В сказочном мире А.С.Пушкина
план-конспект урока по чтению

Павлова Линаида Николаевна

В  сказочном мире А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока25.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «В сказочном мире А.С.Пушкина»

Тип урока: урок-обобщение

Цель урока:

Обобщить полученные знания по творчеству Пушкина в 5 классе

Задачи урока:

Образовательные: вспомнить факты биографии А.С.Пушкина; охарактеризовать  литературных героев сказок писателя; проанализировать отрывки из сказок Пушкина; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки)

Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литератур ного героя и навыки сравнения героев произведения;  развивать умения обобщать изученное

Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову

Формирование УУД:

Личностные УУД:  формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления,  внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:  самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

познавательные УУД:  формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтенияизлагать содержание прочитанного текста  сжато, выборочно. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использование  знаково-символических средств для решения различных задач.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё  мнение, владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Форма проведения: Урок – КВН

Оборудование: Портреты разных писателей и поэтов, карточки с отрывками из сказок, кроссворд, плакат "Сказка – ложь, да в ней намёк,добрым молодцам урок", карточки в форме золотой рыбки с вопросами по сказкам, телеграммы сказочных героев, призы, мелодии детских песен,костюмы героев сказок для инсценировки

Ход урока:

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Романс «Я помню чудное мгновенье..» (исполняет учитель)

  Ребята, с вами Пушкина мы изучали

  И много интересного узнали.

  Ведь Пушкин – целый мир, он с нами с детства,

  Оставил богатейшее наследство.

  Был Пушкин настоящим книголюбом,

  Его повсюду окружали книги.

  И так писал о гении великом

  Пётр Александрович Плетнёв – литературный критик.

(Читает ученик)

«Пушкин беспрестанно выписывал из Петербурга книги… Едва ли кто из наших литераторов успел собрать такую библиотеку, как он.  Не выходило издания почему-то любопытного, которого бы он не приобрёл. Издерживая последние деньги на книги, он сравнивал себя со стекольщиком, которого ремесло заставляет покупать алмазы, хотя на их покупку и богач не всякий решится».

Постановка учебной задач

  Какие цели мы перед собой поставим,

   Что нужно сделать нам сегодня на уроке?

   (Ответы учеников: вспомнить факты биографии Пушкина, произведения писателя)

Актуализация знаний

   Мир Пушкина мы лучше понимаем

   Когда из биографии узнаем

   Кто были предки Пушкина, как рос он,

   Кто окружал его любовью и заботой?

   Сканворд давайте с вами разгадаем

   И много интересного узнаем.

   Но не простой сканворд, а необычный,

   Для вас немного непривычный.

   В разнообразии сих букв слова найдите

   И с фактами из биографии соотнесите.

(Ученики находят слова и поясняют, с каким фактом биографии это слово связано. Сканворд распечатан каждому)

(Слова: Арина Родионовна, Сергей, Надежда, Москва, Дантес, лицей, ссылка, Лев, Ольга, Наталья Николаевна, вольная, сказки)

Обобщение и систематизация знаний

II. Вступительное слово учителя:

Сказки Пушкина, лирика Пушкина, повести Пушкина никогда не уходят из нашей жизни, они всегда рядом с нами. Июнь месяц подарил миру гения. "Солнцем рус ской поэзии" называли Александра Сергеевича.

Короткой была жизнь поэта. Но сколько написано им! Талант Пушкина неисчерпа ем, творчество его бесценно.

Настоящий урок литературного чтения мы посвящаем поэту-творцу, поэту-борцу за справедливость, великому русскому гению – А. С.  Пушкину.

А речь пойдет о его сказках.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса: то молодая царевна   засыпает вечным сном, проглотив кусочек отравленного яблока, то умелец Балда проучивает чертей и т. п. Всё это очень интересно.

А вот сейчас мы проверим, знаете ли вы знаменитые на весь мир пушкинские сказки.                                                                                                                                              Класс делится на 3 команды. Каждый из учеников перед уроком выбрал себе одну часть разрезанной  открытки.   Команды   объединяются по открыткам.                                    Для начала пусть каждая команда придумает себе за 1 минуту название, связанное со сказками Пушкина.                                                                                                              III Конкурсы.

1 "Узнай в лицо"

На доске размещены портреты разных писателей и поэтов. Портреты  пронумерова ны. Команды должны на листке бумаги записать номер  портрета А. С. Пушкина.

2 "Знатоки биографии"

а) Когда родился Александр Сергеевич? /06.06.1799/

б) Как звали его отца? /Сергей/

в) Как звали няню поэта? /Арина Родионовна/

г) В каком возрасте он погиб? /37 лет/

д) Отчего умер А. С. Пушкин? /дуэль/

е) Назови имя его жены. /Наталья Николаевна/

3) "Её Величество Сказка"

Команды на листке записывают число, обозначающее количество сказок,

написанных Пушкиным А. С.

Их всего шесть:

1 О золотой рыбке;

2 О мёртвой царевне;

3 О царе Салтане;

4 О попе и его работнике Балде;

5 О золотом петушке;

6 О медведихе.

"Руслан и Людмила" – поэма.

4) За 2 минуты командам предлагается написать как можно больше  имён героев сказок Пушкина.

5) "Лучший знаток пушкинских сказок"

а) Что кричал Петушок, сидя на спице?

(Кири-куку! Царствуй, лёжа на боку!)

б) Какими словами начинается "Сказка о рыбаке и рыбке"?

(Жил старик со своею старухой

У самого синего моря)

в) Как начинает Пушкин "Сказку о царе Салтане"?

(Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком)

г) Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной?

(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).

д) Какими словами обращается старик к золотой рыбке?

(Смилуйся, государыня-рыбка).

е) Какими словами заканчиваются две сказки: о царе Салтане и о мёртвой

царевне?

(Я там был, мёд-пиво пил -

И усы лишь обмочил).

6) Узнай из каких сказок эти строки.

а) Чем вы гости торг ведёте?

И куда теперь плывёте?

(О царе Салтане)

б) Кто далее палку бросит,

Тот пускай и оброк уносит.

(О попе и его работнике Балде)

в) Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный рожок.

( О мёртвой царевне)

г) Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

( О рыбаке и рыбке)

д) Сына он теперь меньшого

Шлёт на выручку большого.

(Сказка о золотом петушке)

е) На него старуха не взглянула,

Лишь с очей прогнать его велела.

(Сказка о рыбаке и рыбке)

7) Вспомни число

а) Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря? (30 и 3)

б) Сколько просьб старика выполнила рыбка? (4)

в) За сколько лет должен был собрать оброк с чертей Балда? (3)

8) Кто мог бы отправить такие телеграммы?

Да вот верёвкой хочу море морщить

Да вас, проклятое племя, корчить.

(Балда)

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна.

(Корабельщики)

Горе мне! Попались в сети

Оба наших сокола.

Горе! Смерть моя пришла!

(Царь Дадон)

9) Конкурс художников – иллюстраторов

Вспомните строчку из стихотворения Пушкина:

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей.

Никто никогда не видел ни зверей, ни следов. Но вы их сейчас нарисуйте, а потом прокомментируйте.

10) "Рыбаки"

По одному участнику от каждой команды подходят к столу жюри и берут карточку в форме золотой рыбки, где на обороте написан вопрос, без подготовки отвечают.

а) Каким ремеслом занимались старик со старухой, живя в своей     землянке?

(Старик ловил неводом рыбу,   Старуха пряла свою пряжу.)

б) Кто верный сторож царя Дадона?

(Петушок)

в) В кого поочерёдно хотела превратиться старуха?

(в дворянку, в царицу, во Владычицу морскую)

г) В кого поочерёдно превращался князь Гвидон, когда летал в царство  Салтана?

(В комара, в муху, в шмеля)

д) С каких слов начинается "Сказка о попе и работнике его Балде"?

(Жил-был поп – толоконный лоб)

е) Назовите изделие из золотых скорлупок, которое пускалось по свету?

(монета)

ж) Чем потчевали старуху-царицу бояре да дворяне в царских палатах?

(Заморскими винами да пряниками печатными)

з) Какие чудесные дары получил от царевны Лебеди князь Гвидон?

(Чудный город, белку с золотыми орехами, 33 богатыря с Черномором,

сама стала его женой).

и) Каким было последнее желание старухи?

(Стать Владычицей морской)

11) Кроссворд

Команды одновременно получают одинаковый кроссворд. Победит то, кто

быстрее разгадает.

1

5

2

3

7

4

6

По горизонтали:

1.Как звали находчивого, трудолюбивого работника в одной из сказок

Пушкина? /Балда/

2.Злой, сварливый персонаж из сказки Пушкина "Сказка о рыбаке и

рыбке"? /Старуха/

3.Исполнитель песни "Во саду ли, в огороде". /Белка/

4.Место встречи попа с Балдой. /Базар/

6 Чем отравилась молодая царевна? /Яблоко/

По вертикали:

2 Кличка собаки из "Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях"

/Соколко/

4 Название острова, мимо которого проплывали корабельщики. /Буян/

5 Как звали няню Пушкина? /Арина/

7 Имя жениха молодой царевны в "Сказке о мёртвой царевне и семи

богатырях". /Елисей/

12) Инсценировка отрывка из любой пушкинской сказки (домашнее

задание)

4.Рефлекция.

Мы с хорошей сказкой неразлучны,

А чудес у сказки до небес.

Вы представьте, как бы было скучно,

Если б в мире не было чудес.

Итак, ребята, наш урок подошёл к концу. Мы  добились целей, которые поставили в начале урока?

Давайте оценим нашу работу. Как вы себя оцениваете?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Писатель 19 века А.С.Пушкин"

Писатель 19 века Александр Сергеевич ПушкинРасширять знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать;Формировать устойчивый художественн...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Искусство России 19 века. "Золотой век" русской культуры. Поэты и писатели 19 века. А.С.Пушкин"

Разработка урока по УМК "Начальная школа 21 века" Данный урок относится к разделу "Человек и общество, в котором он живёт". Цель урока расширить знания о жизни и творчестве А.С.Пушкина. Формировать ин...

Игра "В мире сказок А.С. Пушкина"

Игра по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 3-4 классов. Викторина на знания сказок поэта....

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Сказочный образ мира во вступлении к поэме А.С.Пушкина "Руслан и Людмила"

Урок литературного чтения предназначен для целевой аудитории учащихся 2 класса, применяется в УМК Занкова, может использоваться в других образовательных комплексах...

Конспект урока (по окружающему миру ) Пушкин – солнце русской поэзии

Учебные задачи:-познакомить с биографией поэта, его творчеством,Как имя Пушкина связано с нашим краем?-закрепить знания о прочитанных произведениях.Учебные умения:-развитие художественно- творческих п...