Конспект урока 2 класс "Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел»."
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Андриевская Ангелина Юрьевна

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2b.docx32.83 КБ
Файл literaturnoe_chtenie_2b.pptx582.27 КБ
Файл mto.docx10.33 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Раздел: Люблю природу русскую. Весна

Тема: Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Цель: Познакомить детей с новым для них произведениями о маме, продолжать развивать навыки анализа стихотворного текста

Планируемые результаты:

Личностные:  Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действии. Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании.

Предметные: Делить текст на смысловые части. Научатся пересказывать текст.

Метапредметные: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачи. Участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других. Выделять существенную информацию из текстов

№ п/п

Этапы учебных занятий

Содержание

Виды деятельности обучающихся

Планируемый результат

Форма организации образовательной деятельности

Материально техническое и методическое обеспечение.

Предметный

Метапредметный (К,П, РУУД, ИКТ, Чт.)

Личностный УУД

1

Психологический настрой.

Цель: Настроить детей на работу.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

Сегодня урок проведу у вас я, меня зовут Ангелина Юрьевна.

П

Проявлять заинтересо

ванность в приобрете

нии и расши

рении знаний и способов

действии.

 

Фронтальная

2

Целеполагание:

Цель: подведение к теме урока

- Я предлагаю поиграть вам в игру: «Ма-моч-ка». Я буду задавать вопросы, а вы хором отвечайте: «ма-моч-ка», только дружно и громко!

Кто пришел ко мне с утра? – Ма-моч-ка!

Кто сказал: «Вставать пора!»? – Ма-моч-ка!

Кашу кто успел сварить? – Ма-моч-ка!

Чаю в чашку кто налил? – Ма-моч-ка!

Кто косички мне заплел? – Ма-моч-ка!

Целый дом один подмел? – Ма-моч-ка!

Кто меня поцеловал? – Ма-моч-ка!

Кто ребячий любит смех? – Ма-моч-ка!

Кто на свете лучше всех? – Ма-моч-ка!

- Правильно – это наши мамы.

- А как можно выразить свои чувства и мысли о маме? (стихотворение).

- Как вы думаете какая тема нашего урока?

- Какова цель?

- Отгадайте кроссворд

1. Кто написал стихотворение «На лугу»? (Блок)

2. Звуки друг друга нашли,

Встали рядом и смысл обрели.

Много их, аж кругом голова…

Собираются звуки в …(слова)

3. Легенда, предание народное,

Ребята её обожают.

Родители, если свободные,

Её тебе на ночь читают. (сказка)

4. Кто за родину горой тот и истинный … (герой)

5. Добавьте слово в стихотворении

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам ….. (летит)

 6. Что всегда есть у сказки или рассказа? (название)

7. Кто написал стихотворение «Матери»

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, тёплую кроватку ..?  (Бунин)

8. Как называется стихотворение Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.. ? (Весна)

9. Что ещё, кроме названия, есть у стихотворения? (автор)

- Какое получилось ключевое слово? (Благинина)

- Кто знает как её зовут?

(портрет на доске)

Слово об авторе

Елена Александровна Благинина  (1903-1989).

   Первые стихи Елены Александровной Благининой напечатали в детском журнале «Мурзилка» почти 80 лет назад. «Ребята любили и её, и её стихи, потому что она писала стихотворения про ветер, про дождик, про радугу, про берёзки, про яблоки, про сад и огород и, конечно, про самих детей, про их радости и печали».

 Она писала стихи, очень весёлые, детские «дразнилки», песенки, сказки, «считалки» ребята, а для чего нам нужны считалки? (они нам нужны в играх, когда мы выбираем водящего), так же Елена Александровна Благинина писала и «скороговорки» а для чего нам нужны скороговорки? (чтобы развивать нашу речь)

- Давайте откроем учебники на странице 119 и прочитаем название стихотворения Елены Бланиной, можно ли по заголовку определить, о чём пойдёт речь в этом стихотворении?

- Послушайте стихотворение

- Понравилось ли вам стихотворение?

Каким настроением оно проникнуто?

- От чьего имени написано это стихотворение?

- Оправдались ли наши предположения?        

- Выделите в стихотворении слова, которые вам непонятны. 

- Словарная работа

Цель: пополнение словарного запаса.

крадётся, метнулся, скользнул, шепнул.

(на слайде)        

1.  – Ребята, что девочка не делает?

- Почему?

2. - Ребята, посмотрите на картинку, что на ней нарисовано? (девочка сидит, вокруг нее игрушки).

- Девочке трудно сидеть в тишине? ( Да)

- Почему? (Потому что  вокруг столько игрушек, ей хочется в них играть)

- Ребята, а какие звуки передают тишину? (Дети читают звуки [с], [ш], [ч])

3. - Что делает луч?  (крадётся)

- Что девочка сказала лучу? (Я тоже двигаться хочу)

4. - Что хотелось девочке? (вслух читать, мяч катать, песню спеть, похохотать)

5. - Что шепнул луч? (посидим и в тишине)

- Ребята, а почему луч будто шепнул? (девочка представляет)

- Как вы думаете, это сказка? А что это?

 - Что бы вы сделали на месте девочки?

- Как вы думаете, почему девочка не уходит из комнаты? (смотрит за мамой, чтобы ее никто не побеспокоил)

- Представьте, что вы музыканты и должны придумать мелодию к этому стихотворению.

 - Как вы думаете, какая она будет? ( Плавная, медленная)

Самостоятельно определяют тему и цель урока

Анализируют стихотворение

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачи

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

фронтальная

фронтальная

фронтальная

фронтальная

Слайд 1

учебник

Слайд 2, 3, 4, 5

Слайд 6

учебник

3

физминутка

фронтальная

видеоролик

4

Постановка проблемы

а) На доске записано: “Я маму мою обидел”

– Прочитайте слова, записанные на доске.– Что вы подумали, когда прочитали эти слова?

б) Проблемный вопрос        

– Как можно обидеть человека?- Послушайте рассказы и скажите, почему мальчикам было обидно?

1)Петя увидел, как его друга Славу толкнул во время игры в “Пятнашки” один мальчик. Слава упал и заплакал. Петя подбежал к нему, помог. Слава ободрал колено, кроме того, ему было очень больно и обидно.

        – Как вы думаете, почему Славе было обидно?

2)Прибежал Митя в сад, выхватил из рук своей маленькой сестры Тани куклу и побежал по саду. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити Серёжа. Он отнял у Мити куклу и стал играть с ней. Митя побежал жаловаться отцу. Отец всё видел в окно.        

– Опишите состояние мальчика.– Так что значит обидеть кого-то?

- Как можно обидеть? (Словом, жестом, взглядом, физически.        )

– Случалось ли с вами такое? – Как вы себя чувствовали? – Как вы поступили?

Вывод: От доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – остаётся обида, дружба рушится.        

Знакомство с произведением Э. Мошковской «Я маму мою обидел».(на доске)

- Ребята, посмотрите на слайд, что написано?(я маму мою обидел.)

- Откройте страницу 120 и посмотрите, кто написал это стихотворение?

- Это стихотворение написала Эмма Мошковская. (портрет)

Слово об авторе

Эмма Эфраимовна Мошковская (1926-1981)

    Русская поэтесса. Родилась в Москве. Она окончила музыкальное училище и стала певицей, пробовала сама писать песни для друзей. Вскоре у неё обнаружился писательский дар точно воспроизводить детскую речь, чувствовать детей. Первые её стихи стали появляться на страницах детских журналов «Мурзилка», «Пионер», «Вожатый» и Эмма Мошковская стала заниматься поэзией профессионально. Любимый герой поэтессы – малыш, для которого окружающий мир полон приключений и чудес. Он смелый и добрый, чувствующий свою ответственность к окружающему.

Просмотр мультфильма.

- А теперь мы с вами заочно отправляемся в кинотеатр на просмотр мультфильма. Сначала вспомним правила поведения в кинотеатре (не шуметь, не разговаривать)

- Садимся удобнее и  посмотрим мультфильм, в котором рассказывают это стихотворение…

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какие чувства у вас оно вызвало? (Жаль мальчика, жаль маму.)        

Словарная работа

Цель: пополнение словарного запаса

Руда, бурная, реактивный(слайд)

Чтение стихотворения учениками.        

– Переживал ли мальчик, что поссорился с мамой?

- Кем он себя представлял?

– Почему он видел себя всегда печальным и молчаливым?

– Говорится ли в тексте, как малыш обидел маму? – Какой совет вы бы дали мальчику?

Работа над пословицами

- Ребята, посмотрите на пословицы на стр.  121

- Как вы понимаете 1 пословицу, «без корня и  трава не растёт»? (каждому человеку нужно знать своих предков)

- Как вы понимаете пословицу, «Сердце матери лучше солнца греет»? (смысл данной пословицы заключается в том, что мать роднее всех, греет теплее солнца. Нет лучше, преданней, родней на свете человека чем родная мама)

- Какая пословицу больше подходит к стихотворению «Я маму мою обидел»?

- Почему?

- Мама – самый близкий человек, самый родной. Воспитанный человек не обидит ни словом, ни делом. Подойди тихонечко к маме, обними её и скажи ласковые, нежные слова.

Игра «Волшебный цветок..»

- А сейчас, закройте глазки, представьте свою маму и подумайте, какое слово вы бы сказали ей, чтобы она улыбнулась…Передаём цветок друг другу и называем слова…

( Милая, любимая, добрая, красивая, нежная, умная, ненаглядная, очаровательная, внимательная, трудолюбивая, приветливая, чудесная, симпатичная)

Анализируют ситуации

Выделяют непонятные слова в стихотворении, высказывают свои мнения

Анализируют стихотворение

Делить текст на смысловые части

Научатся пересказывать текст

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Выделять

Существен

ную

информа

цию из

текстов

Учавствовать в диалоге, слушать и понимать речь других

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

фронтальная

Слайд 7

Слайд 8, 9

Мультфильм

Учебник

слайд

цветок

5

 Итог урока

- С какими стихотворениями мы с вами сегодня познакомились?(…)

- Сегодня на уроке мы проследили, как можно с помощью стихотворений передать чувства, эмоции, любовь к маме.

- Закончим урок стихотворением Виктора Гина. Послушайте его

Не обижайте матерей.

 Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Перед разлукой у дверей

Нежнее с ними попрощайтесь.

И уходить за поворот

Вы не спешите, не спешите,

И ей, стоящей у ворот,

Как можно дольше помашите.

 Вздыхают матери в тиши,

В тиши ночей, в тиши тревожной.

Для них мы вечно малыши,

И с этим спорить невозможно.

Так будьте чуточку добрей,

Опёкой их не раздражайтесь,

Не обижайте матерей.

На матерей не обижайтесь.

 Они страдают от разлук,

И нам в дороге беспредельной

Без материнских добрых рук-

Как малышам без колыбельной.

Пишите письма им скорей

И слов высоких не стесняйтесь,

Не обижайте матерей,

На матерей не обижайтесь.

Развитие этических чувств, ориентация в нравственном содержании

Фронтальная

6

Рефлексия.

. Дерево знаний        

 Сидим за партой, если не уверены в своих знаниях; встаём, если хорошо усвоили материал; поднимаем руки, если уверены  в своих знаниях.

оценивать процесс и результат выполнения задания

Способность к самооценке

Фронтальная


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Б Л О К

Слайд 3

Б Л О К С Л О В О

Слайд 4

Б Л О К С Л О В О С К А З К А

Слайд 5

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й

Слайд 6

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Л Е Т И Т

Слайд 7

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Л Е Т И Т

Слайд 8

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н Л Е Т И Т

Слайд 9

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н В Е С Н А Л Е Т И Т

Слайд 10

Б Л О К С Л О В О С К А З К А Г Е Р О Й Н А З В А Н И Е Б У Н И Н В Е С Н А А В Т О Р Л Е Т И Т

Слайд 13

Крадётся- перемещается, пробирается тайком, стараясь быть незамеченным.

Слайд 14

Метнулся- быстро бросился куда- либо

Слайд 15

Скользнул- быстро и незаметно прошёл, промелькнул

Слайд 16

Шепнул- произнёс шёпотом короткую фразу

Слайд 17

«Я маму мою обидел»

Слайд 20

Руда- вид полезных ископаемых

Слайд 21

Бурная- очень быстрая



Предварительный просмотр:

Тема:

Стихотворения о маме

Цель:

Познакомиться со стихотворениями о маме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Познакомить с биографией Е. Благининой, её стихотворением «Посидим в тишине» и с биографией Э. Мошковской, её произведением «Я маму мою обидел»...

Урок литературного чтения 2 класс тема Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Данный урок способствует формированию у младших школьников ценностной ориентации, формированию нравственных суждений; содействует воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и ...

Тема:Е. А. Благинина «Посидим в тишине», Э. Э. Мошковская «Я маму мою обидел».

Перед проведением урока дети должны нарисовать портреты своих мам дома или на уроке ИЗО. Портреты нужно будет выставить для начального обсуждения....

Конспект урока по литературному чтению 2 класс "Е.Благинина-Посидим в тишине.Я маму свою обидел"

Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Е.Благинина "Посидим в тишине", "Я маму свою обидел"Цели урока: продолжить знакомство уч-ся с произведениями о маме;развивать навыки выразительного чтени...

Конспект урока по теме: «Е. Благинина «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел»» (2 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: формировать навык осознанного и выразительного чтения;познакомить детей с биографией Е.Благининойи произведением «Посидим в тишине»;познакомить детей с биографие...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Благинина Е.А. «Посидим в тишине» и Э. Мошковская «Я маму мою обидел…» сравнение произведений" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: открытие нового знания Цель урока: знакомство со стихотворением Э. Мошковской «Я маму мою обидел…» и Е. Благиной «Посидим в тишине». Задачи урокаДид...