Обобщающий урок литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)
план-конспект урока по чтению

Павлова Линаида Николаевна

Обобщающий урок литературного чтения с использованием

элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок литературного чтения с использованием

элементов театрализации (по басням И.А.Крылова)

Цель урока:

-- обобщить и систематизировать знания ребят о басне как литературном жанре и баснях  И. А. Крылова;

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

умение быстро и слаженно работать в группе, самоконтроль;

воспитание интереса к классической литературе.

Предметные:

проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы.

проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен.

Метапредметные:

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание).

Тип урока: комбинированный, обобщающий.
Форма урока: игра.
Методы урока: словесные, наглядные, творческая деятельность, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, коллективная.
Возрастная категория5 класс
Вид урокаурок-игра

Домашнее задание к уроку.

Задания даются по группам.

1 Выразительное чтение басни по ролям.

2 Подготовить «крылатые выражения» из басен И. Крылова

3 Подготовка игровой картинки «Кто я?» (герой и басня по выбору)

4 Подготовить инсценировку басни. (Басня С. Михалкова «Слон- живописец»)

Оборудование: проектор   и   презентация  к  уроку,  элементы костюмов героями, реквизит к инсценировки басни.

Ход урока

Ι. Организационный этап.

II. Активизация познавательной деятельности учащихся.

 Формулирование темы, целей урока.

(На экране появляются два портрета: Эзоп и И.Крылов)

- Что связывает этих двух людей?

- Что такое басня? (Дети пытаются самостоятельно сформулировать   понятие)

По каким признакам можно определить басню?

- Сегодня на уроке мы вспомним басни И.Крылова. Предлагаю   подумать над вопросом: почему произведения И.А.Крылова, написанные в XIX веке, с таким же интересом читаются ив XXI веке? А сначала    посмотрим, кто из вас лучше знает басни Крылова.

III. «Крылатая викторина».

-Многие строки басен стали  «крылатыми»  выражениями,  поговорками, прочно вошли в нашу речь, делая ее ярче, выразительней.

- Отгадайте по этим выражениям, какой герой перед вами и из какой басни и что хотел сказать автор этими словами? (дети в костюмах героев басен читают «крылатые» выражения)

Предложенные «крылатые» выражения:

 «Квартет»- «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не  годитесь»

 «Волк и Ягненок»- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»

 «Лиса и Журавль» -

 «Лебедь, Щука и Рак» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет…»

 «Слон и Моська» - «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на  Слона.»

-Ваши ответы позволяют сделать вывод, что вы неплохо знакомы с творчеством И.А.Крылова, и теперь, если бы была такая возможность, привстрече с великим баснописцем вам было бы, о чем поговорить с ним.

IV. Игра Пантомима.

-Ребята, как вы думаете, почему в баснях чаще всего героями являются разные животные? (повадки животных часто копируют людей)

- На нашей волшебной вешалке есть маски животных из басен.

Попробуйте без слов показать героя, а класс отгадает и героя и басню.(Ученики по очереди одевают маску и без слов показывают героев из  басен, после пантомимы дети сравнивают пантомиму с «оригиналом»)

-давайте проанализируем, смог ли . передать основные черты   характера героя в своей пантомиме?

- Объясните, почему взято именно это животное для подражания?

-Что общего с характером человека?

-Что высмеивается в этой басне?

Предложенные басни:

«Обезьяна и Очки» (герой: Обезьяна)

«Ворона и Лисица» (ученик может взять себе помощника, герои: Лисица   или Ворона)      «Две бабочки» (герои: Бабочка)

«Стрекоза и Муравей» (герой: Стрекоза)

V. Инсценировка басни.

- Какие человеческие недостатки чаще всего высмеиваются в баснях (лень,лживость и невежество)

- Мы хорошо знаем как баснописца И.А.Крылова, а ведь басни писали  многие поэты.

- Посмотрим подготовленную ребятами инсценировку басни «Слон-  живописец».

-Эту замечательную басню написал С. Михалков. (текст басни появляется  на экране) Найдите мораль этой басни?

- Какие недостатки высмеивает автор в этих строчках?

VI. Итог урока.

- Вернемся к вопросу который был сформулирован в начале урока: почему басни, написанные много лет назад, актуальны и в наше время?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения во 2-ом классе по теме "Басни И.А.Крылова. Кукушка и Петух". Автор учебника - Ефросинина. Программа "Начальная школа XXI века"...

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Басни И.А. Крылова"

Урок литературного чтения проводился в 4 классе. По программе "Школа 2100"  Урок закрепления, имеет воспитательную направленность....

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басни И.А.Крылова. Обобщение знаний."

Данный урок иллюстрирует применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет формировать у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процесс...

Урок литературного чтения в 4 классе на тему "Басни И.А. Крылова

Материал к уроку на тему "Басни И.А. Крылова"...

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе по теме "Басни"

Данный материал можно использовать на уроках литературного чтения в начальной школе....

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "Басни И.А.Крылова" УМК "Школа России"

Урок закрепления изученного материала по теме: "Басни И.А.Крылова, 3 класс, УМК "Школа России".Цели урока: образовательные: продолжить знакомство с художественным жанром–басн...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Басня И.А. Крылова "Ворона и лисица"

На уроке обучающиеся знакомятся с басней Крылова "Ворона и Лисица". Особое внимание уделяется словарной работе и выразительному чтению басни по ролям.В конце предлагается театрализация басни...