Трансформация процесса чтения в условиях расширения информационного пространства и активного формирования цифровой среды
статья по чтению

Выручаева Анна Олеговна

Привлечение детей к чтению, развитие их читательских компетенций зачастую рассматривают как то, что противопоставляется увлечению детей компьютерными технологиями. Мы же, наоборот, считаем, что движение навстречу этим, на первый взгляд, противоположным интересам не только возможно, но и необходимо. В этом отношении перспективным представляется использование в процессе литературного образования в школе возможностей цифровой среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Трансформация процесса чтения в условиях расширения информационного пространства и активного формирования цифровой среды

Широкое распространение цифровых технологий приводит к существенным изменениям основ организации жизнедеятельности общества, трансформации и пересмотру большинства социокультурных приоритетов и ценностей. Возрастающая информатизация современного общества сказывается и на читательской культуре (она приобретает новые виды и формы).

По справедливому замечанию В. К. Степанова: «XXI век – эпоха, в которой самой постоянной вещью становятся изменения. Ширящееся с каждым годом проникновение цифровых технологий модернизирует, порой до неузнаваемости, все без исключения сферы человеческой жизни [37, с. 34]». Именно поэтому развитию ИКТ-компетенций школьников, которые связаны с метапредметными умениями, в ФГОС НОО уделяется особое внимание. В нормативных документах [51, 52] подчёркивается важность формирования на школьном этапе умения учится самостоятельно в условиях активно развивающегося информационного общества.

Указом Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. № 204 поставлена задача по внедрению новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс.

Утвержденная «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» актуализирует проблему расширения воспитательных возможностей информационных ресурсов, изучения влияния новых информационных и коммуникационных технологий, цифровой среды.

Современные ученые (Е.С. Ларина, В.С. Овчинский и др.) под цифровой средой понимают цифровое представление аспектов социальной, культурной жизни и технологий общения [27].

В своей работе мы придерживаемся взглядов Н.И. Теркуловой, которая считает, что цифровая среда – это «искусственная среда, являющаяся непрерывной последовательностью компьютерных и сетевых технологий, организующая отношения между объектами физического мира посредством передачи программ в виде сигналов по сетям и телекоммуникационным каналам» [39, с. 64].

Именно цифровая среда сделала поиск любой информации – доступным и удобным.  Однако, наряду с этим, многие современные исследователи отмечают тревожную тенденцию чрезмерного увлечения детьми компьютерными технологиями, а именно играми, различными сетевыми ресурсами, социальными сетями, которые вытесняют из жизни ребенка другие виды деятельности.

Особенно актуальной, в данных условиях, становится проблема чтения, обсуждаемая не только профессиональным сообществом, на и государством, на самом высоком уровне.

Привлечение детей к чтению, развитие их читательских компетенций зачастую рассматривают как то, что противопоставляется увлечению детей компьютерными технологиями. Мы же, наоборот, считаем, что движение навстречу этим, на первый взгляд, противоположным интересам не только возможно, но и необходимо. В этом отношении перспективным представляется использование в процессе литературного образования в школе возможностей цифровой среды.

Несомненно, использование в учебном процессе возможностей цифровой среды – это процесс, который требует тщательно продуманного методического подхода, однако несомненно и то, что этот процесс является запросом времени, позволяющим вовлечь детей в процесс чтения благодаря использованию привычных для них современных IT-технологий, ведь современные дети растут в век стремительного развития технологий и Интернет-пространства. По верному наблюдению М.А. Кронгауза, «сегодняшний школьник читает больше с экрана компьютера, чем с листа бумаги» [20]. Кроме того, не стоит забывать, что родилось и выросло целое поколение, получившее английское название «digital native» – «рожденные цифровыми», для которых цифровая среда является естественной частью жизни.

Электронные ресурсы (именно их мы рассматриваем в качестве возможностей, которые предоставляет цифровая  среда)  обладают в глазах ребенка рядом преимуществ: 1) удобство в использовании, дружелюбность к пользованию; 2) мобильность – возможность доступа с любого ресурса; 3) интерактивность – совмещение полезного контента с развлекательным; 4) возможность работы как индивидуально, так и коллективно; 5) открытость – электронные ресурсы возможно изменять, дополнять и развивать [7].

Нельзя отрицать, что цифровая среда, ее возможности затронули и процесс чтения: новые возможности появились как у читателя, так и у самих книг (например, такие как интерактивность, нелинейность, конвергенция текста, видео и аудио, изображения). Благодаря цифровой среде читатель получил возможность общаться с большим числом других читателей, с авторами, писать рецензии и отзывы, транслировать свой читательский опыт.

В. С. Браташ отмечает, что ключевой особенностью электронных ресурсов является трансформация традиционно линейного текста в новую нелинейную текстовую структуру [7]. По мнению Е. И. Казаковой подобные трансформированные тексты – это тексты новой природы, обладающие «гипертекстуальностью, синтезом мультимедийности и вербальных структур, активным использованием инфографики, дополненной реальности и других элементов выражения смысла» [15, c. 104].

Электронные ресурсы позволяют одновременно задействовать несколько типов интеллекта (по Г. Гарднеру [14] существует 9 типов интеллекта), а именно: визуальный (видеоматериалы, игры, картинки), логико-математический (инфографики, схемы), аудиальный (аудио подкасты), межличностное взаимодействие (возможность быстрого обмена информацией с другими пользователями в виртуальном пространстве).

По мнению Т. Г. Галактионовой, новые электронные форматы способствуют обращению человека к тексту и повышают мотивацию к чтению [13]. Ю. В. Курбатова отмечает, что «тексты с нелинейной структурой вызывают у современных школьников закономерный интерес, поскольку предполагают многовариантность сюжетных линий» [23], ребенок сам выбирает что и как читать.

Как справедливо отмечает В.Е. Пугач, «бумажный формат учебника закрывает возможность интерактивного вмешательства ученика (или учителя) в его текст» [29, с. 77]. В учебнике материал излагается линейно, что, на наш взгляд, противоречит природе современного текста, даже в художественной литературе наметилась тенденция к преодолению линейности (например, у Дж. Фаулза и М. Павича). Линейное изложение закрепляет один образовательный маршрут для всех, тогда как нелинейное дает возможность двигаться по индивидуальному образовательному маршруту.

Таким образом, если традиционные уроки литературного чтения предполагают линейность (работа с учебником и/или текстом художественного произведения), то благодаря привлечению возможностей цифровой среды, учащиеся знакомятся с текстом не последовательно, а включая параллельные словесные, изобразительные, звуковые и видеоматериалы (комментарии, тексты, портреты, репродукции, фрагменты музыкальных, театральных, кинопроизведений и др.).

В работе по расширению читательского кругозора младших школьников не использовать медиасредства (Интернет, электронные СМИ, электронные издания, видео и т.п.), которые на сегодняшний день стали одними из главных источников получения информации, - нельзя.

Стоит отметить, что даже стойкие читательские практики трансформируются под воздействием новой цифровой реальности, во многом благодаря интернет-ориентированной детской аудитории, которая воспринимает традиционные формы продвижения и восприятия книги как устаревшие (книга в текстовом формате, удовлетворение читательских предпочтений в библиотеках).

В.Я Аскарова и Л.Б. Зубанова выделяют следующие активно развивающиеся в современной информационно-коммуникативной культуре формы представленности книжной культуры: сетевая (оригинальный контент) и оцифрованная (версия печатной продукции) литература; электронные библиотеки и порталы; традиционные библиотеки в цифровом формате (электронные каталоги, удалённый доступ, взаимодействие с читателями на сайтах, в блогах, социальных сетях); литературные форумы и сообщества читателей в социальных сетях, буктьюбертво в различных вариантах; онлайн-киноклубы, семинары, открытые лекции, дискуссионные веб-площадки, вебинары, связанные с книгой и чтением; профессиональные и непрофессиональные формы рекомендации книги: сайты книгоиздательских и книготорговых организаций, отдельных писателей [3].

Подводя итоги, хотелось бы отметить следующее:

  1. Электронное медийное пространство, возникающее в сфере культуры, представляет собой альтернативную среду, дополняющую объективную реальность и распространяющуюся на различные виды человеческой деятельности, где одновременно и общедоступно существуют тексты как прошлого, так и настоящего.
  2. Наряду с книгой, которая, как нам кажется, никогда не исчезнет как способ получения информации, появляются все более динамичные и универсальные варианты расширения кругозора, при этом они не всегда связаны с процессом чтения как таковым, но всегда связаны с первоисточником – книгой. Игнорировать данные варианты расширения кругозора нам представляется крайне нецелесообразным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс естествознания в начальной школе как условие освоения информационного пространства

Начальная школа остается фундаментом образования. Именно в начальной школе создается та основа, на которой строится дальнейшее усвоение знаний и навыков учащимися. В начальной школе учащиеся знакомятс...

Выступление на ГМО учителей начальных классов по теме: «Развитие познавательных процессов на уроках литературного чтения в условиях информационного пространства».

Выступление на ГМО учителей начальных классов «Развитие  познавательных процессов на уроках литературного чтения  в условиях информационного пространства»....

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий

Формирование здоровьесберегающей среды в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий...

Расширение образовательного пространства в процессе реализации внеурочной деятельности.

В работе рассмотрена система внеурочных программ, направленных на формирование инженерно-математического мышления учащихся начальной школе. Доказана актуальность направления, автором охарактеризованы ...

Статья "ЦИФРОВАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ СВОЙСТВ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ С СДВГ"

В представленной статье рассмотрены особенности построения цифровой среды в начальных классах на коррекционно-развивающих занятиях у учителя -логопеда с целью развития свойст внимания у учащихся с син...

Региональный конкурс «Информационная безопасность в условиях цифровой среды» в номинации «БЕЗопасен Интернет, или нет?»

Актуальность проекта.Проблема обеспечения информационной безопасности детей в информационно-телекоммуникационных сетях становится все более актуальной в связи с существенным возрастанием численности н...