Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "У страха глаза велики"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Растворова Дарья Владимировна

В материале представлен подробный конспект урока по данной теме. Подобрана разнообразная речевая разминка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

урока по литературному чтению

Студентки 331 группы

социально-педагогического отделения

Растворовой Дари Владимировны

Место проведения урока:

Школа №, класс

Дата проведения урока: 20.09.2022

Начало урока: 13:10

ФИО учителя школы: Фукс Мария Алексеевна

ФИО преподавателя-консультанта: Полякова Валерия Родионовна

Допуск к проведению урока:

Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Учебный предмет:

Класс:

Литературное чтение

2

Цели урока:

Деятельностная:  Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Познакомить учащихся с русской народной сказкой «У страха глаза велики»;   Формирование у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, формирование умение работать с текстом произведения;

Технологии, методы, приёмы:

побуждающий диалог,  работа с учебником, работа в парах

Тип урока:

Урок ОНЗ

Планируемые результаты урока:

Предметные:

- умеют оформлять границы предложения

- умеют определять вид предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные)

Личностные:

- проявляют мотивацию к учебной деятельности

- владеют навыками сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Метапредметные:

- выбирают действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (регул.)

- умеют осуществлять контроль и оценку учебных действий (регул.)

- умеют ориентироваться на страницах учебника (позн.)

- умеют работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)

- участвуют в учебном диалоге (коммун.)

- умеют взаимодействовать в парах (коммун.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

  • фронтальная;
  • индивидуальная
  • парная

Ресурсы:

  • мультимедийная презентация
  • карточки с заданием
  • учебники
  • карточки для самооценки

Список литературы:

1. Учебник по Литературному чтению В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, 2 класс, часть 1.

2. Программа по русскому языку УМК «Школа России».

3. Ссылка на сайт: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_russkaya_narod_120127.html

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/11/05/tehnologicheskaya-karta-uroka-literaturnogo-chteniya-po-teme-u

Этапы урока

Задачи этапов

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

I. Организационный момент. Мотивация на деятельность

Задачи:

Организовать направленное внимание на начало урока (личн.)

Замотивировать к учебной деятельности (личн.)

-Здравствуйте ребята! Садитесь. Меня зовут Дарья Владимировна, сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

- Чтобы наш урок прошёл в тёплой дружеской атмосфере, давайте подарим друг другу частичку тепла: потрите свои  ладошки друг о дружку до тёплого состояния. А теперь прикоснитесь к ладошкам вашего соседа по парте – подарите своё тепло и возьмите от него частичку тепла. Этот небольшой знак внимания друг к другу согреет ваши сердца.

- Желаю вам успехов на уроке! 

Привестсвуют

II. Актуализация знаний

Задачи:

Актуализировать знания учащихся об изученной теме «Предложение» (предм.)

Способствовать проявлению положительного отношения языковой деятельности (л.)

Развивать умение выполнять учебные действия в устной форме (р.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

тест

-Прежде чем начать изучать новое произведение, давайте проведём небольшую речевую разминку. Примите исходное положение спина прижата к спинке стула, ноги с упорой на пол, расстояние между партой и животом ваша свободнопроходящая рука.

Начнём с артикуляционной разминки упражнение называется «Хоботок» вытянем сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении мы будем 5 секунд. Молодцы!

-Следующее дыхательная гимнастика, упражнение называется «Свечи». Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

 -Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

- Давайте произнестём чистоговорку в медленном и быстром темпе. Молодцы! Теперь переходим к нашему уроку.

- Для начала, немного вспомним с вами о том, что вы изучали на прошлом уроке.

- Скажите, пожалуйста, что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?(Если не назовут, то говорю сама)

- Ребята, скажите, какую сказку вы проходили на прошлом уроке?

-  А вот, как вы внимательно работали со сказкой мы узнаем, выполнив тест. Пе6ред вами лежат листы с вопросами, читайте внимательно и выберите правильный вариант.  (приложение №1)

-Если вы закончили свою работу, то отложите ручки и поднимите свои глазки на меня.

- Я вижу что многие закончили, поэтому давайте проверим ваши ответы. ( Читаю вопрос и сверяем ответ)

-.На ваших листочках в правом нижнем углу изображён квадрат, тот, кто не допустил ни одной ошибки, раскрастье квадрат зелёным цветом, кто тдопустил 1 или 2 ошибки – желтым, кто  3 ошибки и более – красным  цветом.                     

Сказка-это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

-сказка о животных, сказка бытовая, сказка волшебная

-Мы проходили сказку «Петушок и бобовое зёрнышко»

Выполняют тест.

Проверяют ответы.

III. Выход на тему и постановка задач урока

Задачи:

Развивать навыки сотрудничества (л.)

Учить принимать цель и учебную заадачу (р.)

Формировать умение планировать учебные действия (р.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить оформлять свои мысли в письменной форме (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

 

- Сегодня мы продолжим знакомство с новой сказкой. Но для начала обратите внимание на слайд. Прочитаем эти пословицы.

- Скажите, о каких качествах человека мы  будем говорить?

-Страх – очень сильный испуг, сильная боязнь.

-Трусость – поведение труса, боязливость.

-Были ли у вас случаи, когда вы испытывала страх?

-Действительно, можно от страха себе навыдумывать много всего, чего нет на самом деле.

-Сегодня мы познакомимся с произведением, где герои тоже такого себе навыдумывали.

-Как вы думаете, как может называтся сказка ?

-Давайте откроем учебник на стр 35 и посмотрим совпало ли ваше предположение с темой нашего урока.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой, которая называется «У страха глаза велики»

-Эта сказка является русской народной или авторской?

-Почему эта русская народная сказка?

-Определите цель нашего урока, исходя из темы

-На странице 36 посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете о чём пойдет речь в сказке ?

-Хорошо. Мы можем предположить, что в сказке пойдет речь о том, что герои попали в необычную ситуацию, которая их учит чего-то не бояться. Но чтобы лучше знать, о чем там пойдет речь нам нужно познакомиться с содержание сказки.

-Какую задачу мы поставим на урок?

-Познакомившись с содержание сказки нам необходимо закрепить свои знания. Поэтому, какова будет вторая задача урока?

-Отлично, мы с вами определили цель и задачи урока.

- Давайне начнём знакомиться со сказкой.

1. Пуганая ворона и куста боится.

2. Не ходи в лес, коли зайца боишься.

3. Трус собственной тени боится.

4. Кто дрожит, тот и бежит.

- Эти пословицы объединяет трусость.

-Да, были.

-Ответы детей

-Да, совпало.

-Тема урока: Русская народная сказка «У страха глаза велики».

-Русская народная

-Погтому что у нее нет автора.

Цель урока: познакомиться с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

-О то что бабушка,

внучка и животные из-за чето-то испугались.

Ответы детей

Прочитать сказку «У страха глаза велики».

Закрепить знания о содержании сказки

.

IV. Первичное восприятие

Задачи:

Развивать навыки сотрудничества (л.)

Развивать умение сохранять цель и учебную задачу (р.)

Учить работать с информацией, представленной в виде текста (позн.)

Формировать умение обобщать (позн.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Аудиосказка.

-сейчас диктор будет читать вам сказку, но вы следите, мы проверим  совпало ли ваше предположение о чём будет сказка.

-Мы с вами прослушали сказку, скажите совпали ли наши предположения о сказке?

-В тексте вам встретелись новые слова, давайте попробуем  поработать в парах.  Вам необходимо соединить слово и его значение на карточке.

-Эти слова помогут нам лучше понять содержание сказки.

-Но прежде чем начать работу, давайте вспомним правила работы в парах:

1.Вы должны работать сообща

2.Необходимо советоваться друг с другом.

3.Не перебивайте друг друга.

4. А также не мешайте своим одноклассникам.

-Вы можете приступать к работе.

-А теперь проверим, правильно ли вы выполнили задание. Я буду читать вам ответы, если у вас выполнено верно, то поставть знак «+» , а если же вы ответили неверно, то «-«

(Колода – короткое толстое бревно, в котором делается углубление для воды

Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды,

Наперсток - металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой

Схорониться - спрятаться.)

-Поднимите руку те, у кого не было ни одной ошибки, а теперь у кого она ошибка, а есть ли среди вас те, у кого более двух ошибок?

-Молодцы ребята, вы все постарались.

-Мы с вами прочитали сказку, а это значит, решили первую задачу урока.

-Да, совпали.

Слушают сказку

Высказывают своё мнение.

V. Проверка первичного восприятия

Задачи:

Проверить первичное понимание (предм.)

Формировать умение оценивать результат действий (р.)

Развивать умение осуществлять взаимооценку (р.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

Учить оформлять свои мысли в устной форме (к.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

- Понравился ли вам сказка?

- Какое настроение  появилосьу  вас после прослушивания этого произведения? Для этого вам поможет словарик настроения.

-Скажите,кто главные герои сказки? Как их называли?

Кому из героев вы сочувствовали больше всего?

-О чем  эта сказка? Почему она так называется?

 

-Я предлагаю вам немного отдохнуть. Всаньтевозле своих парт и повторяйте движения за мной.

Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед)
Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели)

-Можите присаживаться.

Высказывают своё мнение.

-Бабушка - старушка, внучка - толстушка, курочка - клохтушка, мышка - норушка.

Ответы детей

О том, что герои испугались. Действительно, у страха глаза велики: не увидев, кто очутился у них под ногами, преувеличили опасность и побежали без оглядки.

VI. Вторичное восприятие

Задачи:

Формировать умение анализировать поведение героев, на основе анализа учим понимать, как правильно следует действовать в сложившейся ситуации(л.)

Развивать умения ориентироваться в тексте(позн.)

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

- Вот мы с вами немножко отдохнули, теперь можем продолжить работу.

-Сейчас я начну читать сказку, а вы после меня продолжите читать по цепочке. Если кто-то читает, значит, остальные следят по тексту. Я буду задавать вопросы.

-Почему героев называли водоносами?

-Что привиделось каждому водоносу?

-Какие ведра были у героев? Найдите это на страцице 35 и зачитайте.

-Из каких мест брали воду герои? Найдите на странце 35 и зачитайте из текста.

-Кого испугались герои?

-А кто на самом деле пыгнул им по ноги ?

-А что сказал заяц? Найдите на странице 37 и зачитайте.

-Мы прочитали сказку, проанализировали её содержание, а значит, решили вторую задачу урока.

-Ребята, а скажите пожалуйста, какова главная мысль сказки, чему учит нас сказка?

-Откройте страницу 37 и обратите внимание на пословицу «Робкого и тень страшит», подходит ли эта пословица для определения главной мысли сказки и почему?

-Молодцы, вы сказали всё правильно, пословица говорит о том, что от страха человек может представить даже то, чего на самом деле нет.

Слушаюи и читают

-Они носили воду.

-Бабушке - медведь, курочке - лиса, мышке - кот, зайцу – охотники.

У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

-Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

-Медведя, лису, волка, кота.

-Зайца

-А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает: «Вот страсти-то! Четыре охотника за мной гнались, и все с собаками, как только меня ноги унесли!»

-Надо всегда постараться выяснить причину страха.

-  Эта сказка учит нас не боятся всего подряд, а сперва посмотреть, может быть ничего страшного и нет вовсе. Сказка учит нас верить только тому, что мы видим своими глазами.

-Ответы детей.

VII. Закрепление знаний

Задачи:

Учить принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения (к.)

Формировать умение слушать собеседника и понимать речь других (к.)

На слайде Д,з

-Скажите ребята , если бы вы были художниками и вам бы сказали нарисовать илюстрацию к сказке, по какому эпизоду вы бы нарисовали?

-Тогда давайте откроем дневники и запишем домашнее задание. Вам необходимо нарисовать илюстрацию к сказке по выбраному вами эпизоду.

-Если вы записали домашнее задание, то закройте ваши дневники и отложите ручки.

-А теперь я узнаю, насколько вы были  внимательными  на уроке.

-Я буду задавать вам вопросы, если вы считаете,что ответ правильный то поднимите зелёную карточку, а если вы думаете, что ответ неверный, то красную.

-Водоносы шли через огород? +

-В огороде росла слива? –

- Под яблонькой сидел зайка?+

-Зайка прыгнул водоносам в руки?-

- Бабушка упала на лавку?+

-Внучка испугалась волка?+

-Мышка испугалась медведя?-

- Мы молодцы?+

VIII. Рефлексия. Подведение итогов урока

Задачи:

Учить делать выводы в результате совместной работы (позн.)

Развивать умение оценивать учебные действия (р.)

Развивать умение принимать участие в диалоге (к.)

-Ребята, с каким произведением мы познакомились на уроке?

-Какова была цель нашего урока?

-А какие задачи мы поставили в начале урока?

-Поднимите руки те, кто считает, что мы достигли цели урока и поставленных перед нами задач?

-А теперь предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке с помощью наших карточек. Поднимите зелёную карточку те, кому было легко работать на уроке, кто понял и выделил для себя, чему учит сказка и много интересного унесет с собой с урока. Поднимите красную карточку те,у кого возникли некоторые трудности.

- В чем возникли ваши трудности?(Учитель задает вопрос в том случае, если подняли руки на красный свет светофора)

-Ребята, спасибо вам за работу.Урок окончен.

Мы познакомились с  «Русской  народной сказкой «У страха глаза велики».

Цель урока: познакомиться с русской народной сказкой «У страха глаза велики».

- Задачи урока:

прочитать сказку «У страха глаза велики».

Закрепить знания о содержании сказки

Поднимают руки.

  

                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения . Русская народная сказка . У страха глаза велики.

Преподавание изобразительного искусства невозможно без использования на уроке различного рода игровых ситуаций и упражнений, с помощью которых учитель формирует у школьников конкретные умения и навыки...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 3 класс, «М. Зощенко «Великие путешественники»», УМК «Школа России»

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: формирование представлений о творчестве М. Зощенко; ознакомление с художественным пр...

Тест по литературному чтению Русская народная сказка "У страха глаза велики"

Тест по которому можно проверить знания сказки у учащихся....

Конспект урока литературного чтения 3 класс на тему : М.М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: М.М.Зощенко  «Великие путешественники» . Цели деятельности учителя: формирование представлений о жизни и творчестве М.М.Зощенко; раз...

Конспект урока литературного чтения "Общение и поступки детей. М.Зощенко «Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; осознание учащимися жизненных ценностей; совершенствование навыка беглого, осознан...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....