Предмет: Литературное чтение.
план-конспект урока по чтению (3 класс)
Предмет: Литературное чтение.
Класс: 3
Тема: К. Паустовский. Кот-ворюга.
Тип урока: Объяснение нового материала.
Цели урока:
1. Продолжить работу над формированием навыка сознательного, правильного, беглого и
выразительного чтения, развитию речи. Познакомить детей с повадками, с поведением,
особенностями характера кошки, выросшей на воле; Разбудить интерес, симпатию к этим
удивительно разным по своему характеру животным.
2. Способствовать развитию критического мышления, умению анализировать, сравнивать,
высказывать своё мнение, делать выводы.
3. Содействовать воспитанию бережного отношения к обитателям родной природы;
воспитывать чувства ответственности за всё живое на земле.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Кувшин счастья» Ребята, поднимите руки верх, образно представьте, что вы держите над головой огромный кувшин, этот кувшин наполнен счастьем, добром, позитивом, хорошим настроением, а сейчас вылейте его на себя. Соберитесь с мыслями, настройтесь на хороший и плодотворный урок. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Слайд Портрет К. Паустовского . — Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека? Константин Георгиевич Паустовский – русский советский писатель. Работал водителем трамвая, санитаром, учителем, журналистом. Страсть Паустовского к путешествиям привела к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский и английский языки .
Рассмотрите выставку книг. Что вы об этих книгах можете сказать? Любимая тема писателя – тема природы. И часто главными героями в них становятся животные. Какие качества ценит автор и воспевает в своих произведениях? Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Г. Паустовского -Вспомните, что такое рассказ? (Это жанр литературы, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героя).
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Откройте свои учебники. Прочитайте заглавие рассказа. -Как автор называет героя? (ворюга) -Что означает слово ворюга? (тот, кто ворует что-либо) -Подберите однокоренные слова. (воровать, вор, воришка, ворище, ворюга) -Какой оттенок у слова «ворюга»? (грубый, чувствуется отрицательное отношение автора к герою Почему автор назвал так свое произведение? Паустовский выражает своё отношение к герою. Важная черта характера героя заявлена уже в самом названии.
- Каким вы представляете себе кота-ворюгу.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Послушайте рассказ К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
-Подумайте, соответствуют ли ваши предположения содержанию рассказа, изменилось ваше предположение, отношение к коту.
(Комбинированное чтение: читает учитель и ученики)
Чтение рассказа с остановкам
– Как вы думаете, что сделают с котом? – Почему герои отказались наказывать кота, а просто решили дать ему поесть? – Как вы думаете, есть ли надежда на то, что кот исправится?
Что показалось удивительным? необычным? смешным? Оправдались ли наши читательские предположения? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
В тексте нам встретились слова. Давайте научимся их правильно и понимать. Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород. Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва. Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть. Шиворот – за ворот, за воротник. Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ромашка
Простые вопросы. Какие изменения произошли в поведении кота и как его назвали ребята? Милиционер.
Уточняющие вопросы. Почему именно милиционером назвали кота? (Кот был: благородный, довольный, уверенный, весёлый, важный, ласковый, мирный, кот- хозяин, кот – защитник).
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Почему именно за котом шла охота?
Творческие вопросы. Что было бы, если бы кота не поймали? Продолжал воровать?
Оценочные вопросы. Хорошо ли, что мальчика отказались наказать кота? А что могло бы произойти, если его наказали? Изменился бы кот?
Практические вопросы. Как бы ты поступил на месте кота? |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Кто увидел и рассказал эту историю? (рассказчик и автор - одно лицо) Автор участник всех событий и рассказывает, что наблюдал. Он любит природу, проводит всё своё свободное время на рыбалке. У рассказчика есть друзья Рувим и Лёнька .И ребятам важен рыбный улов. Но в их беззаботную жизнь врывается кот, и не просто кот, а кот — ворюга. Главной задачей рассказчика и его друзей становится поймать кота и наказать его («вздуть») - Какой момент является завязкой? (Кот украл со стола кусок ливерной колбасы. Если бы Ворюга не украл эту колбасу, может быть его и не поймали. Но так как он её украл, то начали развиваться дальнейшие действия.)
- Кульминационный момент в рассказе. У героев встала цель, во что бы то ни стало его поймать. Развиваются действия- сначала они его пытаются с берёзы снять, потом вытащить из под дома. Наконец-то кот попался- это кульминационный момент В рассказе Паустовского есть описание старого заброшенного дома. Между описанием дома и описанием главного героя — кота — есть связь. Писатель использует сравнение заброшенный дом — никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения Ворюга. Олицетворение в изображении дома подчеркивает важную мысль автора о взаимосвязи человека с природой и всем окружающим миром.
- В чём заключается развязка в этом произведении? Кот начал совершать благородные поступки. Кота переименовали из Ворюги в Милиционера.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Работаем по исследованию текста. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Проведем работу по исследованию текста и дадим характеристику кота по данному описанию.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Социальный ролик https://www.youtube.com/watch?v=HFEWJsUi4uM https://www.youtube.com/watch?v=9CHD7e5Enco
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составление «Синквейна» 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке. мальчики: Кот – в начале рассказа (до переломного момента). |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
«Корзина мыслей»
- Какая проблема поставлена в рассказе? - В рассказе поставлена проблема - борьбы добра и зла. - Зло можно остановить только добром. - Добро не только останавливает зло, но и порождает ответное добро (кот стал совершать благородные поступки, тем самым благодарить хозяев). В рассказе показана действенная сила добра. Продолжить фразы: -Быть добрым- это значит… -Быть добрым легко….. -Быть добрым тяжело…. главная идея творчества писателя — человек должен бережно и трепетно относиться к земле, на которой живет. Паустовский призывает нас внимательно всматриваться в окружающий нас мир. Животное в нем действует как животное, само по себе, и вместе с человеком; каждый имеет свой характер.
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||
-Написать письмо 1 группа – коту-ворюге, 2 группа – ребятам из рассказа, 3 группа – автору, 4 группа – всем людям. -Какой совет вы бы хотели им дать? |
|
.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
кот-ворюга | 844.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ворюга Вор Воришка Что общего у всех слов? Вор Вор
Отчаяние – состояние крайней безнадёжности, ощущение безвыходности. Тесовая (крыша) – сделанная из тонких деревянных досок хвойных пород . Босяцкие (выходки) – поступки невоспитанного человека. Кукан – веревка, на которую надевают пойманную рыбу. Заросли – частый кустарник, которым заросло какое-нибудь место. Плотица – небольшая пресноводная рыба плотва . Лаз – узкое отверстие, через которое можно пролезть . Шиворот – за ворот, за воротник . Подпалины - рыжеватое или белёсое пятно на шерсти животного. Бухало – производить сильный и глухой звук.
Составление « Синквейна » 1 строка – одно имя существительное; 2 строка – два прилагательных 3 строка – три глагола 4 строка – предложение 5 строка – синоним к 1строке . Паустовский . Благородный, добрый. Оживляет ,сравнивает, описывает. Великолепный знаток русской речи. Писатель.
Человек должен любить животных и заботиться о них. «Собака бывает кусачей только от жизни собачьей». «Ты всегда в ответе за тех, кого приручил». Экзюпери Выбери главную мысль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение» для изучения предмета на базовом уровне 3 класс
Рабочая программа разработана применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова. (Сборник программ для начальной школы. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательство «Учебная литерат...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Календарно-тематическое планирование по предмету «Литературное чтение» (обучение чтению 92 часа) для 1 класса
Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте (чтение) по УМК "Школа России" содержит планируемые результаты и характеристику деятельности учащихся....