышам погулять по «лесу» и поискать грибочки. Прочитайте стишок:

По лесочку мы гуляли

И друг друга потеряли.

Покричу в лесу:

— Ау-у-у!

И друзей своих найду.

Покричите: «Ира! Ау!» и попросите Иру откликнуться в ответ: «Ау!». После этого позовите Мишу, Колю, Свету и т. д. Дети, услышав свое имя, будут отвечать вам: «Ау!» Похвалите малышей за то, что они были внимательными — собрали много грибочков и не потерялись в лесу.

Покажите детям картинку, на которой мальчик и девочка в лесу собирают грибы и скажите, что девочку зовут Аня, а мальчика Ваня. Сами скажите: «Ваня! Ау!» и спросите малышей о том, кого вы сейчас позвали — девочку Аню или мальчика Ваню. Затем вновь назовите одно из имен и опять спросите, кого вы позвали на этот раз. Игру можно проводить несколько раз. (Пары имен при этом можно заменить на другие: Оля и Толя, Оля и Коля.)

«Два ежа»

Цель: учить детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Описание игры. Покажите детям большого и маленького ежей и скажите, что ежикам надо помочь поделить их находки. Большой и маленький ежи нашли в осеннем лесу грибы, а в осеннем саду — яблоки и груши. А теперь они понесут свою добычу домой. Большой ежик сильный — он понесет большие плоды, а маленькому ежику мы дадим такие же плоды, но поменьше.

Дети распределяют между ежами лесные и садовые дары и называют их.

Большому ежу — большое яблоко, маленькому ежику — маленькое яблочко.

Большому ежу — большую грушу, маленькому ежику — маленькую грушку.

Большому ежу — большую сливу, маленькому ежику — маленькую сливку.

Большому ежу — большой гриб, маленькому ежику — маленький грибок.

Большому ежу — большой лист, маленькому ежику — маленький листок.

«Корзина»

Цель: учить детей застегивать пуговицы (развивать мелкую моторику пальцев рук), закрепить названия цветов.

Описание игры. Покажите детям пособие «Корзина». Попросите детей «положить» в корзину дары осени: яблоко, грушу, грибок, листок и цветок. Для этого малыши пристегивают на пуговицы, пришитые к корзинке, перечисленные предметы. (Эти предметы изготовлены из плотной ткани, кожи или клеенки и имеют прорезь-петельку посередине.) Когда задание будет выполнено, дети рассказывают о том, какой именно предмет каждый из них «положил» в осеннюю корзину.

«У кого такой листок?»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый и зеленый), величины (большой, маленький).

Описание игры. Покажите детям заранее подготовленные разрезные картинки «Осенние листья». Обратите их внимание, что листочки разного цвета (красные, желтые, зеленые) и величины (большие и маленькие). Вместе с детьми сложите половинки листьев так, чтобы получились целые картинки. Обсудите с малышами, какого цвета и величины листья на картинках.

Затем раздайте детям по одной половинке от разрезных картинок и предъявите оставшиеся у вас части картинок. Спрашивайте, кому надо дать каждую из половинок, чтобы можно было сложить целые картинки. Когда дети выберут свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок. (Большой красный, маленький зеленый, большой желтый и т. д.)

 ОВОЩИ

«Чудесный мешочек"

Цель: закрепить названия овощей, их цвета.

Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.

«Загадки Зайца»

Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.

Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.

Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это». Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому. Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.

Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого-либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковочка, лук - лучок, картошка - картошечка). Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».

«Какой овощ пропустили?»

Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.

Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные овощи или муляжи.

Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем овощи-подарки, перечисляя их. Один овощ не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.

"Поваренок"

 Цель: активизация словаря по теме, обучение правильному употреблению существительных в винительном падеже.

Оборудование: картинки с изображением овощей или натуральные овощи.

Ход. Взрослый просит ребенка «приготовить» для него угощение (щи или салат). Ребенок выбирает нужные овощи для блюда, называет их. Затем объясняет, как он будет готовить это «угощение» (брать, мыть, чистить, резать, варить).

 «Утешим зайчика»

Цель: развивать у детей мимику, мелкую моторику; воспитывать сочувствие к переживаниям других.

Оборудование: разрезные картинки овощей, рисунок «Зайчик плачет», рисунок «Зайчик смеется»

Ход. Покажите детям рисунок «Зайчик плачет». Скажите малышам, что зайчик голодный, он хочет кушать. Затем предложите детям сложить из частей разрезную картинку — морковку, помидор, огурец и т.д.  и угостить зайца.

Когда дети выполнят задание, покажите им другой рисунок— «Зайчик смеется» и поблагодарите малышей от его имени за подарки.

Затем попросите детей с помощью мимики изобразить, каким грустным был голодный зайчик, и каким веселым он стал, когда получил подарки от ребят.

 «Две корзины»

Цель: учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов: помидорчик, огурчик, репка, морковочка, свеколка.

Оборудование: две корзины из картона(большая и маленькая), вырезанные из цветного картона овощи (большие и маленькие)

  Ход. Покажите детям два пособия-корзины — большую и маленькую. Скажите, что в них надо разложить овощи. Дайте детям по два вырезанных из цветного картона овоща: большой и маленький. Овощи могут быть следующие: помидоры, огурцы, репа, свекла, морковь, капуста...

Покажите, как надо раскладывать овощи в корзинки, исходя из их размеров: большие овощи — в большую корзину, а маленькие овощи — в маленькую корзиночку. Выполняя действия, нужно говорить: «Я кладу в большую корзину морковку, а в маленькую корзиночку — маленькую морковочку». И так далее.

« Где растет»

Цель: закрепить знания по теме «Овощи», уточнить какие овощи растут в земле , а какие на земле.

Оборудование: : картинки с изображением овощей, макет земли из картона

Описание игры.  Предложите детям вспомнить, какие овощи растут в земле, а какие на земле. Покажите малышам разложенные на подносе овощи (репа, морковь, свекла, капуста, огурец, помидор, перец, кабачок). Скажите: «Те овощи, которые мы выдергивали, растут в земле. Это репа, морковь, свекла, редиска. А те, которые мы срывали, растут на земле — это огурцы, помидоры, капуста, перец, кабачок».  Попросите детей взять с подноса по одному овощу и посадить его.

«Расскажи об овощах»

Цель: учить составлять рассказ об овощах по картинному плану

Оборудование: муляжи овощей или натуральные овощи в корзине, план рассказа об овощах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали об овощах, что могут сами о них рассказывать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках.

Объясните детям значение этих символов: 1 — где растет овощ, в земле или на землей—какого он цвета; 3 — какой формы; 4 — какой на ощупь: гладкий, шершавый или колючий; 5 — какой на вкус: сладкий, сочный или горький, едкий.

Попросите каждого ребенка составить рассказ о любом овоще. Дети по очереди достают овощи из корзины и составляют рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ об огурце будет звучать примерно так: «Огурец растет на земле. Он зеленого цвета, овальной формы, шершавый. Огурец сочный и вкусный (после слова вкусный надо улыбнуться, выражая на лице удовольствие)». Если ребенок рассказывает о луке, то, характеризуя его вкусовые качества, малыш говорит: «Он едкий, жгучий» —и морщится. Закончив свой рассказ, ребенок кладет овощ обратно в корзину.

«Сосчитаем овощи»

Цель: учим согласовывать имена существительные с числительными, развиваем счетные навыки

Оборудование: муляжи овощей

Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают  в шеренгу.) Скажите малышам: «Вот корзина овощей — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж помидора и скажите: «Один помидор».| Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет  в руки помидор, скажите: «Два помидора». При получении муляжа третьим ребенком  произнесите : «Три помидора», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре помидора, пять помидоров, шесть помидоров...»

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Один огурец, два огурца… пять огурцов, шесть огурцов...»

«Наложение контуров овощей»

Цель: развиваем зрительное внимание – умение находить контур конкретного овоща среди пяти наложенных овощей один на другой контуров овощей.

Оборудование: графический рисунок «Наложение контуров овощей», цветные контуры овощей.

Описание игры. Покажите детям картинку с наложенными контурами овощей. Покажите малышам цветные изображения этих же овощей(точно соответствующие по форме нарисованным на большой картине). Попросите детей отыскать все эти овощи на большой картинке и наложить их поверх контурного изображения.

Ход.  Попросите ребенка найти среди наложенных контуров контур заданного овоща и приложить цветное изображение к графическому.

«На какую фигуру похож овощ»

Цель:  учить соотносить форму овоща с геометрическими фигурами (кругом, овалом, треугольником)

Оборудование: вырезанные из картона овал, круг и треугольник; вырезанные из картона овощи или муляжи овощей.

Ход. Предложите детям сравнить овощи и геометрические фигуры по форме.

 ФРУКТЫ

Что в корзинке?

Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.

Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.

Ход. Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.

Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его. Если ребенок правильно выполнит задание, фрукт достают из мешочка и кладут на стол. Если ошибся, возвращают в мешок

Соберем фрукты в саду

Цель: закрепить названия фруктов, научить отбирать фрукты в определенном порядке.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что сегодня они идут в сад, где растут фрукты. На полу комнаты лежат различные муляжи. По просьбе взрослого ребенок «собирает» фрукты в определенном порядке: «Сна-чала возьми одну грушу, потом много яблок...» и т. д.

«Магазин «Фрукты»

Цель: научить выражать просьбу одним - двумя словами: «Дай то-то», закрепить названия фруктов, их цвета, формы.

Оборудование: натуральные фрукты или муляжи, корзинка или сумка.

Ход. Взрослый играет роль продавца, Он помогает оформить просьбу или комментирует действия безречевого ребенка, называя предмет, его форму, цвет, вкус: «Ты хочешь купить желтое яблоко? Вот какое красивое яблоко ты купила! На, Настя, яблоко, положи его в корзинку!»

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет фрукт  в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.(яблоко- яблоки, лимон- лимоны и т.д.)

 «Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какой-нибудь фрукт и бросает мяч ребенку Тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (яблоко - яблочко, лимон - лимончик, апельсин - апельсинчик и т. д.).

Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: картинки «Яблоко» (горизонтальный разрез) и "Груша" (вертикальный разрез), разрезанные на две части.

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку

Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из четырех частей.

Оборудование: разрезные картинки фруктов

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух и более  картинок вперемешку.

«Сосчитаем фрукты»

Цель: учим согласовывать имена существительные с числительными, развиваем счетные навыки

Оборудование: муляжи фруктов

Попросите детей: «Выйдите на дорожку и подровняйте ножки». (Дети встают  в шеренгу.) Скажите малышам: «Вот корзина фруктов — посчитайте их скорей» Дайте ребенку, стоящему первым слева, муляж яблока и скажите: «Одно яблоко».| Попросите малыша передать его следующему ребенку. Когда второй ребенок возьмет  в руки яблоко, скажите: «Два яблока». При получении муляжа третьим ребенком  произнесите: «Три яблока», и так далее по эстафете до конца шеренги: «Четыре яблока, пять яблок, шесть яблок...»

Следующий овощ дети обыграют сами: они будут передавать муляж друг другу и одновременно говорить: «Одина груша, две груши… пять груш, шесть груш...»

Игра «Лото»

Цель: развивать зрительное внимание детей, расширять словарь по теме «фрукты».

Описание игры. Раздайте малышам по одной маленькой карточке с изображением фруктов и назовите каждый из них.

Затем положите перед детьми большую карту с рисунками тех же фруктов. В задачу каждого ребенка входит найти на большой карте и назвать фрукт, который изображен на его маленькой карточке. После этого малыш должен накрыть своей карточкой рисунок соответствующего фрукта на большой карте.

Усложнение: дети накрывают рисунки на большой карте, кладя маленькие карточки обратной стороной кверху, пряча изображение. Затем, когда все картинки будут спрятаны, детям дается задание вспомнить, где расположен тот или иной фрукт. Давая ответы, дети вновь переворачивают карточки рисунком кверху. (Игра «Лото» промышленного изготовления наверняка имеется в каждом детском саду.)

 «Найди непохожий»

Цель: развивать зрительное внимание и мышление детей.

Описание игры. Предложите каждому ребенку выбрать одну лишнюю картинку из четырех, помещенных на карточке в один ряд. При этом малыш руководствуется принципом «найти фрукт, непохожий на остальные». Отличие может заключаться в цвете, форме, величине или количестве плодов.

Найдя отличное от других изображение, ребенок указывает на него и объясняет окружающим, чем оно отличается от остальных.

 «Расскажем о фруктах».

Цель:  учить строить предложения с однородными членами; учить составлять рассказ о фруктах по картинному плану

Оборудование: муляжи фруктов или натуральные фрукты  в корзине, план рассказа о фруктах.

Ход. Скажите детям, что теперь они так много узнали о фруктах, что могут сами о них рассказать. Объясните, что рассказ надо составлять по плану, изображенному на картинках. Установите на доске или наборном полотне 6 картинок-символов в виде плана из картинок.

Объясните детям значение этих символов: 1 — какого цвета фрукт; 2 — какой формы (круглый, овальный, грушевидный); 3—какой величины; 4 — какой на ощупь (гладкий, шершавый или бархатистый); 5 — какой на вкус (сладкий или кислый); 6 — имеет ли запах (ароматный или нет).

Попросите малышей составить рассказ о любом фрукте. Попросите детей по очереди доставать муляжи фруктов из корзины (или брать картинки) и составить рассказ из нескольких предложений. Например, рассказ о яблоке будет звучать примерно так: «Яблоко желтое, румяное, круглое, большое. Яблоко гладкое, сладкое и ароматное».

Закончив свой рассказ, ребенок кладет муляж обратно в корзину.

Поблагодарите и похвалите детей.

«Наложение контуров фруктов»

Цель: развиваем зрительное внимание – умение находить контур конкретного фрукта среди пяти наложенных фруктов  один на другой контуров фруктов.

Оборудование: графический рисунок «Наложение контуров фруктов», цветные контуры фруктов.

Описание игры. Покажите детям картинку с наложенными контурами фруктов. Покажите малышам цветные изображения этих же предметов (точно соответствующие по форме нарисованным на большой картине). Попросите детей отыскать все эти фрукты на большой картинке и наложить их поверх контурного изображения.

Ход.  Попросите ребенка найти среди наложенных контуров контур заданного фрукта и приложить цветное изображение к графическому.

«Один - много»

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: карточки с изображением

Ход. Взрослый называет фрукт  в единственном числе и показывает карточку с изображением, например одного яблока. Ребенок называет его во множественном числе(яблоки) и находит соответствующую карточку.(яблоко- яблоки, лимон- лимоны, груша- груши, апельсин- апельсины, виноград- виноград(!), вишня- вишни и т.д )

«Две корзины»

Цель: учить детей образовывать имена существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Оборудование: две корзины из картона(большая и маленькая), вырезанные из цветного картона фрукты (большие и маленькие)

  Ход. Покажите детям два пособия-корзины — большую и маленькую. Скажите, что в них надо разложить фрукты. Дайте детям по два вырезанных из цветного картона фрукта: большой и маленький. Фрукты могут быть следующие: яблоко, груша, апельсин, банан.

Покажите, как надо раскладывать овощи в корзинки, исходя из их размеров: большие овощи — в большую корзину, а маленькие овощи — в маленькую корзиночку. Выполняя действия, нужно говорить: «Я кладу в большую корзину яблоко, а в маленькую корзиночку — маленькое яблочко». И так далее.

 ИГРУШКИ

«Узнай игрушку»

Цель: уточнение и активизация словаря по теме.

Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.

Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и ногами». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.

«Чудесный мешочек»

Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.

Оборудование: игрушки в мешке.

Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка

" Назови ласково"

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (кукла-куколка, мяч-мячик, мишина-мишинка и т. д.).

"Один - много"

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет игрушку  в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.(кукла- куклы, мяч- мячи и т.д.)

"Что не стало?"

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: игрушки.

Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.

"Разрезные картинки"

Цель: научить составлять целое из двух частей.

Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).

Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.

«Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть

«Угадай игрушку»

Цель: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Взрослый показывает ребенку 3—4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно называть предмет: «Это... (заяц, лиса, утенок)». Взрослый рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

«Какая кукла»

Цель: учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта.

Взрослый говорит, что куклу назвали некрасивой, и она огорчилась. Надо ей помочь и все рассказать о ней, какая она красивая.
— Кто это? (Кукла.) Какая она? (Нарядная, красивая.) Что Таня умеет делать? (Играть, рисовать, петь, танцевать.) Давай вместе расскажем про Таню. Взрослый начинает: «Наша Таня... (самая красивая). У нее... (нарядное платьице красного цвета, белый бантик, коричневые туфельки, белые носочки)»


«Сравни кукол»

Цель: учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.

Взрослый предлагает рассмотреть двух кукол и сказать, чем они отличаются. Ребенок дает куклам имена (Катя и Таня) и говорит: У Тани светлые и короткие волосы, у Кати — темные и длинные, у Тани голубые глаза, у Кати — черные, Таня в платье, а Катя в брюках, у кукол разная одежда.
— Куклы захотели поиграть, они взяли... (мячики). Этот мячик... (круглый, резиновый, синий, маленький). А другой мячик... (большой, красный). Что можно делать с мячами… (кидать, бросать, ловить, подкидывать, подбрасывать)?
— Посмотрите на этот мячик. Он больше, чем синий, но меньше, чем красный. Какой он? (Средний.)

«Куклы рисуют и гуляют»

Цель: обратить внимание на слова, близкие и противоположные по смыслу, а также на промежуточные признаки.

В гости к ребенку снова приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Как по-другому можно назвать маленький дом? (Домик, домишко.)
— Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь кончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой). Пришли они домой, стали мыть руки. Сначала куклы повернули кран с горячей водой, а потом... (с холодной). А если смешать холодную воду с горячей, то какая вода получится? (Теплая, прохладная.) Пошли куклы спать. У них были разные кроватки. Какие? (Высокая и низкая, большая и маленькая, широкая и узкая.)

«Куклы: веселая и грустная»

Цель: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный.

Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как ты думаешь, почему? (Катю обидели, ей стало больно, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что Катя делает? (Грустит, печалится, огорчается.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)

 «Найди такой же»

Цель: развивать у детей зрительное внимание.

Описание игры. Дайте каждому ребенку по большой карточке с тремя расположенными в ряд картинками, с изображением игрушек разного цвета или формы, но одного вида (например, мячи разного цвета). Затем дайте по одной маленькой карточке, на которой нарисован один из этих мячей. Попросите детей найти и показать на большой карточке такую же игрушку, как та, что нарисована на маленькой карточке

«Разрезные картинки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки.

Описание игры. Покажите детям, как сложить разрезную картинку «Мячик» из двух частей. Пусть сначала мячики будут одного цвета, а затем сложите разноцветные мячики: состоящие из красной и синей половинок, из желтой и зеленой половинок. Предложите детям сложить красные, синие, зеленые и желтые мячики, а затем дайте задание сделать мячики разноцветными.

«Наложение контуров игрушек»

Цель: развиваем зрительное внимание – умение находить контур конкретной игрушки среди пяти наложенных игрушек  один на другой контуров игрушек.

Оборудование: графический рисунок «Наложение контуров игрушек», цветные контуры игрушек.

Описание игры. Покажите детям картинку с наложенными контурами игрушек. Покажите малышам цветные изображения этих же предметов (точно соответствующие по форме нарисованным на большой картине). Попросите детей отыскать все эти игрушки на большой картинке и наложить их поверх контурного изображения.

Разрезанные картинки

Цель: научить составлять целое из четырех частей.

Оборудование: разрезные картинки игрушек

Ход. Ребенку предлагается сначала одна картинка. Он складывает ее, называет игрушку, которая получилась. Затем малыш составляет другую картинку. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух и более  картинок вперемешку

.

 ОДЕЖДА

"Уложим куклу спать"

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.

Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.

«Кукла проснулась»

Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.

Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.

Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»

"Нарядим куклу"

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.

Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»

"Один - много"

Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет одежду  в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому(майка – майки, платье – платья, кофта кофты,  рубашка – рубашки,  куртка - куртки и т. д )

 

"Назови ласково"

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (платье – платьице,  майка- маечка, носки – носочки,  сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т. д )

«Кто во что одет?»

Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.

Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?»

«Про кого я говорю»

Цель: развивать наблюдательность, умение ориентироваться на основные признаки описываемого объекта.

Взрослый описывает сидящего перед ним ребенка, называя детали его одежды и внешнего вида, например: «Это девочка, на ней юбка и кофточка, волосы у нее светлые, бант красный. Она любит играть с куклой Таней».

«Чего не хватает?»

Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.

Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.

Ход. Ребенок всматривается в нарисованную одежду  и находит ту часть, которой не хватает.

Игра «Большая и маленькая»

Цель: закреплять знание предметов одежды, развивать зрительное внимание; учить употреблять в речи имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; развивать фонематический слух.

Описание игры. Покажите детям картинку «Девочка и кукла». (Девочка большая, а кукла маленькая, у них одинаковые предметы одежды: шапка, шуба, шарф, штаны, варежки, сапоги.) Скажите, что это девочка, а рядом ее кукла. Одежда у них одинаковая, только у девочки большая, а у куклы маленькая. Попросите детей рассказать об этой одежде следующим образом: «У девочки большая шуба, а у куклы маленькая шубка. У девочки большая шапка, а у куклы маленькая ... (шапочка). У девочки большой шарф, а у куклы маленький ... (шарфик). У девочки большие штаны, а у куклы маленькие ... (штанишки). У девочки большие варежки, а у куклы маленькие ... (варежечки). У девочки большие сапоги, а у куклы маленькие ... (сапожки)».

Можно продолжить разговор и о той одежде, которой нет на рисунке: «Под шубой у девочки большая кофта, а у куклы маленькая ... (кофточка). У девочки большая юбка, а у куклы маленькая ... (юбочка)». В завершение игры попросите детей показать на картинке шубку. А затем уточните: «Видна ли на рисунке юбка?»

Игра «Когда это носят?»

Цель: развивать зрительное внимание и мышление.

Описание игры. Покажите детям картинки с разными предметами одежды и обуви (босоножки, валенки, кепка, меховая шапка, шуба, сарафан). Спросите: «В какое время года это носят — зимой или летом?»

Игра «Подбери заплатки»

Цель: развивать зрительное внимание; закреплять знание геометрических фигур и цвета.

Описание игры. Дайте детям по паре варежек(из картона), одного цвета с отверстиями разной геометрической формы (треугольной, квадратной и круглой) и скажите, что эти варежки порвались. Попросите малышей починить варежки — подобрать заплатки такого же цвета и формы.

Предъявляйте детям геометрические фигуры-заплатки по одной и спрашивайте: «Кому дать желтую круглую заплатку? Кому синюю квадратную?» и т.д.

Когда малыши «починят» варежки — положат на них заплатки, попросите назвать цвет и форму этих заплаток.

Попросите «надеть» варежки на руки — положить ладошки сверху на картонные варежки. Покажите малышам, где у них правая, а где левая рука.

 

ЧАЙНАЯ ПОСУДА

.«К кукле пришли гости» 

Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка. 

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы.

«Угостим медведей чаем»

Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».

Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка.

«Помоем посуду»

Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.

Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.

Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).

"Один - много"

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: чашка –чашки, ложка – ложки, блюдце – блюдца, тарелка –тарелки, чайник –чайники, хлебница – хлебницы.

"Ложка и стакан"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.

Оборудование: две ложки и два пластиковых стакана.

Ход. Перед взрослым и перед ребенком стоит стакан с ложкой. Взрослый демонстрирует ребенку Действия с этими предметами и комментирует их: «Я положила ложку в стакан. Я достала ложку из стакана. Я положила ложку за стакан» и т. д. Затем ребенок выполняет инструкции взрослого. После этого, если ребенок говорящий, он может самостоятельно демонстрировать какое-либо действие и комментировать его. Взрослый же в это время следит за правильностью речи малыша

«Чего не стало?»

Цель: уточнить названия предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память.

Оборудование: кукольная или настоящая посуда.

Ход. Взрослый выставляет на стол три-четыре предмета посуды. Затем просит ребенка закрыть глаза и в это время прячет один из предметов. Ребенок называет исчезнувший предмет. Игра повторяется 3-4 раза

"Разрезная картинка"

Цель: научить составлять целое из трех частей.

Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза).

Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось.

 

Игра «Узнай по части»

Цель: закреплять в речи названия различных частей посуды (крышка, ручка, носик, дно, горлышко); учить образовывать форму родительного падежа имен существительных— названий посуды; развивать зрительное внимание.

Описание игры. Раздайте детям картинки с изображением отдельных предметов посуды и попросите их назвать. Затем предъявите малышам картинки, на которых изображены только отдельные части этих предметов, и спросите детей, у кого из них есть посуда с такой деталью. Ребенок, который узнал на картинке часть своего предмета, говорит: «Это ручка от моего чайника». После этого получает названную картинку.

Игра «Разбитая тарелка»

Цель: развивать мелкую моторику, конструктивные навыки и зрительное внимание.

Описание игры. Скажите детям, что после еды всегда надо мыть посуду, и покажите движения, имитирующие, как это делается. Для этого ладонью правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки, как будто вы моете тарелку. Одновременно произносите рифмовку:

Мы тарелку мыли, мыли      («Мыть» тарелку.)

И нечаянно разбили. Ах!      (Всплесните руками.)

Предложите детям сложить «разбитую» тарелку. Для этого покажите разрезные картинки «Тарелка» из трех или четырех частей в сложенном виде. Затем быстрым движением нарушьте порядок расположения частей картинки и попросите детей восстановить изображение.

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развивать зрительное внимание и мышление детей.

Описание игры. Предложите выбрать лишнюю картинку на каждой карточке. Для этого попросите перечислить все изображенные на карточке предметы, называя не только их видовую, но и родовую принадлежность. Например: «У меня нарисован свитер — это одежда, ложка—это посуда, чайник — это тоже посуда и чашка — посуда. Я спрячу — накрою ладошкой — свитер, потому что он здесь лишний. Теперь осталась только посуда».

ДОМ

«Мой дом»

Цель: познакомить с частями дома.

Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями: окно, стена, крыша, дверь, труба (если есть), определяют высокий дом или низкий. Затем взрослый просит ребенка отгадать, о чем он говорит: «Через эту часть дома люди заходят в дом и выходят. Что это? (дверь) Это нужно дому для того, чтобы защищать своих жильцов от дождя и снега (крыша)» и т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь часть дома  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому (дом - домик , окно – окошечко,  дверь – дверка)

«Кошкин дом»

Цель: активизировать словарь по теме, развить понимание предлогов в, на, из, под.

Оборудование: игрушечный дом, игрушка «Кошка» или картонные дом и кошка.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что в этом доме живет кошка. Он показывает, как кошка вошла в дом, вышла из дома, залезла на крышу, села под окном. Потом просит ребенка проделать те же действия. Если малыш затрудняется, ему помогают. Затем говорящему ребенку предлагают прокомментировать свои действия.

«Разноцветная улица»

Цель: закрепить и расширить словарь по теме, научить располагать дома ровно в ряд.

Оборудование: картонные дома разных цветов и размеров.

Ход. Взрослый предлагает ребенку построить улицу располагая дома на столе в один ряд (слева направо). После того, как ребенок положил дом, ему задают вопросы: «Что ты положил? Какого цвета этот дом? Что есть у дома?»

«Строитель»

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (различные кубики).

Ход. По образцу взрослого построить городок из домиков. Домик состоит из двух частей (куб и треугольная крыша). Взрослый сопровождает все действия речью: «Сейчас мы с тобой построим дом. Поставим красный кубик, а сверху положим синюю крышу». Активизируют речь ребенка, задавая ему вопросы: «Что поставим сначала? Какого цвета кубик?» Взрослый обращает внимание ребенка на то, что много домов - это улица.

 

МЕБЕЛЬ 

«В гостях у куклы Оли»

Цель: уточнить название предметов мебели, ее назначение.

Оборудование: кукольная мебель, кукла.

Ход: Взрослый приглашает ребенка пойти в гости к кукле Оле. У куклы есть дома разная мебель. Взрослый вместе с ребенком рассматривают мебель, определяют, из чего она сделана, уточняют ее значение. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: "Покажи, где стул? Для чего он нужен?"

"Спрячь мячик"

Цель: формирование навыка понимания предложных конструкций.

Оборудование:  мяч

Ход: Ребенку предлагают выполнить действия с мячом по указанию взрослого: "Положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула" и т. д. После этого ребенок может сам производить действия с мячом, комментируя их.

«Мебель для Мишутки»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Предварительно перечитывают ребенку сказку «Три медведя». Затем взрослый предлагает ребенку поиграть. Он будет называть мебель для Михаилы Ивановича, а малыш для Мишутки (с перекидыванием мяча): кровать - кроватка стул - стульчик стол - столик шкаф - шкафчик диван — диванчик кресло – креслице

«Один - много» (с предметами мебели)

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: стол – столы, стул – стулья, шкаф - шкафы и т. д.

 "Мастер" 

Цель: активизировать словарь по теме.

Оборудование: строительный материал (кубики).

Ход. По образцу взрослого ребенок строит мебель для любимой куклы или другой игрушки. Все действия взрослый комментирует, активизируя речь ребенка вопросами: «Сейчас мы сделаем стул для куклы Оли (строит стул из кирпичика и кубика). Какого цвета кубики я взяла? Зачем кукле нужен стул? Построй еще один стул для гостей куклы Оли».

 

 «Четвертый лишний»

Цель: развивать у детей зрительное внимание и мышление.

Описание игры. Заранее подготовьте пять карточек с предметными картинками: стол, стул, чашка, шкаф; диван, стол, стул, мячик; кровать, шкаф, стол, собака; куртка, стул, диван, стол; стол, лиса, кровать, шкаф.

Напомните детям, как найти на карточке с четырьмя картинками одну лишнюю. Для этого сообщите малышам, что все картинки на карточке, кроме одной, являются мебелью.

Помогите каждому ребенку перечислить все изображенные на карточке предметы, называя не только их видовую, но и родовую принадлежность. Например: «Стол — это мебель, стул — это мебель, чашка — это посуда, шкаф — тоже мебель». А затем предложите сделать вывод: «Я спрячу чашку (надо закрыть ее ладонью), потому что она здесь лишняя. На картинке осталась только мебель».

 «Наложенные контуры»

Цель: развивать у детей зрительное внимание.

Описание игры. Покажите детям картинку с наложенными контурами предметов мебели. Покажите малышам цветные изображения этих же предметов (точно соответствующие по форме нарисованным на большой картине). Попросите детей отыскать все эти предметы мебели на большой картинке и наложить их поверх контурного изображения.

 «Домино»

Цель: закреплять в речи детей названия предметов мебели; развивать внимание.

Описание игры. Возьмите себе одну из шести карточек домино «Мебель» с изображением двух предметов мебели, а остальные раздайте детям. Положите на стол перед детьми свою карточку и скажите: «У меня стол и стул». Попросите того из детей, у кого есть один из этих предметов, положить свою карточку рядом так, чтобы одинаковые картинки соприкасалась. Положив карточку рядом с предыдущей, малыш говорит: «У меня стул и шкаф».

Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут выложены цепочкой на столе.

 «Разрезные картинки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки, пространственные представления и зрительное внимание.

Описание игры. Дайте детям рисунки-образцы с изображенными предметами мебели и такие же картинки, разрезанные на 4 части. Попросите детей сложить разрезные картинки по образцу.

«Что изменилось?»

Цель: закреплять в речи детей названия предметов мебели; формировать навык употребления в речи имен существительных в родительном падеже; развивать у детей зрительное внимание и память.

Описание игры. Покажите детям пособие «Комната» и попросите запомнить, как расположена в ней мебель. Затем дайте задание малышам закрыть глаза или отвернуться, а сами в это время уберите какой-либо предмет мебели из «комнаты» или, наоборот, поставьте новый предмет. Это может быть диван или еще один стул. После слов: «Раз, два, три — посмотри!», дети вновь смотрят на пособие «Комната» , а затем говорят, что в ней изменилось. Например: «В комнате нет стола» или «В комнате появился еще один стул».

Возможен другой вариант игры, когда все предметы мебели остаются в комнате, но один из них переставляется в другое место

 ЧЕЛОВЕК. ЧАСТИ ТЕЛА 

"Доктор"

Цель: уточнить и активизировать словарь по теме

Оборудование: игрушечные атрибуты медика.

Ход. Взрослый предлагает ребенку поиграть в больного и доктора "сначала доктором будет ребенок. взрослый жалуется, что у него болит голова (рука, нога, ухо и т. д.). «Доктор» должен осмотреть больного, и "полечить" его. Затем взрослый и ребенок меняются ролями,

«Один - много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч: ухо – уши, рука – руки, нога - ноги и т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому: нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т. д.

"Два и две"

Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.

Оборудование: зеркало.

Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.

«Вспомни, что делает»

Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.

Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.

Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т.д.). Аналогично происходит подбор действий по другим картинкам.

«Олины помощники»

Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.

Оборудование: кукла Оля.

Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает. Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники», побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия:

Оля весело бежит

К речке по дорожке,

А для этого нужны

Нашей Оле... (ножки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле ...(ручки).

Оля ядрышки грызет,

Падают скорлупки,

А для этого нужны

Нашей Оле ...(зубки).

Оля смотрит на кота,

На картинки - сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле...(глазки).

После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: -Кто твои помощники?

Что они умеют делать?»

  «Пять братцев»

Цель: познакомить детей с названиями пальцев; развивать мелкую моторику, навык владения карандашом.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать потешку про пять пальчиков.

Утро настало,        (Ладони скрестить, пальцы растопырить, изобразив солнышко.)

Солнышко встало.

—        Эй, братец Федя,        (Показать указательный палец правой руки, спрятав осталь-

ные в кулак.)
Разбуди соседей!        (Показать ладонь левой руки.)

—        Вставай, Большак!        (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к большому

пальцу левой руки.)

—        Вставай, Указка!        (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к указа-

тельному пальцу левой руки.)

—        Вставай, Середка!        (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к среднему

пальцу.)

—        Вставай, Сиротка!        (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к безымян-

ному пальцу.)

  • И Крошка-Митрошка!    (Указательным пальцем правой руки прикоснуться к мизинцу.)
  • Привет, Ладошка!        (Вращать кисть левой руки.) Все потянулись —        (Оберуки поднять вверх.) Зашевелились        (Быстро пошевелить пальцами обеих рук.) Мигом проснулись,

Развеселились.

Расскажите детям, что у каждого пальца на руке есть свое имя. Покажите и назовите пальцы на своей руке, а дети пусть покажут соответствующие пальчики на своей ладошке: большой, указательный, средний, безымянный и мизинец. Дайте каждому ребенку лист бумаги и карандаш. Предложите положить левую ладонь на бумагу и обвести ее карандашом. Когда рисунки будут готовы, попросите назвать каждый пальчик на рисунке.

«Человечек»

Цель: закреплять у детей знания о частях тела, геометрических фигурах; развивать счетные и конструктивные навыки.

Описание игры. Предложите детям выложить человечков из геометрических фигур— кругов и овалов, а ручки и ножки сделать из счетных палочек. В процессе работы уточните, как называются геометрические фигуры и какие части тела малыш выкладывает: круг — голова, овал — туловище. Затем задайте детям вопрос: «Сколько надо палочек, чтобы сделать человечку ручки, ножки? Сколько всего понадобится счетных палочек?»

«Зеркальце»

Цель: закреплять в речи детей названия частей тела; учить обозначать словом свои действия; развивать внимание и подражательность.

Описание игры. Попросите детей встать в круг или в шеренгу. Подойдите к одному из малышей и скажите:

Ну-ка, зеркальце, смотри, Да все верно повтори.

Произведите какое-либо действие, например, топните ногой. Ребенок должен его повторить. Затем подойдите к другому ребенку, вновь прочитайте рифмовку и хлопните в ладоши. Так подходите по очереди к каждому из малышей, но задание каждый раз давайте новое. После окончания игры попросите детей рассказать, какие движения они выполняли. Например: один хлопал в ладоши, другой топнул ногой, третий хлопнул себя по коленям, четвертый погрозил указательным пальцем, пятый потер щеки, шестой пригладил волосы, седьмой закрыл глаза и т. п.

«Стенка, стенка, потолок»

Цель: закрепить названия частей лица, развивать у детей мелкую моторику и мышление.

Описание игры. Предложите детям рассказать и показать старинную народную потешку.

Стенка,                         (Указательным пальцем дотронуться до правой щеки.)

Стенка,                         (Указательным пальцем дотронуться до левой щеки.)

Потолок,                        (Указательным пальцем дотронуться до лба.)

Два окошка,                  (Указательным пальцем показать на правый, потом на левый глаз.)

Дверь,                            (Указательным пальцем показать на рот.)

Звонок: «Дзи-и-и-инь» (Указательным пальцем дотронуться до кончика носа.)

Затем скажите детям,  что лицо в этой потешке сравнивается с домом, и попросите детей вспомнить, какую часть лица называли стенкой, какую потолком. Что в потешке называлось окошками, дверью и звонком.

 ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ 

«Давай познакомимся»

Цель: уточнить и расширить словарь ребенка по теме.

Оборудование: игрушка, изображающая домашнего животного в мешке (кошка, собака, корова, лошадь).

Ход. Взрослый с таинственным видом показывает ребенку мешок и говорит, что там находится тот, кто хочет с ним познакомиться. Затем достает игрушку, например собаку, и беседует с малышом о ней. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Кто это? Какие части тела у нее есть? Покажи хвост, уши, спинку, голову. Какого цвета шерсть у собаки? Чем питается? Как называется детеныш собаки? Как она кричит? Что умеет делать? Где живет?» Если ребенок затрудняется при ответе на вопросы, взрослый ему помогает. Взрослый должен объяснить ребенку, что собака - это домашнее животное, гак как она живет рядом с человеком и человек заботится о ней. Аналогично проводится беседа о кошке, корове и лошади.

"Кто как кричит?"

Цель: научить ребенка узнавать животного по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый воспроизводит звуки, характерные для какого-либо домашнего животного, и бросает мяч ребенку. Тот называет это животное и возвращает мяч: «Мяу-мяу» (кошка). «Гав гав» (собака), "Му му" (корова). «Иго го» (лошадь).

«Помоги маме найти своих детенышей»

Цель: закрепить словарь существительных по теме, формировать навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Ход. Взрослый раскладывает на столе картинки с изображением детенышей, себе же оставляет изображения взрослых животных. Взрослый показывает ребенку картинку например, собаки и говорит: «Собачка плачет, она потеряла своих детей. Кто ее дети? Покажи и назови». Ребенок ищет подходящую картинку и называет детенышей собаки. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему. Игра продолжается до тех пор, пока все мамы не найдут своих детенышей

«Назови ласково»

Цель: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: картинка, изображающая какое-либо домашнее животное и его детеныша.

Ход. Взрослый просит ребенка назвать животное (например, корова), его детеныша (теленок), показать на картинке части тела коровы, активизируя его речь вопросами: «Что ты показал? (хвост). А как назвать ласково хвост у маленького теленка? (хвостик)». Аналогично рассматриваются: голова - головушка, нога - ножка, рога рожки, копыто - копытце, ухо -ушко, глаз глазик.

«Один—много»

Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

кошка - кошки             собака - собаки

корова - коровы         лошадь - лошади

котенок - котята        щенок - щенки

теленок - телята      жеребенок - жеребята

"Кто где спрятался?"

Цель: сформировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь

Оборудование: игрушечная кошечка или собачка.

Ход. Взрослый прячет кошку или собачку на стул, под кровать, за дверь, около шкафа и т. д. и просит ребенка найти ее. После того как ребенок находит игрушку, взрослый спрашивает: «Куда спряталась собачка?» (Под стол) «Правильно. Собачка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом. Затем взрослый предлагает ребенку спрятать игрушку, а сам ищет ее, активизирует речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал собачку?» Безречевому ребенку предлагают спрятать игрушку в какое то место. После того как он выполнит инструкцию, взрослый рассказ от, где игрушка, выделяя предлог голосом.

  «Мяч катай слово называй»

Цель: развивать ловкость и внимание; формировать грамматический навык—учить детей образовывать названия детенышей животных, употреблять в речи имена существительные во множественном числе (корова — коровы, собака — собаки, кошка— кошки).

Описание игры. Приготовьте мяч среднего размера. Прокатите мяч по столу одному из детей и скажите при этом: «Кошка». Попросите малыша, поймав мяч, послать его вам обратно, назвав при этом детеныша кошки. Ребенок катит мяч взрослому, говоря: «Котенок». Затем прокатите по столу мяч следующему ребенку и произнесите название другого животного. И так далее.

«Собака в будке»

Цель: развивать зрительное внимание, мелкую моторику; закреплять в речи употребление предлогов «на», «в», «под», «за».

Описание игры. Покажите детям пособие «Собака в будке». Перемещайте собаку относительно будки. При этом каждый раз говорите, где находится животное: «Собака в будке», «А теперь собака запрыгнула на будку. Где она? На будке», «Собака спряталась за будку. Где она? За будкой», «Посмотрите, собака залезла под будку. Где она? Под будкой». Затем по очереди дайте каждому из детей пособие и попросите спрятать собаку так, как он хочет. Ребенок выполняет действия и комментирует их, употребляя предлоги «на», «в», «под», «за».

«Узнай по тени»

Цель: развивать у детей зрительное внимание; учить узнавать домашних животных на силуэтном изображении; закреплять в словаре название черного цвета, навык употребления родительного падежа имен существительных — названий домашних животных.

Описание игры. Покажите детям картинки с изображением домашних животных  и вместе назовите их. Затем предъявите малышам такие же по очертаниям картинки-силуэты с изображением тех же домашних животных и попросите узнать их по тени, а затем сказать, чья это тень: «Это тень собаки, это тень коровы, это тень кота, это тень лошади, это тень свиньи...»

 «Корова и теленок»

Цель: закреплять знание названий частей тела животных; учить употреблять в речи имена существительные в единственном и множественном числе; образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Описание игры. Покажите детям картинку с коровой и теленком и предложите сравнить животных. Скажите: «У коровы голова, а у теленка головушка. У коровы рога, а у теленка рожки». Предложите детям назвать у коровы и теленка нос, глаза, рот, уши; затем — ноги, копыта, спину, живот и хвост.

Аналогично можно дать задание по сравнению любых домашних животных и их детенышей. Это могут быть звери: лошадь и жеребенок, кошка и котенок, собака

ЗИМА. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ 

«Что бывает зимой?»

Проводиться аналогично игре «Что бывает осенью?» из раздела «Осень» .

Пример. Идет снег. На деревьях нет листьев. Речка замерзла. Холодно. Люди надевают теплую одежду. Дети катаются на коньках и лыжах.

«Выпал беленький снежок»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме, учить согласовывать слова с движением.

Оборудование: настоящий снег и сосульки.

Ход. Взрослый приносит домой снег и сосульки разной величины. Вместе с ребенком их рассматривает. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег? (белый) А какая сосулька? (прозрачная) Какие они на ощупь? (холодные, снег мягкий, сосулька твердая)». Наблюдают, как снег и сосулька тают и превращаются в воду. Затем наблюдение продолжается на улице или из окна. Ребенок отвечает па вопросы взрослого: «Что лежит на земле? Какой снег? Что висит под крышей? Какая сосулька?» После этого взрослый предлагает ребенку согреться, так как на улице холодно. Они пропоют стихотворение, выполняя с ребенком все движения, соответствующие тексту:

Выпал беленький снежок -

Собрались мы все в кружок,

Мы потопаем, мы потопаем,

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

Мы похлопаем, мы похлопаем

Чтоб нам было веселее,

Будем прыгать мы скорее.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем

«Что лишнее?»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».

Ход. Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько пых картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?» п т. д.

«Назови ласково»

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:

снег - снежок                                    лед — ледок

сосулька - сосулечка                  санки - саночки

горка - горочка                            лопата - лопатка

"Сделай снеговика"

Цель: формировать целостное восприятие предмета, учить правильно располагать готовые формы, активизировать речь во время и после выполнения задания.

Оборудование: три белых кружка разной величины.

Ход. По образцу взрослого ребенок выкладывает снеговика из трех кругов. Взрослый обращает внимание на последовательность расположения фигур, спрашивая: «Как называется эта фигура? Какого она цвета? Какой круг ты положишь внизу? (большой) Какой потом? (средний) Какой круг будет вверху? (маленький) Назови его ласково (кружок, кружочек)».

 «Зимние загадки»

Цель: развивать мышление; учить детей отгадывать загадки; расширять словарь за счет признаков зимы.

Описание игры. Прочитайте детям загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

Спросите: «Какое это время года?» (Зима.) Какими словами можно рассказать о зиме?

Зимой холодно. Значит, можно сказать, что зима ... (холодная).

Зимой много снега. Значит, можно сказать, что зима ... (снежная).

Если зимой стоят большие морозы, то можно сказать, что зима ... (морозная).

Сдуй снежинку с рукавички.

Цель: развивать физиологичекое дыхание ; закреплять знания цветов: красного, желтого, зеленого, синего и черного.

Описание игры. Прочитайте загадку:

Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла – и пропала.  (Снежинка)

Затем покажите малышам пособие «Рукавичка» (К рукавичке с помощью нитки приклеплена бумажная снежинка.) Продемонстрируйте, как  нужно сложить губы трубочкой и подуть на снежинку так, чтобы она слетела с рукавички.

Затем дайте каждому ребенку по пособию – рукавичке разного цвета. Попросите малышей подуть на снежинку по команде: «Раз, , два, три – подули!» спросите детей, какого цвета каждая рукавичка.

«Зимние вопросы»

Цель: учить согласовывать имя прилагательное с существительным в роде.

Описание игры. Попросите детей ответить на «зимние» вопросы. Договоритесь с малышами, что вы будете задавать вопросы, а их попросите отвечать только одним словом «зимний». Скажите:

« Сегодня день какой?» (Зимний.)

Погода какая? (Зимняя.)

Солнце какое? (Зимнее.)

Деревья какие? (Зимние.)

Дорога какая? (Зимняя.)

Небо какое? (Зимнее.)

Улица какая? (Зимняя.)

«Зимние слова»

Цель: учим образовывать форму имен существительных множественного числа родительного падежа.

Описание игры. Воспитатель называет слово,  а дети отвечают – много этого зимой бывает или нет. Вот так: Снег. – Зимой много снега.

Снежинка. -… (Зимой много снежинок.)

Лед. - … (Зимой много льда.)

Сугроб. - …( Зимой много сугробов.)

Метель. - … (Зимой много метелей.)

Вьюга. - … (Зимой много вьюг.)

Снеговик. - … (Зимой много снеговиков.)

Санки. - … (Зимой много санок.)

Забава. - … (Зимой много забав.)

 

ДЕРЕВЬЯ. НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК

«В лесу родилась елочка»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме,

Оборудование: настоящая или искусственная елка.

Ход. Взрослый предлагает ребенку рассмотреть елку. Он объясняет, что елка - это дерево, у него есть ствол, ветки, иголки. Речь ребенка активизирует вопросами: «Какого цвета ствол? Какого цвета иголки? Потрогай иголки, Какие они? (острые») Покажи нижние истки, верхние. Где растет елка?» Затем взрослый и ребенок разучивают первый куплет песенки «В лесу родилась елочка».

«Один - много»

 Цель: научить образовывать существительные множественного числа

Оборудование: мяч.

Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное но множественном числе и возвращает мяч:

елка - елки                                 ветка - ветки

иголка – иголки                     шишка - шишки

игрушка – игрушки               хлопушка – хлопушки

шар - шары

«Украсим елку к празднику»

Цель: расширить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: настоящая или искусственная елка, пять-семь елочных игрушек.

Ход. Сначала рассматривается елка без игрушек. Ребенка просит рассказать все, что он знает о ней. Затем уточняют, какой скоро будет праздник и как надо подготовить елку к нему. После этого рассматриваются игрушки. Взрослый активизирует речь ребенка вопросами о цвете игрушек, объясняет, какие бывают игрушки - стеклянные, бумажные, пластмассовые. Предлагает ребенку повесить игрушку, уточняя на какие ветки (нижние, верхние, длинные, короткие).

«Назови ласково» 

Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход. Взрослый называет какую-нибудь игрушку  и бросает мяч ребенку.Тот называет ее ласково и возвращает мяч взрослому:

елка - елочка        иголка - иголочка

ветка - веточка     шишка - шишечка

шар - шарик

«Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.

Оборудование: наряженная елка, игрушечные Дед Мороз и Снегурочка, подарок под елкой.

Ход. Взрослый просит ребенка показать и сказать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги необходимо выделять голосом.

«Сложи елочку»

Цель: научить правильно выкладывать елку из треугольников, ориентируясь на их величину, закрепить словарь по теме.

Оборудование: три треугольника зеленого цвета разного размера.

Ход. Ребенок по образцу взрослого выкладывает елку из треугольников. Во время выполнения задания отвечает на вопросы: «Какой треугольник ты положишь сначала? (большой) А потом? (поменьше) Какой треугольник будет у тебя вверху? (самый маленький)». При затруднениях взрослый помогает ребенку. В конце игры ребенок рассказывает о елке (где растет, какого цвета иголки и ствол, чем украшают елку на Новый год).

«Сложи елочку»

Цель: развивать зрительное внимание, конструктивные навыки, пространственные представления.

Описание игры. Загадайте детям загадку:

Зимой и летом – одним цветом. (Елочка)

Когда она будет отгадана, предложите сложить елочку из счетных палочек. Для этого дайте детям по 4 счетные палочки зеленого цвета. Сами сложите елочку – образец. В процессе выкладывания называйте части елочки: ствол,  верхние ветки,  нижние ветки.

Затем помогите детям выполнить конструирование из палочек. Когда работа будет закончена, попросите детей показать у елочки ствол и ветки, верх и низ. Пересчитайте вместе с детьми количество веток – счетных палочек.

ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ 

«Птичий двор»

Цель: уточнить и расширить словарь по теме.

Оборудование: игрушечные петух, курица и цыплята, строительный материал - кирпичики.

Ход. Взрослый строит забор из кирпичиков, ребенок помогает ему Потом выполняет действия с петухом: «Взлетел на забор. Закричал: «Ку-ка-ре-ку» и т. д. Ребенка привлекают к игре: «Что есть у петуха? (клюв, гребешок, крылья, голова, хвост, ноги). Как кричит петух? Что умеет делать? (ходить, клевать, кукарекать, звать, пить)». Затем появляются курица и цыпленок. Их тоже рассматривают, беседуют об их внешнем виде, повадках, названиях частей тем;», побуждают ребенка к звукоподражаниям: «Ко-ко-ко, пи-пи-пи, цып-цып, ку-ка-ре-ку».

«Кто как кричит?»

Цель: научить ребенка узнавать домашних птиц  по звукоподражанию, закрепить и активизировать словарь по теме.

Оборудование: мяч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра "В волейбол играем-английский повторяем!"

Игра предназначена для повторения темы "Животные" на уроках английского языка. Для детей, начинающих изучать язык. ( 2 класс)....

Дидактические игры по теме "Зимние Олимпийские игры"

Дидактические игры представлены в виде презентации, предназначены для учащихся начальной школы к уроку физической культуры....

Дидактическая игра "Биржа". Во время этой игры детям предлагаются дифференцированные задания по окружающему миру и математике в 4 классе.

Наша "Биржа" интеллектуальная. Мы "покупаем акции", то есть задания и обмениваем их на оценки. Карточки с заданиями разных цветов: для сильных, средних и слабых. Первые двое учеников, справившиеся с з...

Курсовая работа "Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у младших школьников" и конспекты уроков математикис применением дидактических игр.

Данная курсовая работа показывает эффективность применения дидактических игр на уроках математики, а конспекты подтверждают практическое применение игр на уроках в начальной школе. ...

Дидактическая игра «Кто играет в прятки с Черепашкой?» (для дошкольников)

Дидактическая игра «Кто играет в прятки  с Черепашкой?»Разработала: учитель-логопед Марченко Елена АлександровнаЗадачи:- учить понимать значение глаголов, объединять их единым смыслом (по тр...

Дидактическая игра "Своя игра"

Класс делится на две команды. Команды по очереди выбирают тему и вопрос на любое количество очков (вопросы усложняются по мере возрастания очков). После обсуждения в команде дети отвечают на поставлен...

Дидактическая игра по математике "Своя игра"

Дидактическая игра по математике "Своя игра" для учеников второго класса. Целесообразно её проводить в конце учебного года, так как весь материал нацелен на повторение изученного за весь год...