Разработка урока чтения. 2 класс. Тема: "Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Федосеева Елена Михайловна

Урок комплексного применения знаний. На уроке создаются  условия для развития творческих способностей учащихся через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторских стихотворений о зиме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока61 КБ
Office presentation icon презентация к уроку2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Учебный предмет:

Литературное чтение

Класс

2

УМК

Образовательная система «Школа России»

Школа

 МАОУ «СОШ №5 г. Закаменск»

Учитель:

Федосеева Елена Михайловна

Тема урока

«Зима, любви к тебе я не скрываю, тебе стихи я посвящаю»

Тип урока:

комплексное применение знаний  и умений

Место урока

7 -ой урок из отведенных 10 ч раздела «Люблю природу русскую. Зима»

Цель урока

Создать условия для развития творческих способностей учащихся, через повторение и обобщение пройденного материала,  через создание авторских стихотворений о зиме.

Задачи

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в процессе учебной деятельности и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемый результат обучения

  • Личностные результаты:

- сформированы чувства прекрасного, умения воспринимать красоту природы, чувствовать красоту художественного слова, сформировано стремление к совершенствованию собственной речи;

- наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

 Сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

  • Метапредметные результаты:

- работают по плану, сверяя свои действия с целью, умеют корректировать свою деятельность;

-  умеют строить рассуждения;

- высказывают и обосновывают свою точку зрения;

- договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

  • Предметные результаты:

- владеют навыками выразительного чтения стихотворных произведений;

- воспринимают на слух поэтические произведения  в исполнении своих товарищей, дают аргументированную рецензию;

- на основе ключевых слов составляют собственные тексты  стихотворений в форме СИНКВЕЙНА;

- используют в собственном тексте различные средства художественной выразительности.

Методы

Интерактивные, метод частичного поиска, групповое обсуждение, работа в парах, проблемный.

Принципы

Доступности, сознательности, активности, связи теории и практики, системности и последовательности, наглядности.

Оборудование:

  1. Презентация на мультимедиа, под названием «Зимняя сказка». (Зимние пейзажи, зимние забавы детей, взрослых.).
  2. Аудиозапись музыкального отрывка из пьесы П.И. Чайковского “На тройке” из цикла “Времена года”.
  3. Конверты с вариантами заголовков стихотворений, опорная схема синквейна

Ход урока:

Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)

1. Организационный момент.

- Закройте глазки. Вытяните правую руку вперед. Представьте, что на вашу ладошку упала снежинка…Легкая, пушистая, красивая… Так не хочется с ней расставаться. Подуйте на нее, пусть она улетит, а  нам оставит в подарок хорошее настроение.

Садитесь на  свои места.

- Вы согласитесь со мной, если я скажу, что снежинка это визитная карточка зимы?

- Как вы это понимаете? ( Снежинка - снег – сугробы - зима)

2. Вступительное слово учителя.

-Зима - одно из самых  красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой, сказочницей.

-Предлагаю вам посмотреть « Зимнюю сказку».(1-й слайд)

Показ слайдов  сопровождается чтением учителя  произведения Г. Скребицкого « Зима», под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Тройка»

« Побелели поля и пригорки.(2-й слайд) Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке.(3-й слайд) Ходит Зима по горам, по долам в больших, мягких валенках.(4-й слайд) Заглянула Зима в лес. Обрядила она сосны и ели в тяжёлые снеговые шубы, пуховые варежки на ветки надела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.(5-й слайд) А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись.(6-й слайд) Их Зима тоже в белые шубки одела.(7-й слайд) И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало накинула. Так хорошо получилось.(8-й слайд) На концах ветвей грозди ягод висят, точно красные серьги из-под белого покрывала виднеются.(9-й слайд)
   Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы.(10-й слайд) Можно её и Солнышку показывать. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится.(11-й слайд) Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях.(12-й слайд) А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»(13-й слайд)

-Зима это-обилие снега, мягкого, пушистого; сказочная красота инея на ветвях деревьев, морозная дымка,(14-й слайд) забавы детей(15-й,16-й,17-й слайды) и даже взрослых.(18-й,19-й слайды) Приложение №1

3. Сообщение темы урока.

-Вам понравилась «Зимняя сказка»?

-Как выражают люди свою любовь к зимней природе, к природе вообще? ( Пишут стихи, рассказы, музыку, рисуют картины, делают фотографии - создают произведения.)

-Давайте и мы с вами выразим свое чувство любви к зимней природе через создание проекта на тему:  «Зимушка-зима»

- Ребята, а что такое проект? Как вы думаете? (Это план, замысел, дело)

-Запомните: проект - дело, в результате которого получается продукт. Продуктом может быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки, спектакль и многое другое.

-Результатом (продуктом) нашей работы будут   собственные стихи о зиме. А знание изученных произведений поможет вам  в их создании.

- 4. Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: « Люблю природу русскую. Зима

И.Бунин                     

«Дело было в январе»

К.Бальмонт                       

«Чародейкою зимою»

Я.Аким        

«Снежинка»  

               

Ф.Тютчев

«Первый снег»

С.Есенин

«Утром кот принес на лапках»

А. Барто

«Поет зима, аукает» «Береза»

С. Есенин

«Снежинка- балеринка»

. Что можете сказать о прочитанном в левом  и правом столбиках?

- Сформулируйте задание к этой таблице (установление соответствия  между автором и названием произведения

( И.Бунин «Первый снег, Я. Аким «Утром кот принес на лапках»)

В результате работы возникает проблема – ни у одного из перечисленных авторов нет стихотворения «Снежинка- балеринка».

5. Ознакомление с содержанием нового стихотворения, написанного учителем (слайд  Синквейн «Снежинка- балеринка»

1) Снежинка- балеринка

2) Легкая, летящая

3)Танцует, кружится, чарует,

4) Снежинка - прелестная  посланница зимы

5) Пушинка

6. Выделение основных особенностей стихотворения, созданных в форме синквейна

-Что вас удивило в стихотворении? (необычно написано, отличается отсутствием стихотворной строки, рифмы, ритма)

Понятно ли вам, какое чувство хотел выразить автор?

Как, через что сумел передать автор свое отношение к снежинке? (подбором особых слов, сочетаний).

Это стихотворение для вас написала я сама. А написано оно в форме СИНКВЕЙНА

7. Определение цели и задач и этапов деятельности на уроке по созданию проекта

 Ребята, а вы бы  хотели научиться мастерству написания стихотворений?

Значит, какую цель мы для себя определим на уроке сегодня?

Что нам для этого необходимо?

8. Знакомство с методикой написания синквейна

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк:
1-я строка — название  стихотворения - синквейна,
2-я строка — два слова – признака (какой? Какая? Какое?),
3-я строка — три слова – действия (что делает?),
4-я строка — фраза на тему синквейна,
5-я строка — синоним.

9. Физминутка

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки – балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок –

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

10. Создание продукта проектной деятельности

-Работать будете в парах. Каждая пара будет работать над созданием своего «зимнего» стихотворения. Если вы будете трудиться дружно, помогать друг другу, то и работа ваша получится интересной.

Ребята!  Почти каждое стихотворение у поэтов имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат конверты. Откройте их, в них есть несколько вариантов заголовков. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и приклейте заготовку на основной бланк.

Варианты названия  стихотворений:

1. Метелица.                                 2. Волшебница- зима.

3. Матушка – зима.                       4. Белоснежная звездочка.

Выслушиваются ответы детей, дети объясняют свой выбор.

11. Самостоятельная работа над созданием проекта (написанием стихотворения)

12. Презентация продукта

Представление (защита) работ по плану

План:

1) Представиться. (Авторы работы)

2) Защита работ.

3) Определить, где можно использовать готовый продукт.

13. Итог урока. Рефлексия.

-Подошёл к концу наш урок. Какую цель  мы ставили перед собой на уроке? Удалось нам ее достичь?

 Кого из  своих одноклассников и за что   вы бы хотели поблагодарить на уроке? Каковы ваши собственные достижения на уроке? (-Я научился, , Мне стало понятным.., Теперь я могу…)

14. Домашнее задание

-Из ваших стихотворений мы обязательно создадим сборник и подарим его нашим родителям. Но..подарок еще не совсем завершен. Нам необходимо его украсить, оформить красиво. Какое может быть домашнее задание? (придумать дизайн сборника, иллюстрации)  Урок окончен. Спасибо!

.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Зимняя сказка»

Слайд 12

Вспомним произведения, с которыми мы познакомились в разделе: « Люблю природу русскую. Зима» И.Бунин «Дело было в январе» К.Бальмонт «Чародейкою зимою» Я.Аким «Снежинка» Ф.Тютчев «Первый снег» С.Есенин «Утром кот принес на лапках» А. Барто «Поет зима, аукает» «Береза» С. Есенин «Снежинка- балеринка»

Слайд 13

Снежинка- балеринка 1) Снежинка- балеринка 2) Лёгкая, летящая 3)Танцует, кружится, чарует, 4) Снежинка - прелестная посланница зимы. 5) Пушинка

Слайд 14

Синквейн Синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк: 1-я строка — название стихотворения , 2-я строка — два прилагательных, 3-я строка — три глагола, 4-я строка — фраза на тему синквейна, 5-я строка — синоним.

Слайд 15

Варианты названия стихотворений: 1. Метелица. 2. Волшебница- зима. 3. Матушка – зима. 4. Белоснежная звездочка. 5. ……….(Своё название)

Слайд 16

Презентация проекта (стихотворения) 1) Представиться (авторы работы) 2) прочтение стихотворения. 3) Что хотел(а) выразить стихотворением?

Слайд 17

Итог урока Хочу поблагодарить (имя одноклассника) _________ за…… Свою работу на уроке я считаю….. Я на уроке понял(а), что…. Теперь я могу…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой."

Урок окружающего мира  в 1 классе. Тема:"Зима. Животные зимой." по программе "Школа 2100"....

Интегрированный урок по окружающему миру и труду во 2 классе.Тема: "Зима в природе"

Интегрированный урок по окружающему миру и труду   во 2-в классе . Цель урока:Обобщить знания детей о характерных признаках зимы в природе....

Методическая разработка урока православной культуры "Воеводы сил любви. Добродетели"

Урок православной культуры для 4 класса разработан по УМК Л.Л.Шевченко. Содержит разнообразные формы работы, игровые моменты. Несет высокий воспитательный потенциал....

Урок развития речи в коррекционной школе 8 вида 1 класс. Тема: Зима. Название зимних месяцев.

Конспект урока по развитию речи в 1 классе классе коррекционной школы...

Разработки уроков чтения к учебнику литературное чтение под редакцией В.А. Лазаревой.

1. Знакомство учащихся с изображением детства как счастливой, беззаботной поры в жизни человека в произведениях разных авторов. 2. Расширение представлений детей об изобразительных возможностях художе...

Конспект урока окружающий мир в 3 классе. Тема: Зима. Признаки зимы школа 8 вида

Тема урока: Зима. Признаки зимыЦель: развивать устную речь на основе ознакомления с изменениями в природе, происходящими зимойЗадачи:Образовательные:формировать представления об изменениях, происходящ...