Разработка урока литературного чтения по теме Е. Чарушина "Кабан"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Гордеева Наталья Викторовна

Разработка урока предназначена для учащихся 4 класса УМК "Школа Россиии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass._gordeeva_n.v.docx99.77 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное казённое общеобразовательное   учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

квартал 6, дом 28,  г. Шелехов,  Иркутская область, 666034

Тел./ факс (8-39550) 4-28-36

ИНН 38 21006311 / КПП 382101001

                                  ОГРН  1033802255816

Методическая разработка

урока  литературного чтения в 4 классе

в рамках проведения школьной декады открытых уроков

учителя начальных классов

Гордеевой Натальи Викторовны

Первая аттестационная категория

Шелехов-2020

Пояснительная записка

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием рабочей программы, которая обеспечена учебно-методическим комплектом «Щкола России»    «Литературное чтение. Часть 2» под ред. Л.Ф. Климановой.

 Данный урок является 6-м в разделе «Природа и мы». До этого дети познакомились с произведениями К.Г.Паустовского, М.М.Пришвина,  Д.Н.Мамина-Сибиряка,  А.И.Куприна.

Тема урока: Чарушин Е.И. “Кабан”.

Цели:   

- учить понимать и анализировать литературное произведение;

- формировать навык беглого, осознанного и выразительного чтения;

Задачи:

Обучающие:

  • Расширить знакомство с творчеством Е.И.Чарушина на материале рассказа «Кабан»;
  • Учить анализировать художественный текст, отвечать на вопросы учителя по содержанию текста;
  • Учить детей делить текст на сюжетные линии;
  • Учить выделять главную мысль  в содержании текста.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес к животному миру, наблюдательность;
  • Развивать навык осознанного выразительного чтения;
  • Обогащать словарный запас учащихся;
  • Развивать умение определять  последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское  и свое отношение к героям, их поступкам

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к окружающему миру, к «братьям нашим меньшим»;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • развивать навыки межличностного общения;
  • воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга

ХОД УРОКА:

Этап урока

Деятельность учителя и обучающихся

Приемы,

методы

1

Организа-ция класса

- Сейчас у нас урок литературного чтения. Чтобы активизировать работу нашего мозга, выполним дыхательную гимнастику.

1.Делаем глубокий вдох из 4-х порций, выдох более плавно – из 8 порций; 4-5 раз.

2.Делаем глубокий вдох, на выдохе произносим звук у-у-у-у.

3.Выставили свои зубки и зарычали, произнося звук р-р-р-р. Затем глубоко вдохнули и сказали «ах»

- О чем вам напомнили звуки?

-Кто их может издавать?

-Почему мы произнесли именно их?

Дыхатель ная гимна- стика, содержа-щая звуковую разминку

2

Формулирование темы урока, постановка цели        

 

Работа с текстом до чтения

Мотивация к учебной деятельности.

Актуализация знаний. Антиципация

- Отгадайте загадку (на слайде перевернутый текст)

- Нужно догадаться, как ее прочитать. (Справа налево и снизу вверх)

Слайд 1

.йындатс ,йикид но еще А

.йындяесВ .йошьлоБ .мокчатяп С

.икшу ьтсе еичяотс ьтоХ

,икшюрх йеншамод кинневтсдоР

Слайд 2

- Прочитаем все вместе вслух

Родственник домашней хрюшки,

Хоть стоячие есть ушки.

С пятачком. Большой. Всеядный.

А еще он дикий, стадный.

-Кто это? (Кабан)

- Что вы узнали о нем из загадки?

(О родственник домашней свиньи, он всеядный, большого размера, уши у него стоячие, не такие, как у домашних свиней и пр.)

Что вы знаете о кабанах еще?

- Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый  сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот).

- Догадались, кто станет героем нашего сегодняшнего урока?

- Откройте учебник на с. 96.

-Ваши предположения о содержании рассказа? (предположения детей)

- Мы с вами уже встречались с произведениями этого автора. Произведение какого жанра мы будем читать? (рассказ).

-Прочитайте слова на доске:

Акварель кисточка краски художник

- А если я вам скажу, что эти слова тоже имеют отношение к этому рассказу?

- Предположите, какое? (предположение детей)

2.Формулирование цели урока

- Как сформулируем цель нашего урока?

(Прочитать текст, проверить наши предположения, определить тему и главную мысль произведения)

-Что для этого мы должны сделать? (прочитать произведение)

Прием чтение перевер

нутого текста

Проверка правиль

ности по образцу

Установление межпредметных связей

Прием предвосхищения, предугадывания

Прием «Ключевые слова»

3

Первичное усвоение материала.

Работа с текстом во время чтения

 Словарная работа (во время работы над текстом)

Первичное чтение

Дети читают текст рассказа вслух поочередно с одновременной беседой по содержания

Отрывок 1:

Я рисую животных.
Рано… Часов в семь-восемь в зоосаде никого не бывает. Рисовать удобно. Никто через плечо не заглядывает, не расспрашивает. Хорошо!
Только звери в клетках да я. 

- От чьего лица следует повествование в рассказе? Т.е. кто является главным героем?

- Чем занимался Евгений Иванович в зоопарке?

- Подумайте, зачем он рисовал животных?

- Когда происходит действие рассказа?

- Почему так рано?

- Кого рисовал автор?

Отрывок 2:

Рисую я оленя марала, Серёжку.
У него рога новые. Каждый год олени меняют рога. Старые отваливаются, а новые вырастают; сначала мягкие, тёплые, живые — не рога, а кровяной какой — то студень в кожаном пушистом чехле.
Потом студень твердеет, становится настоящим рогом, а кожа отпадает. Сейчас у Серёжи на рогах кожа висит клочьями.

-Кто такой Сережка?

Что с ним случилось? Зачитайте.

Отрывок 3

Утром все звери играют. Ягуар шар деревянный катает в клетке. Гималайский медведь-губач стоит на голове. Днём, при народе, он за конфетку стоит, а сейчас сам забавляется. Слон боком сторожа к стене придавил, метлу отнял и съел. Волки по клетке бегают, кружат: в одну сторону — в другую, в одну — в другую, рысью, быстро. В общей птичьей загородке танцуют журавли — красавки, подпрыгивают, вертятся.
А наш серый журавль их унимает. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок — суета или драка, он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. Начальник-птица! За это его и на птичьих дворах часто держат начальником.

- О чем мы узнали из этого отрывка?

- Кто живет в общей загородке?

- Почему звери играют по утрам?

Отрывок 4

У оленя Серёжки в рогах зуд. Он их чешет. Изгибается весь передо мной: то на меня бросится — пугает, то шею вытянет, приподнимет ноздри, противно сопит. Тоже пугает, — а может, подраться зовёт.
Забьёт передними острыми копытами землю, начнёт скакать по загородке телёнком и хвост поднимет. А сам — чуть не с лошадь.

Интересно мне рисовать! Рисую — и ничего не вижу, кроме оленя.

- Как ведет себя Сережка? Почему?

- Какой литературный прием использует автор? (сравнение)

- Как чувствовал себя автор в зоопарке?

-  Докажите.

Отрывок 5
Хрустнуло что-то сзади. Оглянулся. И ничего не могу понять. Идут на меня шесть кабанов гуськом, передний в пяти шагах от меня.
А решётка-то где перед ними? А решётки-то нет! Вырвались на волю!

- Что произошло?

- Какие чувства испытал автор?

- Почему вы так решили? Докажите!

- Как вы думаете, что произойдет дальше?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

Отрывок 6

Всё у меня из рук попадало. И полез я на Серёжкину загородку. Залез и сижу.
Подо мной, с одной стороны, Сергей буянит, на задних ногах ходит, меня хочет сшибить с загородки, растоптать, забодать. Пена изо рта тянется.
А с другой — кабаны.
Громадные, с жёлтыми клыками, в щетине, как в щётке. Толпятся, на меня смотрят, не умеют голову поднимать, смотреть вверх. Сверху узкие, как рыбы, — только клыки торчат в стороны.
Прощай, моя акварель! Сжевали вместе с деревянным ящиком.
А что, если меня или ещё кого-нибудь так сжуют?

- Представьте себе такую ситуацию. Как бы вы поступили?

- О чем бы подумали в первую очередь? 

- А как повёл себя художник, увидев непрошеных гостей? Его эмоциональное состояние? Зачитайте.

- Какая первая мысль появилась у него?

- Как это характеризует художника?

Отрывок7

     Делать что-то надо! Да что делать-то? Заорать — прибежит кто-нибудь на крик, а они — на него. Догонят, повалят!

Полезу лучше к забору. К забору — по загородке, за забором улица. По телефону в пожарную часть позвоню, администрации скажу…
Ползу, перебираюсь по загородке, будто по небоскрёбу. Свалишься — тут и смерть тебе: справа Сергей сопит, танцует, слева кабаны чавкают, идут толпой.
Верхняя доска на загородке подо мной качаться стала, старая совсем; вспотел я со страху.

- Что он решает? Зачитайте его действия.

- Как себя чувствует в это время автор?

- Какие чувства испытывает?

-- Предположите, как закончится это происшествие?

- Почему?

Отрывок 8

Вдруг—крик:
— Сашка, Машка, Яшка, Прошка, Акулька!
Чуть я не слетел! Едва-едва удержался. Маленький парнишка забежал в кабанью толпу и стегает кабанов хворостиной.
— Обратно! — кричит. — Я вас!
Повернулись кабаны. Простыми свиньями побежали в свой хлев — в свою клетку. А парнишка их подгоняет прутиком.
Похрюкивают кабаны, бегут, хвостиками вертят. Загнал в клетку и запер.
Тут я быстро-быстро с решётки слез, чтобы парнишка не заметил, и ходу из сада. Стыдно стало. Кабаны-то ручные!

- Что произошло в самый напряжённый эмоциональный момент?

- Как повели себя кабаны? Зачитайте.

- Какой прием использовал автор? Найдите в тексте.

-Чем заканчивается история? Прочитайте.

Физкультминутка

Прием «Чтение с остановками»

Словарная работа:

зоосад

Словарная работа:

студень

Словарная работа:

забавляется

загородка

унимает

Словарная работа:

зуд

Словарная работа:

гуськом

Словарная работа:

Буянит

Прием «включе-

ние вооб-

ражения»

Словарная работа:

Парнишка

Стегает

хворостина

3

Работа с текстом после чтения

Осознание и первич-ное закреп-ление изу-ченного ма-териала

 Концептуаль-ная беседа.

Уточнение позиции автора

Выделение главной мысли.

Знакомство с писателем

Реципация

-Давайте проверим, подтвердились ли наши предположения?

(да – мы читали  о животных, жанр произведения – рассказ, т.к.  написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают способностью говорить)

- Почему автор так  испугался кабанов?  

- Вспомните, что мы узнали о кабанах.

- Можем ли мы смеяться за это над ним и осуждать его за трусость?

- Так вот теперь подумайте можно ли этот рассказ назвать весёлым?

- Какие вопросы к автору у  вас возникли во время чтения?

- Задайте ему «толстые вопросы»

-Вопросы детей:

- Почему рассказ называется «Кабан», хотя их там много?

-Куда делся еще один кабан? Мальчик зовет только пятерых.

- Почему автору стало стыдно? Ведь стыдиться на самом деле было нечего?

- Ловите те качества, которые характеризуют автора. Если качество ему присуще – хлопайте, если нет – тишина.

Учитель называет, а дети хлопают- ловят: Порядочность, любовь к животным, злоба, жадность, любовь к ближнему. Зависть, трусость, уважение, доброта, ненависть, эгоизм бережное отношение к природе.

- Как же мы можем охарактеризовать Евгения Чарушина? Каким человеком он являлся?

Какова по вашему мнению главная мысль рассказа?

- Чему он хотел научить нас своими произведениями?

(научить нас бережному отношению к природе, к братьям нашим меньшим.)

- Откуда же у Евгения Чарушина появилось это особое – бережное, уважительное и понимающее отношение к природе и животным?

(предположения детей)

- А расскажу сейчас немного о детстве писателя и художника и мы вместе сделаем вывод.

 

Прием «Вопрос автору»

Прием «Толстые вопросы»

Игра «Ловишка»

4

Рефлексия  

- Подведем итоги.

-Какое настроение создал у вас  рассказ «Кабаны»?

 - Что вы можете сказать о герое этого рассказа?

 -  Чему научил нас Е. Чарушин сегодня сегодня?

- Что вы поняли, какие важные выводы сделали для себя?

-  Как можно изменить нашу жизнь, чтобы не вредить,  а помогать природе?

Теперь учёные горько шутят: “Мы так много взяли у природы, что не можем ждать от неё милости”. За последние сто лет человек использует природу в таких размерах, что возникли серьёзные нарушения в природных процессах. Реальна стала угроза всему живому на Земле. Всё это привело к экологическому кризису. Мы должны понять, что природой лучше не повелевать, а найти способ жить с ней в согласии.

 

5

Взаимооценка

- Давайте вместе оценим вашу работу и работу ваших товарищей на уроке

6

Домашнее задание

Составьте план рассказа из трех пунктов и приготовьтесь его пересказывать:

Девочки – от лица мальчика, приручившего кабанов;

- мальчики – от лица кабанов.

Прием творческо го пересказа

- Спасибо всем за работу на уроке!

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ШЕЛЕХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

Муниципальное казённое общеобразовательное   учреждение

Шелеховского района

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

квартал 6, дом 28,  г. Шелехов,  Иркутская область, 666034

Тел./ факс (8-39550) 4-28-36

ИНН 38 21006311 / КПП 382101001

ОГРН  1033802255816

Отзыв

учителя начальных классов Гусевой Л.П..

о проведенном уроке  литературного чтения  

учителя начальных классов  Гордеевой Н.В.

       Урок литературного чтения в 4 классе  УМК «Школа России»  по теме «Е.Н. Чарушин. Кабан»  с элементами технологии продуктивного чтения проводился в рамках аттестации педагога.

        В самом начале урока педагог сумел мотивировать учащихся на продуктивную деятельность.

       Тема и цели урока были сформулированы самими обучающимися. Содержание урока соответствовало уровню развития детей. Все его этапы были  последовательно и логически связаны между собой. Прослеживалась целостность и завершенность урока.

       Учитель сумел продумать проведение урока таким образом, чтобы позволить учащимся проявить свои творческие и интеллектуальные способности. Педагог на протяжении урока не забывал поощрять детей, тем самым создавая благоприятную эмоциональную обстановку в классе.

        Обоснованное использование ИКТ на начальных этапах урока сделало процесс обучения еще более эффективным.

        На уроке учитель использовал различные приемы и методы обучению продуктивному чтению. Дыхательная и звуковая разминка тренировали четкое произношение и правильную артикуляцию. Прием «чтение перевернутого текста» позволило заинтересовать детей. Кроме того, оно формирует навык грамотного и осознанного чтения, учит внимательности. Использование приема «чтение с остановками» позволяет развить навык медленного, вдумчивого чтения. Лучше понять содержание литературного произведения и главную мысль помог прием «толстых вопросов», которые дети задавали автору.

       Эффективным было проведение словарной работы не перед, а во время чтения рассказа. Это помогло детям лучше понять значения новых слов.    

        В конце урока была проведена рефлексия, дети сами  оценили свою деятельность  деятельность своих товарищей и достигнутые результаты.

       Во время урока учитель применял здоровьесберегающие технологии, была проведена своевременная физкультминутка.       Урок проведен на высоком методическом уровне, соответствует современным требованиям и достиг поставленной цели.

Учитель ____________Гусева Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Дети Деда Мороза . Русская народная сказка

Подробное описание урока литературного чтения.УМК "Начальная школа XXI века"...

Разработка урока литературного чтения по теме "В.П. Астафьев "Стрижонок Скрип"

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по УМК "Школа России". Второй урок по произведению....

разработка урока литературного чтения по теме Л.Н.Толстой "Прыжок"

Разработка урока литературного чтения, проведенного в 3-ем классе по УМК "Начальная школа XXI века". Урок соответствует требованиям ФГОС НОО....

разработка урока литературного чтения по теме Я . Тайц "По ягоды"

Урок литературного чтения в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века". Подготовлен в соответствие с требованиями ФГОС НОО....

Разработка урока литературного чтения по теме: "Весна в творчестве С. Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». "

В методической разработке дан подробный план проведения урока литературного чтения с указанием целей урока и его этапов. На уроке использованы современные приемы  - синквейн, рефлексия эмоциональ...

Разработка урока литературного чтения на тему: «Э. Шим. Рассказы и сказки о природе»

Урок сообщения новых знаний. Одними из задач данного урока являются формирование представлений об отличительных особенностях жанра рассказа и сказки. Учить видеть необычное в обычном. ...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....