Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Усaчeвa Maринa Вaсильeвнa

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Класс: 2 класс

 Цель: 1. познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки
            2. отрабатывать навыки осознанного чтения
            3. привить любовь к природе.
Задачи:

Образовательные: рассказать биографию Бунина И.А. и Пришвина М.М.; познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина
«Осеннее утро», отрывком из стихотворения И.А.Бунина «Сегодня так светло кругом»; отрабатывать навыки осознанного
выразительного чтения;

Развивающие: создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение
работать в группе;
Воспитательные: развивать любовь к чтению, - создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

Тема: М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»

Класс: 2 класс

 Цель: 1. познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки
           2. отрабатывать навыки осознанного чтения
           3. привить любовь к природе.
Задачи:

Образовательные: рассказать биографию Бунина И.А. и Пришвина М.М.; познакомить детей с рассказом М.М. Пришвина
«Осеннее утро», отрывком из стихотворения И.А.Бунина «Сегодня так светло кругом»; отрабатывать навыки осознанного
выразительного чтения;

Развивающие: создать условия для развития речи учащихся, способности к рефлексии, творческие способности детей; умение
работать в группе;
Воспитательные: развивать любовь к чтению, - создавать условия для социального становления каждого ребенка;
- поддерживать успех и творческие усилия каждого ученика

Планируемые результаты (УУД)

Метапредметные:

Предметные:

передать чувства автора, его замысел, расширить знания об изменениях в природе с приходом осени.

Личностные: 

проявлять целостный взгляд на мир в многообразии и взаимосвязи объектов природы; формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; осознавать личную ответственность за свои поступки по отношению к природе.

Познавательные:

осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;

используют знаково-символические средства;

обобщают, устанавливают аналогии

Коммуникативные:

учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулируют собственное мнение и позицию;

договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности.

Регулятивные:

принимают и сохраняют учебную задачу;

учитывают выделенные учителем ориентиры действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами.

Межпредметные связи:

Русский язык, окружающий мир.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы: фронтальная, в парах, в группах.

Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

-Добрый день, ребята.

-Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать. 

-давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение.

 -А теперь начнем наш урок.

Приветствуют учителя.

Слушают стихотворение и

настраиваются  на урок.

  1. Актуализация знаний

- Дети, на прошлом уроке вы познакомились с произведением Берестова В.Д. «Хитрые грибы» и со статьей из энципклопедии «Грибы».

-Давайте же откроем стр 76-77 и выразительно прочитаем, расставляя правильные ударения и знаки препинания.
-После прочтения вы проанализируете чтение своего одноклассника.

(выставление оценок после каждого читающего)
-А теперь ответьте мне на вопросы по произведению.
-Понравилось ли вам это стихотворение? Почему?
-Подумайте, почему автор именно так назвал свое стихотворение?
-Хорошо, вы молодцы

-Теперь посмотрите на стр 77. Вы также выразительно прочитаете рассказ и проанализируете чтение.

- Ребята, назовите мне несколько видов грибов.

-Дети, посмотрите на слайд. Кто-нибудь может мне назвать из этих грибов съедобные и несъедобные?
-Подумайте, как между собой связаны эти 2 произведения? В чем различия?

-Давайте подведем итог по вашей подготовки домашнего задания.

Я считаю, что

 Читают

Отвечают на вопросы

Автор именно так назвал свое произведение потому, что в стихотворении главный герой не смог найти грибы и посчитал их хитрыми и ловкими

Эти 2 произведения связаны тем, что в них рассказывается о грибах осенью

  1. Изучение нового материала

Постановка цели и задачи

  1. Первичное чтение

-Сегодня на уроке мы продолжим изучать произведения поэтов.

 У вас на слайде представлено явление, как оно называется?
-А знаете ли вы почему он происходит?
-Это происходит из-за смены температуры и сокращения светового дня. Для производства хлорофилла, который отвечает за зелёный цвет в растениях, листьям требуется много тепла и света. Когда лето заканчивается, сокращается световой день, понижается
температура воздуха, становится холодно.
-Ребята, вам нравится листопад?
-Давайте вспомним, в какое время года происходит листопад? Отвечать только по руке.
-А какие эмоции у вас ассоциируются с листопадом.
-Здорово, что у всех разные эмоции.
-Давайте посмотрим на слайд. Как вы думаете какое же слово
спряталось. Вам нужно будет зачеркнуть одинаковые слоги.
(КУННИРКУИСАШНИВСАИКУН)
-Смогли ли вы понять какая фамилия там спрятана?
-Верно, Михаил Михайлович Пришвин.
-А теперь отгадаем пару загадок
Листья опадают,
Моросят дожди,
Травы увядают,
Лето позади.
Мокрая погода,
Всё серо вокруг.
Это время года
Отгадай, мой друг. (Осень)
Месяц пропадает,
Звёзды исчезают,
А на горизонте,
Заря огнём пылает!(Утро)
-Вот мы отгадали 2 загадки, а попробуйте соединить эти два слово, какое словосочетание мы получим?
-Верно.
-Как вы думаете, какая же тема нашего урока?
-Да, наша тема М.Пришвин «Осеннее утро»
-Подумайте какую цель мы можем поставить перед собой?
-Кто-нибудь сможет мне сказать, какие задачи мы поставим на этом уроке?
-Дополните предложения, чтобы мы могли правильно поставить задачи нашего урока

  1. Познакомиться с биографией М,М, Пришвина
  2. Научиться выразительно читать его произведение

- Что вы можете сказать мне о Пришвине

- Тогда слушайте мой рассказ о Пришвине. Внимательно слушайте, после вы ответите на вопросы.

Родился Михаил 23 января 1873 года в Орловской губернии купеческой семье. Его семье было очень тяжело мать осталась одна с пятью детьми на руках. Несмотря ни на что, она смогла дать им хорошее образование.
Сначала мальчик окончил сельскую школу, потом учился в Елецкой гимназии, но за неповиновение учителю его оттуда исключили. Обучение он завершил в Тюменском техникуме.
Михаил Пришвин начинает свою литературную деятельность с рассказа «Сашок», который вышел в 1906г. И через год появляется его 1 книга под названием «В краю непуганых птиц».

Список произведений Пришвина в течение его жизни пополнялся великолепными произведениями, такими как «За волшебным колобком», «Черный араб и др.
Вскоре на свет появляется первое собрание сочинений М.
Пришвина в трех томах. Список произведений Пришвина и дальше растет, выходят его книги «Башмаки», «Родники Берендея», повесть «Жень-шень» и много других чудесных работ.
Сказки Пришвина необыкновенно лиричны и красивы. Детские рассказы и сказки Пришвина несут в себе мудрость. Именно в интересных и увлекательных исследованиях и рождались его красивые истории, многие из которых были даже не выдуманы, а просто мастерски описаны.
Умер 16 января 1954 г. в Москве.
-Какие произведения вы уже знали, а какие запомнили только что?


-А сейчас мы познакомимся с его произведением «Осеннее утро».
-Сядьте ровно и внимательно слушайте меня.
Какое у вас впечатление после прочтение? Какое настроение у автора?

Листопад

осенью

Пришвин

Осеннее утро

Познакомиться с М. Пришвиным и его произведением «Осеннее утро»

  1. Физминутка

Ветер по морю гуляет (руки вверх через стороны)

И кораблик подгоняет (взмахи руками),

Он бежит себе в волнах (ходьба)

На раздутых парусах (руки вперед).

Мимо острова крутого (повороты влево),

Мимо города большого (повороты вправо),

Пушки с пристани палят (хлопают),

            Кораблю пристать велят(топают).

Повторяют движения за учителем

  1. Вторичное чтение

  1. Первичное чтение

-Во время чтения следите за текстом, отмечайте непонятные для вас слова и будьте готовы ответить мы на вопросы.

-А теперь мы прочитаем каждый абзац вслух.

(читают 1 абзац)

-Какие слова вам были не понятны?

-Знаете ли вы, что означают слова «мало-помалу», «перелетные птицы».

-Как вы понимаете день открывает глаза?

- Как автор называет падающие листья? С чем он их сравнивает? Найдите и прочитайте.

-С кем летят листики к реке, найдите в тексте.

(читают 2 абзац)

-Какие здесь для вас слова были не понятны?

-Что такое «приложишь»?

-Как вы понимаете строчки из этого абзаца?

-Какое состояние души у автора?

 (читают 3 абзац)

-Все ли слова здесь понятны?

-Какое настроение у автора? Почему?

-Прочитайте как прощается автор с листьями.

(читают 4 абзац)

-Знаете ли вы, что значит «пробуждаются», «бабье лето»?

-Когда улетают журавли? Гуси?

-Чему радуются люди?

-Теперь посмотрите на слайд и выберете какая картина больше всего бы подошла к этому рассказу.

-Приходилось ли вам наблюдать за падающими листьями?

-Какое осеннее утро помог увидеть вам автор?

-Дальше мы познакомимся с творчеством и биографией Бунина Ивана Александровича.

-Это и будет нашей второй частью темы.

-А какие задачи мы можем поставить?

-1. Прослушать биографию Бунина И.А.

2. Выразительно прочитать его произведение.

-Вам нужно внимательно  меня послушать и приготовиться ответить на вопросы.

Бунин Иван Алексеевич (1870 - 1953)- русский писатель.

Родился 10 октября в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. Постоянное общение на хуторе с дворовыми людьми, с бывшими крепостными крестьянами, обогатила писателя. Здесь он впервые услышал печальные рассказы о прошлом, народные поэтические сказанья. Крестьянам и дворовым людям Бунин обязан своим первым знакомством с богатейшим русским языком.

Работал корректором, библиотекарем, сотрудничал в газете. Часто переезжал - жил то в Орле, то в Харькове, то в Полтаве, то в Москве. Встречался с Л. Толстым, познакомился с Антоном Чеховым. Опубликовал рассказ «На край света», «Детство», «Ночлег». Вдохновленный успехом, Бунин целиком переходит к литературному творчеству. Среди произведений Ивана Алексеевича Бунина - романы, повести, рассказы, стихотворения, переводы произведений классиков мировой поэзии. Следующие стихотворения Ивана Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом», «Листопад» 

Все, написанное произведения были о Родине, о русской природе. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже.

-Какие произведения Бунина вы запомнили?

-Давайте откроем учебники на стр 79 и прослушаем мое чтение.

-Подумайте, о каком состоянии говорит автор в этом стихотворение.

(чтение)

-Какое настроение хотел передать автор?

-О каком времени года говорит Бунин? Что нравится автору?

-Как автор говорит о тишине? Зачитайте.

-Как вы думаете, что объединяет эти произведения?

-Можно ли к этим произведениям нарисовать одну картину?

- Молодцы, вы достаточно хорошо читаете.

Читают

День просыпается

Парашютом, винтиком, мотыльком

Отвечают на вопросы

Теплому дню

читают

  1. Закрепление изученного материала

-На ваших столах лежат карточки, вы их будете выполнять в парах. В ней важно соотнести картинку с названием произведения. После выполнения поднимете руку вверх, чтобы я видела, что вы справились.

-Теперь давайте проверим задание вместе.

-Молодцы

-Давайте же посмотрим как вы усвоили тему урока.

-Биографии каких авторов мы сегодня прослушали?

-Можете ли вы что-нибудь о них рассказать?

-Какое время года было описано в произведениях, чем они похожи?

- Какие впечатления у вас остались после прочтения?

-Какое из произведений вам больше понравилось, почему?

Выполняют задание в парах

Отвечают на вопросы

  1. Итог.Д/З

Ребята, дз у вас будет стр 78 выразительное чтение и стр79 наизусть

Слушают учителя

  1. Рефлексия

-А теперь давайте оценим нашу работу на уроке. У вас лежат листики на столах, поднимите зеленый, если тебе было все понятно и ты все усвоил, желтый, если усвоил, но не до конца и красный, если ничего не понял.

-Я хочу отметить несколько детей.

Оценивают работу на уроке

Слушают оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...», 2 класс

Конспект урока по литературному чтению 2 класс УМК «Школа России»Тема урока. М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...»Урок направлен на зна...

Презентация к уроку М. Пришвин «Осеннее утро», И. Бунин «Сегодня так светло кругом...», 2 класс

Цели урока: познакомить учащихся с рассказом М. Пришвина «Осеннее утро»; отрабатывать навыки осознанного чтения; развивать умение работать в группе; прививать любовь к природе....

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний.        Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Урок литературного чтения по теме М. Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». Сравнение лирического поэтического и прозаического текстов.

На уроке ученики будут учиться читать прозаический текст и текст стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта и писателя; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жиз...