Предмет: Литературное чтение. Тема урока: И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Предмет: Литературное чтение                                  

Класс: 2 Б                                                     

Тема урока: И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: создать условия для ознакомления со стихотворениями И. А. Бунина; способствовать развитию навыков чтения, умения выражать свое отношения к прочитанному.

Задачи :

1.Образовательная:формировать умение высказывать свои мысли, развивать логическое мышление, умеют выражать мнение о прочитанном.

2.Развивающая:развивать правильную и выразительную речь, умение слушать анализировать, сравнивать; формировать умения работать в группах;

3.Воспитательная:воспитывать интерес к чтению рассказов, уважение к животным, способность сопереживать, сострадать.

                                                                                      Планируемые результаты

Предметные:

-знают стихотворение И.А.Бунина  , «Зимним холодом пахнуло ».

-определяют характер  стихотворения

-выразительно читают

Метапредметные:

Познавательные:

определять структурные элементы рассказа; слушать .анализировать ,сравнивать.

Регулятивные:

определять цель;работать по плану;оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Личностные:

  • осознавать что стихи несут мораль
  • отмечать характер стихотворения

 

Формы работы: фронтальная.индивидуальная.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.  Литературное чтение 2 класс ч.1: Климанова, Горецкий, Голованова

Основные термины и понятия: стихотворение, И.А Бунин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a._bunin_zimnim_holodom_pahnulo.docx40.14 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Литературное чтение                                  

Класс: 2 Б                                                      

Тема урока: И.А. Бунин «Зимним холодом пахнуло…»

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: создать условия для ознакомления со стихотворениями И. А. Бунина; способствовать развитию навыков чтения, умения выражать свое отношения к прочитанному.

Задачи :

1.Образовательная:формировать умение высказывать свои мысли, развивать логическое мышление, умеют выражать мнение о прочитанном.

2.Развивающая:развивать правильную и выразительную речь, умение слушать анализировать, сравнивать; формировать умения работать в группах;

3.Воспитательная:воспитывать интерес к чтению рассказов, уважение к животным, способность сопереживать, сострадать.

                                                                                      Планируемые результаты

Предметные:

-знают стихотворение И.А.Бунина  , «Зимним холодом пахнуло ».

-определяют характер  стихотворения

-выразительно читают

Метапредметные:

Познавательные:

определять структурные элементы рассказа; слушать .анализировать ,сравнивать.

Регулятивные:

определять цель;работать по плану;оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Личностные: 

  • осознавать что стихи несут мораль
  • отмечать характер стихотворения

Формы работы: фронтальная.индивидуальная.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация к уроку.  Литературное чтение 2 класс ч.1: Климанова, Горецкий, Голованова

Основные термины и понятия: стихотворение, И.А Бунин

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Здравствуйте дети.

Все готовы к уроку? Тогда давайте посмотрим на своего соседа по парте, улыбнемся и скажем друг другу – мы самые лучшие, у нас все получится.

Настраиваются на работу

Проверка домашнего задания

Но прежде чем перейти к новой теме, давайте проверим как вы выполнили домашнее задание.

Читают стихотворение, спросить 4 пары (у девочек и мальчиков свой отрывок)

Выставление оценок за домашнюю работу.

Отвечают Д/З

Личностные: осознавать что басня высмеивает пороки человеческого общества

отмечать поступки которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие, высказывать свое мнение

Изучение нового материала.

Физкультминутка

Вторичное чтение

Ребята, когда мы представляем себе снежинку, падающую с неба, какое чувство у нас возникает? Нам становится грустно или радостно, холодно…

Снежинка – это символ какого времени года?

-Зима – это одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Вспомните, как народ ласково называет зиму?

-У нас сегодня необычный урок – урок – путешествие в снежное царство Зимы

Чтобы узнать автора произведения, с которым мы сегодня познакомимся,  я предлагаю вам обратить внимание на слайд. Вам необходимо соединить слоги в слова

И; А; ван; лек; е; Бу вич;; се; нин

Что у вас получилось?

Сегодня волшебница Зима предоставит нам возможность познакомиться с изумительным лирическим стихотворением И.А. Бунина. «Зимним холодом пахнуло…»

Ребята, какую цель мы поставим на нашем уроке?

- А для того, чтобы нам достичь цель, необходимо выдвинуть задачи

Посмотрите на слайд, вы видите незаконченные предложения. Вам необходимо из списка слов вставить в предложения подходящие по смыслу

  1. Познакомиться с … И.А. Бунина
  2. Объяснить… слова и выражения
  3. … стихотворение

Прочитать, творчеством, незнакомые

Молодцы

А сейчас я вам расскажу биографию И.А. Бунина, внимательно слушайте, я потом задам вопросы

- Писатель Иван Алексеевич Бунин родился в  Воронеже 10 октября 1870 года. Родители будущего писателя принадлежали к знатному, но обедневшему роду дворян и у них было поместье в Орловской губернии. Там, окружённый природой, Иван Бунин провёл своё детство.
С детства мальчик обладал богатым воображением, был впечатлительным и любознательным. Он с интересом слушал песни, сказки и предания, которые ему рассказывали родители, слуги и местные деревенские дети.
Сначала мальчик обучался дома и его первый учитель привил ему любовь к стихам. Уже в 8 лет Бунин написал своё первое стихотворение, подражая Пушкину и Лермонтову. Когда Бунину было 10 лет, его отдали в гимназию, где он проучился всего 4 года, а потом опять вернулся домой, т.к. его семье нечем было платить, дома продолжил учиться самостоятельно при помощи старшего брата.
В печать стихи Бунина впервые попали в 1887 году. Критики тогда отметили точность и живописность описания природы в произведениях поэта, но особой известности это ему не принесло.
В последующие годы Бунин регулярно публиковал отдельные стихи, стихотворные сборники, рассказы и переводы литературных произведений с английского языка на русский.
Современники называли Бунина певцом русской природы и знатоком русского слова.

Ребят, но Иван Алексеевич не только поэт, он ещё замечательный писатель. В 1920 году он уехал во Францию, где находился до конца своей жизни всё время вспоминая Россию, т.к. очень любил русскую природу и скучал по ней. Бунин первый русский писатель, который получил самую высокую награду в мире – Нобелевскую премию. Умер в 1953 году во Франции.

Где родился И.А.Бунин?

В каком возрасте он написал своё первое стихотворение?

С какого языка И.А.Бунин переводил произведения?

Какую премию получил И.А.Бунин?

Молодцы,  вы внимательно меня слушали

А сейчас отгадайте загадку и вы скажете мне, о чем это стихотворение

Он всё время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идёт и красит белым,

Всё, что видит на пути. (Снег)

-Ребята, как вы думаете, о чем будет стихотворение, с которым мы сейчас познакомимся?

-А кто может сказать о каком именно? В этом может помочь название стихотворения. «Зимним холодом пахнуло», т.е. только первый раз холодом повеяло. Это значит какой снег?

А что вы представляете, услышав слова «первый снег» ?

Какое у вас настроение при виде первого снега?

Что вы делаете, когда выпадает первый снег?

- У каждого человека своё представление о первом снеге и рассказать о нём можно по- разному. Вот и писатели тоже, каждый по своему, выражает свои чувства к зиме.

А теперь давайте прослушаем это стихотворение (видео)

Понравилось вам стихотворение?

Чем понравилось?

Что вы представляли себе?

А сейчас давайте немного отдохнем

Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (дети «ловят» снежинки)
И конечно, не устали!
А снежинок много-много! (дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз)
И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»)

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега)
И лепить снежки начнём! (начинают «лепить» снежки)
Лепим, лепим, лепим ком (дети продолжают «лепить» снежки)
И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

А теперь давайте каждый сам прочитает это стихотворение шипящим чтением. Прочитайте внимательно, найдите слова, которые вам были не понятны, мы их сейчас разберём.

Какие слова были не понятны?

Холодом пахнуло – повеяло, подуло, почувствовался холод.

Ярким пурпуром – красным цветом.

Пред – перед.

Буря бушевала - дул сильный ветер. 

Снегом понесло – пошёл первый снег.

Вереницею – ряд предметов, людей или фигур, которые движутся друг за другом, стаей гусей.

Закат – это исчезновение солнца с поверхности Земли вечером.

Зимы

Зимушкой, волшебницей, чародейкой, матушкой, гостьей

Иван Алексеевич Бунин

Познакомиться со стихотворением И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло»

  1. Познакомиться с творчеством И.А. Бунина
  2. Объяснить незнакомые  слова и выражения
  3. Прочитать стихотворение

В Воронеже

В 8 лет

С английского

Нобелевскую премию

О снеге

Первый снег

Это когда вся земля, деревья покрываются снегом

Радостное,  счастливое, весёлое

Гуляю, смотрю в окно

Выполняют движения

Познавательные:

 слушать .анализировать ,сравнивать.

Регулятивные:

определять цель;работать по плану;оценивать степень успешности достижения цели по критериям

Коммуникативные:

участвовать в диалоге;

Личностные: учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений

Аналитическая беседа

Сейчас мы прочитаем по цепочке стихотворение Ивана Алексеевича «Зимним холодом пахнуло..». Начинаем с первого ряда, читаем по 2 строчки.

-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?

А какое настроение передаёт первая строфа?

При помощи каких слов автор рисует картину зимнего заката?

Пурпуром – это красным цветом, а почему красным зажглися?

(Небеса зажглися – олицетворение)

Такой приём называется олицетворение, когда автор неодушевленный предмет наделяет характеристикой одушевленного предмета

Хорошо, читаем дальше

-Какую картину вы представили, услышав это четверостишье?

А меняется настроение в данном четверостишье?

По каким словам поняли это?

А вы хотели бы побывать в это время в этом месте?

А почему сад пустынный?

(Буря бушевала – олицетворение)

Молодцы, продолжаем чтение

-Опишите представленную вами картину после услышанного?

(Белой скатертью – сравнение)

Все покрылось белой скатертью, такой приём называется сравнением

Как вы думаете, почему с запоздалой вереницею гусей?

А теперь давайте прочитаем стихотворение выразительно

С какой интонацией надо читать?

Голые тёмные поля и леса, красивое вечернее небо.

Всё спокойное, плавное

Пурпуром

Потому что солнце красное перед ветром, в морозные дни

Утро, село, деревянные избы, поля и сад покрыты первым пушистым снегом.

Да

Буря бушевала

Потому что никого нет, ни людей, ни животных, все спряталась, т.к. буря

Широкое белое поле, в небе летит одинокая вереница гусей.

Потому что все птицы улетели на юг, а гуси немного припозднились

Ему нравится это время года, она его умиротворяет и радует

Спокойно, слова, где буря бушевала, выделить

Читают

Обобщающая беседа

С каким писателем мы сегодня познакомились?

О чем стихотворение, которое мы прочитали на уроке?

Чему учит данное стихотворение?

Иван Алексеевич Бунин

О первом снеге

Данное стихотворение учит тому, что смена времен года – это естественный процесс, и надо любить в природе все, надо научиться видеть прекрасное в ней, уметь радоваться тому, что она приносит с собой!

рефлексия

Посмотрите на слайд и продолжите фразу:
-За что ты можешь себя похвалить?
-За что ты можешь похвалить одноклассников?
-Какие трудности встретились на уроке?

Регулятивные:оценивать степень успешности достижения цели по критериям
Коммуникативные:
участвовать в диалоге

Домашнее задание

Откройте свои дневники и запишите домашнее задание на следующий урок стр 190, стихотворение «Зимним холодом пахнуло» наизусть

На этом наш урок окончен, все хорошо поработали, всем спасибо.

Записывают домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."

Конспект урока по литературному чтению. 2 класс. Тема: "Стихотворения русских поэтов на тему "Первый снег". И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло..."...

Класс: 4. Предмет: литературное чтение. Тема урока: А. И. Куприн "Cкворцы".

Краткое описание  урока  литературного чтения в  4 классепо  теме  А. И. Куприн "Cкворцы". 1.Характеристика  класса,  в  котором  проводился  уро...

Конспект урока И.А. Бунин "Зимним холодом пахнуло"

Урок литературного чтения во 2 классе....

Предмет: литературное чтение; Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»; Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Предмет: литературное чтение;Тема урока: рассказ Валентины Александровны Осеевой «Волшебное слово»;Тип урока: Урок «открытия» нового знания....

Урок. Литературное чтение 2 класс "Люблю природу русскую. Зима. Зимние загадки. И.Бунин « Зимним холодом пахнуло …»"

Тема. Люблю природу русскую. Зима. Зимние  загадки.           И.Бунин   « Зимним холодом пахнуло …» Цель : позн...

Урок И.А. Бунин «Зимним холодом»

Урок чтения во 2 классеРаздел  «Люблю природу русскую. Зима»Тема: И.А. Бунин «Зимним холодом»Цель:-продолжить работу над развитием навыков выразительного чтения стихотворе...

Урок литературного чтения. Тема: Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта «Светло-пушистая…». Настроение стихотворения. «Светло-пушистая…». На

В материале дана подробная разработка открытого урока литературного чтения во 2 классе по теме Лирические стихотворения И.А.Бунина «Зимним холодом пахнуло…», К.Д.Бальмонта Лири...