Конспект урока по литературному чтения для 2 класса "У страха глаза велики"
материал по чтению (2 класс)

Сорокина Кира Александровна

Конспект урока можно ипользовать при изучении произведения "У страха глаза велики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл u_straha_glaza_veliki_chistovoy_variant.docx42.4 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 пробного урока литературного чтений

Учебник «Литературное чтение». Автор (ы)Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Класс 2в. Часть 1.  Стр. 35-38

Образовательная система (модель) «Школа России»

ТЕМА 

«У страха глаза велики»

Цель урока. Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: познакомиться с народной сказкой «У страха глаза велики»

Задачи урока.

  1. Личностные:
  • сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношению к чтению, литературе;
  • проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;
  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.
  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье
  1. Предметные:
  • Сформировать знания о сказке «У страха глаза велики»

  1. Метапредметные (УУД):

Познавательные:  

  • Развитие умения извлекать информацию из текстов
  • умение отвечать на вопросы учителя.
  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока
  • соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

Коммуникативные: 

  • умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других
  • Формировать умение слушать учителя
  • Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других
  • Учить принимать участие в диалоге, общей беседе

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую деятельность
  • умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию
  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.
  • Формирование, умение работать с информацией 

Тип урока: урок изучения сказки

Оборудование.

  • У учителя: Компьютер

  • У учащихся:

Оформление доски

Библиографический список:

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Организационный момент (1-2 мин)

Цель: создать условия для вхождения учащихся в учебную деятельность, организовать рабочую атмосферу урока.

Задачи: Личностные:

  • сформировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношению к чтению, литературе;
  • проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;

Слайд1 - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Давайте проверим вашу готовность к уроку, спинки ровные, на парте ничего лишнего.

Приветствуют, садятся.

- Повернитесь к соседу по парте, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь,  пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит душу прекрасными чувствами.

Настраиваются на урок.

-Меня зовут Кира Александровна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Слушают.

  1. Проверка домашнего задания (время зависит от объёма, до 5 минут)

Цель: выявить уровень домашней подготовки к уроку.

Задачи:

  1. Актуализация знаний, появление темы урока (5 мин)

Цель: актуализировать знания, необходимые для усвоения нового материала и активного участия в уроке.

Задачи: Личностные:

  • проявлять интерес к чтению литературных произведений на уроках и дома;
  • проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; выражать положительное отношение к процессу познания; применять правила делового сотрудничества.

Коммуникативные:

  • умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других

Регулятивные:

  • выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме.

Познавательные:

  • умение отвечать на вопросы учителя.

Слайд2.- Чтобы начать наш урок, нужно вспомнить какой большой раздел вы изучаете?

-Устное народное творчество.

-Всё верно, УнТ. А с какими жанрами УНТ вы уже знакомы?

-Русские народные песни, потешки, прибаутки, считалки небылицы, загадки, пословицы и поговорки, Сказки.

-А с каким жанром вы знакомились на прошлом уроке?

-Со сказками

4.Антиципация чтения (Работа с текстом ДО чтения. Подг. первичного восприятия) 3-5 мин

Цель:  создать условия для заинтересованного первичного чтения, подготовить к полноценному (эмоционально-образному) восприятию художественного произведения, развивать навык антиципации (предположения, предвосхищения, прогнозирования, смысловой догадки)

Задачи: Личностные: 

  • формирование умений оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Коммуникативные:

  • умение формировать свои мысли в устной форме, умение слушать и понимать других

Регулятивные:

  • умение прогнозировать предстоящую деятельность

Познавательные:

  • создавать небольшое высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока

-Вы знакомились со сказками, есть у меня одна интересная история про сказки. Я хочу рассказать вам её. Однажды, когда я училась ещё в школе, мне дали задание, прочитать сказку и пересказать её перед классом. Я долго не могла начать подготовку, сказка казался мне слишком большой, слова казались очень непонятными, а о подготовке пересказа, я и думать боялась.

Но я ведь не могла не выполнить это задание, я открыла учебник, прочитала сказку и поняла, что она совсем не сложная, и после прочтения, я поняла значение сложных слов. Хорошее чтение помогло мне составить пересказ и успехом выступить перед классом.

Слушают

Слайд 3-После урока я подошла к учителя и рассказала о своём страхе. Она выслушала меня и сказала мне одну пословицу: «У страха глаза велики». Вы можете увидеть её на слайде.

Смотрят на слайд.

Как вы понимаете значение этой пословицы? Для того, чтобы нам было легче ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на слайд.

Смотрят на слайд.

-(удивление) На слайде было значение пословицы, но, кажется, компьютер решил с нами поиграть, и  добавил ненужные слова. Давайте не будем расстраиваться,  и восстановим определение своими силами, выберем слово, которое нам подходит.

На слайде: «У страха глаза велики», это значит, что когда …, кажется, что, победить … не возможно, но если подумать, проявить … и… , то оказывается, возможно.

-Восстанавливают определение.

- «У страха глаза велики», это значит, что когда страшно, кажется, что, победить страх не возможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается, возможно.»

Слайд 5 -Давайте проверим, правильное ли определение у нас получилось. Мне кажется, что компьютер достаточно с нами поиграл и покажет какое же определение, я для вас готовила.

На слайде: «У страха глаза велики», это значит, что когда страшно, кажется, что, победить страх не возможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается, возможно.

-Давайте прочитаем полное определение, кто готов, поднимите руку?

Читают определение.

-…(имя ребёнка), прочитай, пожалуйста, для нас определение.

Читает

-Спасибо, теперь мы с вами знакомы с новой пословицей.

Слайд 6-(удивление) Посмотрите, компьютер кажется написал нам какое-то письмо. Давайте откроем его.

На слайде: «Здравствуйте ребята, вы так быстро справились с моей игрой и даже познакомились с новой пословицей. Отройте ученик на странице 35»

Слушают

-Я очень удивлена просьбе компьютера, но давайте мы всё-таки откроем 35 страницу учебника и узнаем, что нас там ждёт.

Открывают учебник

-Какую сказку нам предлагает прочитать компьютер?

-«У страха глаза велики»

-Вы знакомы с этой сказкой?

-Нет

-Значит какую цель мы поставим на урок?

-Познакомиться с содержанием сказки «У страха глаза велики»

5.Первичное восприятие текста (время зависит от объёма)

Цель: познакомить с содержанием художественного произведения.

Задачи: Личностные:

  • на основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье

Коммуникативные:

  • Формировать умение слушать учителя

(Аудио)-Как здорово, в нашем учебнике есть сказка, которая называется «У страха глаза велики», давайте познакомимся с её содержанием. Сейчас компьютер прочитаем нам сказку, а вам нужно взять карандаш и внимательно следить за чтением. Если вам встретятся незнакомые слова, то можно аккуратно их подчеркнуть.

Слушают сказку, подчёркивают незнакомые слова.

6.Проверка первичного восприятия (1-2 мин)

Цель: выявить первые впечатления от чтения, снять эмоциональное напряжение, если оно сложилось в процессе чтения, создать условия для активной работы на уроке, заинтересовать в повторном чтении и анализе текста.

Задачи: Предметные: Сформировать знания о сказке «У страха глаза велики»

 Познавательные: Развитие умения извлекать информацию из текстов

Соотносить пословицы и поговорки с содержанием литературного произведения;

Регулятивные: Формирование, умение работать с информацией

Коммуникативные: Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе

Вот мы и познакомились со сказкой.

Какие слова вы посчитали сложными и подчеркнули?

Отвечают

Непёрсточек

Схоронилась

Давайте откроем 213 страницу учебника и найдём эти слова.

Открывают словарик

Давайте прочитаем вслух определения. Кто готов?

…(имя ребёнка), прочти, пожалуйста, нам определения.

Читает

Слайд 7Спасибо … (имя ребёнка). Давайте посмотрим на слайд и узнаем, как выглядит напёрсток.

Смотрят

Ребята, а кому понравилось содержание сказки и почему? Ответы принимаются по поднятой руке.

Отвечают

(Интересное прочтение, сюжет…)

Слайд 8 А о чём эта сказка?

Отвечают

(О бабушке, внучке, курочке и мышке, которые испугались зайку)

-Мы с вами уже знаем значение пословицы «У страха глаза велики», как вы думаете, почему автор назвал свою сказку именно так?

-Потому что герои сказки боялись того, чего на самом деле не было.

-Всё верно!

-А какие герои встречаются в сказке?

-Бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц.

-Кого увидела бабушка-старушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка?

-Зайца.

А кого из героев вам стало жалко?

Отвечают

(Всех, каждый был напуган, каждый испугался)

-А  бабушка, внучка, курочка и мышка испугались зайца или кого-то  другого?

-Они испугались не зайца, а других животных.

-А каких животных испугался каждый герой?

-Чтобы ответить на этот вопрос, можно обратиться к сказке, и найти ответ на вопрос в ней. Ответ на этот вопрос начинается в конце 36 странице, а продолжается на 37.

Ищут ответ.

Ответ нужно не только найти, но и прочитать. Кто готов?

Читают.

Всё верно!

7.Анализ содержания и языка художественного произведения (в анализе ОЧЕНЬ УСЛОВНО выделяются две ступени)

  1. Перечитывание текста с анализом фактического содержания.

Цель:  углубить степень осознанности предметного плана текста, хорошим знанием текста создать условия для  его анализа

Задачи: Познавательная: Развивать умение ориентироваться на страницах учебника

Коммуникативная: Учить принимать участие в диалоге, общей беседе

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других

(Выключить проектор) -Давайте, вспомним историю, которую я рассказывала вам в начале урока. У меня тогда возникли трудности, я боялась пересказывать сказку перед классом, но я с этими трудностями справилась и поняла, что в этом нет ничего страшного.

Слушают.

-Давайте с вами тоже попробуем пересказать нашу сказку. Для этого нам нужно ещё раз прочитать её.

-А кто знает, что нам может помочь пересказать текст?

План

-Всё верно, чтобы составить пересказ, нам нужен план.

-Во время чтения я предлагаю делать остановки, если вы считаете, что началась новая часть.

Слайд 9 -Но для начала нам нужно подготовиться к прочтению и провести речевую разминку.

Исходное положение для речевой разминки принять. Ноги с опорой на пол, спина к спинке стула, между партой и вами, ваша свободно проходящая ладонь.

Слайд 10 Начнём с разминки. Упражнение «Иголочка». Нам нужно Широко открыть рот, приподнять и вытянуть вперёд тонкий язычок, задержать его на 3 секунды.(3р)

Давайте все вместе попробуем.

Слайд 11 Как быстро мы справились. Следующее упражнение называется «Окошко». Вам нужно широко открыть рот, когда я скажу «жарко», держать рот открытым, пока не услышите слово «холодно».

С разминкой справились, пришло время упражнений на дыхание.

Сделаем вдох носом, а выдох через рот;

 А теперь вдох носом, задержка дыхания, выдох ртом;

Слайд 13.А сейчас давайте посмотрим на слайд и попробуем задуть свечу.

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

Начинаем все вместе

Смотрят на слайд, выполняют

Вы отлично справляетесь. А теперь на слайде три свечи, и их тоже нужно задуть.

Начинаем все вместе. Все красиво сядем и начинаем набирать воздух через нос, а сейчас вместе выдуваем 3 раза.

Попробуем ещё раз(2 раза)

Выполняют

Слайд 15 С упражнениями на дыхание тоже справились, а сейчас нас ждёт правильное произношение гласных и согласных звуков.

Внимание на слайд. По моей команды читаем гласные звуки, начинаем медленно.

Начинаем!

А теперь быстрее!

Ещё быстрее!

А теперь согласные звуки.

Начинаем! (2 раза ещё быстрее)

Слайд 16 Следующее упражнение сложнее. Нам нужно прочитать слоги. Внимание на экран.

он      ан       ун      ын читаем медленно.

Теперь быстро

А сейчас очень быстро

Слайд 17 Осталось последнее упражнение, оно называется «Логическое ударение».

На слайде вы видите пословицу «У страха глаза велики». Интонацией нужно выделить слово, которое подчёркнуто красным.

Начинаем.

(Выключить проектор)-Умнички! С речевой разминкой справились, а теперь начнём чтение. Читать мы будем по цепочке. Главное соблюдать 2 правила : «Выразительно и правильно».

Слушают

С чего мы начинаем прочтение?

С заглавия

-Всё верно, начинаем мы с заглавия.  Начнём с первой парты, все взяли в руки карандаш и внимательно следим за чтением, если я увижу, что кто-то не следит, то спрошу именно его.

…, начни читать сказку. Не забудь пожалуйста озвучить заглавие.

У страха глаза велики. «Жили - были бабушка- старушка, внучка- хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка»

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Какие герои есть в сказке?

-Всё верно, читаем дальше.

- «Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек».

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Назад идут, у бабушки вода трё-ё-х, плё-ё-х! У внучки — трёх! плёх! У курочки — трёх-трёх! плёх-плёх! У мышки — трёх-трёх-трёх! плёх-плёх-плёх!

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

-Как озаглавим эту часть?

-Куда каждый день ходила бабушка- старушка, внучка- хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка?

-Как водоносцы пошли домой?

-Верно, читаем дальше.

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:«Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками; как только меня ноги унесли!»

-Как мы можем озаглавить эту часть?

-Кого испугался зайка?

-Читаем дальше.

«Верно говорят: «У страха глаза велики: чего нет, и то видят».

Как мы можем озаглавить эту часть?

-Что говорят, когда видят то, чего нет?

  1. Перечитывание текста для выявления темы и понимания подтекста.

Цель: формирование талантливого вдумчивого читателя

Задачи:

(Включить проектор) После прочтения у нас с вами появился план, давайте посмотрим на слайд и вспомним его.

  1. Какие герои есть в сказке?
  2. Куда каждый день ходила бабушка- старушка, внучка- хохотушка, курочка- клохтушка и мышка-норушка?
  3. Как водоносцы пошли домой?
  4. Кого испугался каждый герой?
  5. Кого испугался зайка?
  6. Что говорят, когда видят то, чего нет?

Давайте ещё раз ответим на эти вопросы с помощью текста.

-Отвечают

Мы составляли план, чтобы он стал опорой для пересказа. Кто готов пересказать текст с помощью плана?

Пересказывают

Спасибо! Я бы хотела послушать ещё один вариант, есть желающие?

Пересказывают

8.Обобщающая (концептуальная) беседа по тексту (Работа с текстом ПОСЛЕ чтения) (3-5  мин)

Цель: сформулировать  главную мысль произведения, формировать навыки осмысления внетекстовой информации.

Задачи:

 

Кто помнит, какую цель мы ставили на урок?

-Познакомиться с содержанием сказки.

Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

-Да.

-Нет, так как не разобрали главную мысль

А давайте проверим, если мы познакомились с содержанием, даже смогли пересказать, то у нас не возникнет трудностей сказать, какая главная мысль сказки?

Кто готов ответить?

-От испуга можно придумать то, чего не было на самом деле. Не стоит давать волю своим фантазиям.

Спасибо. А у вас были случаи, когда вы боялись того, чего на самом деле нет?

Я сегодня рассказала вам свою историю и хотела бы услышать ваши.

Рассказывают

9.Знакомство с писателем (3 мин)

10.Творческие задания в связи с прочитанным (5 мин)

Цель: развивать творческие возможности детей, способствовать глубокому осознанию читаемого, синтезировать понимание текста, выводы о его идее.

Задачи:

Сегодня на уроке мы попробовали сделать пересказ от лица автора.

Я бы хотела, чтобы вы  дома опираясь на наш план, подготовили пересказ от лица других героев.

Героя вы можете выбрать сами.

Давайте вспомним, какие герои были в сказке?

Бабушка, внучка, курочка, мышка и зайка.

11.Подведение итогов урока. Рефлексия. (1-2 мин)

Цель: подвести итог работы над текстом, дать оценку работе класса.

Задачи: Регулятивные: умение осуществлять личностную и познавательную рефлексию

 

Наш урок подходит к концу.

Я бы хотела попросить поднять руку тех, у кого на уроке не возникало трудностей.

Поднимают

Спасибо, можете опустить. А сейчас поднимите руку те, у кого были затруднения

Поднимают

Какие трудности вам встретились?

Спасибо вам за урок.

До свидания!

12.Домашнее задание (1 мин)

Цель: обеспечить непрерывность литературного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "У страха глаза велики"

Технология здоровьесберегающего и коррекционно-развивающего обучения с применением ИКТ....

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмори­стический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать содержание произв...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмори­стический текст, делить его на части; формирование навык...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники». 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализир...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формир...

конспект урока по литературному чтению 3 класс "М. Зощенко "Великие путешественники"

Конспект урока литературного  чтенияТема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» Цели деятельности учителя:  знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники&ra...