Понятие «читательский кругозор» и способы его формирования у младших школьников
статья по чтению

Выручаева Анна Олеговна

Прежде опробованные, эффективные когда-то, но воспринимаемые как формальные современным школьником попытки приобщить детей к чтению будут вызывать сопротивление, поскольку сегодня они предпочитают другие способы развлечений и другие способы получения информации, прежде всего, через Интернет. Усиление динамики современной жизни, развитие технических средств коммуникации, хранения и передачи информации, повышение мобильности детской аудитории в освоении цифровых форматов требуют привлечения возможностей цифровой среды для расширения читательского кругозора младших школьников. Актуальность данной статьи определяется не только кризисом чтения в современном мире, но и необходимостью поиска путей его преодоления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие «читательский кругозор» и способы его формирования у младших школьников

Выручаева Анна Олеговна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 318 с углубленным изучением итальянского языка Фрунзенского района Санкт-Петербурга (ГБОУ СОШ № 318),

Санкт-Петербург

Аннотация

Прежде опробованные, эффективные когда-то, но воспринимаемые как формальные современным школьником попытки приобщить детей к чтению будут вызывать сопротивление, поскольку сегодня они предпочитают другие способы развлечений и другие способы получения информации, прежде всего, через Интернет. Усиление динамики современной жизни, развитие технических средств коммуникации, хранения и передачи информации, повышение мобильности детской аудитории в освоении цифровых форматов требуют привлечения возможностей цифровой среды для расширения читательского кругозора младших школьников. Актуальность данной статьи определяется не только кризисом чтения в современном мире, но и необходимостью поиска путей его преодоления.

Прежде чем говорить о понятии «читательский кругозор», необходимо уяснить значение самого слова «кругозор». Под кругозором понимается «объем познаний, интересов, представлений кого-либо» [6, с. 119]. В психолого-педагогической литературе уделяется особое внимание роли кругозора в жизни ребенка. И. В. Бестужев-Лада утверждает, что «кругозор – необходимое условие развития школьника» [5, с. 103]. В. В. Краевский, И. Я. Лернер отмечают, что «кругозор входит в систему ценностей, определяющих жизненную ориентацию школьников» [36, с. 130]. По мнению Н. Б. Крыловой, кругозор – это показатель культуры человека, система знаний, интересов личности, которая формируется на широкой базе информационного знания [22].

С. В. Попова в своей работе делает вывод о структуре кругозора: «кругозор представляет собой системно-структурное образование включающее ряд элементов: достаточный объем знания, развитое мышление, сформированный познавательный интерес, постоянная потребность в самообразовании» [30, с. 31]. В психолого-педагогической литературе как наиболее актуальный выделяют такой компонент кругозора как интерес, который выступает в качестве постоянного побудительного механизма познания [32]. Именно благодаря интересу знания, а также процесс их приобретения могут стать движущей силой развития кругозора. Однако диагностика интереса трудна и неоднозначна. Лучше всего диагностике поддается такой компонент кругозора как объем знаний в определенной области, который напрямую с интересом связан и часто является его результатом.

Понятие «читательский кругозор», которое долго оставалось традиционным, но недостаточно изученным показателем общего кругозора ребенка, впервые подробно рассматривается в работах Н. Н. Светловской, которые мы и берем за основу.

Светловская говорит о прямой корреляции правильно организованной учителем предметной деятельности учащихся с книгой и среди книг с желанием читать книги по выбору и накоплением детьми читательского кругозора [36].

        Читательский кругозор, по утверждению Светловской, – это и «объем знаний и представлений читателя о круге доступного ему чтения и мире книг в целом» [35, с. 72] и «минимальный уровень читательской подготовки, без которого любой читатель (в том числе и учитель начальных классов) свою читательскую деятельность квалифицированно выполнить не готов» [33, с. 112]. В своих работах Наталья Николаевна рассматривает читательский кругозор как явление двуплановое, состоящее из активной и пассивной частей.

Активный читательский кругозор – «это те книги, образы которых читатель (взрослый или ребенок) без усилий вызывает в своей памяти в любое время»; это те книги, которые читатель может мысленно представить перед собой, назвать без усилий [35, с. 72].         

Пассивный читательский кругозор – это знание о книгах-объектах, с которыми читатель не работал, либо работал, но помнит «кое-что, иногда весьма несущественное», например, такие несущественные детали как цвет обложки, переплета, какую-нибудь иллюстрацию. Для того чтобы назвать такую книгу, «читатель должен уметь обратиться либо к своим записям, либо в тот раздел библиотечной картотеки или каталога, с которым он связывает нужную книгу по содержанию» [35, с. 73]. Пассивная часть читательского кругозора – «это лишь резерв для постоянного пополнения активной, так как только активный кругозор создает читателю прочную гарантию читательской самостоятельности». [33, с. 70].

Для читателя одинаково важными являются обе части кругозора. Пассивная часть служит для постоянного пополнения активной части кругозора; активная часть выступает гарантом читательской самостоятельности [35].

        Н. Н. Светловская выделяет три важнейших качества читательского кругозора: 1) широта (или объем); 2) глубина (или уровень освоения содержания книг из активного читательского кругозора); 3) упорядоченность [35].

Упорядоченность  – это «уровень обработанности тех связей, которые помогают читателю целесообразно систематизировать мир книг в целом, а потому при необходимости мысленно вызывать в сознании или воображении те конкретные книги или те части мира книг, которые нужны сейчас: книга – тема, книга – автор, книга – жанр; автор – книги, тема – авторы, тема – книги, жанр – книги, жанр – авторы; автор – темы, вопрос – тип книги» [35, с. 74].

        Систематизация доступного круга чтения может быть представлена следующим образом: по форме речи (проза – стихи); по темам чтения. Кроме того, Н. Н. Светловская выдвигает показатель, для нас абсолютно неприемлемый: книги хорошие и плохие. По мнению исследователя, ядро хороших книг составляет так называемый «золотой фонд» детской литературы, среди них – детская классическая литература [35, с. 25]. Однако нам представляется, что сам факт принадлежности к «золотому фонду» или невключенность в него – не могут быть критерием, позволяющим оценивать книгу как хорошую или плохую! Тогда в категорию «плохие книги» рискует попасть вся современная литература, не зачисленная в золотой фонд.

        В этом вопросе нам намного ближе позиция другого исследователя – Т. С. Троицкой, которая примитивную оценку – плохой-хороший заменяет на понятие читательской позиции. Она считает, что понятие «читательский кругозор», наравне с таким понятиям как «навык чтения» является одним из компонентов линии читательской деятельности [44, с. 9]. Линия читательской деятельности связана с читательскими интерпретациями учеников, с формированием их читательских позиций [42]. По Троицкой, читательский кругозор – это «культурная составляющая читательской деятельности, наработка культурного запаса и читательского опыта, необходимого для полноценного восприятия произведений искусства, в том числе их интертекстуальных взаимосвязей» [42, с. 70].

        По мнению Т. С. Троицкой, необходимо обратить особое внимание на линию читательской деятельности, так как именно здесь оказывается возможным осуществление «перехода от учебного действия к естественному чтению, сопровождающему человека на протяжении всей сознательной жизни» [42, с. 69]. Линия читательской деятельности должна выстраиваться на материале массовых детских изданий («живых» детских книг) и рабочих тетрадей, с привлечением книг из домашних и публичных библиотек [42]. Формирование читательского кругозора и интереса к чтению – это одна из важнейших образовательных задач, требующая обязательного решения и сохраняющая свою актуальность на всех этапах обучения, тогда как приоритет других составляющих линии читательской деятельности меняется от первого к четвертому классу [44].

        Т. С. Троицкая считает, что процесс формирования читательского кругозора возможно осуществить как в рамках учебных занятий (через использование специальных заданий, побуждающих учащихся выйти за пределы школьного учебника), так и во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, в процессе специально организованного домашнего чтения (через использование списков литературы, рекомендованной для самостоятельного чтения и чтения с родителями, ведение читательских дневников, проведение читательских конференций, организация книжных выставок) [42].

Т. С. Троицкая для расширения читательского кругозора младших школьников рекомендует привлекать «внеучебниковый» материал, который появляется в связи с заданиями, направленными на обращение к массовым детским изданиям, детским книгам. Данный материал для каждого ученика оказывается «индивидуальным, благодаря этому в классе осуществляется своеобразный обмен домашними находками, что также значительно расширяет как исследовательский опыт, так и читательский кругозор учащихся» [42, с. 63].

        Т. С. Троицкая говорит о том, что основной материал учебника должен постепенно «обрастать» сопоставимым с ним литературным материалом, «притягивать» к себе произведения других видов искусства, например детские спектакли, мультфильмы, а также их сценарии, песни, созданные на стихи детских поэтов. Именно такой подход позволяет сформировать «потенциальный круг расширения читательского кругозора» младших школьников, в который входит то, что будет «нанизываться», присоединяться к знакомому за пределами школы, а также в последующей учебной деятельности [42, с. 64].

«Задача расширения читательского кругозора сохраняет свою актуальность на всех этапах обучения», – утверждает Т. С. Троицкая [43, с. 17]. С этим утверждением трудно не согласиться, но возникает вопрос – каким образом с 1-го по 4-й класс начальной школы усложнять работу по развитию читательского кругозора? Просто увеличивая объем произведений, как советует Н. Н. Светловская?

Нам вновь ближе позиция Т. С. Троицкой, в системе которой развитие и усложнение читательского кругозора заложено в самой программе литературного чтения: «переход от учебного действия к естественному чтению, которое сопровождает человека на протяжении всей сознательной жизни, должен произойти именно в этом возрасте и наиболее вероятен в условиях школьного обучения» [43, с. 18]. В статье «Альтернативные подходы к литературному образованию младших школьников: попытка диалога» она пишет: «расширение круга чтения младшего школьника при традиционном подходе происходит именно в семье, … стихийно и естественно в разговорах с родителями и со сверстниками, а потом и с самим собой…» [41, с. 159].

        «Расширение же круга чтения в нашей технологии происходит в процессе углубления и рефлексии знакомого. Так, обнаружив, что известная с раннего детства каждому русскому человеку сказка «Теремок» существует в большом количестве как фольклорных, так и литературных вариантов (первый «круг» расширения), начинаем «проверку на варьируемость» других народных сказок (второй «круг» расширения) - сначала на это нацеливают специальные задания, позже дети самостоятельно проверяют, соответствует ли то, что есть у них дома, школьным наблюдениям. Так присутствующее в дошкольном опыте произведение, как снежный ком, начинает «обрастать» связанным с ним материалом. В центре остается «родное», «мое», «домашнее», оно цементирует и «согревает» добытое в школе («это все о моем»), повышает самооценку ребенка» [41, с. 161].

        «Крайне важен также опыт соотнесения собственного репертуара, собственных наблюдений и читательских реакций с репертуарами, наблюдениями и реакциями одноклассников, а также первые шаги в формировании рефлексивной позиции по отношению к собственной деятельности, собственной читательской индивидуальности. Эти базовые приобретения становятся фундаментом дальнейшего литературного развития и читательской культуры наших учеников» [45, с. 29]. Это психологически точное и чрезвычайно важное для нас указание. Завершающий этап начальной школы – начало раннего пубертатного возраста школьников, главными психическими новообразованиями которого являются, по Л. С. Выготскому, появление и развитие рефлексии и социальная ориентация на сверстников. Действительно, как показала практика, лучшими навигаторами в море книг дети этого возраста считают не взрослых, а своих ровесников, и именно их рекомендациям больше доверяют.

        Важная роль отводится читательскому кругозору и в трудах методистов петербургской школы. М. П. Воюшина пишет о том, какую роль в формировании читательского кругозора играет изучение литературы в начальной школе. Она утверждает, что знание читательского кругозора каждого ребенка необходимо учителю, чтобы целенаправленно приобщать учеников к чтению [12]. Она считает, что «необходимо включать в круг чтения произведения, расширяющие жизненный и читательский кругозор, произведения с трагическим финалом, трудные для восприятия», следует знакомить детей «с произведениями, раскрывающими трагические противоречия жизни» [13, с. 114].

Мария Павловна убеждена, что круг детского чтения необходимо расширять за счет произведений, которые изначально были адресованы взрослым: «Если ограничиться только детской литературой, развитие читателя затормозится» [13, с. 114].

Не только учитель формирует читательский кругозор ребенка. О связи кругозора и семейных традиций пишет Б. Г. Ананьев. Он утверждает, что не стоит забывать, о том, что на процесс формирования кругозора большое влияние оказывает духовная атмосфера семьи, ее традиции, устои, нравы, психологический климат [1]. С. А. Кислинская утверждает, что «низкая степень развития у младших школьников читательского кругозора во многом объясняется отсутствием взаимодействия между членами ближайшего окружения» [19, с. 351].

Об уровнях сформированности читательского кругозора говорится и в работах таких ученых как Н. Н. Светловская и Т. С. Троицкая. Выделяют 3 уровня сформированности читательского кругозора: низкий, средний, высокий [33], [42].

Ученые обратили внимание на связь читательского кругозора и средств массовой коммуникации. Б. Г. Ананьев говорит о роли массмедиа в процессе формирования и расширения кругозора. Он утверждает, что «средства массовой коммуникации расширяют кругозор и диапазон интересов учащихся, дополняя школу, одновременно составляя ей конкуренцию» [1, с. 27]. В. П. Муштаев говорит, что «если проанализировать любую из учебных телепередач, можно сделать вывод: расширяют кругозор учащихся дополнительным материалом, эмоционально решенным средствами телепередач» [25, с. 51].

Влияние информационного потока на человека и его кругозор многократно описано в литературе. Современное общество – это общество информационное, в котором, происходит увеличение роли информации, изменяется характер общения человека с внешним миром: «человек получает необходимую информацию и сам в свою очередь вырабатывает ее, пополняя свой кругозор» [5, с. 68].

Одним из важнейших средств формирования обшей культуры школьника является детская периодика [17].

Детский журнал может стать одним из помощников учителя при формировании широкого читательского кругозора у младших школьников. По мнению С. А. Белоруссовой, журнал, созданный взрослыми для детей, заинтересовывает свою аудиторию содержанием (материалом, значимым для нравственного, эстетического развития, формирования познавательного интереса), внешним видом, а чтение такого журнала «развивает, в первую очередь, кругозор ребенка, т.е. дает дополнительные знания, выходящие за рамки школьной программы» [4, c. 186].

 Детские журналы представляют возможный для младшего школьника круг чтения в целом, отражая разные стороны окружающей ребенка действительности [50]. Н. С. Юрьева считает, что «журнал пробуждает читательские интересы младшего школьника, дает им направление» [50, с. 30], а для того, чтобы удовлетворить свой интерес, ответить на возникшие при чтении журнала вопросы, школьнику приходится обращаться к книгам.

Помогают пробуждению читательских интересов и следующие приемы детской журналистики, разработанные более чем за два века развития периодики и описанные И. Н. Арзамасцевой: 1) приемы диалога с читателями – переписка, задания, конкурсы и анкеты, игры и кроссворды, публикация различных материалов, пригодных для коллекционирования; 2) логотип и постоянный журнальный персонаж – спутник и приятель читателя; 3) текстовое содержание – «стихи, рассказы, сказки, повествования с продолжением, а также статьи, в которых познание чего-либо сочетается с побуждением к действию» [2, с. 492].

В детских литературно-художественных журналах заключен большой педагогический потенциал, основанный на богатой истории детской журналистики в России, на ее лучших традициях. Использование детских литературно-художественных журналов в процессе обучения может положительно повлиять на читательский кругозор младших школьников.

Во-первых, на страницах детских журналов младший школьник знакомится с произведениями публицистики, литературы, искусства, выходящими за рамки школьного учебника, получает представление о доступном ему круге чтения.

Во-вторых, благодаря особой подаче материала, учитывающей особенности юной аудитории, современным иллюстративным возможностям детские журналы пробуждают читательские интересы младшего школьника, вызывают желание сделать своим доступный ему круг чтения. По мнению Н. С. Юрьевой, целостное мнение о доступном ему круге чтения младший школьник может получить только через параллельное чтение книг и детских журналов [50].

Подводя итоги, мы можем сказать, что существует значительное количество работ, посвященных проблеме расширения читательского кругозора у младших школьников. Все близкие нам ученые говорят о необходимости выхода за рамки учебника и школьной программы для эффективного формирования читательского кругозора младшего школьника.

В этих методических системах активное формирование читательского кругозора младшего школьника связано:

  • с размыканием школьной программы;
  • с переносом «излишка» литературных произведений в домашнее и семейное чтение;
  • с использованием детской периодики;
  • с установлением связи урочной и внеурочной деятельности;
  • с формированием активной читательской позиции в диалоге со сверстниками и старшими (учителем, библиотекарем и родителями);
  • с активным использованием потенциала СМИ.

Список используемой литературы

  1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г.Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
  2. Арзамасцева, И.Н. Детская литература: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / И.Н.Арзамасцева, С.А.Николаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 576 с.
  3. Аскарова, В.Я, Зубанова Л.Б., Изучение детского и юношеского чтения в эпоху цифровой реальности: актуальные исследовательские и проектные стратегии / В.Я. Аскарова, Л.Б. Зубанова // Вестник МГУКИ. – 2018. - № 5. - С. 93-103.
  4. Белоруссова, С.А. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий при работе с печатными и рукописными детскими журналами / С.А.Белоруссова // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2018. - Т. 9. - № 1. - С. 185-190.
  5. Бестужев-Лада, И.В. Мир нашего завтра / И.В. Бестужев-Лада - М.: Мысль, 1986. - 267 с.
  6. Большой Российский энциклопедический словарь - М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия, 2003. - 1887 с.
  7. Браташ, В.С., Алексеев, А.И. Электронные ресурсы филологического образования на примере программы «Литературное творчество» / В.С.Браташ, А.И.Алексеев // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды». -  СПб.: ЛЕМА, 2018. - С. 23-27.
  8. Булгакова, С.А. Становление детской журналистики и влияние ее на психологию ребенка / С.А.Булгакова, Д.Л.Гаврин // Язык и социальная динамика. - 2010. - № 10-2. - С. 54-58.
  9. Воюшина, М.П. Диалог урочной и внеурочной деятельности: междисциплинарные проекты в начальной школе / М.П.Воюшина // Моделирование внеурочной деятельности в образовательном процессе начальной школы: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конф. - Елец, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2015. - С. 43-48.
  10. Воюшина, М.П. Литературное развитие ребенка как основная цель обучения литературе [Электронный ресурс] / М.П.Воюшина // Режим доступа: http://oso.rcsz.ru/inf/literaturn.htm 
  11. Воюшина, М.П. Модернизация литературного образования и развитие младших школьников: Монография / М.П.Воюшина. – СПб.: Сударыня, 2007. - 320 с.
  12. Выготский, Л.С. Психология развития человека / Л.С.Выготский. – М.: Смысл, 2006. -1136 с.
  13. Галактионова, Т.Г. Приобщение школьников к чтению: феномен открытого образования [Электронный ресурс] / Т.Г. Галактионова // Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru/donArch/home/news/dek/2009/03/2009-03_r_dek-s2.htm 
  14. Гарднер, Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Г.Гарднер - М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. - 512 с.
  15. Казакова, Е.И. Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования / Е.И.Казакова // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - №4. - C. 102-109.
  16. Капустина, Т.С. Детская периодика: исторический, функционально-типологический и содержательный аспекты / Т.С.Капустина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №1 (129). - С. 99-105.
  17. Дупленцева, А.А. Детская периодика: знания и интересы младших школьников / А.А.Дупленцева, С.А.Кислинская // Герценовские чтения. Начальное образование. - 2014. - Т. 5. - № 1. - С. 345-351.
  18. Книговедение: энциклопедический словарь / ред. Н. М. Сикорский и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1982. - 664 с.
  19. Кривоусова, З.Г. Детские журналы как фактор формирования читательской культуры / З.Г.Кривоусова // Филология и человек. - 2007. - № 4. - С. 129-134.
  20. Кронгауз М.А. Русский язык в XXI веке [Электронный ресурс] / М.А. Кронгауз // Режим доступа: http://otkrytoeprostranstvo.ru/passed-lecture/krongauz-russkij-yazyk-v-xxi-veke/ 
  21. Колосова, Е.А. Детское чтение в современной России: дис. … канд. соц. наук: 22.00.04 / Колосова Елена Андреевна. - М., 2011. - 201 с.
  22. Крылова, Н.Б. Эстетический потенциал культуры / Н.Б.Крылова. - М.: Прометей, 1990. - 146 с.
  23. Курбатова, Ю.В. Использование текстов с нелинейной структурой на уроках литературы[Электронный ресурс]/ Ю.В.Курбатова // Режим доступа: https://slovesnik.org/images/docs/pedagogikatexta2/sbornik-pt-2016-1.pdf 
  24. Маршак, С.Я. О талантливом читателе / С.А.Маршак // С. Маршак. Собрание сочинений в восьми томах. - Т.7. Воспитание словом. - М.: Художественная литература, 1971. - 639 с.
  25. Муштаев, В.П. Уроки искусства. Очерки об учебном телевидении / В. П. Муштаев. - М.: Педагогика, 1985. - 103 с.
  26. Национальная программа поддержки и развития чтения / отв. за вып. Е. Тихонова. – М.: Журнал "Библиотека", 2007. - 43 с. - В надзаг.: Федерал. агентство по печати и массовым коммуникациям. Российский Книжный союз. – То же [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mcbs.ru/chtenie/chtenietext/ 
  27. Овчинский, В.С., Ларина, Е.С.  Мировая цифровая среда: возможности и риски для России [Электронный ресурс] / В.С.Овчинский, Е.С.Ларина // Режим доступа: https://russiancouncil.ru/common/upload/WP15Cybersecurity-Ru.pdf 
  28. Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс] / А.В.Осин // Режим доступа: http://ict.informika.ru/ft/005532/12-29.pdf 
  29. Педагогика начального образования: учебник для вузов / ред. С.А. Котова. - Спб.: Питер, 2017. - 336 с.
  30. Попова, С.В. Формирование музыкального кругозора подростков на уроках музыки и внеклассных занятиях: дис. ... канд. пед. наук: 13. 00. 02 / Попова Светлана Викторовна. - М., 1998. - 133 с.
  31. Пугач, В.Е.О формате современного учебника / В.Е.Пугач // Сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции «Филологическое образование в условиях электронно-цифровой среды». -  СПб.: ЛЕМА, 2018. - С. 78-80.
  32. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л.Рубинштейн. - Спб: Питер Ком, 1999. – 467 с.
  33. Светловская, Н.Н. Введение в науку о читателе / Н.Н.Светловская. - М.: Библиомаркет, 1997. - 156 с.
  34. Светловская, Н.Н. Детская книга пришла в школу / Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 25-28. 21.
  35. Светловская, Н.Н. Наука становления личности средствами чтения-общения: Словарь-справочник / Н.Н.Светловская, Т.С.Пиче-оол. - М.: Экон-Информ, 2011. - 213 с.
  36. Светловская, Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя / Н.Н.Светловская // Начальная школа. - 2003. - № 1. - С. 11-18.
  37. Степанов, В.К.  Библиотеки цифровой эпохи: к разработке стратегии и тактики преобразований/ В.К. Степанов // Современная библиотека. - 2014. - № 9. - С. 34-36.
  38. Теоретические основы процесса обучения в Советской школе / ред. В. В. Краевский, И. Я. Лернер. - М.: Педагогика,1989. - 320с.
  39. Теркулова, И.Н. Цифровая среда как педагогическое условие позитивной социализации обучающихся: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Теркулова Ирина Наильевна. - Новосибирск, 2019. - 498 с.
  40. Типология периодической печати: учеб. пособие для студентов вузов / М. Е. Аникина, В. В. Баранов, О. А. Воронова и др.; ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянская. - М.: Аспект Пресс, 2009. - 236 с.
  41. Троицкая Т.С. Альтернативные подходы к литературному образованию младших школьников: попытка диалога // Новосибирск: Дискурс, 1997. - №3-4. - С. 157-165.
  42. Троицкая, Т.В. Литературное образование младших школьников как коммуникативно-деятельностная система: дис. ... доктора пед. наук: 13.00.02 / Троицкая Татьяна Сергеевна. - М., 2004. - 495 с.
  43. Троицкая Т.С. Литературное образование младших школьников: коммуникативно-деятельностный подход: Монография / Т.С.Троицкая. - М.: АПКиПРО, 2004. -  248 с.
  44. Троицкая, Т.С. Проблемы детской художественной словесности: Учебное пособие для студентов Института детства / Т.С.Троицкая. - М.: Прометей, 2016. - 252 с.
  45. Троицкая Т.С., Петухова О.Е. Литературное чтение. 1-4 классы. Программы общеобразовательных учреждений / Т.С. Троицкая, О.Е. Петухова. - М.: Мнемозина, 2001. - 32с.
  46. Русские журналы для детей (1785–1917 гг.): библиографический указатель и аннотации / сост. З. И. Свиридова, М. И. Холмов. - Л., 1982. - 64 с.
  47. Хрестоматия по психологии: учебное пособие / сост. В. В. Мироненко; ред. А. В. Петровский. - М.: Просвещение, 1977. - 528с.
  48. Челышева, И.В. Взаимодействия медиа и современной детской и молодежной аудитории: «за» и «против» / И.В.Челышева // Медиаобразование. - 2011. - № 3. - С. 31-59.
  49. Чтение. XXI век: коллективная монография / Науч. ред.-сост. В. Я. Аскарова. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2015. - 472 с.
  50. Юрьева, Н.С. Что может детский журнал / Н.С.Юрьева // Начальная школа. - 2005. - № 2. - С. 29-34.
  51. Федеральный государственный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 N 1241, от22.09.2011 N 2357, от 18.12.2012 N 1060, от 29.12.2014 N 1643): [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bezmou.ucoz.ru/_ld/7/ 744_vVw.pdf
  52. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://rg.ru/2012/12/30 obrazovanie-dok.html.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме:"Формирование ключевых компетенций, как способ развития познавательной активности младших школьников".

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим передними проблемы,  которые надо решить”.Роджер ЛевинРебёнок часто не может «взять» то, что хочет «дать» ему учитель. Это п...

Формирование у младших школьников читательской грамотности

Формирование у младших школьников читательской грамотности...

«Роль книги в жизни детей. Дети и книга в эпоху информационной цивилизации. Формирование читательской культуры как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника"

В статье рассматривается актуальная проблема формирования и развития интереса к чтению у современных школьников. На основе проведенного анкетирования прослеживается динамика этого процесса, определяют...

Тема самообразования "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование, позволяющее найти подходы и методы формирования творческих способностей у учащихся в связи с требованиями ФГОС, при которых они приобре...

Особенности процесса формирования у младших школьников ценностных представлений об основных понятиях этики

В настоящее время система отечественного образования находятся в системе и реформирования, так как имеется множество нерешенных проблем. К таким проблемам в первую очередь относится духовно-нравственн...

Индивидуальная проблемная тема самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников" 

Индивидуальный план самообразования: "Формирование читательской компетенции в начальной школе как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"...

Работа с текстом как основной способ формирования читательской компетентности – одной из составляющих функциональной грамотности младших школьников

Одной из важнейших задач современной школы является формирование у детей функциональной грамотности.Одной из составляющих функциональной грамотности, базовым навыком  являются  читатель...