Конспект урока-проекта по литературному чтению на тему "Великие русские писатели" (обобщение раздела) в 3 классе
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Савосина Ираида Николаевна

 Формой проведения является урок-проект. Тип урока: обобщение и систематизация знаний. На уроке поставлена обучающая задача: с опорой на знания обучающихся, полученные в ходе изучения раздела "Великие русские писатели", провести  обобщение о творчестве писателей А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова в форме проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красногорская средняя общеобразовательная школа №2»

Урок-проект по литературному чтению

на тему:

"Великие русские писатели"

 (обобщение раздела)

3 класс

Конспект урока составлен

                                                                            учителем начальных классов

        высшей категории Савосиной И.Н.

Красногорский, 2019

Предмет: литературное чтение

Тема: Великие русские писатели  (обобщающий урок)

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний

Форма проведения урока: урок - проект

Участники: ученики 3 класса

Цель: обобщение  и систематизация  знаний по разделу «Великие русские писатели».

Обучающие задачи урока: Опираясь на знания, полученные в ходе изучения раздела, провести  обобщение о творчестве писателей в форме проектной деятельности.

Развивающие: 1) Развивать читательский интерес к художественному наследию выдающихся русских писателей, читательскую культуру, умение постигать авторский художественный замысел, навык правильного, выразительного и осознанного чтения;

2) Развивать самостоятельную познавательную активность обучающихся, способность планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами.

Воспитательные: Воспитывать чувство гордости за богатую культуру народа и уважение к наследию великих писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, И.А. Крылова, творческую активность, любознательность, стремление узнавать новое; прививать любовь к чтению.

Планируемые результаты обучения

Предметные:  дети научатся  различать жанры произведений; подбирать из разных источников информацию о писателях, оформлять проект-газету о писателе, участвовать в её защите.

Метапредметные:

Познавательные УУД: формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания, постановки проблемы поискового характера; поиска в источниках необходимой информации.

Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться,  находить общее решение, аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; навыков взаимоконтроля и взаимопомощи по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД:  формирование умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Личностные:  ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе; принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества с учителем и сверстниками; формирование личностного смысла учения.

Методы: объяснительно-иллюстративный, словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая.

Педагогические  технологии:

- технология проблемно-диалогического обучения;

- игровая технология;

- технология групповой работы;

- технология сотрудничества

 Ресурсы: портреты писателей (Пушкин А.С., Крылов И.А., Лермонтов М.Ю., Толстой Л.Н.), карточки с заданиями, заготовки проектных работ газет- информационных листов, рубрик,  шкатулка для жетонов, жетоны для поощрения, фонограммы  1 действия к опере "Сказка о царе Салтане", плясовой песни "Полянка".

Ход урока

I. Организационный этап

1. Самоопределение к учебной деятельности. Эмоциональный настрой на урок.

-Дорогие ребята, приветствую вас и наших гостей на уроке литературного чтения. Начнем  мы его с игры "Угадай-ка, о чем идет речь?"

1. Оно может быть, а может и не быть. Оно бывает плохим или хорошим.

2. Когда оно хорошее – всё кругом хорошо. Если оно плохое – всё вокруг плохо. А если у родителей оно плохое, то к ним лучше не подходить!

3. Его можно поднять. Если, например, вы получите  пятерку или вам сделают подарок, оно сразу само собой поднимается.  (Настроение)

Что ещё может поднять настроение? (Доброе слово, улыбка, встреча с новой книгой, хорошая работа на уроке). Желаю всем доброго плодотворного настроения, подарим улыбки друг другу и нашим гостям.

2. Стадия вызова. Введение в тему.

- А сейчас прочитаем отрывок из стихотворения Алексея Плещеева, знаменитого поэта-классика.

Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу.

                                               Алексей Плещеев

Кому он мог посвятить эти строчки? (Пушкину, Лермонтову и другим писателям, прославившим русскую литературу и отдавшим все свои творческие силы служению литературной музе).

Как мы называем таких писателей? Великими, что значит ..... (дети продолжают)

У нас сегодня урок, завершающий раздел "Великие русские писатели". Какую цель мы можем поставить? Вспомните занятие Истоков по теме "Честь". Мы должны воздать честь по заслугам нашим великим писателям.

- Продолжите предложение:  На сегодняшнем уроке чтения мне бы хотелось...

- Я надеюсь все ваши желания исполнятся!

А мне хочется, посмотреть, как вы умеете работать  в группе, прислушиваться друг к другу, договариваться и приходить к единому решению. За свою качественную работу вы будете получать жетоны с изображением пера как символа русской классической литературы.

Итак, наша цель на сегодняшнем уроке - Вспомнить и обобщить знания по творчеству русских писателей, узнать что-то новое из их жизни и творчества, создать проект в группах. А представлен он будет в виде информационного листа об одном из писателей.

3. Актуализация знаний. Организация работы групп.

-Прошу распределить обязанности в ваших 5-ках: руководитель, оформитель, редактор (составляет текст, проверяет, исправляет содержание), помощники редактора (по совместительству докладчики).

А теперь определяемся с писателями. Отгадайте писателя по информации (зачитывают в группе)

Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. (М. Ю. Лермонтов)

Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром, писал басни, в которых высмеивал пороки людей. (И.А. Крылов)

Стихи он начал сочинять, когда был совсем маленьким. Его первое стихотворение написано по-французски. (А.С. Пушкин)  Группа будет работать по стихам  поэта.

Кто из писателей большую часть жизни провел в своем имении недалеко от города Тулы? Там он создал школу для крестьянских детей и учил их грамоте, счету, письму и чтению.(Л.Н. Толстой)

В африканской стране Эфиопии стоит памятник этому писателю. (А.С. Пушкин) Группа будет работать по сказкам  поэта.

Работа над проектом предполагает решение 5 "П": постановки проблемы, планирования, поиска информации, оформление продукта и презентации продукта.

Проблема: с какой целью мы оформим газету- информационный лист о писателе?

Работать мы будем по следующему плану (на доске):

  1. Автор (факты биографии).
  2. Литературный жанр произведений писателя.
  3. Презентация лучших произведений писателя.

Литературная игра "А знаете ли вы произведение...?"

  1. Посвящение  писателю.
  2. Викторина.

II. Основной этап. Работа над решением поставленных задач по плану.

1. Биография писателей

 -К работе готовы? Обращаемся к биографиям писателей. Перед вами на столах лежат файлы. В них портреты писателей, отрывки из биографий. Вам необходимо выбрать то, что относится к биографии вашего писателя. Дополните своими фактами. Начиная работу над проектом, в центре приклеиваем портрет писателя, подписываем. Подумайте, с каким образом можно ассоциировать данного писателя, нарисуйте. Кому поручите? Оформителю.

-Давайте проверим. Каждая группа зачитывает. Остальные внимательно слушают, проверяют верность утверждений.

2. Жанры произведений

-Продолжаем работу над проектом. В следующем файле определения литературных  жанров. Произведения писателя были представлены в нашем разделе именно в этом жанре. Определите верно.

1. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей  не прямо, а иносказательно, представляя людей в виде животных или предметов - ________________

2. Небольшое по объему художественное произведение, написанное в поэтической форме, особенностью  которого является наличие рифмы и ритма - _________________

3. Небольшое прозаическое произведение в основном повествовательного характера, в котором есть сюжет, композиция, сгруппированные вокруг отдельного эпизода, характера -______________________

4.  __________ это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Зачитайте. В файлах также есть заготовки для синквейна (нерифмованного стихотворения). Вам нужно будет составить синквейн о литературном жанре. Оформите в проектной работе. Представьте результат вашего коллективного творчества. 

3. Физкультминутка (под музыку плясовой песни "Полянка")

Л.Н.Толстой любил играть с детьми. Вот одна из его игр.

«Вдоль по улице метелица идет, скоро все она дорожки заметёт.
Запряжём мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.
Топорами мы ударим дружно враз, только щепочки по лесу полетят.
А из леса мы тихонечко пойдём. И в ладоши так пришлёпывать начнём.»
(выполняем движения)

4. Литературная игра "А знаете ли вы произведение..."

- Продолжаем работу. Перечислите в рубрике "Известные произведения автора"  наиболее понравившиеся вам и приготовьте вопросы для литературной игры "А знаете ли вы произведение..." соседним группам. А работать мы будем под музыку к опере "Сказка о царе Салтане"  Римского-Корсакова.

Итак, ваш вопрос. (Группы поочередно задают вопросы по произведениям писателей).

5. Посвящение писателю

-Вас ждет очень творческое задание. Итак, мы хорошо знаем особенности стихотворения  как жанра. Вы получите заготовки с рифмами. Попробуйте сочинить стих, посвященный вашему писателю.

    ........ поэт                                       .........  басня                               .........  писатель

   ...........  лет                                        ...........   ясна                           ............  создатель

   ..........  писать                                   ...........  писать                            ..............писать

   .............читать                                 ............ читать                         ................   читать

.............сказка

.............подсказка

.............писать

.............читать

-Пожалуйста, зачитайте.

6. Викторина

- И последнее задание: оформите несколько интересных вопросов по творчеству писателя в рубрике газеты.

III. Заключительный  этап

1. Самооценка - рефлексия

-Ну что ж, ребята, наш урок подходит к концу. Мы должны оценить свою работу. Вам в этом поможет символ нашего урока- перо. Разукрасьте его (желтый цвет -ваша группа работала легко и дружно, вы довольны результатом, синий цвет - при работе группа испытывала проблемы, не совсем удовлетворены результатом). Слово руководителям групп.

2. Защита проектов.

-А сейчас продемонстрируйте результат вашей работы. (Группы вывешивают проектные работы, дают комментарий к их оформлению)

3. Оценка деятельности учителем.

-Как вы думаете, достигли ли мы поставленной в начале урока цели? Какой результат получили?

Мне хотелось бы оценить со своей стороны работу групп. (Оценка деятельности групп)

4. Домашнее задание.

-Домашнее задание будет дано по выбору: прочитать новое произведение полюбившегося писателя, составить по нему отзыв или написать сочинение-рассуждение "Почему я люблю писателя..."


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Технологическая карта интегрированного урока-проекта "Зимние краски" (литературное чтение, русский язык, изо) в 4 классе по УМК "Школа России"

Данный интегрированный урок способствует развитию коммуникативности, умению работать в группах; развивает творческие способности детей, умение строить монологическую речь, самостоятельно творчески раб...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"...

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу"

Презентация к уроку литературного чтения перспектива 3 класс "Большие и маленькие секреты страны Литературия. Великие русские писатели Обобщение по разделу" часть2 ...

Урок чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу".

Урок чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу". (Программа "Школа России") составлен в виде игры-соревнования....

Презентация к уроку чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу".

Презентация  к  уроку  чтения во 2-м классе по теме "Русские писатели. Обобщение к разделу". (УМК  "Школа России")...