1 класс Н.Артюхова "Саша-Дразнилка"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Хамматуллина Лилия Ильдаровна

Конспект урока для 1 класса по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie.docx42.26 КБ

Предварительный просмотр:

Лит чтение.

«Н. Артюхова «Саша – дразнилка» (Стр.9-11)

Цели урока: познакомить с рассказом Н. М. Артюховой  «Саша – дразнилка»; обучать навыкам чтения: правильному, беглому, осознанному ,  выразительному чтению целыми словами;   совершенствовать навык деления текста на части и подбора заголовков к частям рассказа;    развивать умение    анализировать     произведение, определять опорные слова для пересказа;  развивать речевые умения, творческие способности, внимание, память;  прививать  интерес к чтению; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

Планируемые результаты:

Предметные: читать тексты произведений целыми словами; воспроизводить предложения с различной интонационной окраской; находить в тексте слова, которые характеризуют героя произведения. оформлять свои мысли в устной форме (на уровне предложения или небольшого текста), высказывать свою точку зрения.

Метапредметные: под руководством учителя сформулировать основные задачи урока, этапы урока;                                                                                                                              работать в паре, выполняя правила совместной работы;  делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Личностные: учиться выходить из неприятного положения, правильно реагировать на поступки других людей;  формировать умение выделять главное; способность к самооценке; наличие учебно-познавательной мотивации

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Мотивация учебной деятельности.

Актуализация изученного материала.

Какой раздел литературного чтения мы  изучаем ?  («И в шутку и всерьёз»).                                                                                                                                Какие произведения мы прочитали в этом разделе?     (Ирина Токмакова   « Мы играли в хохотушки» ,Яков Тайц « Волк» Что их объединяет? (Смешные и весёлые)                                                       

Для чего пишут авторы такие веселые и смешные произведения?                              

В разделе «И в шутку и всерьёз» поэты сочиняют весёлые рассказы и небылицы не только для удовольствия. Их произведения помогают нам посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки и понять, что в каждой шутке есть доля правды. 

III. Самоопределение к деятельности.

IV.Построение проекта выхода из затруднения.

-Открываем стр 9. А теперь, ребята, помогите сформулировать тему сегодняшнего урока (ответы детей).

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, можно ли дразниться, и поможет нам в этом разобраться детская писательница  Нина Михайловна Артюхова.

Нина Михайловна Артюхова  прожила долгую жизнь - 89 лет.

. Ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она стала детской писательницей. Все её произведения учат детей быть добрыми и справедливыми, смелыми и честными, верными своему слову. Известные её произведения  «Большая береза» «Трудный вечер» «Саша – дразнилка»  

-Как вы думаете, какое из данных произведений мы будем сегодня изучать? («Саша-дразнилка»).

Рассказ, который мы будем сегодня изучать так и называется «Саша –дразнилка».

Определим задачи  урока:  

 - учимся читать правильно, осознанно, выразительно;
- учимся анализировать произведение;
- учимся быть воспитанными.

V.Реализация построенного проекта. Работа в парах

- Посовещайтесь в парах, как вы понимаете заголовок “Саша-дразнилка”?

Словарная работа

- Давайте посмотрим, как объясняется это слово в толковом словаре:

ДРАЗНИТЬ – злить, умышленно раздражая чем-нибудь, обидным, часто бывает до слёз.

“Дразнилка” - человек, который дразнит другого.

Что общего между этими словами? (корень) Как называются такие слова? (однокоренные)

Подготовительная работа к восприятию литературного произведения. 

- Были у вас такие ситуации, когда вас дразнили?

- Какие чувства вы испытывали в тот момент? (ответы детей)

Словарь настроения.

 - Ребята, чтобы вам легче было назвать свои чувства, я вам дам вот такую подсказку:

Возмущён   Стыдно        Рассержен    Сердит     Тяжело        Неловко         Печален        Неприятно

Первичное восприятие текста

Аудиозапись (прослушивание) произведения . Самостоятельное чтение.   Цель: О ком пойдёт речь в рассказе? 

VI. Первичный анализ произведения.

О ком идет речь в тексте?   Каковы ваши впечатления от прочитанного?                                                      

Какие чувства вы испытали?  Где происходит событие? 

Вторичный синтез. Работа с текстом.

- Посмотрите, как напечатан текст. Что заметили? (две части)

Чтение 1 части. Чтение по цепочке.

Какая проблема возникла между братом и сестрой? ( брат дразнит сестру).

- Какой совет дал папа Ляле? (а ты не дразнись)

-Ребята, у меня есть три заголовка, какой из них больше подойдет к 1 части. ( «Не дразнись»  «Саша заплакал»        «За столом» )/ Словарная работа.
- Прежде  чем прочитать 2 часть, поработаем над чтением трудных слов и их  значением.
Завт-ра-ка-ли           - завтракали

По-перх-нул-ся         - поперхнулся (лексич. зн.-закашляться от крошки или от капли, попавшей случайно в дыхательное горло)

Нас-морк                   - насморк

Дро-жа-щим            - дрожащим (Быть прерывистым, неровным, изменяющимся (о голосе)

Поп-рав-ляй-ся          - поправляйся

- У нас трое ребят подготовили чтение по ролям второй части. Давайте их послушаем, как они прочитают. Читаем до слов: “Тут Саша не выдержал и заплакал”.

(Чтение второй части учащимися)/ Понравилось чтение? (да)

- Получилось ли у ребят передать эмоции главных героев? (получилось)

VII. Физкультминутка

VIII. Закрепление знаний. Работа над текстом.

А теперь прочитаем рассказ до конца. (Читает 1 ученик)
- Почему заплакал  Саша?  (было обидно) .Помог ли Ляле папин совет?

Вывод: Ляля не стала обращать внимания.

-Почему изменилось настроение Саши? Ляли? (Ляля плакала, обижалась на брата, но потом поняла, что брату можно помочь избавиться от плохих слов. Надо только не обращать внимания. Саша получал удовольствие, когда дразнил сестру, но потом сам ощутил на себе, как бывает обидно, до слёз, когда тебя дразнят.)

- Хорошее или плохое качество - ДРАЗНИТЬСЯ?

Выборочное чтение Прочтите, что посоветовал Ляле папа.
Прочтите тот отрывок из рассказа, в котором описывается перемена отношения девочки к обидам брата. Прочтите отрывок, в котором описывается, как Саша обиделся и заплакал.

IX..Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1
. Восстановление последовательности событий.  В каком порядке происходили события?

Я её дразню, а она не дразнится.

Ребята сидели за столом и завтракали.

Меня Саша дразнит.                                                                                                                  

2. Выбрать другие названия для этого рассказа, раскрывающие основную мысль этого произведения.

Не дразнись.        

Брат и сестра.

Папин совет.

Трусиха и плакса.

Свое название.

X. Подготовка к пересказу.
Сколько частей в рассказе?  Как он начинается?
Какая главная мысль 1 части? Как можно озаглавить первую часть, взяв для заголовка предложение из текста? Такой план называется цитатным.

Какие слова здесь главные, опорные?
Что главное во 2 части? Как озаглавить вторую часть? Какие слова здесь главные, опорные?
Как озаглавить третью часть рассказа? Какие слова здесь главные, опорные?

Запись на доске:  
1. Меня Саша дразнит.
2. Ребята сидели за столом и завтракали.
3. Я ее дразню, а она не дразнится.

4. Пересказ рассказа по плану.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа над иллюстрацией.

Рассмотрите иллюстрацию. К какой части рассказа она подходит?

Кто изображен на иллюстрации?  Как художник изобразил кошку?

 Как художник нарисовал маму?

Как выглядит Саша?

Какая на иллюстрации Ляля?

Прочитайте,  к какому эпизоду подходит эта иллюстрация?

Проверка ответов устно.

Вывод: Над каким человеческим качеством мы должны задуматься, прочитав этот рассказ? (Не нужно дразнить другого, когда тебе самому это неприятно и обидно)                                      

8.Включение в систему знаний и повторение. Анализ произведения.
Прочтите пословицы:
> В каждой шутке есть доля правды.
> Кто не любит шуток, над тем не шути.
> Любишь шутить над Фомой, так люби и над собой.
> Не смейся чужой беде, своя на гряде.
> И рад бы заплакать, да смех одолел.
-Какие пословицы подходят к рассказу «Саша-дразнилка»? Объясните их значение.

XI. Итог урока.

- С каким произведением познакомились на уроке? (“Саша – дразнилка”)

- Кто написал этот рассказ? ( Н.М.Артюхова)

- Основная мысль произведения ( Чему научил вас этот рассказ?) (не дразниться)

- Сегодня на уроке очень хорошо работали (ученики), молодцы!

XII. Рефлексия.  Наш урок мы начали с определения настроения. Сейчас определим наше настроение в конце урока.  
Продолжи :  Я хочу поделиться своими мыслями: 

- на уроке я узнал (а)…            - на уроке я учился (лась)… - на уроке мне понравилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...