урок литературного чтения 3 класс Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Майорова Елена Валерьевна

Урок литературного чтения  в 3 классе    соответствует  требованиям ФГОС НОО, Цель  на уроке    формулируется в учебном диалоге с учениками, что обеспечивает высокий уровень целеполагания и  учебной мотивации. Задачи урока  определяются   в соответствии с целью   и  планируемыми результатами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Литературного чтения в 3 классе  учителя Майоровой Е.В.

Тема:  Д.Н.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - Длинные уши, Косые Глаза, Короткий Хвост.

Цель: Совершенствовать умения использовать смысловые приёмы при работе с текстом.

Плаируемые  результаты: 

Личностные УУД:

-уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, соотносить положительные и отрицательные поступки, мотивировать на положительные действия

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;

-уметь читать выборочно вслух и про себя.

- уметь использовать смысловые приёмы при работе с текстом.

Познавательные УУД:

1. Общеучебные универсальные действия:

- формулирование темы урока;

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

2.Универсальные логические действия:

- анализ микротем с целью выделения существенных признаков;

- синтез как составление целого из частей;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

- выдвижение гипотез.

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

Предметные :

- познакомить с творчеством Д.Н.Мамина-Сибиряка и его произведением;

-развивать умения прогнозировать содержание текста перед чтением, творческие способности, память, речевые умения, наблюдательность к слову, совершенствовать навыки выразительного чтения;

-поддерживать интерес учащихся к литературному чтению с целью совершенствования собственной речи.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Методы и приёмы  обучения:  приёмы смыслового чтения ("Ассоциативный куст", "Кубик Блума", «Фишбоун», «Шесть шляп»),  элементы технологии формирования положительной мотивации (словесные (учебный диалог), деятельностные,    наглядные,  поисковые)

ФОПД: групповые, парные

Оборудование:

УМК "Школа России", тематический раздаточный и демонстрационный материал

Технологическая карта урока:

Содержание урока

Деятельность

обучающихся

Работа

с детьми

ОВЗ

Возможности реализации

поставленных задач

I Орг. момент

Прозвенел звонок –

Он позвал всех на урок.

Настраиваются на работу

Контроль дежурных за качеством подготовки к уроку

Личостные: мотивация к учению

II Целеполагание и формирование положительной мотивации учения

  1. Инсценировка"Присказки Алёнушкины сказки"

            Определяют жанр произведения

Подведение к теме произведения детям предлагается серия картинок косые глаза, храбрый заяц, длинные уши, короткий хвост

2. Формулируют задачи урока:

Постановка учебных задач.

Приём неоконченного предложения:

Узнаем …

Будем учиться …

Я хочу узнать …

3.Игра «Номинации» на слайде распределены номинации пословицы, песни, стихи, загадки. О зайце его повадках.

4. Номинация песня «О зайце» используется как минутка релаксации

5. Приём смыслового чтения «Ассоциативный куст» С кем у вас ассоциируется заяц и волк. Ребятам предлагаются таблицы.  (характер, качества)

6. Знакомство с текстом читают цепочкой вместе с учителем со смысловыми остановками.

а) приём Кубик Блума

понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

Назови главных героев произведения?

Почему заяц считал себя главным?

Объясни, как относились другие зайцы?

Предложи, как бы ты поступил на месте главного героя?

Придумай иной сюжет.

Поделись мнением о прочитанном.

7. В процессе чтения  работают с приёмом «Фишбоун»

Проблема: Зайцу надоело бояться он не хотел быть как все.

Причины: эгоизм, трусость, хвастовство.

Факты: заяц хотел быть лучшим.

Вывод: Он возрос в глазах зайцев, поднял авторитет и уважение.

8. Чтение текста до конца учителем.

9. Смысловой прием «Шесть шляп»

Красная шляпа. Красный цвет наводит на мысль. Красная шляпа связана с эмоциями, интуицией, чувствами и предчувствиями. Здесь не нужно ничего обосновывать. Ваши чувства существуют, и красная шляпа дает возможность их изложить.

  Задание группе Изложить свои чувства о прочитанном.

Желтая шляпа. Желтый цвет наводит на мысль о  оптимизме. Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения,

Задание группе. Найти все достоинства главного героя

Черная шляпа - это режим критики и оценки, она указывает на недостатки и риски и говорит, почему что-то может не получиться.

Задание группе. Найти недостатки главного героя,

Зеленая шляпа - это режим творчества, генерации идей, нестандартных подходов и альтернативных точек зрения.

Задание группе. Как бы вы поступили на месте зайца, волка. Какие идеи по тексту вы можете предложить.

Белая шляпа.  В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения

Задание группе. Какие решения вы бы приняли в роли зайца,  других зайчат и волка.

Синяя шляпа. Используется в начале обсуждений, чтобы поставить задачу мышления и решить, чего мы хотим достичь в результате.

Задание группе. Какая основная мысль текста. Чему учит нас эта сказка?

            «сказка»

формулируют тему урока

Анализируют  отвечают на вопросы, делают выводы

Делают умозаключения настраиваются на урок.

Ребята с помощью лазерных фонариков выбирают номинацию.

Выбирают нужные пословицы,загадки, стихи именно о главном герое произведения.

В номинации песня дети встают с мест поют, повторяют движения.

Работают в парах, обсуждают, делают выводы.

С приёмом Кубик Блума ребята работают после определённой прочитанной части. Формулируют вопросы.

Отвечают на сформулированные вопросы.

Определяют проблему, в определенной части текста, устанавливают причины и факты, и делают вывод.

Повторяют  правила работы в группе

Посадка в группы

по 4-5 чел

по цвету шляп

Выбирают шляпу  получают задание

Ребёнок правильно распределяет картинки на доске.

        

ребёнок у доски вместе с ребятами

В случае проявления активности, ребёнку предоставляется слово в первую очередь

Ученик работает

в группе с одноклассниками

Познавательные:

- подведение под понятия, - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

- выдвижение гипотез.

Регулятивные УУД:

- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения, формулировать  задачи урока

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Познавательные: - анализ с целью выделения существенных признаков;

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;

Личностные: соотносить положительные и отрицательные поступки, мотивировать на положительные действия

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками

     Работа в микрогруппах.

Цель: поиск  информации в тексте согласно предложенной шляпе

Афиширование своих мнений в результате групповой работы.

Выступления групп.

Оценочный лист группы

РЕФЛЕКСИЯ (самооценка, взаимооценка деятельности)

Оцените по 5-бальной системе выступления ребят:

Ф.И.О.

Интересно

изложили

материал? Работали достигли результата.

Кого оцените в группе на "5"?

(укажите имена ребят)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Итог урока

 - С каким произведением познакомились?

- Достигли ли поставленных в начале урока целей? Почему?

Что для себя главное вы взяли с урока?

Рефлексия. Метод неоконченного предложения:

(опора на групповой оценочный лист на слайде)

Мне было интересно…

Я узнал…

Я затруднялся…..

Мои пожелания …

Изучают инструкцию на шляпе согласно цвету

Самостоятельно работают с текстом используя приём "Шесть шляп",

Обсуждают в группе непонятные моменты

Моделируют  схему ответа

Изучают иллюстрации учебника и прочитанный текст

Распределяют роли для выступления своей работы перед классом

Представляют классу результат деятельности групп по очереди:

Делятся своим субъективным опытом о прочитанном

Контроль учителя за учебной активностью,

мотивация и коррекция поведения  по мере необходимости

Контроль

за активностью в работе группы

Коррекция поведения

по мере необходимости

Повторное уточнение задания для ребёнка ОВЗ

Наблюдение за реакцией детей

Практическая коррекционная помощь учителя при выступлении ребёнка  (по мере необходимости)

Познавательные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации (работа в группах с текстом и иллюстрациями учебника, наглядными пособиями);

Коммуникативные

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в коллективном обсуждении ;

высказывать свое мнение

Регулятивные : умение давать оценку своей деятельности  одноклассников

Личностные УУД:

Оценивать поступки героев,

мотивировать себя на положительные действия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок: литературного чтения. Система РО Л.В.Занкова Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 2 «А» Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост

Работа над произведением развивает  речь учащихся, обогащает их  словарный запас, формирует оценочное суждение, учит понимать содержание сказки через анализ поступков героев, учит...

Урок литературного чтения на тему: Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

Данный урок литературного чтения проводился с обучающимися, воспитанниками с ЗПР  в ко...

Урок по литературному чтению 3 класс "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост "

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе .Тема " Д.Н.Мамин- Сибиряк. "Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост."Цели: познакомить с литературной сказкой, развивать ...

Конспект урока литературного чтения для 2 класса по теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”»

Конспект урока литературного чтения для 2 классапо теме «Д. Н. Мамин-Сибиряк, “Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”» УМК «Литературное чтение. 2 класс» О. В. Джеж...

Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Д.Н.Мамин-Сибиряк Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Урок знакомит обучающихся со сказкой Д.Н.Мамина-Сибиряка " Сказка про Храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост", развивает умение выразительно читать произведение, передавая интонацией...