Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки"
материал по чтению (4 класс)

Светлана Валерьевна Сёмина

Нет аннотации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4_klasse_po_teme.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе по теме         «Обобщение по разделу "Литературные сказки"»

Подготовила и провела: Сёмина Светлана Валерьевна, учитель начальных классов

Цель урока:   создание условий для организации работы обучающихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».

Задачи:

  1. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений; анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения;

формировать понятия о нравственности;

способствовать обогащению словаря обучающихся.

  1. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий:
  • регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • познавательных – учить добывать информацию из текста; формировать умение извлекать фактическую информацию;

 развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы;

  • коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.
  1. Личностные: развивать творческий потенциал обучающихся;

развивать коммуникативные функции: умение работать в группе, вести учебный диалог;

формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: Выставка книг, мультимедиапроектор, портреты писателей:

               - П.П. Бажов

               - С.Т. Аксаков

               - В. М. Гаршин

               - В.Ф. Одоевский

1. Организационный момент

Учитель:    Добро пожаловать, дорогие гости. Нам очень приятно видеть вас в нашем классе. Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит наши сердца благородными чувствами.

Настрой на урок:    А вы, дети,  встали ровно, спокойно. Послушайте, что я вам скажу:

Необычный день у нас,

и гостями полон класс.

что гостям сказать нам надо?

Вместе с детьми: Видеть вас мы очень рады!

- Садитесь на свои места!

Учитель: - одна хорошая минута сделала одно хорошее дело,

- десять хороших минут сделают десять хороших дел.

- а сколько хороших дел можно сделать за целый урок?

-Ребята, я желаю всем сегодня сделать много хороших дел. И хочу, чтобы вы сегодня получили только положительные эмоции от своих результатов, от урока.

- С таким хорошим настроением мы начинаем наш сегодняшний урок.

2. Сообщение  темы урока.

- Ребята, послушайте внимательно стихотворение Полины Николаевой:

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу
Непременно под венец.
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном –
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Прочитайте сказки детям!
Научите их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

- О чем сегодня пойдет речь на уроке? (о сказке)

- Почему я начала урок с этого стихотворения?

- Сегодня мы проведём урок обобщения по разделу «Литературные сказки». Слайд 1.

- Какими будут цели нашего урока? Прочитайте на доске: (таблички) Слайд 2.

    ПОВТОРИТЬ    ИЗУЧИТЬ   ОЗНАКОМИТЬСЯ   ОБОБЩИТЬ  ВСПОМНИТЬ

- Все ли действия будем выполнять на этом уроке?

- Выберите те цели, которые подходят к нашему уроку.

- Что обозначает «обобщить»? (сделать вывод, подвести итог, из частей собрать целое).

- Сегодня мы будем вспоминать, повторять, обобщать раздел литературного чтения - ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ!

 Но это еще не все. Сегодня на уроке вы будете оценивать свою работу сами. Перед вами оценочные листы. Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «Красный» - отлично, здорово, «зеленый»- хорошо, «синий» - можно лучше. ( Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске).

3. Работа по теме урока.

ЗАДАНИЕ № 1 «Разминка»

- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждый ребенок («Городок в табакерке» Владимир Федорович Одоевский, «Сказка о жабе и розе» Всеволод Михайлович Гаршин, «Серебряное копытце» Павел Петрович Бажов, «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксаков).

- Молодцы! Авторов, чьи сказки мы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните.

- Оцените свой ответ. ( Дети работают с оценочными листами. Учитель обращает внимание на доску)

ЗАДАНИЕ № 2 «Узнай автора» (портреты перевернуты, под ними конверты с заданиями). Как дети узнают – переворачиваем портрет.

  1. Этот писатель родился в Уфе. Он отпрыск старинного дворянского рода,  Учился в Казанском университете. Очень любил своих сыновей, которые тоже стали известными.

           (Сергей Тимофеевич Аксаков – 1791-1859г.) Слайд 3. 

  1. Пятилетним ребенком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями

           (Всеволод Михайлович Гаршин 1855-1888г.) Слайд 4.

  1. Его отец был отпрыском древнего княжеского рода, а мать – в прошлом крепостной крестьянкой. Его дом стал местом где, регулярно сходились лучшие писатели и ученые столицы.

          (Владимир Федорович Одоевский 1803-1869г.) Слайд 5.

  1. Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала.

      (Павел Петрович Бажов 1879-1950г.) Слайд 6.

- Молодцы, ребята! Вы справились с этим заданием. Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)

ЗАДАНИЕ №3 «Помогите авторам сказок»

- Каждый автор написал свою сказку.

- Помогите найти автору его сказку. Перед вами листочки с заданием. Вам надо соединить линией фамилию автора в левом столбике с названием сказки, расположенной в правом столбике. (Дети работают на индивидуальных листочках).

Бажов П.П.                                          «Городок в табакерке»

Аксаков С.Т.                                       «Сказка о жабе и розе»

Гаршин В.М.                                      «Серебряное копытце»

Одоевский В.Ф.                                 «Аленький цветочек»

А теперь проверим вашу работу Слайд 7.

 - Молодцы, оцените её (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ № 4 «Отгадай загадки»

- Вы любите отгадывать загадки? ( Да)

- Почему? ( Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять)

- Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.

Слайд 8.

1) Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, но с водой не знается

(кошка Мурёнка) сказка «Серебряное копытце»

Слайд 9.

2 )Коль сожмешь ее сильней, –
Больше будет силы в ней.

(Пружина) сказка «Городок в табакерке»

Слайд 10.

3) На кустах в саду растёт,
Запах сладкий, словно мёд.
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт их. Это?..

( розы) «Сказка о жабе и розе»

Слайд 11.

4)Выпучив  глаза сидит,
Непонятно говорит,
Родилась в воде,
А живёт на земле.

( жаба ) «Сказка о жабе и розе»

Слайд 12.

5) Бодает рожками, цокает ножками, трясёт бородой.

(козлик) сказка «Серебряное копытце»

Слайд 13.

6) Что круглое и без дна?

(кольцо) сказка «Аленький цветочек»

Молодцы,  оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).

4. Физминутка (видео).

ЗАДАНИЕ №5 «Главные герои».

- В каждой сказке есть главные герои, по картинке вам надо назвать героя, из какой сказки он, назвать автора, дать характеристику этому герою. ( Работа со слайдами)

Слайд 14.

  1. Меньшая дочь из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, добрая, послушная дочь, заботливая сестра, полюбила чудище и развеяла чары колдовства.

Слайд 15.

  1. Девочка Дарёнка - Дарьюшка (подарок судьбы) из сказки  «Серебряное копытце» Бажов. Она сирота, ей 6 лет, поэтому одета бедно, доверчивая – идёт жить к деду Коковане, большая помощница, смелая девочка, любит животных.

Слайд 16.

  1. Мальчик Миша из сказки «Городок в табакерке» - Одоевский. Он любознательный, воспитанный, внимательный, любопытный, добрый, любящий своих родителей.

Слайд 17.

4) Кокованя из сказки «Серебряное копытце» - это имя старика. Он большой, бородатый, любит сказывать сказки. Семьи у него нет, воспитывает сиротку. Характер добрый, покладистый (взял кошку), весёлый, ласковый, не жадный (взял камней полшапки).

Кокованя был охотником. Жил в лесу в балагане. Летом добывал золото, зимой охотился на козлов. Его мечта – встретить Серебряное копытце.

Слайд 18.

  1. Чудище из сказки «Аленький цветочек», Аксаков, страшное, мохнатое, с диким голосом, но с доброй душой, ласковый, злая волшебница заколдовала его на 30 лет, а младшая дочь полюбила его и чары развеялись.

Слайд 19.

  1. Девочка Маша из «Сказки о жабе и розе», Гаршина. Добрая, заботливая, любящая своего брата.

- Молодцы, ребята!

-Оцените свою работу. (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ №6 «Опорные слова» Слайд 20.

- Для того, чтобы определить содержание сказки, я предлагаю вам поработать с таблицами, в которых есть опорные слова. Определите по опорным словам, к каким сказкам они относятся. Запишите свой ответ. (Работа на индивидуальных карточках)

Торговые дела, цветок, купец, дочь, лесной зверь.

«Аленький цветочек» Аксаков С.Т.

Цветники, кусты, мальчик, сестра, цветок, враг.

« Сказка о жабе и розе» Гаршин В.М.

Шкатулка, мальчик - колокольчик, дядьки - молоточки, Валик, царевна Пружинка.

«Городок в табакерке» Одоевский В.Ф.

- А теперь проверьте и оцените работу (Дети работают с оценочными листами).

ЗАДАНИЕ № 7 «Команды – защитники»

- Задолго до нашего урока мы с вами разделились на 2 группы - команды и каждая из команд получила домашнее задание, которое и выполняла. Слайд 21.

Сегодня на уроке вы должны защитить свою работу.

- А что самое главное в сказке? (Сказка чему- то учит)

- Да, «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» - гласит народная мудрость. Вы должны были снова перечитать сказки и выяснить, чему же учат нас прочитанные сказки.

1  группа - Найти мораль в каждой сказке.

Всю работу вы должны были оформить в виде буклета.

  • «Сказка городок в табакерке» - это научно – фантастическая сказка, с помощью сказочных героев автор помог понять нам, как устроена музыкальная табакерка.
  • «Сказка о жабе и розе» - эта сказка о доброте и зле. Роза добрая и нежная, радуется жизни, Жаба несет зло и представляет собой жадность. Люди, которые делают добро, - прекрасны, жадные и ленивые – отвратительны, их никто не любит. Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
  • «Серебряное копытце» - каждый из героев верил в сказку и хотел увидеть чудо,
  • «Аленький цветочек» - это волшебная сказка, где всегда добро побеждает зло.

2  группа – Надо было сделать «аленький» цветочек и на лепесточках написать признаки литературных сказок (наличие волшебных чисел, волшебных героев, фантастических животных, решается трудная задача, наличие зачина и т.д.)

- Молодцы, команды! Спасибо! Садитесь на свои места.

Оцените своё выступление (Дети работают с оценочными листами).

5. Итог урока.

- Вот и подошел к концу наш урок.

-Давайте обратимся  к целям, которые мы поставили в начале урока.

-Всё ли мы выполнили?

- Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами).  Расскажите о своей работе на уроке.

- Я с вами согласна, вы умеете  объективно себя оценивать на уроке, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.

- И я  хочу закончить наш урок такими словами:

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей,

Но зло творится без труда_

Добро творить трудней.

Рождает зверя - зверь

Рождает птицу - птица

От доброго – добро,

От злого - зло родится

Добро, сколь ни было б мало

Гораздо лучше, чем  большое зло.

6. Рефлексия.

 -Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и совершайте добрые поступки.

- Спасибо за урок! Молодцы! Слайд 22.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, литературное чтение, 4 класс

Тема урока: С. А. Есенин «Лебедушка»4 классЦели и задачи урока: создать условия для:формирования умения находить изобразительно-выразительные средства в тексте и определять их функции в ст...

Урок литературного чтения 2 класс. Тема: "А.С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"

На данном уроке дети учились подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов, учились подкреплять цитатами из текста нарисованную иллю...

Открытый урок литературного чтения 2й класс

урок разработан в системе Л.В. Занкова по учебникам Лазаревой...

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Перспектива". Мир народной сказки. Русская народная сказка "Воробей и лиса".

Урок составлен в технологии "Чтение с остановками". Подготовка к уроку требует распечатывания текста на каждого ученика. Текст должен быть разрезан на части (согласно конспекту). Для достижения лучшег...

Конспект открытого урока. Литературное чтение 2 класс. Зарубежные сказки.

Подробный конспект урока по литературному чтению во 2 классе. "Зарубежные сказки"- повторение. Урок обобщения знаний, материал позволяет  расширить читательский опыт учащихся знакомством с зарубе...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...