Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК: «Школа России» Тема: «Волшебные слова» по рассказу В. Осеевой
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Вагнер Анна Васильевна

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: «Волшебные слова»

Цель урока – познакомить детей с автором В.А. Осеевой, произведением «Волшебное слово», формировать представление о вежливости и отзывчивости; формировать культуру общения; показать силу слова; развивать навыки чтения, умение усваивать идею произведения.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v._oseeva_volshebnye_slova._umk_shkola_rossii.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (Вагнер Анна Васильевна)

Класс: 2

УМК: «Школа России»

Тема: «Волшебные слова»

Цель урока – познакомить детей с автором В.А. Осеевой, произведением «Волшебное слово», формировать представление о вежливости и отзывчивости; формировать культуру общения; показать силу слова; развивать навыки чтения, умение усваивать идею произведения.

Оборудование: учебник литературного чтения 2 класс УМК «Школа России», презентация.

Этап урока, его цель, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Результат этапа

  1. Организационный момент  

Цель – создание условий для осознанного вхождения учащихся в учебный процесс, мотивирование к учебной деятельности.

Задачи – психологически настроить детей на урок; создать доброжелательную обстановку на уроке.

- Добрый день ребята! Начать наш урок я хочу такими словами:

 (Слайд№1)

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку.
-Здравствуй!- улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдёт в аптеку,
И здоровым будет много лет.
 

-Прочитайте стихотворение про себя;

-Прочитайте в полный голос и выразительно.

Принимают установку учителя.

Эмоционально настраиваются на урок.

Читают стихотворение про себя и выразительно вслух. Читают стихотворение в соответствии с заданием.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности

Цель – повторение материала из жизненного опыта, необходимого для «открытия нового знания».

- Что подсказывает стихотворение?

- Как понимаете слово «здравствуйте»?

- Какие слова вы говорите утром родителям?

- Когда приходите в школу своим друзья?

 - А какие слова приветствия сказали вы сегодня, придя в школу учителям?

- А какие слова вы говорили, выходя из дома, своей маме?

- Как называются такие слова?       

Отвечают на вопросы учителя. Анализируют, размышляют.

Доброе утро!, Здравствуйте!, Привет! и т.д) 

(Вежливые)

Анализ, размышление.

Построение речевых высказываний.

  1. Подготовка к восприятию текста.

- Какие слова мы называем «добрыми», «вежливыми»?

- Как по-другому называют такие слова? (волшебные)

-  Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

(О волшебных словах)

Какие ещё волшебные слова вы можете назвать?

Прочитайте стихотворение. Вставьте недостающие слова:

 (Слайд№2)

Встречая друзей и знакомых,
С улыбкой в глаза им гляжу,
Быть вежливым очень легко мне,
Я 
 «__________» первым скажу.

(Слайд№3)

Придумалось кем-то красиво-
За помощь поблагодарить,
Обычное слово 
 «__________»
Нельзя забывать говорить.

 Определение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать с рассказом Валентины Осеевой «Волшебное слово»

(Слайд№4) Портрет

Валентина Овсеева родилась в Киеве в семье инженера. Она мечтала стать актрисой. Но так как она очень любила  детей - вся ее творческая работа была связанна именно с ними. Она стала детской писательницей. Первым ее дебютным рассказом стал рассказ "Гришка".

- Мы сегодня познакомимся с её рассказом «Волшебное слово»

- Откройте учебник на стр. 58

- Предположите, о чем сегодня мы будем читать, чему будем учиться?

- Рассмотрите иллюстрацию из произведения.  

- Кого вы видите?

- Предположите, кто будет героями произведения?

Здравствуйте, Спасибо, До свидания, Пожалуйста, Спокойной ночи, Доброе утро и т.д.

Называют слова

Анализируют, размышляют, отвечают на вопросы.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Выдвигают предположения, анализируют.

(старик, старичок, дедушка и мальчик)

Анализ, размышление.

Построение речевых высказываний.

Анализировать, воспринимать материал

  1. Изучение нового учебного материала.

Словарно-лексическая работа.

- Прежде, чем знакомиться с содержанием рассказа, давайте выясним смысл некоторых слов, встречающихся в тексте.

Чуть не поддал хорошенько - чуть не ударил.

Стряпает – готовит пищу.

 

Чтение рассказа с остановками (начинаю я, продолжают дети)

1) чтение первой части– до слов («Он вскочил  побежал домой»).

-  Какое впечатление у вас сложилось о мальчике. Какой он?  

Докажите словами из текста.

- Найдите в тексте, как выглядел старичок.

- Кого он вам напомнил?  

- Почему?

- Как можно озаглавить 1 часть?

 -Предположите, какое слово мог подарить старичок Павлику?

- Давайте узнаем, правильно ли вы думаете?

- Как только вы найдете это слово, остановитесь.

 

2. чтение второй части– до слов (Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…)

- Какое же это слово?

- Как можно озаглавить 2 часть.

 

3. Чтение рассказа до конца. 

- Дочитайте рассказ.

-Оправдались ли ваши предположения?

- Как можно озаглавить 3 часть.

 

Отвечают на вопросы, анализируют:

(грубый, невоспитанный)

(Сердитое лицо, покосился, кричал, плакал, ссорился, сердито буркнул, сжал кулаки, стукнул кулаком)

(Волшебник, маг, чародей) (Он говорит о волшебном слове)

(Разговор со стариком)

(Это слово «пожалуйста») («Пожалуйста»)

(Помогло! Помогло!)

Осуществлять поиск информации в тексте

Уметь прогнозировать содержание произведения

  1. Физкультминутка

Игра на внимание «Пожалуйста».

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пожалуйста». Я буду просить вас выполнять различные действия, но вы должны будете их выполнять только тогда, когда я скажу слово «Пожалуйста», если вы не услышите это слово, то выполнять действие не нужно.

-Встаньте, пожалуйста!

-Руки вверх!

-Пожалуйста, руки вверх!

-В стороны!

-Пожалуйста, в стороны!

-Пожалуйста вниз!

-Руки на пояс!

-Пожалуйста, руки на пояс!

-Наклоны туловища вправо и влево, начинай!

-Пожалуйста, начинай!

-Закончить упражнение!

-Пожалуйста, закончите упражнение!

-Пожалуйста, садитесь!

 

- Молодцы! Вы очень внимательны. Мы хорошо отдохнули и можем продолжить нашу работу!

Выполняют физические упражнения только услышав слово «пожалуйста».

Формирование установки на здоровый образ жизни

  1. Этап закрепления новых знаний. Вторичное восприятие текста.

Работа над образом героя.

- Кто главный герой рассказа?

- Что случилось с Павликом?

- Каким мы его увидели вначале рассказа?

- Каким мы видим его в конце рассказа?

- Кто помог Павлику? (Старик).

- Скажите, как менялось поведение Павлика, после того, как он узнал волшебное слово.

(говорил тихим голосом, смотрел в глаза, думал о волшебном слове,

подпрыгнул от радости, прошептал, положил руку на плечо,попросил тихо)

 Вторичное восприятие текста.

- Включаю аудиозапись + слайдшоу с картинками рассказа (5 минут)

Включение в систему знаний и повторений. (Слайд )«пословицы»

- Перед вами пословицы. Подумайте, какая из них подходит к нашему произведению и точнее выражает главную мысль рассказа.

  • Добрый человек добру и учит.
  • Сначала думай, потом – говори.               
  • Век живи, век учись      

- Какая пословица подходит к рассказу.

  • Добрый человек, добру и учит.

- Так какова главная мысль рассказа?

Анализируют, размышляют, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы, анализируют содержание рассказа, рассуждают, предполагают.

Объясняют свой выбор пословицы.

понимать и объяснять поступки героев

воспринимать на слух художественное произведение

соотносить смысл пословицы и основную мысль рассказа

объяснять нравственный смысл рассказа

  1. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

- Понравилось ли вам произведение? 
- Может ли быть слово волшебным? В чем же заключилось волшебство?

- Почему автор так озаглавила рассказ?

- Вспомните, как Павлик называл старичка?

- Действительно ли старичок оказался волшебником?  

- Как действуют волшебные слова на людей?

-С какой целью надо употреблять «волшебные» слова?

 

- Ребята, наш урок подошёл к концу. И я предлагаю вам написать на лепестке любое вежливое слово, которое вы употребляете в своей жизни, а если вам трудно говорить вежливые слова оставьте лепесток пустым. (Составляем ромашку добрых слов НА ДОСКУ).

 

 - Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня работали!

- д\з – ещё раз прочитать рассказ В. Осеевой «Волшебное слово»

- На следующем уроке мы продолжим работать с этим рассказом.

Обобщают,

оценивают себя.

(Волшебник)

(Это простой человек)

(Люди становятся добрее, улыбаются в ответ) (Чтобы доставить людям приятное, чтобы не огорчать людей, а радовать).

Строят речевое высказывание.

Осмысляют учебный материал.

Осуществлять итоговый контроль

Способность к самооценке

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока ИЗО во 2 классе коррекционной школы по теме "Волшебная страна Дымково"

Цель урока: закрепить знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки....

Конспект урока по математике 4 класс УМК Школа России Тема урока: Таблица единиц времени

1. Создать условия для формирования понятий: «Время», «Единицы времени», умения организовывать и поддерживать диалог, способность слушать, сотрудничать;2. Способствовать развит...

Конспект урока по литературному чтению "Буква ь" Школа России

Структура урока «Открытие нового знания»                   КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ...

презентация к уроку русского языка , 2 класс , программа "Школа России". Тема: "Какие слова пишутся с большой буквы?"

Данный урок проведен в  рамках районного методического объединения  учителей; сопровождался презентацией Microsoft PowerPoiht....

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)

Конспект урока по литературному чтению "Рукавичка" ("УМК "Школа России", 1 класс)...