Предмет: Литературное чтение.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Игумнова Наталья Евгеньевна

Предмет: Литературное чтение.

Класс:  3

Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.

Тип урока: Объяснение нового материала.

Цели урока:

1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и          

    выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,   

    особенностями характера  кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим

    удивительно разным по своему  характеру животным.

2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,      

    высказывать своё мнение, делать выводы.

3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;                                             

    воспитывать  чувства ответственности за всё живое на земле.

Ход урока.

 

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

 

«Кувшин счастья»

Ребята,  поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен  счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас  вылейте  его на себя. 

Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок.

 

Слайд Портрет К. Паустовского .

— Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека?

Константин Георгиевич  Паустовский – русский советский писатель. Работал    водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Страсть Паустовского   к путешествиям привела к созданию книг. Многие его   произведения переведены на немецкий, французский  и английский  языки .   

 

 Рассмотрите выставку книг. Что вы об этих книгах можете сказать?

Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные.

Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях?        

      Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского

-Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя).

                                                                                                                                                                                                                       

 

 

-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа.

-Как  автор называет героя?  (ворюга)

-Что означает слово ворюга?  (тот, кто ворует что-либо)

-Подберите однокоренные слова. (воровать, ворворишка, ворище, ворюга)                            -Какой  оттенок у слова «ворюга»?  (грубый, чувствуется отрицательное отношение  автора к герою

Почему автор назвал так свое произведение?

Паустовский выражает своё отношение к герою.

 Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.

 

- Каким вы представляете себе кота-ворюгу.

 

 

Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».

 

-Подумайте, соответствуют ли  ваши предположения содержанию рассказа, изменилось ваше предположение, отношение к коту.

 

(Комбинированное чтение: читает учитель и  ученики)

 

Чтение рассказа с остановкам


– Какая сцена вызвала у вас улыбку?
– Почему он воровал?                                                                                                                                                                                                       - Как вы думаете, поймают ли кота?


– Каким предстал перед вами кот, когда его вытащили из-под дома?

 Как вы думаете, что сделают с котом?
 

– Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть?                                                                                                                                                                                                                   – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?

 

Что показалось удивительным? необычным? смешным?

Оправдались ли наши читательские предположения?

 

 

В тексте нам встретились слова. Давайте научимся их правильно и понимать.

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности.

Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород.

Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека.

Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу.

Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место.

Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва.

Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть.

Шиворот – за ворот, за воротник.

Подпалины - рыжеватое или  белёсое пятно на шерсти животного.

Бухало – производить сильный и глухой звук.

 

Ромашка

 

Простые вопросы.

 Какие изменения произошли в  поведении кота и  как его назвали ребята? Милиционер.

 

Уточняющие вопросы.

 Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый,  мирный, кот- хозяин, кот – защитник).

 

Интерпретационные (объясняющие) вопросы.

 Почему именно за котом шла охота?

 

Творческие вопросы.

Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?

 

Оценочные вопросы. 

Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?

 

Практические вопросы.

Как бы ты поступил на месте кота?

 

- Кто увидел и рассказал эту историю?

(рассказчик и автор - одно лицо)

Автор участник всех событий и рассказывает,  что наблюдал. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке. У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька  .И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга.

Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть»)

- Какой момент является завязкой? 

(Кот украл со стола кусок ливерной колбасы.  Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.) 

 

- Кульминационный момент в рассказе.

У героев встала цель, во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент

В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга.

Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.

 

 

- В чём заключается развязка в этом произведении?

Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера.
 

 

 

Работаем  по    исследованию текста.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки - основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

 

Проведем  работу по исследованию текста и дадим характеристику  кота по данному описанию.

 

 

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кот Варюга

 

Портрет кота в начале рассказа

Отрублен кусок грязного хвоста

Грязный, тощий

Глаза дикие, нахальные

Разорвано ухо

Бандит и  бродяга

 Рыжий цвет — это символ отваги, мужества, показатель бесстрашия. Зелёные нахальные глаза у огненно-рыжего кота с белыми подпалинами на животе. Контраст цветов тоже не случаен. Это важные детали для того, чтобы показать кота как необычного героя.

Он описан как хулиган, боец 

-Как автор называет кота? ( бродяга и бандит, ворюга)

 -Чье мнение выражает автор? ( Своё)

Портрет кота в конце рассказа

кот- хозяин , ласковый

довольный, весёлый

уверенный, мирный

важный, благородный

кот – защитник.

Как он повёл себя после того, как его накормили чего же не хватало коту? (Внимания, заботы)

 

 

 

 

 

 

 

«Ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

 

не хватало Ворюге- заботы и внимания.

Обворовывал

Ловко прятал

Босяцкие выходки

Ругался под домом

Совесть потерял

воровал все

разрыл жестяную банку с червями

протащил кукан с окунями

 уронил колбасу

украл кусок ливерной колбасы

 грозно выл

 

Мирно храпел

Дрожал от негодования

Фыркал

Ходил, как хозяин

Требовал благодарности

 

-Какие изменения произошли с котом?

Какой поступок совершил кот?

 - Какие качества кота проявились в этом поступке? 

Автор показывает действия кота направились на благородные дела

 

 

 

Что использует автор, для описания поступков?     

(глаголы действия.)

-Паустовский оживляет кота (использует приём олицетворение), он наделяет его качествами человека, сравнивая его с мальчишкой-хулиганом, забиякой.

-Как вы думаете, почему кот так ведет себя? желание выжить, будучи никому ненужным Паустовский создаёт образ , который готов на всё, даже на самый отчаянный поступок

 

 

 

 

 

 

Социальный ролик

https://www.youtube.com/watch?v=HFEWJsUi4uM

https://www.youtube.com/watch?v=9CHD7e5Enco

 

 

Составление «Синквейна»

1 строка – одно имя существительное;

2 строка – два прилагательных

3 строка – три глагола

4 строка – предложение

5 строка – синоним к 1строке.

мальчики: Кот – в начале рассказа (до переломного момента).
девочки: Кот – в конце рассказа (после переломного момента).

 

«Корзина мыслей»

 

- Какая проблема поставлена в рассказе?

- В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла.

- Зло можно остановить только добром.

- Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана  действенная сила добра. 

Продолжить фразы:

-Быть добрым- это значит…

-Быть добрым легко…..

-Быть добрым тяжело….

главная идея творчества писателя — человек дол­жен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет.

Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.

 

 

-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге,

2 группа – ребятам из рассказа, 

3 группа – автору,   

4 группа – всем людям.

-Какой совет вы бы хотели им дать?

 

 

 

 

.

.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кот-ворюга844.2 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Константин Георгиевич Паустовский (1892 -1968)

Слайд 3

Ворюга Вор Воришка Что общего у всех слов? Вор Вор

Слайд 5

Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород . Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва . Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть . Шиворот – за ворот, за воротник . Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук.

Слайд 7

Составление « Синквейна » 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке . Паустовский . Благородный, добрый. Оживляет ,сравнивает, описывает. Великолепный знаток русской речи. Писатель.

Слайд 8

Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Экзюпери Выбери главную мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс

Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» (обучение чтению 92 часа) для 1 класса

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтение) по УМК "Школа России" содержит планируемые результаты и характеристику деятельности учащихся....