Урок литературного чтения по теме "Былина Ильины три поездочки"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Чудашкина Наталья Денисовна

ТКУ литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit_chtenie_bylina_ispr_variant.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения по теме: «Былина Ильины три поездочки»

Тема урока: «Былина Ильины три поездочки»
Цель урока: Создание условий для ознакомления с былиной  «Ильины три поездочки»

Средства урока: Учебник «Литературное чтение» УМК «Школа России» 4 класс, рабочая  тетрадь, интерактивная доска.

Этап   урока

Образовательная задача урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Методы и приемы работы

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Этап мотивации

Стимулировать учеников к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь на свои места.

Приветствуют

Присаживаются на свои места.

Словесный

Ф

-

Самоконтроль: проверяют готовность к уроку

-

Р: устанавливать целевые приоритеты

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном месте

Формировать представление о полученных знаниях

Ребята, посмотрите на доску, ваша задача разгадать имена и сказать, что их объединяет?
Открываю слайд, на нем слова:
БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЕА ПОЧИВОП,  ИЯЛЬ РУМОЦЕМ

-Верно!  Обратите внимание на их портрет. Это картина известного художника В.М. Васнецова.
-
Какие былины вы знаете?

Отгадывают слова: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец. И все это герои былин.

Называют былины

Словесный

Ф

Интерактивная доска

контроль учителя

- Знать название былин, основываясь на свой читательский опыт

Р - выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме

Этап выявления места и причины затруднения

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения

- От каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю? 
- Как вы думаете, что означает слово 
былина?

Открываю слайд с определением
-Первые былины сложились ещё в Киевской Руси.

- В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли.

- Включаю запись, как звучат гусли на слайде

-Героем одной из былин был Илья Муромец. И он является героем многих былин, как вы думаете почему?
Открываю слайд 
-
 Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.
(показываю гробницу)
-
На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу. 

(показываю памятник)
-
 В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки». (показываю на слайде)

-Как вы думаете есть ли богатыри в наше время?

Отвечают на вопросы

От нашествия татаро - монгол).





-
 Былины - это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Былина образовалась от слова «быль» - было.

Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

 

Словесный

Ф

Интерактивная доска

Самоконтроль, контроль учителя

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Р – научатся выполнять учебные действия в устной форме П – развитие умения анализировать и синтезировать

Динамическая пауза

Дружно встали раз, два, три
Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам пристали,

Ноги крепкие расставим

Поворачиваем вправо

Оглядимся величаво.
Вот стоит высокий дуб, у дуба 16 рук.

Ветви тучи раздвигают, листья к полу опускают.
-Спасибо присаживайтесь!  

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации.

Создать проблемную для обучающихся ситуацию, необходимую разрешить.  

Сегодня мы только познакомимся с былиной «Ильины три поездочки», а на следующем уроке будем вновь говорить об этой былине.

- Перед тем как будем читать, проведём словарную работу

Открываю на слайде слова и их значения

-По поднятой руке, прочитайте значения слов на слайде:  

1.Кремневенькие- из кремния.

2.Булатная броня- стальная и узорчатая.

3.Убранство- украшение, внешняя отделка.

4.Смета- несметное, несчитанное богатство.

5.Палица- тяжёлая дубинка с утолщённым концом.

6.Сажень- 2,134метра (3аршина)

7.Облатынивать- обращать в католическую веру.

8.Заподваливать- запирать в подвал.

9.Не простофильтесь- не поддавайтесь на обман.

10.Башлыки-тёплый головной убор поверх шапки. Суконный капюшон с длинными концами.

11.Вороновые- чёрные.

12.Амбары- сараи для хранения урожая. Припасов, товаров.

13.Застава - штатное подразделение частей и соединений Управления специальных частей внутренних войск.

14.Яхонты - одно из устаревших названий красного и синего ювелирных минералов

15.Палицей-  Тяжелая  дубинка с утолщенным концом.


- Ребята, теперь мы приступаем к чтению текста.
- Открываем учебник на странице 12.

Начну читать я, далее
вы будете читать  по одному абзацу,  начинаем с первого ряда, все остальные внимательно следят.

Знакомятся со сложными словами из текста

Читают

Ф;И

Словесный, практический

Интерактивная доска; учебник

Самоконтроль.

Научатся определять настроение героев по их словам и действиям

Р- научатся анализировать собственную работу П – научатся устанавливать причинно-следственные связи

Этап первичного закрепления

Закрепить изученный материал с обучающимися.

Понравилось ли вам произведение?

- Какие чувства вызвали у вас герои былины? Почему?

- О чём повествуется в былине?
-Поможет ли ответить на этот вопрос её название?
 
-Какой момент в былине показался вам наиболее захватывающий?
-Чему учит нас былина
 «Ильины три поездочки»? 
-
Как вы запомнили, что такое былина? 

-Отлично!

восхищение, гордость, удивление.

-В былине повествуется о том, как Илья Муромец боролся с врагом.
-По названию можно понять, что было у 
Ильи три битвы

Высказывают свое мнение

Любить свою Родину, защищать её, быть добрым

Словесный

И; Ф

Вопросы учителя  

Самоконтроль

Выражать свои эмоции по прочитанному тексту

П – научатся определять характер литературного героя по его фразам П – научатся устанавливать причинно-следственные связи

Этап самостоятельной работы

Закрепить изученный материал путем практических действий

-Открываем рабочую тетрадь на стр. 13 и выполним вместе задания.

Выполняют задание в рабочей тетради

Практический; Словесный

И

Рабочая тетрадь

Контроль учителя, самоконтроль

Научаться правильно выражать сои мысли по прочитанному тексту в письменном виде

П - научиться структурировать знания, выбирая наиболее эффективные способы решения задач

Этап рефлексии, включающий в себя рефлексию учебной деятельности, самоанализ, рефлексию чувств и эмоций

Стимулировать потребность в самовоспитании

-На следующемуроке, ребята,   мы продолжим работать над былиной «Ильины три поездочки» 

 

- Домашнее задание я вам предлагаю следующее: 1. Подготовить выразительное чтение былины 
2. Задание в рабочей тетради № 3 и 4 на стр 14.

-Как вы считаете, как вы поработали на уроке?

- Сегодня я узнал…

- Было интересно..

- Было трудно…

- Я понял, что…

-Я научился…

Спасибо за урок!

Записывают домашнее задание

Высказывают свое мнение о уроке.

Словесный

Ф; И

_

Самоконтроль

-

К.: участие в учебном диалоге; формулирование ответов и выводов; построение речевого высказывания

Р: самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения "Ильины три поездочки", 4 класс

Презентация к уроку литературного чтения "Ильины три поездочки", 4 класс, 26 слайдов с иллюстрациями...

Урок литературного чтения в 4 классе. М.Ильин, Е.Сегал "Рассказ о снежинках"

Тема: Снежинки и снег.М.Ильин, Е.Сегал «Рассказ о снежинках»4 класс. УМК «Школа России». По учебнику Г.М.Селиверстовой, Ф.Т.Манзановой «Литературное чтение».Разработала: Доктугу Эллада Дармажаповна,уч...

Урок литературного чтения в 4 классе "Былина и её герои. Особенности былины как жанра. Былина "Ильины три поездочки""

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Урок освоения нового материала. Педагогические задачи: мотивировать учащихся на прочтение былин, пробудить интерес к истории своей страны, расширить пре...

Урок литературного чтения 4 класс УМК "Перспектива". Былина «Ильины три поездочки». Характеристика главного героя.

Работа с былиной одна из самых непростых в начальной школе, как для ученика, так и для учителя. Этот материал поможет структуировать урок литературного чтения. В разработке представлены три важнейших ...

Рабочая программа по литературному чтению 8 вид (Ильина, Матвеева-Лунева)

Адаптированная рабочая программа по чтению для обучающихся ОВЗ (8  вид) 3 класс...

Урок литературного чтения, 1 класс. Тема урока: Е. Ильина «Чик-чик ножницами».

Учебное занятие по литературному чтению 1 класс с учётом современных требований, с использованием электронных образовательных ресурсов и соответствует ФГОС НОО.На всех этапах занятия созданы условия д...

Презентация к уроку литературного чтения "Ильины три поездочки" , 4 класс

Слайд 1Былина – как жанр устного народного творечства.Слайд 2Бондыяр Кинитчи - Добрыня НикитичШаеал Повочип - Алеша ПоповичИяль Ромуцем - Илья МуромецСлайд 3Репродукция картины  В. Васнецов...