" Осень в произведениях русских писателей"
методическая разработка по чтению (4 класс)

Это интересное, познавательное мероприяти может быть интегрированным уроком по литературному чтению, музыке и окружающему миру. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_prazdnika.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий праздника «Осень в произведениях русских поэтов».

4 класс

Цели: 

  1. Развить творческие способности учащихся, воспитывать любовь к природе, поэзии, ответственность за порученное дело.
  2. Способствовать развитию умения самостоятельно добывать и использовать необходимую информацию, работая со справочной и дополнительной литературой.

Задачи: 

-активизировать творческие способности учащихся во время чтения литературных произведений, исполнения песенных композиций;

-оформить актовый зал, учитывая важную роль эстетического воспитания учащихся,

-расширить знания учеников об особенностях осеннего времени года с учетом народных традиций и примет,  ориентируясь на литературное и музыкальное творчество;

- организовать выставку творческих работ детей из природного материала;

- привлечь родителей к организации и проведению мероприятия.

Оборудование: 

-костюм «Осень»,

-осенние дары (фрукты, овощи, шишки, листья и грибы), различные мелкие предметы для игры,

-аппликации из природного материала

Ход мероприятия:

(Слайд 1.)    Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята! За окнами сейчас осень… По- разному мы называем её: холодной, золотой, щедрой, дождливой, грустной… Но, как бы там ни было, осень – прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учёбы в школе, это подготовка к холодной и долгой зиме… И как бы там ни было на улице – холодно или тепло – родная земля всегда прекрасна, привлекательна, очаровательна! Мы рады приветствовать вас на празднике, посвященном замечательной поре – осени. Все времена года щедры. Весна – зелени и силы не жалеет, лето – солнышка яркого, зима белого снежка. А осень, наверное, самая богатая: на яркие краски, щедрый урожай.

Ученик 1

В золотой карете,

Что с огнем игривым,

Проскакала осень

По лесам и нивам.

Ученик 2

Добрая волшебница

Все переиначила:

Ярко-желтым светом

Землю разукрасила

Ученик 3

С неба сонный месяц

Чуду удивляется.

Все кругом искрится,

Все переливается

Ученик 4

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят… Летят… Летят…

Ученик 5

Пролетают паутинки

С паучками в серединке,

И высоко от земли

Пролетают журавли.

( Слайд 2.)  

Учитель:

- Художница – осень разводит кистью чудесные краски. Обмакнет свою кисть в золотую краску – и заиграют березки и клены; брызнет багрянцем - заалеют макушки осин и рябин. Могучие дубы осень одела в нежно-коричневые кафтаны. Присядет наша художница на пенек и задумается, шелестя листьями, все ли раскрасила в своем тереме расписном?

(Слайд 3.)

6 ученик:

Бродит в роще листопад

По кустам и клёнам,

Скоро он заглянет в сад

Золотистым звоном.

7 ученик:

Соберём из листьев веер,

Яркий и красивый.

Пробежит по листья ветер,

Лёгкий и игривый,

8 ученик:

И послушно ветру вслед

Листья улетают.

Значит лета больше нет,

Осень наступает.

9 ученик: 

Осень! Славная пора!

Любит осень детвора.

Сливы, груши, виноград -

Всё поспело для ребят.

И арбуз увидев важный,

Оживится детвора -

И радушно скажет каждый:

Здравствуй, осени пора!

10 ученик: 

Приходи к нам, Осень, в гости!

Принеси рябины гроздья,

Мёду сладкого, густого,

Связку лука золотого,

Яблок спелых и румяных,

Кабачков и баклажанов.

Собери плоды с полей,

Их для нас не пожалей.

Любим мы твои дары!

Нет в году щедрей поры!

(Т. Шорыгина)

(Исполняют песню « Листопад»)

 11 Ученик:

Журавли на юг летят.

Здравствуй, здравствуй, осень!

Приходи на праздник к нам,

Очень, очень просим.

12 Ученик:

Здесь мы праздник радостный

Весело встречаем,

Приходи, мы ждём тебя,

Осень золотая!

(Под музыку появляется Осень)

Осень:

Вы обо мне? А вот и я!

Привет осенний вам, друзья!

Вы рады встретиться со мной?

Вам нравится наряд лесной -

Осенние сады и парки?

Да, немало времени и усилий мне понадобилось, чтобы все увидели природу в таком великолепном уборе. И сейчас я могу присоединиться к вам на празднике. Давайте же вместе будем петь, танцевать и веселиться!

Ученик:

Здравствуй, осень, здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим:

Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки.

Дети: Значит, будут пироги.

Осень: Принесла Вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень: Принесла Вам овощей!

Дети: И для супа, и для щей!

Осень: А уж яблоки, как мёд.

Дети: На варенье, на компот.

Осень: Принесла я мёду полную колоду.

Дети: Ты и яблок, ты и хлеба,

Ты и мёду принесла.

А хорошую погоду

Ты нам, осень, припасла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

Ведущая: (обращается к Осени).

Ты, Осень, сделала очень много, но и мы времени зря не теряли. Все лето мы трудились, чтобы осенью собрать богатый урожай плодов.

(Слайд 4 ) Осень:

Урожай у нас хорош, уродился густо:

И морковка, и картошка, белая капуста,

Кабачки зеленые, красный помидор

Затевают длинный и серьезный спор.

(инсценировка стихотворения Н. Семёнова "Спор овощей")

Овощи:

Кто из нас, из овощей,

 И вкуснее, и нужней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Горошек: (весело)

Я такой хорошенький

Зелёненький мальчишка!

Если только захочу,

Всех горошком угощу!

Свёкла: (важно)

Дай сказать хоть слово мне,

Выслушай сначала.

Свёклу надо для борща

И для винегрета.

Кушай сам и угощай -

Лучше свёклы нету!

Капуста: (перебивая)

Ты уж, свёкла, помолчи!

Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги капустные!

Зайчики-плутишки любят кочерыжки.

Угощу ребяток кочерыжкой сладкой.

Редиска:

Я - румяная редиска,

Поклонюсь вам низко-низко.

А хвалить себя зачем?

Я и так известна всем!

Морковь:

Про меня рассказ недлинный.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку -

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

Помидор:

Не болтай, морковка, вздор,

Помолчи немного.

Самый вкусный и приятный

Уж, конечно, сок томатный.

Картошка: (скромно)

Я, картошка, так скромна -

Слова не сказала...

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Ведущий: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно!

(слышится стук в дверь. Все овощи замолкают)

Ведущий: Кто-то, кажется, стучит...

(входит ученик в костюме Айболита)

Овощи: Это доктор Айболит!

Айболит: Ну, конечно, это я! О чём спорите, друзья?

Овощи:

Кто из нас, из овощей,

Всех вкусней и всех важней?

Кто при всех болезнях

Будет всем полезней?

Айболит: (расхаживая)

Чтоб здоровым, сильным быть

Надо овощи любить

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

В каждом польза есть и вкус,

И решить я не берусь:

Кто из вас вкуснее, кто из вас нужнее!

Ведущий: Как разрешить спор овощей? А известно ли вам о значении овощей в жизни человека?

 (Слайд 5)  Овощи – копилка витаминов (от латинского слова «вита», что означает «жизнь»).Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами заболевших людей.

Морковь и фасоль лечат от малокровия тех ребят, чьим щёчкам необходимо порозоветь. Перец выпроваживает из организма цингу, то есть лечит дёсна. А салат и томат заставляют толстячков похудеть. Капуста лечит язву желудка, а репа, кабачок, баклажаны и арбуз помогают тем, у кого болит печень. Бабушки и дедушки у кого поднялось кровяное давление, обращаются за помощью к тыкве, петрушке и свёкле.

На огородах нашей планеты выращивают более 120 видов овощных культур и 70 огородных культур. Попробуйте отгадайте загадки об овощах.

Конкурс загадок

1)Уродилась я на славу.

Голова бела, кудрява.

Кто любит щи, борщи –

Меня в них ищи. ( Капуста)

2)Не видна из грядки.

Играет с нами в прятки.

И никто бы не нашёл,

Да гляди – торчит хохол!

Потяните крепко – вытащится

( Репка )

3)Заставил плакать всех вокруг,

Хоть он и не драчун, а … ( Лук )

4)Маленький, горький, луку – брат. ( Чеснок)

5)Зелен и густ

На последней грядке куст.

Покопай немножко –

Под кустом - … (Картошка)

6)Любопытный красный нос

По макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке

Зелёные прядки. ( Морковь)

7)Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный. (Арбуз).

8)Желтая курица

Под тыном дуется. (Тыква).

9)На солнце я похожий,

И солнце я люблю,

За солнцем поворачиваю

Голову свою. (Подсолнух).

10)Росло-повыросло.

Из куста повылезло,

По рукам покатилось,

На зубах очутилось. (Орех.)

 

11)Летом в огороде

Свежие, зелёные,

А зимою в бочке –

Крепкие, солёные. (Огурцы.)

12)Растут на грядке зелёные ветки,

А на них - красные детки. (Помидоры.)

Ведущий: Хорошо вы знаете, загадки!!!

Конкурс «Угадай овощи и фрукты»

(В непрозрачный мешочек кладутся кусочки овощей и фруктов. Детям завязывают глаза, дети пробуют кусочки и угадывают овощ.)

Ведущий: Знаете ли вы, что осени помогают в делах верные три братца? Первый – самый молоденький, дружит с теплым солнышком и морем. Он бывает то веселым, то грустным. Пройдет сквозь деревья, махнет рукой, начнет зелень деревьев перекрашивать!

Отгадайте:

Опустел наш школьный сад,

Паутинки вдаль летят,

И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ,

Что за месяц к нам пришёл?

(Дети отгадывают, что это осенний месяц – сентябрь). Выходит ученик –сентябрь.

(Слайд 6)

Сентябрь

На кусте – кусточке

Желтые листочки,

Виснет тучка в просини –

Сентябрь – первый месяц осени.

- Сентябрь – отлетная пора

- Сентябрь – чародей света

- Сентябрь – пора золотой осени

- В старину говорили, что сентябрь – ревун и хмурень. Но прежде хмурых и дождливых дней наступает чудесная пора бабьего лета - теплые и ласковые дни, когда в воздухе летают нити паутинок, похожих на женские волосы.

Ведущий: Вот и приходит пора следующего месяца. Месяц первого снега и первых холодов.

(Слайд 7)

Всё мрачней лицо природы:

Помрачнели огороды, оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса.

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился? ( дети – октябрь, выход)

(Слайд 8)

Октябрь

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе,

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

Заготовлены дрова

На зиму для печек.

(Слайд 9)

Приметы - Октябрь – предзимье, первый суровый месяц осени.. А вот имена, которые дал октябрю русский народ: листобой, грязник, ветродуй, мокро-хвост и ещё хлебник – потому,что закрома полны, убраны все с поля.

Ведущий: Про следующий месяц говорили так, сентябрёв внук, октябрёв сын, зиме родной батюшка.

(Слайд 10)

Поле черно-белым стало,

Падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало

Льдом сковало воды рек.

Мёрзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц? Подскажи? (Это месяц – ноябрь. Выход ноября)

(Слайд 10) Ученик:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная тень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу. Приближалась

Довольно скучная пора…

Стоял ноябрь уж у двора!

Ноябрь – ворота зимы, месяц молодого ,звонкого льда.

В народе называли Ноябрь — «грудень». Так как смерзшаяся земля мертвыми грудами (кочками) лежит на дорогах .

Ведущий. Во все времена поэты и писатели восхваляли красоту осенней природы.

Ребята, сейчас зачитают вам отрывки из стихотворений, а вы должны назвать автора.

Алексей Николаевич Плещеев

Осень наступила, высохли цветы

Осень наступила,

Высохли цветы,

И глядят уныло

Голые кусты.

Вянет и желтеет

Травка на лугах,

Только зеленеет

Озимь на полях.

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

Зашумели воды

Быстрого ручья,

Птички улетели

В теплые края

 

Фёдор Иванович Тютчев

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора —

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё — простор везде,-

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь —

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле…

Иван Алексеевич Бунин

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора,

Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть из серебра.

Александр Сергеевич Пушкин

Унылая пора, очей очарованье

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ю. Шведова

Золотая осень,

Прекрасная пора!

Серебром и золотом

Укрыла лес, поля.

Разукрасила листочки,

Как цветные мотылечки.

Но подули ветры,

Оголили ветви.

Листья с дерева упали,

Все кругом ковром устлали.

Ну а лес, а лес - он весь

С чудной золотинкой,

И грибов в лесу - не счесть.

Собирай в корзинку!

Конкурс «Кот в мешке»

В мешочке спрятаны овощи и фрукты. С завязанными глазами ребёнок достаёт овощ из мешка и на ощупь определяет, что это. (Картофель, яблоко, помидор, огурец, кабачок, апельсин, морковь, свёкла, лук, чеснок, баклажан. Можно другие овощи или фрукты)

Конкурс «Викторина»

(Слайд 12)

1. Из чего фея из сказки Ш. Перро "Золушка" превратила карету? ( из тыквы)

2. Какое растение, позднее достигшее необъятных размеров, посадил и вырастил дед из одноимённой русской народной сказки? ( Репа).

3. Назовите овощ - классический заменитель носа у снеговика. (Морковь)

(Слайд 13)

4. Какой овощ состоит из двух нот? ( Фасоль).

5. Какой овощ в переводе с латинского языка обозначает "золотое яблоко"? ( Помидор)

6. Как иначе в России называют синенькие овощи? (баклажаны).

(Слайд 13)

7. Какой овощ придаёт борщу красивую бордово-красную окраску? ( Свекла).

8. Каким овощем в старину называли лодырей? (Горохом).

9. Что редьки не слаще? (Хрен).

10. Бывает и сладким, и горьким. (Перец).

11. Продукт подсолнуха и тыквы. (Семечки).

(Слайд 14)

12. В каком овоще содержится очень много крахмала? (Картофель).

13. Он почти как апельсин, с толстой кожей, сочный,

Недостаток лишь один - кислый очень, очень (Лимон)

15. Три сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая чернеет, а третья- белеет.. (Смородина).

Ведущий: Ребята, осень приходит не только с богатым урожаем овощей и фруктов, но и с корзинкой грибов. Угадайте каких.

(Слайд 17)

Я в красной шапочке расту.

Среди корней осиновых

Меня увидишь за версту, -

Зовусь я … (подосиновик)

Не спорю, я не белый, -

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще (подберезовик)

Очень дружные сестрички.

Ходим мы в беретах.

Осень в лес приносим летом

Золотистые … (лисички)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растем в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

(Слайд 17)

Посмотрите-ка, ребята:

Тут - лисички, там - опята,

Ну, а это, на полянке,

Ядовитые... (поганки)

Знают даже малыши

Красно-белые грибы

Те, что с мухами не дружат.

Не бери ты их на ужин -

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот - красный...

(мухомор)

Ведущий: Сейчас ребята исполнят грибные частушки.

1.Ставьте ушки на макушки,

Слушайте внимательно,

Про грибы споём частушки

Очень замечательно

2.Я на де реве сидела.

С высоты грибы смотрела.

Как подуло ветерком,

Я с берёзы кувырком.

3.Сколько лет тебе сморчок?

Ты по виду старичок.

Удивил грибок меня:

“Возраст мой всего два дня”.

4.Лёня рано-рано встал,

Все грибы в лесу собрал.

Хвалится грибочками

С беленькими точками

5.Кабы - кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися,

Да и в рот катилися.

6.По лесочку шла я, шла,

Много я грибов нашла.

Как увидела медведя,

Еле ноги унесла.

7.Мы с подружкой в лес ходили,

Там огромный гриб нашли.

Мы вдвоём его тащили,

Домой еле донесли.

Ведущий: С приходом осени много слякоти, луж появляется, мы проведем конкурс «Перейди болото» (кочки – цветные вырезанные листья)

1-й ведущий. Осень дарит нам и овощи, и фрукты, и ягоды, но самый ценный, самый дорогой подарок, это… хлеб.

2-й ведущий. На полях созревает хлеб. Хлеб! Какое привычное и все-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом «хлеб» называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.

(Слайд 18)

1 ученик.

Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний.

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб!»

2 ученик.

Вот зерно течёт рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб!»

3 ученик.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб!»

4 ученик.

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

5 ученик.

Хлеб! Наскучит ли он? Никогда!

Без него обойтись и не пробуй -

Без него человеку – беда.

6 ученик.

Он не падает к нам с неба

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба.

Нужен труд десятков рук.

(Слайд 19)

1-й ведущий. Вот какое коротенькое, но ёмкое слово – «хлеб».

(Слайд 20)

Игра «Мы – повара».

На кастрюлях написаны названия блюд (борщ, винегрет, компот) Даны 3 списка продуктов. Нужно выбрать необходимые продукты.        

•        капуста

•        картофель

•        лук

•        морковь

•        крупа

•        мясо

•        свёкла

•        горох

•        винегрет

•        свёкла

•        капуста

•        рыба

•        картофель

•        лук

•        морковь

•        сыр

•        солёный огурец

•        компот

•        яблоки

•        изюм

•        банан

•        чернослив

•        груша

•        арбуз

•        курага

•        урюк

Учитель: Сколько всего хорошего принесла нам осень. И грибы и овощи. И листопад и дождик. И солнышко и первый снежок. И всё же осень – это прекрасная пора.

МУЗЫКА. Дети исполняют песню «Чудная пора осень».

Осень. Я прощаюсь с вами до следующего года. Славно мы с вами сегодня отдохнули. Спасибо вам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая осень в произведениях русских художников

Презентация к  уроку "Изобразительное искусство" , 2 класс....

Осень в произведениях русских художников

Презентация для урока изобразительного искусства в 3 классе.В презентации содержатся репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осеннего времени года....

Презентация к уроку литературного чтения "Осень в произведениях русских поэтов" 2, 3, 4 класс (комплект)

Данная презентация предназначена для уроков литературного чтения в классе - комплекте (2,3,4 классы) при изучениии темы осени в произведениях русских поэтов и писателей.  Совпадение тем - конец с...

Литературный ринг «Семья в произведениях русских писателей и поэтов»

Цели и задачи: В  игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании книг, их названия, авторов. Привить любовь к книге, развивать память, познавательный интерес, умение выразит...

Урок внеклассного чтения "Осень в стихах русских писателей"

воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией....

Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов 1 класс

Класс: 1 «А»Предмет: МузыкаТема урока: "Музыка осени в произведениях русских писателей и композиторов "Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование музыкальной культуры шко...

Тренажер по определению падежей имени существительного в цитатах произведений русских писателей.

Определи падеж имен существительных.А.С. Пушкин:“Не мысля гордый свет забавить” (родительный)“Татьяна пред окном стояла” (дательным)“Как гений чистой красоты” (вини...